Реализация регионального компонента в культурно-образовательном процессе современного детского сада
статья
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя, как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Музей собирает «наследственные ценности», то есть важные для трансляции культурных традиций
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА
АВТОР: КУПРИЯНОВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА
Воспитатель высшей квалификационной категории
СПДС «Сказка» с.Хрящевка
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя, как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Музей собирает «наследственные ценности», то есть важные для трансляции культурных традиций.
В связи с новым пониманием сути взаимоотношений музея и посетителя возник термин «культурно-образовательная деятельность», подразумевающий образование в пространстве культуры. При этом понятие «образование» трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру. Теоретическую и методическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика.
Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
Проблема художественно-эстетического развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с культурой становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку полноценное восприятие и понимание произведений искусства и формирование осознанного эстетического отношения к окружающему миру закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение культурно-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этой области является развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту, позитивное восприятие эстетических эталонов культурного наследия народов детьми дошкольного возраста, приобщение их к культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами художественно-эстетического развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать условия: использование в практике работы современных образовательных технологий, реализация основной общеобразовательной программы, обогащение предметно-пространственной среды.
Создавая предметно-пространственную среду в групповых помещениях СПДС, мы руководствуемся принципами, в соответствии с ФГОС, реализуя региональный компонент Программы: насыщенности среды - соответствие возрастным возможностям детей, условий сельского детского сада и содержанию Программы, трансформируемости - предметная среда используется по ситуации, полифункциональности - разнообразное использование, вариативности - периодическая сменяемость игрового материала в музее, доступности к экспонатам и безопасности.
Решить задачу формирования отзывчивости к эстетической стороне окружающего мира, уважение и заинтересованное отношение к культуре, опыту и народным традициям нам помогают созданные в каждой возрастной группе Мини-музеи.
На начальном этапе организации мини-музеев воспитатели каждой возрастной группы совместно с воспитанниками и их родителями, определили свою тему и название музея, разработали его модель, выбрали удобное место для размещения, учитывая возрастные и творческие возможности, интересы группы. Музейные островки гармонично вошли в интерьер групп, прекрасно вписываются в предметно-развивающую среду, и содержание у каждой группы оригинальное, неповторимое и креативное в оформлении.
Во второй младшей группе создан мини-музей - народных игрушек «Матрешка»; воспитателями и детьми средней группы совместно с родителями создан мини-музей «Мое село - моя малая Родина»; воспитатели совместно с детьми подготовительной группы создали мини – музей «Народы Поволжья».
Мини-музей второй младшей группы «Матрешка». Цель создания - познакомить детей младшего возраста с русским народным фольклором посредством народной игрушки, со сказками и рассказами о ней, развивать речь, формировать интерес и эмоциональное отношение к народной игрушке; развивать воображение, художественный вкус, моторику рук. Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием народной игрушки; организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми; повысить общий культурный уровень родителей.
Содержание музея: Литературное сопровождение - стихи классиков, детских поэтов, загадки, сказки, былины, детские рассказы об игрушке. Cказки: «Колобок» обр. К.Ушинскаго, «Теремок» обр. Е.Чарушена. Стихотворения «Матрешка» И.Нехода, «Матрешка» З.Медведева. Фотоальбом «Красавица матрешка». Д/И «Собери матрешку», «Найди такую же матрешку», «Разложи матрешки по величине», «Найди одинаковые матрешки». Пальчиковая игра «У матрешки нашей Мани». Речевая игра «Матрешка».
Экспонаты в музее, собранные родителями и детьми. Сконструированы «Заборчик для матрешки», « Домик для большой и маленькой матрешки». «Теремок для матрешки». Сборник стихов для родителей «Детям об игрушке», а также художественная литература рассказывание взрослым сказок детям. Иллюстрации с народной игрушкой. Тематические экспонаты, сделанные своими руками. Коллективная работа по аппликации «Наряди матрешку». Работа по рисованию «Украсим сарафан матрешке». Работа по лепке « Матрешка». Картотека р. н. сказок о народной игрушке и песни о Матрешке: Танец с платочками, игры – пляски «Мы матрешки- крошки», сборник песен «Мы веселые матрешки» (по DVD и CD-R).
- Мини-музей в средней группе «Мое село - моя малая Родина». Цель музея - формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о родном селе и сознания о своей принадлежности к семье происходит не только в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, но и в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к культурной действительности.
