НОД "Путешествие в страну "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Обогащение словаря, развитие связной речи и расширение кругозора дошкольников по теме «Посуда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_posuda.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации муниципального образования
«Город Саратов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратов
410022, ул. Заречная, 2, тел./факс (845-2) 92-29-52 E-mail: dok196@yandex.
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по речевому развитию
в подготовительной к школе группе
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ПОСУДА»
Подготовила:
воспитатель 4 логопедической группы «Теремок»;
высшей квалификационной категории
МБДОУ – д/с № 196 компенсирующего вида
г. Саратова Рьянова Ольга Михайловна
Тема непосредственно – образовательной деятельности: «Путешествие в страну «Посуда».
Основная общеобразовательная программа: «Примерная программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР (03-07)» Н.В. Нищевой.
Возрастная группа: подготовительная.
Тема (в соответствии с лексико–тематическим планированием): «Посуда».
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: обогащение словаря, развитие связной речи и расширение кругозора дошкольников по теме «Посуда».
Задачи:
«Речевого развития»:
- Активизировать словарь детей по теме «Посуда».
- Совершенствование грамматического строя речи: словообразование сложных прилагательных; употребление существительных с помощью суффиксов –ниц-, -онк-, -ник-; употреблять существительные в именительном, винительном и предложном падежах единственного числа.
- Совершенствование синтаксической стороны речи: закреплять навык составления сложносочинённых предложений с союзом «а»; сложноподчинённых предложений со словом «потому что».
- Учить составлять описательный рассказ, используя мнемосхему.
- Упражнять детей в умении отвечать на вопросы полным, грамматически верным предложением.
«Познавательного развития»:
- Уточнять, систематизировать и расширять знания и представления детей о посуде: разнообразии видов посуды, её внешних и качественных признаках, использовании в жизни человека.
- Развивать наглядно-образное и логическое мышление, умение устанавливать закономерности и взаимосвязи.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
«Социально – коммуникативного»:
- Развивать навыки общения, умение выполнять задание в паре, группе.
- Формировать самостоятельность при решении поставленной задачи; чувство коллективизма и взаимопомощи.
- Воспитывать бережное отношение к предметам посуды.
«Физического развития»:
- Развивать общую и мелкую моторику, умение сочетать движения с речью.
- Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
- Формировать представления о полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
Форма организации: подгруппа – 8 человек.
Предварительная работа:
- Беседы: «Для чего нужна посуда?», «Из чего сделана посуда?», «Из каких частей состоит посуда?», «Дырявая» посуда».
- Рассматривание иллюстраций с предметами и наборами посуды; рассматривание посуды во время дежурства и приёма пищи.
- Чтение сказок К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе»; русской народной сказки «Лиса и журавль»; стихов Б. Коренфельда «Маленькой хозяюшке…», «Спор посуды»; отгадывание загадок о посуде.
- Дидактические игры: «Четвёртый лишний», серия «Играйка» - «Сервировка стола», «Чего не стало?», «Чего не хватает?», «Расставь посуду».
- Словесные игры: «Что в чём?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Назови ласково», «Чаепитие» (составление предложений с предлогом «с»).
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Мамины помощники»; физминутка «Я чайник – ворчун». Рисование (штриховка столовой посуды, кухонной посуды), лепка (чайная посуда).
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Форма реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, загадки, наглядность, художественное слово, дидактические игры, использование презентации, пальчиковая, дыхательная и зрительная гимнастики, динамическая пауза.
Словарная работа:
Ссуществительные: посуда, сервиз, дуршлаг, самовар, ковшик, кувшин, бутылка, хлебница, сахарница, селёдочница, молочник, солонка, перечница, конфетница, маслёнка, овощерезка, мясорубка, миксер.
Прилагательные: чайная, кухонная, столовая, хозяйственная, деревянная, фарфоровая, хрустальная, металлическая, стеклянный, пластмассовый, чугунная, глиняная, стальной, прозрачная, высокая-низкая, шировая-узкая, грубокая-мелкая.
Глаголы: мыть, убирать, расставлять, чистить, разбивать, класть, насыпать, наливать, разбить, беречь.
Наречия: осторожно, аккуратно, бережно.
