Познавательно-речевое занятие в подготовительной к школе группе по теме "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Познавательно-речевое занятие (подготовительная к школе группа).Тема «Насекомые». Составление описательного рассказа о насекомом.
Вид занятия: комплексное
Цели занятия:
образовательные:
- способствовать систематизировать представлений о насекомых, местах их обитания, способах передвижения и издания звуков;
- активизировать и расширять словарь по теме «Насекомые»;
- познакомить со схематическим изображением информации, наглядными схемами и их использованием при составлении описательного рассказа;
коррекционно-развивающие:
- развивать память, произвольное внимание, логическое мышление;
воспитательные:
- воспитывать интерес к насекомым;
- способствовать развитию партнерских взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-речевое занятие
(подготовительная к школе группа)
Тема «Насекомые». Составление
описательного рассказа о насекомом.
Вид занятия: комплексное
Цели занятия:
образовательные:
- способствовать систематизировать представлений о насекомых, местах их обитания, способах передвижения и издания звуков;
- активизировать и расширять словарь по теме «Насекомые»;
- познакомить со схематическим изображением информации, наглядными схемами и их использованием при составлении описательного рассказа;
коррекционно-развивающие:
- развивать память, произвольное внимание, логическое мышление;
воспитательные:
- воспитывать интерес к насекомым;
- способствовать развитию партнерских взаимоотношений.
Оборудование:
Картинки с изображениями насекомых; магнитно-маркерная доска, маркеры; модели; магнитофон, игрушки - бабочки.
Ход занятия:
Организационный момент (эмоциональный настрой на занятие).
Логопед: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? И у меня хорошее. Давайте улыбнемся друг другу. «СОЛНЫШКО» («и легонечко подбросим его…) Теперь везде хорошее настроение. И у наших гостей тоже. А с хорошим настроением и заниматься будет приятно. Вы со мной согласны?
Постановка темы
- Ребята, а вы умеете отгадывать загадки. Я приготовила для вас необычную загадку – звуковую. Как вы думаете, что это? (Пчела).
А теперь поробуйтеотгадать обычные загадки. (садятся) Слушайте внимательно.
- ЗАГАДКИ
В платье ярком модница Погулять охотница От цветка к цветку порхает Утомится – отдыхает (Бабочка) | В зеленом мундире В траве, на лугах Живет музыкант На длинных ногах (кузнечик) |
Возле елок из иголок Летним днем построен дом За травой не виден он, А жильцов в нем – миллион (муравейник) |
Что объединяет эти отгадки?
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем разговаривать?
А еще будем учиться составлять рассказ о насекомом.
Основная часть:
- Работа по теме «Насекомые»
А сейчас послушайте стихотворение, будьте очень внимательны, потому что в нем есть маленькая хитрость, не зря же оно называется «Четвертый лишний».
- Игра «Четвертый лишний»
На лужайке шум, веселье:
Жук устроил новоселье.
Всех гостей он пригласил,
И за стол их усадил.
Здесь комар и воробей,
Здесь трудяга-муравей.
Кузнечик чуть не опоздал –
Последним в гости прискакал.
На всех жук смотрит с удивленьем:
Кто пришел без приглашенья?
Подумайте, ребята, кто же лишний? ( Почему?)
- «Перепутанные картинки» (за столом)
Ребята, я сегодня принесла вам картинки с изображением насекомых, но они перепутались с другими картинками. Помогите мне выбрать только насекомых.
Возьмите себе по одной картинке, на которой изображено насекомое. Какие картинки оказались лишними, почему?
- Беседа о насекомых (работа в кругу)
«Ребята, давайте пройдем на палас и встанем в круг, чтобы всем было друг друга видно. Назовите своих насекомых
- Рассказ педагога о том, как «разговаривают» насекомые
Все они по-своему общаются, по-своему разговаривают, хотя у них нет язычка как у нас. Знаете ли вы как насекомые издают звуки.
Звук – что делает? – чем издает звуки?
Некоторые издают звуки крыльями, некоторые лапками, а некоторые носиком, но они очень хорошо друг друга понимают.
Ребята, какие звуки произносит жук?... Значит что он делает?...
Какие звуки произносит муха? …. Она тоже…, а иногда она произносит звуки зззз, значит она … Какие звуки произносит комар? … Значит он…
А песенка кузнечика «стрррр» (дети повторяют). Значит он, что делает? Стрекочет. Давайте произнесем вместе «стрекочет».
Кто еще умеет стрекотать? ( подскажу – она похожа на вертолет). Стрекоза тоже умеет стрекотать, потому она так и называется СТРЕКОЗА.
Составление рассказа о насекомом (по схеме)
Насекомые не могут нам о себе рассказать, поэтому я предлагаю вам самим рассказать о некоторых из них. А помогать нам будет схема (карточка – помощница), на которой значками обозначено, о чем нужно рассказывать.
