Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современного детского сада
методическая разработка (младшая группа)
Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста от 2 до 3 лет
Актуальность
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.
Исследовательские качества наблюдаются у детей 1-2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарныхдействий : размазывание краски по листу, попробывать на вкус, испытать на прочность, извлечь звук.
Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследования - это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.
Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.
В процессе исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, благодаря Мини- лабораториям дети могут познать объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Мы работаем в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках.
Задачи экспериментальной деятельности- Это расширение представлений детей об окружающем мире
В нашей группе создан уголок для детского экспериментирования, где представлено достаточно много материалов и оборудования, как покупных, так и сделанных своими руками.
Например: тематические папки: виды тканей, виды бумаги, схемы для проведения опытов с водой, воздухом, бумагой, оборудование для игр с водой, песком, мыльные пузыри, лупы, ситечки, бросовый материал, природный материал, космический песок, волшебный мешочек, коробочка ощущений, весы.
Для игр-экспериментов детям я предлагаю песок, воду, пробки, крупу, камушки, снег, трубочки и т.д. самые доступные материалы.
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему,
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому,
Не задает вопросов «Почему?».
Самуила Яковлевича Маршак
Чтобы с нашими детьми не произошло ничего подобного, у нас в группе был организован уголок экспериментирования «Мудрая сова».
Наши ребята еще очень маленькие, многие из них даже не умеют говорить. Поэтому наши занятия проходят вот так. К нам в группу приходит клоун, который показывает интересные фокусы с водой и воздухом. Но мы можем и сами выполнять несложные алгоритмы опытов.
Мы познаем окружающий мир через игру и эксперименты.
Ах, какая пенка! Игры с мыльной пеной
Удовольствие детям приносят игры с мыльной пеной – это нравится всем без исключения малышам. Игры с пеной учат действовать самостоятельно в экспериментальной деятельности, накапливать практический опыт. Пена помогает развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию. Ребята группы проводили опыты с водой и мылом, самостоятельно взбивали пену. Сделали вывод – мыло в воде – появляется пена. Детям очень нравится пенка! Были проведены разнообразные игры: «Где тут прячется вода», «Пенка на ладошках», «Разложи пену по стаканам». Ребята с удовольствием принимали активное участие в проводимых играх – экспериментах. У малышей остались положительные эмоции и радость от совместной игры. Результатом всех этих игр «Все о мыльной пене» явилось формирование у детей элементарных навыков поисковой деятельности, знаний о свойствах пены.
Воздушные шарики
Мы весело и дружно
Надуем шар воздушный
Шарик красный, шарик синий
Надуваем сильно-сильно.
Вдох-выдох, выдох-вдох
Улетел наш шарик – «ОХ»!
Сколько радости приносят воздушные шарики детям, они играют с ними. Но вскоре на них перестают обращать внимание, что с ними сделать, что бы они не лежали без всякой цели. В ходе практики, дети познакомятся с различными опытами с шариками.
Шарик не тонет в воде, так как в шарике воздух, а воздух легче воды.
Оказывается, обычный шарик может работать, как магнит.
Только притягивает он не металл.
Нужно потереть шарик о волосы. Мы нарвали бумагу на небольшие кусочки, и посмотрели, что будет, если к ним поднести шарики. (они примагничиваются)
Большое внимание уделяю и экспериментированию с различными крупами, что позволяет развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев, а заодно и выяснить, что манная крупа не похожа на гречневую, а гречневая – на пшено.
Игра «ВОЛШЕБНОЕ СИТО»позволяет познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
Я говорила детям, что собираюсь сварить кашу манную для куклы Кати, но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. Как отделить рис от манки?
Мы пробовали отделить пальчиками.заметили , что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Нет ли у нас каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежит cито. Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита сыпется в миску? Затем детям можно дать самостоятельно просеять крупу.
Любимая игра детей покормить петушка, сделать погремушку из фасоли, спрятать игрушку в крупе и найти ее, кто быстрее, ну и конечно же, поделки из манной крупы, столько всего интересного можно сделать.
