Использование потенциала русской народной куклы для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Локтева Полина Алексеевна

Статья на тему "Использование потенциала русской народной куклы для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста" разработанна совместно с Бородиной Ириной Николаевной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Локтева П.А., Бородина И.Н.

воспитатели

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

№34 «Игрушка»»

г. Губкин

Белгородская область

«Использование потенциала русской народной куклы для духовно нравственного развития детей старшего дошкольного возраста»

Во все времена у всех народов величайшие умы придавали вопросу воспитания весьма большое значение. Исторический опыт показывает, что проблема ценностей обострятся, приобретает широкое социальное и нравственное значение, в сложные, переломные эпохи, когда одни идеологические и этнические устои общества обесцениваются и начиналается их поспешная замена новыми идеологиями.

В современном мире возникает острая потребность в овладении каждым педагогом личностным подходом к воспитанию и обучению. В работе с детьми от педагога требуется более высокий уровень профессионализма. Главным компонентом становится умение выстроить отношения с каждым ребёнком, таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию.

В наши дни, когда высокоразвиты информационные технологии, люди все реже вспоминают культуру своего народа, не умеют различить народные промыслы, не проявляют должного внимания к истории своего края, не посещают музеи.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Ещё перед нашими отцами и дедами стояла задача вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым. Духовно-нравственное развитие является одним из сложных процессов, который включает в себя: педагогические, социальные и духовные воздействия.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что  на этапе обновления содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался  определенный пробел в разделе «Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. Тем не менее, концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям[1].

Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, а так же здесь формируются основы личности будущего гражданина. Усвоение нравственных и социальных норм в дошкольном возрасте происходит относительно легко. И поэтому мы педагоги должны уметь прикоснуться к душе ребенка.

Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой ребенок живет. Но, к сожалению, в современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у дошкольников искажены представления о милосердии, справедливости, доброте, великодушии, гражданственности и патриотизме.

Следует донести дошкольникам, что они являются носителями истоков народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, декоративно-прикладному искусству, фольклору, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт[2].

Как  же, в наше время воспитать в детях гордость за свою Родину, патриотизм, преданность русским обычаям и традициям? Чтобы ответить на эти вопросы – необходимо вернуть утраченные когда-то ценности и восстановить связь времен.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста содержит в себе такую задачу как: развитие интереса к русским традициям и промыслам.

Именно поэтому, в обучение старших дошкольнков нашими основными задачами являются: расширение знаний детей об истории и народных традициях, знакомство с предметами быта старины,  а так же развитие  творческих способностей детей.

В настоящее время в работе с детьми народная кукла практически не используется. Мы считаем, что не один из других видов народного творчества не может активнее и глубже воспитать у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная кукла.  По мнению Е. А. Флёриной, сила влияния народной куклы на личность дошкольника заключается втом что, через народные куклы народ отдает ребенку свое умение, свою любовь и нежность, свои мысли и знания, свое веселье и смех [3].

Раньше педагогическим средством воспитания считался процесс творения куклы: взрослые при иготовлении куклы, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, указывая путь к развитию личности. Происходило формирование первоначальных, конкретных представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: любовь детей к родителям, семейные отношения и идеалы, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. С самого раннего возраста через игру с народной куклой происходит формирование нравственных понятий, отношения к людям и вещам. В процессе совместного творчества поддерживалась и удовлетворялась потребность в общении, побуждалась наблюдательность и любознательность детей.

В нашей работе мы используем для патриотического и духовно-нравственного воспитания детей - календарь народной куклы. 

Народные куклы несут в себе определенные образы, а именно, представления о семейном укладе, семье, о женских и мужских ролях, о материнстве. Данный календарь помогает нам не только закреплять с детьми времена года, и сезонные изменение в природе, а также совместное изготовление народных кукол доставляет детям радость. Народная кукла дает огромные возможности для творчества и фантазии, а так же не требует особых материальных затрат. Такую куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле,  сделанной своими руками.

Календарь народной куклы - это еще и целая энциклопедия жизни русского народа, быта с его праздниками и буднями. При изготовлении календаря мы узнали классификацию кукол. В нашем календаре мы представляем кукол – обрядовых, игровых и обережных. А так же календарь входят куклы, которые создаются в определенные дни года.

Одним из элементов воспитательного процесса является - народная кукла. Ребенок познает мир через игру с куклой, происходит его социализация в обществе. Народную куклу также можно использовать как своеобразное пособие для формирования у ребенка знаний о материальном мире[4].

Создавая совместно с детьми календарь народной куклы, мы не только узнали, для чего служили народные куклы, какие свойства им приписывались, но и научились создавать их своими руками. Это помогло лучше познакомиться с народными праздниками и понять традиции русского народа. Особенность народной куклы состоит и в том, что она доступна каждому и проста в изготовлении.

Таким образом, для воспитания у детей любви к своей Родине необходимо как можно чаще использовать народные куклы. Именнно это и станет еще одним эффективным методом в воспитании духовно-нравственного развития дошкольников. Как считала специалист по дошкольному воспитанию Елена Флерина «… народная кукла является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».

Используемая литература:

  1. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет» - М., «Айрис Пресс», 2009 г.
  2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : учебно-метод.пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  3. Флерина Е.А., «Игра игрушка» - М .,1964 г.
  4. Котова И. Н., «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб.: Паритет, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)

Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с  большой любовью  и огромной надеждой посвящаю вам свою работу:  «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

В сообщении описывается  работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...