Использование потенциала русской народной культуры в работе с родителями
консультация на тему
В консультации описан опыт работы коллектива детского сада с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Светлячок» с.Кудиново
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Использование потенциала русской народной культуры
в работе с родителями»
Подготовила:
старший воспитатель Иванова А.П.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Цель ДОУ по организации взаимодействия с родителями - совместное воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения
Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Условно можно выделить три формы работы по вовлечению родителей в единое пространство детского развития в ДОУ:
Информационно-аналитические формы
Познавательные формы
Досуговые формы
Каждая из этих форм ценна по своему, но без комплексного подхода не позволит достичь положительных результатов.
Информационно-аналитические формы включают анкетирование, опрос, интервью и беседы. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Познавательные формы взаимодействия с семьей очень разнообразны: практикум, симпозиум, дискуссия, конференция, вечера вопросов и ответов, родительские вечера и чтения, семейные гостиные, дни добрых дел, деловые игры, ознакомительные игры, родительские собрания.
К досуговым формам взаимодействия мы отнесем праздники, утренники, развлечения, выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии.
Любое взаимодействие с родителями нужно спланировать, выстроить так, чтобы заинтересовать родителей, привлечь на свою сторону. И здесь педагогам нужно проявить профессионализм, смекалку, изучить множество литературы. Ведь современный родитель очень требователен, в чем-то избалован и заинтересовать его очень сложно. Вот здесь нам на помощь приходит потенциал русской народной культуры. Опыт педагогов нашего детского сада показывает, что русская народная культура может стать отличным помощником в работе с родителями. Любую форму взаимодействия, будь то простая беседа или тщательно спланированная семейная гостиная, можно сделать содержательной, интересной, эффективной, если включать элементы русской народной культуры. Беседу с родителями можно украсить пословицами и поговорками. Можно провести мастер-класс по изготовлению оберега для дома вместе детьми. Можно провести досуг, где и дети, и родители будут активными участниками, приобретут опыт взаимодействия друг с другом и просто получат массу положительных эмоций.
Можно выделить несколько элементов русской народной культуры, которые мы используем в своей работе с родителями:
Русские народные праздники, в том числе и православные;
Русские народные игры;
Русское народное творчество;
Устное народное творчество.
По каждому из этих разделов составлялись консультации для родителей:
«Роль родителей в возрождении русских традиций»;
«Совместное творчество в семье»;
«К здоровому образу жизни через русские народные игры»;
«Эмоциональный контакт с маленьким ребенком через народный фольклор».
Считаем такое просвещение родителей необходимым для полноценного взаимодействия с педагогом и успешного решения поставленных задач.
За последние два года методическая копилка нашего детского сада пополнилась большим количеством конспектов досугов и развлечений с использованием русской народной культуры, в том числе и совместных с родителями: «Посиделки на святые вечера», «Бабушкин сундук», «В гостях у хозяюшки», «Россия – щедрая душа». Содержание этих конспектов обязательно содержит ознакомительный момент для родителей. На совместные мероприятия стараемся привлекать старшее поколение – бабушек, дедушек. Чтобы они выступали не только как помощники родителей (привести-забрать), но и как носители мудрости, семейного опыта.
Совместный с родителями досуг «Вечера русской старины» проводим в средних, старших и подготовительных группах. На этом мероприятии закрепляются знания детей о народных традициях, праздниках, воспитывается интерес к народному быту, народному творчеству, побуждается желание сохранить нашу национальную культуру, обогащается словарный запас детей и самое главное – повышается педагогическая культура родителей, развивается совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
Конкурс «Мы – читающая семья» был проведен в старшей группе. Содержание заданий отражало русские народные сказки и вызвало большой эмоциональный отклик у детей и родителей, а соревновательный момент подогрел познавательный интерес.
Стало традицией проводить совместные походы в наш храм на большие православные праздники, такие как Покров, Троица. Отец Игорь, настоятель храма, в доступной форме рассказывает нашим воспитанникам о церковных праздниках, об убранстве храма. На рождественские праздники в сад приходят дети Воскресной школы и показывают тематические спектакли. Экскурсии в храм обязательно согласовываются с родителями. Мы стараемся объяснить им, что данное мероприятие несет лишь ознакомительный характер, никакого принуждения к вере нет. Но мы с вами знаем, что капля камень точит, и даже простое посещение храма закладывает в душу ребенка основу для духовно-нравственного развития.
Предметно-развивающая среда нашего сада позволяет нам проводить тематические мероприятия. Согласитесь, что зазывать Весну-красну, играть в русские народные игры гораздо интереснее в русской избе, чем в обычном зале. Помимо горницы воспитатели в каждой группе стараются создать уголок, в котором собираются элементы быта русских людей, элементы народного творчества. Чаще всего наполняются эти уголки с родительской помощью, каждый несет из дома по маленькому экспонату для большого дела по приобщению детей к русской народной культуре.
В завершении хочется отметить, что во ФГОС ДО четко прослеживается, что наше взаимодействие с родителями должно стать более открытым, направленным на развитии ребенка, на приобщение его к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Используя в работе с родителями элементы русской народной культуры, педагог может достичь высоких результатов в развитии и воспитании подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
В работе с детьми младшего дошкольного возраста потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...
Мастер – класс «Приобщение к истокам русской народной культуры» (открытое мероприятие с родителями)
Мастер-класс для родителей по росписи дымковской игрушки....
Пальчиковые игры: «Использование потенциала русской народной культуры в образовательном процессе современного детского сада»
Консультация для работников дошкольного образования . Форма работы по приобщению детей к традиционной народной культуре....
Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосыл...
Использование потенциала русской народной куклы для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
Статья на тему "Использование потенциала русской народной куклы для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста" разработанна совместно с Бородиной Ириной Николаевной...
Образовательный потенциал русской народной культуры
В статье рассмотрено понятие «образовательный потенциал русской традиционной культуры», его этимология как культурно-педагогического феномена и целостного образования, имеющего самобытную ...
статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...