Заинтересуют малышей также и макаронные изделия – рожки, спиральки, ракушки, трубочки, бантики. Из них можно складывать настоящие картины. К тому же, сегодня можно купить разноцветные макароны. И, наконец, это просто весело.
Развитие мелкой или тонкой моторики пальцев – это залог простоты и легкости овладения навыками письма. Гибкие и подвижные пальцы позволят ребенку не только легко писать, но и рисовать, облегчат выполнение бытовых действий и многое другое.
В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, прищепки, крышки, пуговки, «киндеры», пластмассовые бутылочки… Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками.
Игры с прищепками для детей это веселое и интересное занятие. Именно тренировка пальцев и выполнение ребенком точных движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша.
Игры с прищепками для такой «тренировки руки» подходят идеально, н-р, игра "Большая стирка" помогает детям развивать зрительное восприятие, умение выделять цвет, называть предметы одежды, учит детей правильно брать и открывать прищепку; воспитывать интерес, усидчивость.
Дети берут заготовки из картона и с помощью прищепок делают солнцу лучики, тучке – дождик, лошадке – ножки, морковке – ботву, зайчику – ушки, ежику – иголки.
Эту же функцию выполняют и пластиковые крышечки, дети учатся выкладывать рисунок из пластиковых крышечек, правильно подбирая по цвету, брать предметы надо по одному из коробочки. Дети прекрасно справляются с этим заданием, учатся называть то, что нарисовано на картинке.
Нанизывание бусин в виде овощей и фруктов – превосходное антисрессовое упражнение. Оно подходит для вечернего времени, особенно для детей, которые ураганом носятся по группе. Успокоить или занять на десять минут, – все это с легкостью удастся при помощи баночки с разноцветной россыпью. Бусины отвлекут и развлекут
Ну и бесценна польза в совершенствовании координации движений, укреплении пальчиков, развитии глазомера ребенка.
И не менее любимое занятие у наших малышей это собирание разноцветных шариков, нужно воткнуть шарики в дырочки.
Игры с песком и водой
И конечно же игры с водой. Их так много, с водой так интересно играть. и не просто играть, а узнавать что-то новое и интересное.
Огромные возможности для развития познавательного интереса малышей таят в себе игры с водой и песком. Благодаря таким играм, малыши узнают, что песок может сыпаться, что из него можно лепить куличики, а вода бывает тёплой и холодной.
Они доставляют удовольствие и детям и взрослым.
Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику,успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много-мало”, “быстро-медленно”, “короткий-длинный”, “высокий-низкий”.
При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.
Мы используем не только простой, но и кинетический, радужный песок.
Игра "Поваренок". Учимся пользоваться формочками.
Ну-ка, повар, наш дружок,
Испеки нам пирожок!
Игры и упражнения с водой положительно влияют на развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев и кистей рук, сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания, формируют навыки наблюдения.
"Игра "Соберем водичку" - научить детей пользоваться губкой для сбора воды.
Прошло время и вот, мы решили продемонстрировать наши знания и умения. И провели открытый урок для наших родителей на тему: . Было очень весело, интересно, познавательно.
Вывод: Экспериментирование не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображения, мышление, фантазию, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka._attestatsiya.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста от 2 до 3 лет
Актуальность
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.
Исследовательские качества наблюдаются у детей 1-2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарныхдействий : размазывание краски по листу, попробывать на вкус, испытать на прочность, извлечь звук.
Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследования - это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.
Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.
В процессе исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, благодаря Мини- лабораториям дети могут познать объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Мы работаем в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках.
Задачи экспериментальной деятельности- Это расширение представлений детей об окружающем мире
В нашей группе создан уголок для детского экспериментирования, где представлено достаточно много материалов и оборудования, как покупных, так и сделанных своими руками.
Например: тематические папки: виды тканей, виды бумаги, схемы для проведения опытов с водой, воздухом, бумагой, оборудование для игр с водой, песком, мыльные пузыри, лупы, ситечки, бросовый материал, природный материал, космический песок, волшебный мешочек, коробочка ощущений, весы.
