НОД "Увлекательное путешествие в страну Посудию"30.09.16
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Елена Александровна Герасименко

Уточнять и расширять знания детей о разных видах посуды. Развивать выразительность речи, навыки словообразования, мыслительную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_uvlekatelnoe_puteshevstvie_v_stranu_posudy.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт интегрированного НОД с использованием ИКТ, здоровьеберегающих  технологий

Тема: Увлекательное путешествие в  страну «Посудию»

Возрастная группа: подготовительная

Форма организации коллективной деятельности: работа в парах, совместная деятельность педагога с детьми, подгрупповая, индивидуальная, использование взаимопроверки.

Программные задачи:

  • Уточнять и расширять представления детей о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана, о правилах обращения с посудой.
  • Закрепить обобщающие понятия: чайная, столовая, кухонная.
  • Активизировать словарь детей  по лексической теме «Посуда», употребление слов противоположного значения Глубокая – мелкая), закреплять падежные окончания, образование относительных прилагательных.
  • Развивать выразительность речи, навыки словообразования, мыслительной деятельности, произвольного внимания и восприятия
  • развивать творческие способности детей в умении импровизировать мелодию и передавать образы самовара, чашек, чайника
  • Воспитывать желание помочь Федоре, попавшей в беду, умение работать в парах, аккуратность, бережливость.

Применяемые педагогические технологии:  ИКТ (авторская презентация «Путешествие в страну Посудию!»), интерактивные технологии: «Хоровод», «Дерево знаний», «Интервью»;  здоровьесберегающие.

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров

воспитанников группы:

  • Проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Активно взаимодействуют со сверстниками;
  • Используют речь для выражения  своих мыслей, чувств и желаний;
  • Способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • Оценивают результаты своей деятельности, делают выводы.

Предварительная работа: знакомство с материалами, из которых сделана посуда, беседа и отгадывание загадок о посуде; разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики по теме, просмотр мультфильма и чтение сказки «Федорино горе», рисование «Посуда вокруг нас», аппликация «Чайная посуда», дидактическая игра «Расставь по местам»; сюжетно – ролевая игра «Кафе», «Чаепитие»

Материал и оборудование: презентация к НОД «Путешествие в страну Посудию»; мултимедийный проектор, экран, настоящая посуда, напольные стрелочки, корзина, костюм для Федоры; деревянная расписная ложка, элементы разбитой посуды (пазл) для игры «Собери посуду из частей»; дерево Знаний с набором картинок для интерактивной игры, сигнальные карточки синего и красного цвета (по 5 шт.); картинки для игры «Расставь посуду в шкаф»; бутафорские костюмы: самовара, заварочного чайника, маленькой чайной чашечки, сахарницы, микрофон.

Ход деятельности:

  1. Мотивация к деятельности

      Цель: включить детей в деятельность на личностно значимом уровне.

(Воспитатель вместе с детьми заходит в зал,  и видят такую картину: по полу разбросана посуда)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, ничего не пойму! Что произошло,  и почему здесь  оказалась посуда, да еще и в таком состоянии. Может, вы мне подскажете?

Дети: (высказывают свои предположения).

Воспитатель: Ребята, давайте наведем порядок, соберем посуду и попробуем выяснить, как она сюда попала.

(Дети и воспитатель собирают посуду в корзину.  Воспитатель открывает с кастрюли крышку  и находит письмо)

Воспитатель: Ребята, а вот наверно и подсказка, читает: «Хотите узнать от кого письмо, обратитесь к «волшебному экрану».

Слайд 1 – картинка с изображением Федориных котов, которые держат письмо, где написано:

Воспитатель: Читает:

                        От бабушки – грязнули, все вещи улизнули.

                        Остались у старушки лишь жабы да лягушки.

                         Звала стаканы, блюдца – помоет, коль вернутся.

                         И обещала кротко, почистить сковородки.

                         Воротились все!

                         С тех пор, из избы пропал весь сор!

Воспитатель: Вы, ребята, догадались, из какой сказки нам пришло это послание?

Дети: Из сказки «Федорино горе».

Воспитатель: Кто же нам написал письмо?

