Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.
методическая разработка на тему
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konkursa_2.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным — народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему, как к национальному достоянию.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Актуальность проблемы также обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко обозначены основные принципы дошкольного образования одними из которых являются:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
Именно поэтому я поставила перед собой цель: воспитывать духовно-нравственные качества детей через знакомство с традиционными русскими праздниками.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Приобщая детей к народной культуре, погружая их в атмосферу русской традиции, формой подведения итогов лучше всего избрать форму традиционного народного праздника. Именно эти формы, веками складывающиеся, лучше всего дают детям представление о культуре народа, знакомят с традициями и народными обрядами, формируют позитивные ценности. Безусловно, человек, уважающий и знающий свою культуру, будет толерантно относиться к другим народам, их традициям.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это календарно-обрядовые праздники.
«Обряд» - слово русское и происходит от слова «ряд», рядить или обряжать, договориться о чем- либо, установить то или иное жительское правило, провести праздник. В широком смысле слова – это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины, трудовых коллективов. С помощью обряда определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались самобытные песни и танцы, художественные символы и орнаменты. Возникая на основе производственной деятельности, обряды стали средством общения и средством выражения коллективных эмоций и духовного здоровья. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Народная обрядность явилась плодом единения и творчества простых людей. И важным средством в развитии познавательного интереса.
Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».
Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас.
Календарно-обрядовые праздники положительно влияют на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события.
В связи с этим выделено противоречие между необходимостью развития интереса к календарно- обрядовым праздникам и отсутствием как теоретического, так практического материала по данной проблеме, низкая заинтересованность педагогов и многонациональный состав семей, не знающих своих традиций и обрядов.
Знакомя детей с культурой нашего народа, встали вопросы:
• как донести до понимания детей особенности крестьянского быта, труда,
• как в доступной форме познакомить с фольклором, народными традициями, с русским народным творчеством, обрядами, праздниками.
Я разработала тематический план работы по приобщению детей к народной культуре своего народа, благодаря которому смогла распределить материал таким образом, чтобы учесть возрастные и индивидуальные особенности детей, а также охватить все разделы предполагаемой работы по данному разделу. В основе построения работы с детьми положила органичную связь тематического плана с народным и социально-бытовым календарём. Такой метод построения тематического плана делает его более реальным, жизненным, связывает непосредственную образовательную деятельность с окружающей жизнью.
В знакомстве детей с традиционной культурой значительную роль имеет наглядность. В нашем ДОУ создан мини-музей русского быта, в котором с помощью родителей собран большой этнографический материал. А, наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий. Это тем более важно для впечатлительной детской души, для которой при этом "знания" об исторических предметах превращаются в "личную причастность к истории народа".
Да, быт в старину был тяжел. Это видно детям по рубелю для стирки белья, по прялке, по коромыслу. Но тем острее осознается мудрая любовь человека к красоте, благодаря которой затейливо украшались и эти предметы, и многие другие - скатерти, рушники, посуда, половики.
В русской избе я также знакомлю детей с укладом русской жизни, с русскими народными традициями. Специальные занятия посвящаются разъяснению понятий «изба, дом, терем», а также «семья и семейный уклад».
Каждый год дети проживают одни и те же праздники календарного круга - встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны. При этом поясняю связь крестьянского календаря с жизнью землепашца, с крестьянским трудом. Важно осознание ребенком причастности к этому доброму, мудрому миру, несущему радость через образы зверей и птиц («Петушок», «Зайка») - наших братьев меньших, через встречу с природой. Дети в процессе знакомства с народным календарем (по месяцам), участвуют в игровых действиях - в осенних работах по сбору урожая и заготовке впрок, выясняют, что такое осенины: капустник, рябинник, кузьминки... Совместно с музыкальным руководителем знакомим детей с песнями о труде. Дети испытывают удовольствие, обыгрывая трудовой процесс, и одновременно получают представление о смысле и содержании труда.
Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его. Это помогает детям также лучше, ориентироваться во временных понятиях.
На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх.
Особое внимание в деятельности ДОУ уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Насыщенность народного праздника или игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Всю работу по ознакомлению с календарно-обрядовыми праздниками я веду совместно с родителями.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Ни для кого не секрет, что в настоящее время теряются родственные связи, далеко не всегда мы интересуемся нашими предками, историей своей семьи.
Для того чтобы привлечь внимание родителей к этой проблеме я предложила родителям своих воспитанников создать генеалогическое древо своей семьи, разузнать как можно больше о своих предках. Родители восприняли это с интересом.
Используя этот метод в работе с родителями и детьми, я пробуждаю у них интерес к истории своих предков. Перед тем как дать семье такое задание, я рассказала об истории генеалогии, о правилах отображения сведений о родстве в виде таблиц, росписей, карточек. Как правило, семьи составляют родословную, указывающую всех предков ребенка, как по мужской, так и по женской линии, и оформляют ее в виде древа. Родословное древо выглядит красиво и наглядно.
В современных условиях многонациональности нашего государства возросла проблема возрождения культурных традиций разных семей. Поэтому одной из задач является – воспитание интерес а и желания к продолжению семейных традиций, привлечению родителей к посильному участию в праздниках и развлечениях вместе с детьми.
Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовно – нравственных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.
Список литературы:
1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор /В.П. Аникин. – М., - 1957. – 165 с.
2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
3. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1925. - С. 54.
4. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
5. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова. – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
6. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.
8. Миловский А.С. Песнь - жар птицы: Рассказы о народных праздниках / А.С. Миловский. - М.: Детская литература, 1987. — 190 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование тонких движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста". Мастер класс.
Шаг в искусство делает любой человек в том или ином возрасте. Но замечено, что от того, каким будет этот первый шаг, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер миров...
План самообразования по Художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства.
В плане самообразования изложена полная информация по теем "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства....
Использование информационно коммуникационных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Изобразительное искусство – одно из средств художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.Изобразительная деятельность является для детей одним из любимых занятий, если он...
«Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в художественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
Презентация- привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей.Слайд-шоу дает возможность выстроить объяснение логично и научно, наглядно продемонстрировать изучаемый материал.Фото-э...
Методические рекомендации по составлению программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста (раздел «Музыка») на основе русского народного фольклора
Методические рекомендациипо составлению программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста (раздел «Музыка»)на основе русского народного фольклора...
«Использование лего-технологии в области художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
В настоящее время лего-конструирование не только реализует традиционно присущие ему функции, но и рассматривается в качестве уникального средства художественно-эстетического развития детей дошкольного...
Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства».
Консультация для воспитателей«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства». В соответствии с Федеральным Государств...