Ребята, да я же забыла ее у себя дома. Живу далеко, добираться долго. Что же теперь делать? А может у вас в группе есть такая схема? Как же быть? Что вы предлагаете сделать? вы умеете составлять схему?
Давайте попробуем вместе ее составить.
О чем мы должны рассказать вначале? Как вы думаете, о чем еще нужно рассказать?
Какой самый удачный вариант?
- Цвет - несколько ярких пятен и запомним, что нужно рассказать о цвете насекомого.
- Части тела
- Где живет
- Чем питается
- Как передвигается
- Польза- вред
Ребята, давайте будем рассказывать громко, чтобы все могли слышать ваш рассказ.
Образец рассказа (педагог). Заслушиваются 2-3 рассказа детей (по желанию).
Ребята, а вы знаете, где живут насекомые? Их можно встретить везде: в лесу, у водоемов, на лугу, у дома человека, и даже иногда в доме.
А сейчас можно на улице встретить насекомых?
Давайте разместим свои картинки на доске (магнитная доска)
И поиграем в игру.
- Пальчиковая игра «Пчелки»
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки? Заглядываем в "улей".
Надо в дом постучать, Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке, Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки
Где же, Где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать: Разводим руками, растопыриваем пальцы
Раз два, три, четыре, пять! и шевелим ими (пчёлки летают)
Предлагаю вам сейчас разделиться на 2 группы и подумать какая польза и какой вред от пчелы?
- Польза- вред пчелы (работа в 2-х группах)
Хотя пчелка и мала
Но велики ее дела
Давайте вернемся к нашим картинкам. И поиграем в игру…
- Игра «День-ночь» (1, 1, 2 картинки убирают) Посмотрите, кто исчез?
Про кого из них вы хотите знать больше: про божью коровку, или про кузнечика?
- Составление рассказа о насекомом (предметные действия с моделями)
- Получение информации о насекомом (разные способы познания (с помощью карточек).
глаз | рука | телевизор | телефон | книга | вопрос |
Откуда мы это можем узнать? У меня есть карточки-подсказки (способы познания)
Работа по наблюдению, обследованию (игрушка), чтение книги, вопросы друг к другу, к гостям)
Мы уже много узнали о …, давайте будем заполнять карту про него.
- Заполнение карты-памятки
(заполняется совместно с детьми и выставляется на доску).
Может быть что-то интересное знают наши гости. Давайте спросим у них?
Ребята, а зачем нам это нужно знать?
Как это может пригодиться?
Давайте подумаем, что мы о нем расскажем, если кому-то станет интересно?
- Совместное составление детьми рассказа о насекомом по карте-памятке.
Итог
Ребята, чему мы сегодня научились? (научились составлять рассказ о насекомом, но есть еще много других насекомых, о которых мы тоже могли бы рассказать).
Скажите, что вам помогало составлять рассказ? (карточка-помощница). Что было для вас интересным?
Как легче узнавать: вместе или по одному? Теперь вы знаете, что работать и узнавать что-то новое легче вместе.
А я узнала, что в вашей группе растут очень умные и дружные ребята. Вы очень хорошо работали вместе и поэтому у вас все получалось. Вы молодцы!
Давайте возьмемся за руки. Вот какие мы дружные. В народе говорят: «Кто умеет дружить, тому легче жить». А теперь закройте глазки и протяните ладошку (звучит спокойная музыка)… на ладошку каждого ребенка педагог кладет игрушку).
КУЗ-НЕ-ЧИК | |
МУ-РА-ВЕЙ | |
Хасанова Эльмира Ринатовна, учитель-логопед
МДОУ детский сад № 5 «Золотой ключик» г. Малмыжа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – речевая викторина для детей подготовительной к школе группы с участием родителей « Что? Где? Когда?»
Данная разработка является результатом проектного метода образования детей.Проведению данной увлекательной игры предшествует большая предварительная работа, в которой задействованы дети, воспитатели, ...
Конспект НОД познавательно-речевого цикла с детьми подготовительной к школе группы "В царстве растений"
Программное содержание: 1.Закрепить знание детей о растениях .2.Развивать умение обобщать по существенным признакам, учить строить свои суждения, используя модели. Расширить и уточнить знан...
Развитие познавательно-речевых умений у детей подготовительной к школе группы через сказку
Рабочая программа...
КОНСПЕКТ Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Родной край» на муниципальном методическом объединении воспитателей
Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Родной край» на муниципальном мет...
Познавательно речевое развитие дошкольников в подготовительной к школе группы в игровой деятельности с песком.
Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Она формируется в процессе общего психофизического развития ребёнка. Улучшая работу всего организма в целом, мы оказываем благотворное в...
Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"
Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"...
Комплексное занятие «Презентация кафе «Осеннее» (образовательные области – познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие) подготовительная к школе группа
Цель: формирование познавательной активности и самостоятельности у детейЗадачи:- упражнять в порядковом счете, решать примеры;- продолжать развивать мышление, логику, сообразительность.- Закреплять ум...