Дети: Федорины коты.

Интерактивная игра «Интервью»

Воспитатель: (задает вопросы с помощью микрофона)

                        Почему Федору постигло горе?

                        Почему вся посуда ушла от Федоры?

                         Какая Федора была в начале сказки, а какая в конце?

                         Что было, если посуда бы не вернулась к Федоре?

                              2. Постановка целей исследования

Воспитатель: Ребята, а вы хотите встретиться с Федорой?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Давайте превратимся в маленьких волшебников и немного поколдуем, скажем слова «Крибле-крабле- бумс! 

(Дети повторяют слова, в это время воспитатель быстро переодевается в Федору).

Федора: Здравствуйте, мои друзья.

               Рада видеть всех вас я.

               В гости вас давно ждала.

              Все помыла, убрала.

              Я пришла из сказки доброй,

              А зовут меня Федорой.

Дети: Здороваются.

Федора: Ребята, простила меня посуда, вернулась. Теперь я изменилась: я за посудой ухаживаю, мою ее, чищу. Посмотрите,  у меня, есть красивая деревянная ложка и с помощью неё предлагаю вам узнать, какая стала у меня посуда. Становитесь в круг.

Интерактивная игра «Хоровод»

(Федора передает деревянную расписную ложку, предлагая назвать слова  - антонимы)

- Раньше она была грязная, а теперь… (чистая);

- тусклая – яркая;

- разбитая – целая;

- старая – новая;

- кривая – ровная;

- пыльная – чистая;

- черная – белая.

Федора: Теперь вы, ребята, узнали,  какая стала у меня посуда. Но вот беда, та посуда, которая сильно разбилась, я не могла собрать. Может, вы мне поможете?

Дети: Да, мы поможем.

Федора: Тогда разбейтесь по парам  и подойдите к столам для выполнения работы.

Игра «Собери посуду из частей».

Федора: Я вам очень благодарна за помощь и предлагаю отправиться в удивительное путешествие по стране, которой нет ни на одной карте. Это Страна Посуды. Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания, игры-приключения. (Обнимает детей, ласково приговаривая): «Я ребяток собираю, в путь-дорожку приглашаю». Не заблудиться нам в нашем путешествии помогут стрелочки, которые вы видите на полу. Они укажут нам направление, куда путь держать. Будьте внимательны, не отставайте, но и не бегите вперед. В незнакомом месте лучше держаться всем вместе.
 
Детям с педагогом делают несколько шагов по направлению стрелок до дерева, на котором вместо листочков висит разная посуда.

                               3. Активное включение детей в деятельность.

Федора: Чудо-дерево растет,
               Чудо-чудо-чудное,
                Расчудесное!
                Не листочки на нем,
                Не цветочки на нем,
                А ложечки да чашки,
                Поварешки на нем!

          - А посуда то непростая, да с загадками, попробуем отгадать.

(Ребята по очереди снимают с дерева силуэты посуды и отгадывают загадки  о посуде из  тематической папки  авторских загадок, составленными детьми и родителями группы)

Федора: Ребята, а вы хотите превратиться на минутку в посуду.

Дети: Хотим.

Федора: Тогда хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.

Игра на координацию речи и движений «В посуду превратись»

Вот большой стеклянный чайник

Дети надувают живот

Очень важный как начальник.

Одна рука на пояс, другой делаем «носик»

Вот фарфоровые чашки!

Очень хрупкие бедняжки.

Присесть, одна рука на пояс.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются!

Кружиться, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке!

Вытягивают и смыкают руки над головой.

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.

Наклон вперед, руки вытягивают вперед.

Федора: Ребята пока мы с вами играли, волшебное дерево превратилось в Дерево Знаний, на котором висят карточки-задания.

(Интерактивная технология «Дерево Знаний», работа в парах)

Федора: Ребята, вы должны разбиться на пары (вспомнить правила работы в парах: работать дружно, уступать друг другу, не ссориться, выполнять задание вместе, договорившись). Сорвать с дерева только карточку, на которой изображена посуда. Далее вы должны согласовать предмет (подружить) со словами он, она, оно. Слово он поселилось в окошке с мальчиком, слово она живет в окошке с девочкой, а оно -  в пустом окошке. После того, как задание будет выполнено, вы должны поменяться местами и произвести взаимопроверку (если задание выполнено правильно, поднимаете синюю сигнальную карточку, если обнаружили ошибку — красную).