Содержание материала: макеты жилищ народов села, национальные костюмы четырех народов, куклы и предметы быта. Дидактические игры, тематические альбомы в четырех направлениях: культура русского народа; традиции чувашского народа; культурное наследие татарского народа; колорит мордовского народа.
Дидактические пособия «Подвижные игры народов села», «Игры народов мира», «Книга о селе» «Природа нашего села». В перспективе создание в группе дидактических пособий по формированию у детей знаний о своем народе и национальных традиций, быта односельчан. Набор фото достопримечательностей села.
Мини - музей созданный в подготовительной группе: «Народы Поволжья» Цель создания - познакомить детей с историей родного края на примере народной куклы, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
Содержание мини-музея: деревянные, глиняные народные игрушки и посуда народов Поволжья, куклы из ткани в народных костюмах, соломы, тканые изделия, а также старинная утварь. Творческие поделки, изготовленные детьми и взрослыми.
Репродукции, панно с изделиями народов Поволжья промыслов, альбомы с пейзажами края, схемы и материал для самостоятельного изготовления игрушек: кусочки ткани, нитки, солома, глина и т. д. Шаблоны для творческой росписи своими руками.
И обязательно организуем экскурсии в другие группы для расширения кругозора.
Также, кроме мини-музеев для реализации национально регионального компонента Программы и обеспечения разнообразной деятельности ребенка с требованиями ФГОС в старших дошкольных группах этой области представлены и Центры воплощения фольклора:
- Центр ролевой игры. Цель центра - развитие этических ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов. Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.
- Стена творчества. Наряду с другими работами периодически на «Экране творчества» по теме: богатства нашей Родины представляются творческие экспонаты детей, на основе сформированных представлений в культурно-образовательной деятельности мини-музеев.
Подведем итог нашей работе. Как мы все знаем, в настоящих музеях, не принято трогать экспонаты руками, но в наших мини- музеях это разрешается! Наши воспитанники могут посещать «музей» каждый день, менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать и играть.
Существенным преимуществом наших мини-музеев является их трансформируемость - наши экспозиции стационарные и передвижные, мы представляем их на участке детского сада, в беседке ко Дню открытых дверей в летний период, на выставках в общеобразовательной школе, сельском Доме культуры, библиотеке. Экспонаты мы выставляем и на национальные праздники: «Сабантуй» тат.н.п., «Русская березка» рус.н.п., «Масленица» рус.н.п., «Навруз» тат. н.п., «Рождественские колядки», «Манкун» чув.н.п., «Шумбарат» морд.н.п.
Формы и методы музейной педагогики настолько широки и интересны, что применять их можно практически в любых сферах деятельности детей и в непосредственной образовательной деятельности. Такое дополнение делает НОД ярче, вызывает интерес дошкольников, развивает познавательную активность, обогащает знания об истории, многовековой культуре человечества, позволяет активизировать и обогатить процесс взаимодействия взрослых и детей, является, по сути, новой образовательной технологией.
Одним словом у ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музеям.
Цели и задачи мини- музея, реализованные после их создания:
1 Обогаще6ние предметно- пространственной среды детского сада.
2 Обогащение воспитательно - образовательного процесса новыми формами
3 Формирование у дошкольников представления о музее
4 Расширение кругозора, развитие познавательных способностей
5 Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
6 Развитие творческого и логического мышления и воображения
7 Формирование активной жизненной позиции.
8 Привлечение внимания родителей к истории нашего села и края, повышение общего культурного уровня родителей.
9 Тесное взаимодействие и сотрудничество с социумом: ДК с. Выселки, Библиотека, музеи района, общеобразовательная школа
Литература:
1. Мини – музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2014. 256 с.
2. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, февраль 2013 г.
3. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3, март 2015 г.
4. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4, апрель 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
Доклад на районную августовскую конференцию...
"Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
laquo;Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».Цель:внедрение регионального компонента через реализацию программы«Наш дом ...
Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».
На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...
«Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО»
Целью разработки мероприятий по внедрению регионального компонента в работу ДОО- является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в процессе формирования значимости...
«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
laquo;Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Система организации экологического воспитания детей 5-6 лет «Природа Шатков глазами детей» на основе регионального компонента через социальное партнерство в условиях детского сада.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающ...