НОД "Увлекательное путешествие в страну Посудию"30.09.16
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Уточнять и расширять знания детей о разных видах посуды. Развивать выразительность речи, навыки словообразования, мыслительную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_uvlekatelnoe_puteshevstvie_v_stranu_posudy.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт интегрированного НОД с использованием ИКТ, здоровьеберегающих технологий
Тема: Увлекательное путешествие в страну «Посудию»
Возрастная группа: подготовительная
Форма организации коллективной деятельности: работа в парах, совместная деятельность педагога с детьми, подгрупповая, индивидуальная, использование взаимопроверки.
Программные задачи:
- Уточнять и расширять представления детей о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана, о правилах обращения с посудой.
- Закрепить обобщающие понятия: чайная, столовая, кухонная.
- Активизировать словарь детей по лексической теме «Посуда», употребление слов противоположного значения Глубокая – мелкая), закреплять падежные окончания, образование относительных прилагательных.
- Развивать выразительность речи, навыки словообразования, мыслительной деятельности, произвольного внимания и восприятия
- развивать творческие способности детей в умении импровизировать мелодию и передавать образы самовара, чашек, чайника
- Воспитывать желание помочь Федоре, попавшей в беду, умение работать в парах, аккуратность, бережливость.
Применяемые педагогические технологии: ИКТ (авторская презентация «Путешествие в страну Посудию!»), интерактивные технологии: «Хоровод», «Дерево знаний», «Интервью»; здоровьесберегающие.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров
воспитанников группы:
- Проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- Активно взаимодействуют со сверстниками;
- Используют речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- Способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- Оценивают результаты своей деятельности, делают выводы.
Предварительная работа: знакомство с материалами, из которых сделана посуда, беседа и отгадывание загадок о посуде; разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики по теме, просмотр мультфильма и чтение сказки «Федорино горе», рисование «Посуда вокруг нас», аппликация «Чайная посуда», дидактическая игра «Расставь по местам»; сюжетно – ролевая игра «Кафе», «Чаепитие»
Материал и оборудование: презентация к НОД «Путешествие в страну Посудию»; мултимедийный проектор, экран, настоящая посуда, напольные стрелочки, корзина, костюм для Федоры; деревянная расписная ложка, элементы разбитой посуды (пазл) для игры «Собери посуду из частей»; дерево Знаний с набором картинок для интерактивной игры, сигнальные карточки синего и красного цвета (по 5 шт.); картинки для игры «Расставь посуду в шкаф»; бутафорские костюмы: самовара, заварочного чайника, маленькой чайной чашечки, сахарницы, микрофон.
Ход деятельности:
- Мотивация к деятельности
Цель: включить детей в деятельность на личностно значимом уровне.
(Воспитатель вместе с детьми заходит в зал, и видят такую картину: по полу разбросана посуда)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, ничего не пойму! Что произошло, и почему здесь оказалась посуда, да еще и в таком состоянии. Может, вы мне подскажете?
Дети: (высказывают свои предположения).
Воспитатель: Ребята, давайте наведем порядок, соберем посуду и попробуем выяснить, как она сюда попала.
(Дети и воспитатель собирают посуду в корзину. Воспитатель открывает с кастрюли крышку и находит письмо)
Воспитатель: Ребята, а вот наверно и подсказка, читает: «Хотите узнать от кого письмо, обратитесь к «волшебному экрану».
Слайд 1 – картинка с изображением Федориных котов, которые держат письмо, где написано:
Воспитатель: Читает:
От бабушки – грязнули, все вещи улизнули.
Остались у старушки лишь жабы да лягушки.
Звала стаканы, блюдца – помоет, коль вернутся.
И обещала кротко, почистить сковородки.
Воротились все!
С тех пор, из избы пропал весь сор!
Воспитатель: Вы, ребята, догадались, из какой сказки нам пришло это послание?
Дети: Из сказки «Федорино горе».
Воспитатель: Кто же нам написал письмо?
Дети: Федорины коты.
