Пальчиковые игры: «Использование потенциала русской народной культуры в образовательном процессе современного детского сада»
методическая разработка по развитию речи на тему

Витюк Марина Александровна

Консультация для работников дошкольного образования . Форма работы по приобщению детей к традиционной народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchiki.docx49.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №81 комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Консультация с демонстрацией. Форма работы по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре

Тема:

Пальчиковые игры: «Использование потенциала русской народной культуры в образовательном процессе современного детского сада»

palchikovye-igry2

Подготовила: воспитатель Витюк М. А.

г. Санкт-Петербург

2015 г.

Используемые педагогические технологии

  1. Технологии сотрудничества;
  2. Здоровьесберегающие технологии:
  • игровые технологии;
  • технологии музыкального воздействия.

Цель: приобщение детей к традиционной русской культуре через игровую, музыкальную деятельность. Развитие разновозрастного общения.

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие компонентов устной речи детей;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи через пальчиковые игры;
  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми, а также соблюдения общепринятых норм и правил поведения.

Физическое развитие

  • развитие тонких движений пальцев рук и координации движений обеих рук.

Речевое развитие

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, используя стишки-потешки.

Познавательное развитие

  • развитие у детей познавательных интересов;
  • расширение кругозора детей.

Художественно-эстетическое развитие

  • развитие музыкально-художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальному искусству.


Педагогам, работающим с дошкольниками, и большинству родителей давно известно о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью.

Под мелкой моторикой физиологи подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом не стоит забывать, что развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Важно развивать мелкую моторику рук ребенка, потому что, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, активизируются как речевые центры, так и сама речь. Однако, развитие мелкой моторики влияет не только на речь, но и на общее развитие ребенка, на его интеллектуальные способности. Ученые доказали, что одним из показателей нормального (физического и нервнопсихического) развития малыша являются показатели развития мелкой моторики, поэтому крайне важно начинать развитие пальчиков с раннего возраста.

В педагогической литературе описывается много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников, но один из самых интересных и доступных – пальчиковые игры.  Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек. В этом нам помогают различные потешки, прибаутки, приговорки, например, «Наши пальчики», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая» и т.п. С возрастом, и по мере овладения малышом тех или иных движений, пальчиковые игры усложняются и становятся более разнообразными. С помощью таких игр легко и весело тренировать движение пальцев рук.

Все пальчиковые игры можно условно разделить на группы, соответствующие возрасту ребенка.

Пальчиковые игры для детей 1,5-2 лет:

«Зайка»

Зайка, зайка, где твой хвост?              

 (Хлопки)

– Вот, вот, вот!                                   

 (Руки за спиной.)

Зайка, зайка, где твой нос?            

(Хлопки)

–  Вот, вот, вот!                                   

(Показать нос.)

Зайка, зайка, лапы где?                  

(Хлопки)

–  Вот, вот, вот!                                   

(Показать руки.)

Зайка, зайка, ушки где?                    

(Хлопки)

– Вот, вот, вот!                                    

(Показать ушки.)

«Ворона»

У вороны голова,                  

(Руки на голове.)

ва-ва-ва-ва                             

(4 хлопка)

Клюв  и  крылья,                  

(Руки у носа, «крылья».)

Хвостик,  ноги,                      

(Руки за спиной, топать.)

оги-оги-оги-оги.                   

 (4 хлопка)

«Торт»

Тесто ручками помнем, 

(Сжимаем-разжимаем пальчики.)
Сладкий тортик испечем. 

(Как будто мнем тесто.)
Сеpединку смажем джемом, 

(Кpуговые движения ладошками по столу.)
А верхушку — сладким кpемом 

(Круговые движения ладошками друг об друга.)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко 

(Сыплем "крошку" пальчиками обеих рук.)
А потом заваpим чай — 
В гости друга пpиглашай! 

(Одна рука пожимает другую.)