(Дети выполняют задание, производят взаимопроверку, доказывают правильность выполнения задания)

Федора: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Тогда дальше в путь. Идем по стрелочкам.

              Слайд 2 – картинка с изображением разной красивой посуды.

 Посмотрите (обращает внимание детей  на «волшебный экран») мы с вами оказались в стране Посудии.

                        Сядем, деточки, рядком

                         Поговорим с вами  ладком

                         Про страну нам  неизвестную

                         Но очень  интересную.

Рассказ ведет Федора:

– Были времена, ребята, когда посуда была совсем не такая как сейчас.

 Слайд 3 – картинка с изображением каменной посудой

Слайд 4 – картинка с изображением кожаной посуды.

Давным-давно посуда была каменная и даже кожаная.

            Слайд 5 –картинка с изображением посуды из скорлупы яиц.

В Африке делали посуду из скорлупы яиц.

                   Слайд 5 – картинка с посудой, сделанной из хлеба.

Еще была посуда съедобная – хлебная. Вместо тарелок клали плоские лепешки или ломти хлеба, на них еду и все вместе съедали. А в Италии в хлебные тарелки даже суп наливали! Только его надо было съесть быстро, чтобы хлебная тарелка не размокла

                     Слайд 6 –картинки с глиняной посуды

Потом появилась глиняная посуда (показываю кувшин, горшок). Она изготовлена из глины, поэтому имеет коричневый цвет. Иногда глину раскрашивали. Мы до сих пор пользуемся этой посудой.

                     Слайд 7 – картинка с плетеной посудой

Есть плетеная посуда. Она плетется из соломы и служит больше для украшения. Также в нее можно класть хлеб, конфеты, фрукты, печенье.

Федора: Вот такое путешествие мы совершили в  историю страны Посуда. Ребята, что нового о посуде вы узнали? Какая посуда была у народов нашей Земли?

Дети: Отвечают на поставленные вопросы.

Федора: Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие по стране Посудии, но у меня осталась к вам еще одна просьба: «Помогите мне расставить посуду в шкаф: чайную посуду на первую полку, кухонную посуду – на вторую полку, а столовую – на третью полку. Разбейтесь по парам, открывайте рабочие тетради и приступайте к выполнению задания.

                          Работа в парах: игра «Расставим посуду в шкаф»

(Дети отвечают на вопросы воспитателя, обобщают и делают вывод: посуду, из которой пьют чай, называют чайной. Грамматически верно строят предложения при ответе на вопросы. Дети устанавливают партнерские взаимоотношения в общих  действиях. По внешнему виду и по назначению предметов определяют принадлежность посуды: чайная, столовая, кухонная)

Федора: Молодцы, ребята, быстро навели порядок в шкафу! Спасибо, ребята, за помощь. А еще  я вам расскажу одну сказочную историю, которая  произошла в одном большом городе, где много домов, магазинов и людей, которые постоянно куда-то бегут, спешат и часто не верят в чудеса. А чудеса все- таки бывают…

(Дети надевают бутафорские костюмы посуды)

Игра – драматизация «Сказка о чашке Горошинке и большом чайном сервизе».

Федора: В большом магазине был отдел посуды. Здесь продавались кастрюли, чайники, ложки, тарелки, сервизы и даже самый настоящий русский самовар. В общем, все было, как и во всех подобных магазинах, за исключением того, что когда уходили все покупатели и магазин закрывался, здесь начинались чудеса. Когда охранники закрывали двери магазина и гасили свет…, посуда на полках начинала оживать.

(Дети выходят в костюмах посуды по ходу слов Федоры)

На стеклянной полке в витрине стоял большой чайный сервиз, белый в красный горошек. Он был удивительно красивым, но его уже давно никто не хотел покупать. Сервиз состоял из большого заварочного чайника, сахарницы, шести больших чашек, шести блюдец и одной маленькой чашечки с маленьким блюдечком. Она стояла отдельно, будто обидевшись на всех. Никто не знал, почему эта чашечка была одна в сервизе и как она туда попала? Но почему, то покупатели думали, что остальные маленькие чашки разбились, и из-за этого не хотели покупать сервиз. Горошинка – так звали чашку, ужасно переживала по этому поду.