Интерактивная игра «Интервью»
Воспитатель: (задает вопросы с помощью микрофона)
Почему Федору постигло горе?
Почему вся посуда ушла от Федоры?
Какая Федора была в начале сказки, а какая в конце?
Что было, если посуда бы не вернулась к Федоре?
2. Постановка целей исследования
Воспитатель: Ребята, а вы хотите встретиться с Федорой?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Давайте превратимся в маленьких волшебников и немного поколдуем, скажем слова «Крибле-крабле- бумс!
(Дети повторяют слова, в это время воспитатель быстро переодевается в Федору).
Федора: Здравствуйте, мои друзья.
Рада видеть всех вас я.
В гости вас давно ждала.
Все помыла, убрала.
Я пришла из сказки доброй,
А зовут меня Федорой.
Дети: Здороваются.
Федора: Ребята, простила меня посуда, вернулась. Теперь я изменилась: я за посудой ухаживаю, мою ее, чищу. Посмотрите, у меня, есть красивая деревянная ложка и с помощью неё предлагаю вам узнать, какая стала у меня посуда. Становитесь в круг.
Интерактивная игра «Хоровод»
(Федора передает деревянную расписную ложку, предлагая назвать слова - антонимы)
- Раньше она была грязная, а теперь… (чистая);
- тусклая – яркая;
- разбитая – целая;
- старая – новая;
- кривая – ровная;
- пыльная – чистая;
- черная – белая.
Федора: Теперь вы, ребята, узнали, какая стала у меня посуда. Но вот беда, та посуда, которая сильно разбилась, я не могла собрать. Может, вы мне поможете?
Дети: Да, мы поможем.
Федора: Тогда разбейтесь по парам и подойдите к столам для выполнения работы.
Игра «Собери посуду из частей».
Федора: Я вам очень благодарна за помощь и предлагаю отправиться в удивительное путешествие по стране, которой нет ни на одной карте. Это Страна Посуды. Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания, игры-приключения. (Обнимает детей, ласково приговаривая): «Я ребяток собираю, в путь-дорожку приглашаю». Не заблудиться нам в нашем путешествии помогут стрелочки, которые вы видите на полу. Они укажут нам направление, куда путь держать. Будьте внимательны, не отставайте, но и не бегите вперед. В незнакомом месте лучше держаться всем вместе.
Детям с педагогом делают несколько шагов по направлению стрелок до дерева, на котором вместо листочков висит разная посуда.
3. Активное включение детей в деятельность.
Федора: Чудо-дерево растет,
Чудо-чудо-чудное,
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А ложечки да чашки,
Поварешки на нем!
- А посуда то непростая, да с загадками, попробуем отгадать.
(Ребята по очереди снимают с дерева силуэты посуды и отгадывают загадки о посуде из тематической папки авторских загадок, составленными детьми и родителями группы)
Федора: Ребята, а вы хотите превратиться на минутку в посуду.
Дети: Хотим.
Федора: Тогда хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.
Игра на координацию речи и движений «В посуду превратись»
Вот большой стеклянный чайник | Дети надувают живот |
Очень важный как начальник. | Одна рука на пояс, другой делаем «носик» |
Вот фарфоровые чашки! Очень хрупкие бедняжки. | Присесть, одна рука на пояс. |
Вот фарфоровые блюдца, Только стукни – разобьются! | Кружиться, рисуя руками круг. |
Вот серебряные ложки: Голова на тонкой ножке! | Вытягивают и смыкают руки над головой. |
Вот пластмассовый поднос Он посуду нам принес. | Наклон вперед, руки вытягивают вперед. |
Федора: Ребята пока мы с вами играли, волшебное дерево превратилось в Дерево Знаний, на котором висят карточки-задания.