Оборудование и материалы: ноутбук, видеослайды (картинный материал к игровым заданиям), телевизор, колокольчик, предметные картинки, разрезные картинки «посуда» на деревянных шпателях, мяч, сундучок с предметами настоящей посуды, мнемосхема, плоскостной чайник, магниты-смайлики с эмоциями по 2 шт. на каждого ребёнка.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| |
Слайд – сказочная страна. Воспитатель приглашает детей отправиться в увлекательное путешествие. Воспитатель звенит колокольчиком. Мой звоночек звенит, заливается Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по стране. А по какой…? Вы скоро догадаетесь сами. Знаю, знаю наперед Слайды – загадки и отгадки.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом предметы, о которых были загадки? - Правильно. Наше путешествие будет по стране «Посуда». Слайд – посуда. Воспитатель звенит колокольчиком. - Вокруг себя повернись – путешествие начнись. | Дети заходят в группу. Дети берутся за руки, образуя круг. Дети встают полукругом, разгадывают загадки. чайник тарелкою кастрюля сковороды хлебница чашка ложка стаканы вилка дуршлаг Посуда. Дети поворачиваются вокруг себя. |
| |
- Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется «Для чего нужна посуда?» Если б не было посуды, Нам пришлось бы очень худо. Мы бы тут же из людей, Превратились в дикарей: Брали мясо бы руками, Разрывали бы зубами, Пили воду бы в реке, Или в грязном ручейке. К счастью, помогает всюду Нам различная посуда: На неё еду кладут, Из неё едят и пьют. Сохраняют в ней продукты: Сыр и масло, хлеб и фрукты… В ней готовят сотни блюд- Варят, жарят и пекут! Вот какая она помощница! Воспитатель: Давайте вспомним, какая бывает посуда? Слайды – виды посуды. - Как называется та посуда, из которой мы пьём чай? - Из какой посуды мы кушаем? - Как называется посуда, в которой готовят? - А в хозяйстве какая используется посуда? - Скажите, что такое сервиз? (Полный набор чайной, столовой или кофейной посуды, состоящий из предметов, связанных между собой не только назначением, но и единым художественным оформлением (по форме и отделке). - Что относиться к столовым приборам? Слайд – посуда убегает. Воспитатель: Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки? Слайд – книга. - Как она называется? Слайд – портрет. - Кто написал эту сказку? - Почему вся посуда убежала? - Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла её. - Слышите шорох? Кто-то вздыхает. Слайд – грустная Федора. Воспитатель: Это Федора Егоровна пришла к нам за помощью. Пока посуда, обидевшись на неё, убегала, она разбилась на части. Давайте поможем Федоре собрать посуду. - Проходите за столы. - На столах – разрезные картинки, собрав их правильно, получиться целая картинка с предметом посуды. - Сначала сделаем шуточную пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика «Мамины помощники» Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Поварёшку, Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали! Игра «Собери посуду» Воспитатель: Соберите картинку и назовите её. Воспитатель: Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали. А теперь сравним эти картинки, отвечая на вопросы. В своих ответах используйте маленькое слово «а». Например: У ложки нет зубцов, а у вилки есть. Игра «Сравни» Слайды – сравнительные картинки. - Чем кастрюля отличается от сковороды? - Чем кувшин отличается от графина? - Что едят из глубокой тарелки, а что едят из мелкой тарелки? - Чем стакан отличается от кружки? Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали отличия. Давайте с вами поиграем, выходите на ковёр, вставайте в круг. - У Федоры разная посуда. Но из чего она сделана Федора не знает. Расскажем, какая бывает посуда. Слайд – сказочная страна. Игра «Из чего сделана посуда?» Ложка из дерева… Чашка из фарфора… Ваза из хрусталя… Тарелка из металла… Графин из стекла… Маслёнка из пластмассы… Сковорода из чугуна… Миска из глины… Нож из стали… Воспитатель: А сейчас все превращаются в чайников – ворчунов. Физминутка «Я чайник – ворчун» Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд Я всем на показ выставляю живот. Я чай кипячу, клокочу и кричу - Эй, люди, я с вами чай пить хочу! Воспитатель предлагает детям подойти к столу (на столе лежат картинки). Воспитатель: Ребята, мы вспомнили, какая разная по качеству бывает посуда. - А теперь, возьмите карточки и назовите посуду для хранения продуктов.