    Заварочный чайник:  Это ты во всем виновата! Из-за тебя мы будем здесь стоять вечно, и нас никто не купит!

    Сахарница:  Да, да! Надо ее столкнуть с нашей полки. И пусть она разобьется. Тогда нас обязательно кто-нибудь купит, и мы будем жить в какой-нибудь семье, на настоящей кухне.

    Федора:  Горошинка тихо плакала в сторонке и ждала, что кто–нибудь заступится за нее, но все почему – то молчали. И вот, когда Горошинку уже стали подталкивать  к краю полки, и она вот – вот могла упасть и разбиться, раздался грозный голос Самовара. Он стоял в центре торгового зала на круглом столике и слышал их разговор.

     Самовар:  Да как вам не стыдно обижать малышку! Она ведь самая красивая из вас! Посмотрите: у нее и горошинок больше, и фарфор белее! Ну–ка, малышка, иди-ка на самый вид.

Самовар подходит к Горошинке, берет ее за руку и ставит на самый вид, в центр сервиза.

     Федора:  Теперь Горошинка стояла в центре сервиза и сияла от счастья. А на следующий день в магазин пришла одна семья: мама, папа и дочка Дашенька. Они выбирали чайный сервиз для своего дома.

     Мама:  Как много красивой посуды!

     Папа:   Да! На самом деле, очень много красивой посуды.

                          Дашенька подбежала к витрине и увидела Горошинку.

     Дашенька:  Мама, папа, смотрите, какая красивая чашка! Давайте купим этот сервиз! А из этой чашки буду пить чай я!

     Федора:  Сервиз сразу купили, и в выходной вся семья пила чай с пирогами из нового сервиза: взрослые из больших чашек, а Дашенька из Горошинки. Все были счастливы, особенно Горошинка. Она гордилась тем, что именно из-за нее купили весь сервиз. Даже заварочный чайник и сахарница признали, что были не правы и попросили прощения у Горошинки.

4. Рефлексия

Федора:  Ребята вот и подошла  наша встреча  к концу. Спасибо ребята, что вы  мне сегодня помогали, а я вам обещаю:

                                      Уж не буду, уж не буду,

                                       Я посуду обижать.

                                       Буду, буду я посуду

                                       И любить, и уважать.

( Дети говорят волшебные слова, воспитатель в это время снимает вещи Федоры)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что происходило с вами во время путешествия. Только сейчас  вы будете брать интервью.

Продолжение интерактивной игры «Интервью»

 О чем мы с вами сегодня говорили? Что нового узнали? Что оказалось самым трудным для вас? Что бы вы могли рассказать своим членам семьи?


                         

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Путешествие в страну Посуды"

Цель: создание условий для формирования целостного представления о посуде, ее многообразии по назначению, использованиюЗадачи:Расширить представления детей о посуде, ее назначении, истории происхожден...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в страну посуды»

План - конспект  непосредственно  образовательной  деятельности во второй младшей группе «Путешествие  в  страну  посуды»      ...

.Тема: развитие речи с элементами театрализованной игры «Путешествие в страну посуды

Конспект  непосредственно – образовательной  деятельности  в  подготовительной  группе  по  теме  развитие  речи  с  элементами  театрализов...

НОД "Путешествие в страну "Посуда"

Обогащение словаря, развитие связной речи и расширение кругозора дошкольников по теме «Посуда»....

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну посуды»

Конспект  занятия по развитию речи «Путешествие в страну посуды» Средняя группа...

Педагогический проект в старшей группе: «Путешествие в страну Посудию»

           Проект: «Путешествие в страну Посудию»Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, краткосрочныйУчастники проекта: дети старшей и по...

Конспект НОД "Путешествие в страну посуды"

Помочь детям в освоении родового понятия "посуда", выделение её существенного признака- назначения....