(Интерактивная технология «Дерево Знаний», работа в парах)
Федора: Ребята, вы должны разбиться на пары (вспомнить правила работы в парах: работать дружно, уступать друг другу, не ссориться, выполнять задание вместе, договорившись). Сорвать с дерева только карточку, на которой изображена посуда. Далее вы должны согласовать предмет (подружить) со словами он, она, оно. Слово он поселилось в окошке с мальчиком, слово она живет в окошке с девочкой, а оно - в пустом окошке. После того, как задание будет выполнено, вы должны поменяться местами и произвести взаимопроверку (если задание выполнено правильно, поднимаете синюю сигнальную карточку, если обнаружили ошибку — красную).
(Дети выполняют задание, производят взаимопроверку, доказывают правильность выполнения задания)
Федора: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Тогда дальше в путь. Идем по стрелочкам.
Слайд 2 – картинка с изображением разной красивой посуды.
Посмотрите (обращает внимание детей на «волшебный экран») мы с вами оказались в стране Посудии.
Сядем, деточки, рядком
Поговорим с вами ладком
Про страну нам неизвестную
Но очень интересную.
Рассказ ведет Федора:
– Были времена, ребята, когда посуда была совсем не такая как сейчас.
Слайд 3 – картинка с изображением каменной посудой
Слайд 4 – картинка с изображением кожаной посуды.
Давным-давно посуда была каменная и даже кожаная.
Слайд 5 –картинка с изображением посуды из скорлупы яиц.
В Африке делали посуду из скорлупы яиц.
Слайд 5 – картинка с посудой, сделанной из хлеба.
Еще была посуда съедобная – хлебная. Вместо тарелок клали плоские лепешки или ломти хлеба, на них еду и все вместе съедали. А в Италии в хлебные тарелки даже суп наливали! Только его надо было съесть быстро, чтобы хлебная тарелка не размокла
Слайд 6 –картинки с глиняной посуды
Потом появилась глиняная посуда (показываю кувшин, горшок). Она изготовлена из глины, поэтому имеет коричневый цвет. Иногда глину раскрашивали. Мы до сих пор пользуемся этой посудой.
Слайд 7 – картинка с плетеной посудой
Есть плетеная посуда. Она плетется из соломы и служит больше для украшения. Также в нее можно класть хлеб, конфеты, фрукты, печенье.
Федора: Вот такое путешествие мы совершили в историю страны Посуда. Ребята, что нового о посуде вы узнали? Какая посуда была у народов нашей Земли?
Дети: Отвечают на поставленные вопросы.
Федора: Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие по стране Посудии, но у меня осталась к вам еще одна просьба: «Помогите мне расставить посуду в шкаф: чайную посуду на первую полку, кухонную посуду – на вторую полку, а столовую – на третью полку. Разбейтесь по парам, открывайте рабочие тетради и приступайте к выполнению задания.
Работа в парах: игра «Расставим посуду в шкаф»
(Дети отвечают на вопросы воспитателя, обобщают и делают вывод: посуду, из которой пьют чай, называют чайной. Грамматически верно строят предложения при ответе на вопросы. Дети устанавливают партнерские взаимоотношения в общих действиях. По внешнему виду и по назначению предметов определяют принадлежность посуды: чайная, столовая, кухонная)
Федора: Молодцы, ребята, быстро навели порядок в шкафу! Спасибо, ребята, за помощь. А еще я вам расскажу одну сказочную историю, которая произошла в одном большом городе, где много домов, магазинов и людей, которые постоянно куда-то бегут, спешат и часто не верят в чудеса. А чудеса все- таки бывают…
(Дети надевают бутафорские костюмы посуды)
Игра – драматизация «Сказка о чашке Горошинке и большом чайном сервизе».
Федора: В большом магазине был отдел посуды. Здесь продавались кастрюли, чайники, ложки, тарелки, сервизы и даже самый настоящий русский самовар. В общем, все было, как и во всех подобных магазинах, за исключением того, что когда уходили все покупатели и магазин закрывался, здесь начинались чудеса. Когда охранники закрывали двери магазина и гасили свет…, посуда на полках начинала оживать.