Игра «Каждый продукт, в свою посуду?» Воспитатель: Салат я положу в салатницу. А вы …? Масло сливочное я положу … Сахар я насыплю … Молоко я налью … Соль я насыплю … Хлеб я положу … Перец я насыплю … Селёдку я положу … Конфеты я положу … Соус я налью … Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Воспитатель предлагает детям сесть на стулья. - Давайте поможем Федоре расставить посуду на полки. Но сначала сделаем гимнастику для глаз, чтобы укрепить глазные мышцы. Зрительная гимнастика в стихах Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем И немножечко потрем. Игра «Четвёртый лишний» Слайды – 4 лишний. Воспитатель: Посмотрите и определите, правильно ли Федора расставила посуду, или что-то напутала? Подумайте и объясните свой выбор. - Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник. - Супница, тарелка, кофейник, кружка. - Ложка, дуршлаг, вилка, нож. - Графин, стакан, сковорода, салатница. Воспитатель: Молодцы! Федора приготовила сундучок. В нём разная посуда. Федора предлагает нам поиграть – эту посуду описать. Слайд – мнемосхема. «Составление описательного рассказа» Воспитатель: Я начну игру (даёт образец описания: название, вид посуды, цвет, размер, материал, части, применение). - Это чайная чашка, она красного цвета, небольшого размера. Она сделана из фарфора. У неё есть ручка, донышко, стенки. Из неё пьют чай. Воспитатель: Вы подробно и интересно рассказали о посуде. Ребята, а чем закончилась история с Федорой? Слайд – Федора моет посуду. Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать! Слайд – Федора у самовара. Воспитатель: Ребята, вы сделали доброе и важное дело – помогли Федоре исправиться. Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться в детский сад. Воспитатель звенит колокольчиком. - Вокруг себя повернись и в детском саду окажись. | Дети слушают стихотворение. Дети отвечают на вопросы. Чайная посуда. Столовая посуда. Кухонная посуда. Хозяйственная посуда. Ответы детей. Вилка, ложка, нож. «Федорино горе». К. И. Чуковский. Ответы детей. Дети садятся за столы. Делают пальчиковую гимнастику. (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга) (одна ладонь скользит по другой по кругу) (загибать пальчики по одному, начиная с большого) (разгибать пальчики по одному, начиная с большого) (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши). Дети собирают разрезные картинки, называют их. Я собрал чайник, чашку… Дети поочерёдно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение. Кастрюля высокая и у неё две ручки, а сковорода низкая, широкая, у неё одна ручка. У кувшина есть ручка, а у графина нет. У графина узкое горлышко, а у кувшина широкое. Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп, а из мелкой тарелки едят вторые блюда. У стакана нет ручки, а у кружки есть. Стакан прозрачный, а кружка непрозрачная. Дети проходят на ковёр, встают в круг. Проводиться игра с мячом. Дети поочерёдно перебрасывают мяч, отвечая на вопросы. деревянная. фарфоровая. хрустальная. металлическая. стеклянный. пластмассовая. чугунная. глиняная. стальной. Дети выполняют физминутку. (шаги на месте) (руки на поясе, повороты туловища) (хлопки в ладоши) (прыжки на месте). Дети проходят к столу, берут картинки. в маслёнку. в сахарницу. в молочник. в солонку. в хлебницу. в перечницу. в селёдочницу. в конфетницу. в соусник. Дети садятся на стулья, стоящие на ковре полукругом. Дети выполняют задание. Хлебница лишняя, потому что в ней не готовят пищу. Кофейник лишний, потому что это кофейная посуда, а всё остальное столовая. Дуршлаг лишний, потому что, это кухонная посуда, а остальное – столовые приборы. Сковорода лишняя, потому что она чугунная, всё остальное - из стекла. Дети по очереди приглашаются к сундучку (3-4 человека). Достают предмет посуды, рассказывают о нём (описательный рассказ с опорой на мнемосхему). Дети составляют описательные рассказы. (тарелка, чайник, сковорода, ложка). Федора исправилась. Она научилась ухаживать за посудой: мыть, чистить, вытирать, расставлять, убирать. Дети слушают. Дети поворачиваются вокруг себя. |
| |
Воспитатель: Ребята, вы многое знаете о посуде, поэтому справились со всеми заданиями, были активными и дружными. - Что же вам понравилось в этом путешествии? - Украсьте чайник таким смайликом, с каким настроением вы сегодня путешествовали. | Ответы детей. Дети выполняют задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...