Использование потенциала русской народной культуры в работе с родителями
консультация на тему

Иванова Анна Петровна

В консультации описан опыт работы коллектива детского сада с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Светлячок» с.Кудиново

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Использование потенциала русской народной культуры

 в работе с родителями»

Подготовила:

старший воспитатель Иванова А.П.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Цель ДОУ по организации взаимодействия с родителями -  совместное воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения

Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Условно можно выделить три формы работы по вовлечению родителей в единое пространство детского развития в ДОУ:

Информационно-аналитические формы

Познавательные формы

Досуговые формы

Каждая из этих форм ценна по своему, но без комплексного подхода не позволит достичь положительных результатов.

Информационно-аналитические формы включают анкетирование, опрос, интервью и беседы. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Познавательные формы взаимодействия с семьей очень разнообразны: практикум, симпозиум, дискуссия, конференция, вечера вопросов и ответов, родительские вечера и чтения, семейные гостиные, дни добрых дел, деловые игры, ознакомительные игры, родительские собрания.

К досуговым формам взаимодействия мы отнесем праздники, утренники, развлечения, выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии.

Любое взаимодействие с родителями нужно спланировать, выстроить так, чтобы заинтересовать родителей, привлечь на свою сторону. И здесь педагогам нужно проявить профессионализм, смекалку, изучить множество литературы. Ведь современный родитель очень требователен, в чем-то избалован и заинтересовать его очень сложно. Вот здесь нам на помощь приходит потенциал русской народной культуры. Опыт педагогов нашего детского сада показывает, что русская народная культура может стать отличным помощником в работе с родителями. Любую форму взаимодействия, будь то простая беседа или тщательно спланированная семейная гостиная, можно сделать содержательной, интересной,  эффективной, если включать элементы русской народной культуры. Беседу с родителями можно украсить пословицами и поговорками. Можно провести мастер-класс по изготовлению оберега для дома вместе детьми. Можно провести досуг, где и дети, и родители будут активными участниками, приобретут опыт взаимодействия друг с другом и просто получат массу положительных эмоций.

Можно выделить несколько элементов русской народной культуры, которые мы используем в своей работе с родителями:

Русские народные праздники, в том числе и православные;

Русские народные игры;

Русское народное творчество;

Устное народное творчество.

По каждому из этих разделов составлялись консультации для родителей:

«Роль родителей в возрождении русских традиций»;

«Совместное творчество в семье»;

«К здоровому образу жизни через русские народные игры»;

«Эмоциональный контакт с маленьким ребенком через народный фольклор».

Считаем такое просвещение родителей необходимым для полноценного взаимодействия с педагогом и успешного решения поставленных задач.

За последние два года методическая копилка нашего детского сада пополнилась большим количеством конспектов досугов и развлечений с использованием русской народной культуры, в том числе и совместных с родителями: «Посиделки на святые вечера», «Бабушкин сундук», «В гостях у хозяюшки», «Россия – щедрая душа». Содержание этих конспектов обязательно содержит ознакомительный момент для родителей. На совместные мероприятия стараемся привлекать старшее поколение – бабушек, дедушек. Чтобы они выступали не только как помощники родителей (привести-забрать), но и как носители мудрости, семейного опыта.

Совместный с родителями досуг «Вечера русской старины» проводим в средних, старших и подготовительных группах. На этом мероприятии закрепляются знания детей о народных традициях, праздниках, воспитывается интерес к народному быту, народному творчеству, побуждается желание сохранить нашу национальную культуру, обогащается словарный запас детей и самое главное – повышается педагогическая культура родителей, развивается совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

Конкурс «Мы – читающая семья» был проведен в старшей группе. Содержание заданий отражало русские народные сказки и вызвало большой эмоциональный отклик у детей и родителей, а соревновательный момент подогрел познавательный интерес.

Стало традицией проводить совместные походы в наш храм на большие православные праздники, такие как Покров, Троица. Отец Игорь, настоятель храма, в доступной форме рассказывает нашим воспитанникам о церковных праздниках, об убранстве храма. На рождественские праздники в сад приходят дети Воскресной школы и показывают тематические спектакли. Экскурсии в храм обязательно согласовываются с родителями. Мы стараемся объяснить им, что данное мероприятие несет лишь ознакомительный характер, никакого принуждения к вере нет. Но мы  с вами знаем, что капля камень точит, и даже простое посещение храма закладывает в душу ребенка основу для духовно-нравственного развития.

Предметно-развивающая среда нашего сада позволяет нам проводить тематические мероприятия. Согласитесь, что зазывать Весну-красну, играть в русские народные  игры гораздо интереснее в русской избе, чем в обычном зале. Помимо горницы воспитатели в каждой группе стараются создать уголок, в котором собираются элементы быта русских людей, элементы народного творчества. Чаще всего наполняются эти уголки с родительской помощью, каждый несет из дома по маленькому экспонату для большого дела по приобщению детей к русской народной культуре.

В завершении хочется отметить, что во ФГОС ДО четко прослеживается, что наше взаимодействие с родителями должно стать более открытым, направленным на развитии ребенка, на приобщение его к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Используя в работе с родителями элементы русской народной культуры, педагог может достичь высоких результатов в развитии и воспитании подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В работе с детьми младшего дошкольного возраста  потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...

Пальчиковые игры: «Использование потенциала русской народной культуры в образовательном процессе современного детского сада»

Консультация для работников дошкольного образования . Форма работы по приобщению детей к традиционной народной культуре....

Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосыл...

Использование потенциала русской народной куклы для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему "Использование потенциала русской народной куклы для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста" разработанна совместно с Бородиной Ириной Николаевной...

Образовательный потенциал русской народной культуры

В статье рассмотрено понятие «образовательный потенциал русской традиционной культуры», его этимология как культурно-педагогического феномена и целостного образования, имеющего самобытную ...

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО  ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...