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет:

«Сорока-белобока»

Ты, сорока-белобока,

(Машем крыльями.)

Научи меня летать,

(Руки вверх.)

Ни высоко, ни далеко –

(Руки в стороны.)

Только море увидать.

(Ладонь козырьком ко лбу.)

«Мальчик с пальчик»

(Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком.)
 – Мальчик с пальчик, где ты был?

– С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел!

«Сорока»

Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой.)

Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)

Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил - 
Ничего тебе нет!
(Мизинец не загибается.)

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет:

«Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».)

«Засолим капусту»

Мы капусту рубим,        

(Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

 Мы морковку трем,        

(Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,        

(Движение   пальцев,  имитирующих  посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.        

(Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

«Хозяюшка»

Кукле кашу я сварю:

(Мешаем кашу.)
В миску молока налью,

(Наливаем молоко.)
Положу туда крупу

 (Насыпать крупу.)
И поставлю на плиту.

(Поставить на плиту.)
Будет каша хороша!

(Хлопать в ладоши.)
Кушай, кукла, не спеша.

(Пригрозить пальчиком.)

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет:

 «Лакомка»

Стоит на кухне под столом

Горшок со свежим молоком

(Левую руку сжать в кулак, положить на сток вертикально, слегка приоткрыв сверху.)

Тайком  пробралась в кухню кошка -

Отведать молока немножко.

(Средний и безымянный пальцы правой руки соединить с большим так, чтобы получилось колечко,- это мордочка кошки; указательный палец и мизинец приподнять  - так торчат кошачьи ушки.)

Наклонилась, пьет вершок,

Сунув голову в горшок.

(Постепенно просовываем  правую руку в кулак левой руки.)

А потом - ой-ой-ой!Ай-ай-ай!

Не вынуть голову никак.

(Кулак левой руки, сжимая пальцы правой руки, поднимается  вверх.)

Бежит кошка во двор,

Натолкнулась на забор.

(Передвигаем кулак левой руки с зажатыми в нем пальцами правой руки.)

Бумс! Бац! Тук-так-ток!

Раскололся тот горшок.

(Разводим руки в стороны.)

Побежала кошка в дом

Опять за вкусным молоком.

(Средний и безымянный пальцы правой руки соединить с большим так, чтобы получилось колечко,-указательный палец и мизинец приподнять.)

«Кисель»

Бабушка кисель варила.

(Правой рукой «помешиваем кисель».)

На горушечке  

(Соединяем кончики пальцев правой и левой руки, руки  разводим углом.)

Для Андрюшечки. 

(Ладонь правой руки кладем на грудь.)

Летел, летел соколок  

(Скрещиваем ладони, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог

(Помахиваем скрещенными ладонями, как крыльями.)

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Вот и нету киселька

(Руками сильно ударяем по бокам,  разводим в стороны.)

В черепушечке

(Округляем ладони, как горшок-черепушечку, и опускаем их.)

У старушечки

На горушечке.

(Соединяем кончики пальцев, показывая «гору».)

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» 

(Руками прикрываем глаза, головой покачиваем из стороны в сторону.)

Тише, бабка, не рыдай! 

(Утираем «слезы» руками.)

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя

(Помешиваем правой рукой «кисель».)

Во-о-от столько! 

(Разводим руки широко в стороны.)

«Два веселых гуся»:

Жили у бабуси (Предплечья прижаты, ладони раскрыты под подбородком и развернуты в стороны, покачиваем головой из стороны в сторону.)

Два веселых гуся: (Показываем  два пальчика.)

Один-серый (Показываем указательный пальчик на правой руке),

Другой-белый (Показываем указательный пальчик на левой руке.)

Два веселых гуся (Показываем  два пальчика.)

Мыли гуси лапки (Попеременно поглаживаем тыльные стороны ладоней.)

В луже у канавки,

Один-серый (Показываем указательный пальчик на правой руке),

Другой-белый (Показываем указательный пальчик на левой руке.)