(Дети выходят в костюмах посуды по ходу слов Федоры)
На стеклянной полке в витрине стоял большой чайный сервиз, белый в красный горошек. Он был удивительно красивым, но его уже давно никто не хотел покупать. Сервиз состоял из большого заварочного чайника, сахарницы, шести больших чашек, шести блюдец и одной маленькой чашечки с маленьким блюдечком. Она стояла отдельно, будто обидевшись на всех. Никто не знал, почему эта чашечка была одна в сервизе и как она туда попала? Но почему, то покупатели думали, что остальные маленькие чашки разбились, и из-за этого не хотели покупать сервиз. Горошинка – так звали чашку, ужасно переживала по этому поду.
Заварочный чайник: Это ты во всем виновата! Из-за тебя мы будем здесь стоять вечно, и нас никто не купит!
Сахарница: Да, да! Надо ее столкнуть с нашей полки. И пусть она разобьется. Тогда нас обязательно кто-нибудь купит, и мы будем жить в какой-нибудь семье, на настоящей кухне.
Федора: Горошинка тихо плакала в сторонке и ждала, что кто–нибудь заступится за нее, но все почему – то молчали. И вот, когда Горошинку уже стали подталкивать к краю полки, и она вот – вот могла упасть и разбиться, раздался грозный голос Самовара. Он стоял в центре торгового зала на круглом столике и слышал их разговор.
Самовар: Да как вам не стыдно обижать малышку! Она ведь самая красивая из вас! Посмотрите: у нее и горошинок больше, и фарфор белее! Ну–ка, малышка, иди-ка на самый вид.
Самовар подходит к Горошинке, берет ее за руку и ставит на самый вид, в центр сервиза.
Федора: Теперь Горошинка стояла в центре сервиза и сияла от счастья. А на следующий день в магазин пришла одна семья: мама, папа и дочка Дашенька. Они выбирали чайный сервиз для своего дома.
Мама: Как много красивой посуды!
Папа: Да! На самом деле, очень много красивой посуды.
Дашенька подбежала к витрине и увидела Горошинку.
Дашенька: Мама, папа, смотрите, какая красивая чашка! Давайте купим этот сервиз! А из этой чашки буду пить чай я!
Федора: Сервиз сразу купили, и в выходной вся семья пила чай с пирогами из нового сервиза: взрослые из больших чашек, а Дашенька из Горошинки. Все были счастливы, особенно Горошинка. Она гордилась тем, что именно из-за нее купили весь сервиз. Даже заварочный чайник и сахарница признали, что были не правы и попросили прощения у Горошинки.
4. Рефлексия
Федора: Ребята вот и подошла наша встреча к концу. Спасибо ребята, что вы мне сегодня помогали, а я вам обещаю:
Уж не буду, уж не буду,
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать.
( Дети говорят волшебные слова, воспитатель в это время снимает вещи Федоры)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что происходило с вами во время путешествия. Только сейчас вы будете брать интервью.
Продолжение интерактивной игры «Интервью»
О чем мы с вами сегодня говорили? Что нового узнали? Что оказалось самым трудным для вас? Что бы вы могли рассказать своим членам семьи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Путешествие в страну Посуды"
Цель: создание условий для формирования целостного представления о посуде, ее многообразии по назначению, использованиюЗадачи:Расширить представления детей о посуде, ее назначении, истории происхожден...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в страну посуды»
План - конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в страну посуды» ...
.Тема: развитие речи с элементами театрализованной игры «Путешествие в страну посуды
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе по теме развитие речи с элементами театрализов...
НОД "Путешествие в страну "Посуда"
Обогащение словаря, развитие связной речи и расширение кругозора дошкольников по теме «Посуда»....
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну посуды»
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну посуды» Средняя группа...
Педагогический проект в старшей группе: «Путешествие в страну Посудию»
Проект: «Путешествие в страну Посудию»Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, краткосрочныйУчастники проекта: дети старшей и по...
Конспект НОД "Путешествие в страну посуды"
Помочь детям в освоении родового понятия "посуда", выделение её существенного признака- назначения....