Спрятались в канавке. (Закрываем лицо обеими ладошками.)

 

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси! (Прикладываем ладони к щекам, качаем головой из стороны в сторону.)

Один-серый (Показываем указательный пальчик на правой руке),

Другой-белый (Показываем указательный пальчик на левой руке.)

Гуси, мои, гуси». (Прикладываем ладони к щекам, качаем головой из стороны в сторону.)

 

Выходили гуси, (Встаем, руки опущены вниз, чуть-чуть разведены в стороны.)

Кланялись бабусе. (Кланяемся.)

Один-серый (Показываем указательный пальчик на правой руке),

Другой-белый (Показываем указательный пальчик на левой руке.)

Кланялись бабусе. (Кланяемся.)

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет:

«Дудочка» 

Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

(Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга.)

Потерял пастух дуду.

(«Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке.)

А я дудочку нашла,
(Наклон вперед за воображаемой дудочкой.)

Пастушку я отдала.

(Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку.)

- Ну-ка, милый пастушок,

 Ты спеши-ка на лужок,
(«Идти» пальцем по столу.)

Там Буренка лежит,

(Показывая «рожки» из пальчиков.)

 На теляток глядит,

(Ладони открыть и закрыть, изображая глаза.)

А домой не идет,

(Отталкивающие движения двумя ладонями.)

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

(«Варят» кашу указательным пальцем.)

Сашу кашей кормить.

(Подносят ко рту воображаемую ложку.)

«Дай, молочка, буренушка!»

Дай молочка, Буренушка,

(Имитировать, как доят корову.) 

Хоть капельку на донышке. Ждут меня котятки,

(Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.) 

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

(Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.)

Творогу немножечко.

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

 (Опять показывают, как доят коров.) 

Молоко коровье,

(Показывают поднятые вверх большие пальцы.)

Таким образом, через подобные пальчиковые игры мы приобщаем детей к традиционной русской культуре. Также признано, что сочетание движений рук и проговаривания стихотворений делает речь ребенка более четкой, ритмичной и яркой, поэтому развитие мелкой моторики является важнейшим фактором в речевом развитии ребенка.

Кроме того, развитие мелкой моторики является одним из главных показателей готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. А пальчиковые игры приносят большую пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, поэтому я в своей работе уделяю большое внимание   развитию мелкой моторики. Как правило, это характерно для детей старшего дошкольного возраста, готовящихся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма, но эти упражнения рекомендуется использовать, начиная с раннего возраста. 

Также пальчиковые игры стимулируют развитие внимания, мышления, памяти ребенка, развивают эмоциональность и творческую деятельность. Недаром такие игры являются одними из самых любимых игр как детей, так и взрослых. Ведь пальчиковые игры – это довольно удобное решение не только для ребенка, но и для воспитателя, родителя, если захочется поиграть дома, на улице или в детском саду. Пальчиками можно воспользоваться в любое время – их можно посчитать, превратить в зайку, побегать ими по столу и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование потенциала русской народной культуры в работе с родителями

В консультации описан опыт работы коллектива детского сада с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста....

Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосыл...

Использование потенциала русской народной куклы для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему "Использование потенциала русской народной куклы для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста" разработанна совместно с Бородиной Ириной Николаевной...

Реализация регионального компонента в культурно-образовательном процессе современного детского сада

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя, ка...

Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современного детского сада

Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста от 2 до 3 летАктуальность  Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка...

Образовательный потенциал русской народной культуры

В статье рассмотрено понятие «образовательный потенциал русской традиционной культуры», его этимология как культурно-педагогического феномена и целостного образования, имеющего самобытную ...

Адвент-календарь –современная технология организации взаимодействия участников коррекционно – образовательного процесса в детском саду.

У современных детей и игры современные и нам взрослым, как педагогам, так и родителям  необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время  требует...