Для игр-экспериментов детям я предлагаю песок, воду, пробки, крупу, камушки, снег, трубочки и т.д. самые доступные материалы.
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему,
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому,
Не задает вопросов «Почему?».
Самуила Яковлевича Маршак
Чтобы с нашими детьми не произошло ничего подобного, у нас в группе был организован уголок экспериментирования «Мудрая сова».
Наши ребята еще очень маленькие, многие из них даже не умеют говорить. Поэтому наши занятия проходят вот так. К нам в группу приходит клоун, который показывает интересные фокусы с водой и воздухом. Но мы можем и сами выполнять несложные алгоритмы опытов.
Мы познаем окружающий мир через игру и эксперименты.
Ах, какая пенка! Игры с мыльной пеной
Удовольствие детям приносят игры с мыльной пеной – это нравится всем без исключения малышам. Игры с пеной учат действовать самостоятельно в экспериментальной деятельности, накапливать практический опыт. Пена помогает развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию. Ребята группы проводили опыты с водой и мылом, самостоятельно взбивали пену. Сделали вывод – мыло в воде – появляется пена. Детям очень нравится пенка! Были проведены разнообразные игры: «Где тут прячется вода», «Пенка на ладошках», «Разложи пену по стаканам». Ребята с удовольствием принимали активное участие в проводимых играх – экспериментах. У малышей остались положительные эмоции и радость от совместной игры. Результатом всех этих игр «Все о мыльной пене» явилось формирование у детей элементарных навыков поисковой деятельности, знаний о свойствах пены.
Воздушные шарики
Мы весело и дружно
Надуем шар воздушный
Шарик красный, шарик синий
Надуваем сильно-сильно.
Вдох-выдох, выдох-вдох
Улетел наш шарик – «ОХ»!
Сколько радости приносят воздушные шарики детям, они играют с ними. Но вскоре на них перестают обращать внимание, что с ними сделать, что бы они не лежали без всякой цели. В ходе практики, дети познакомятся с различными опытами с шариками.
Шарик не тонет в воде, так как в шарике воздух, а воздух легче воды.
Оказывается, обычный шарик может работать, как магнит.
Только притягивает он не металл.
Нужно потереть шарик о волосы. Мы нарвали бумагу на небольшие кусочки, и посмотрели, что будет, если к ним поднести шарики. (они примагничиваются)
Большое внимание уделяю и экспериментированию с различными крупами, что позволяет развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев, а заодно и выяснить, что манная крупа не похожа на гречневую, а гречневая – на пшено.
Игра «ВОЛШЕБНОЕ СИТО»позволяет познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
Я говорила детям, что собираюсь сварить кашу манную для куклы Кати, но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. Как отделить рис от манки?
Мы пробовали отделить пальчиками.заметили , что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Нет ли у нас каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежит cито. Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита сыпется в миску? Затем детям можно дать самостоятельно просеять крупу.
Любимая игра детей покормить петушка, сделать погремушку из фасоли, спрятать игрушку в крупе и найти ее, кто быстрее, ну и конечно же, поделки из манной крупы, столько всего интересного можно сделать.
Заинтересуют малышей также и макаронные изделия – рожки, спиральки, ракушки, трубочки, бантики. Из них можно складывать настоящие картины. К тому же, сегодня можно купить разноцветные макароны. И, наконец, это просто весело.
Развитие мелкой или тонкой моторики пальцев – это залог простоты и легкости овладения навыками письма. Гибкие и подвижные пальцы позволят ребенку не только легко писать, но и рисовать, облегчат выполнение бытовых действий и многое другое.
В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, прищепки, крышки, пуговки, «киндеры», пластмассовые бутылочки… Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками.
Игры с прищепками для детей это веселое и интересное занятие. Именно тренировка пальцев и выполнение ребенком точных движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша.
Игры с прищепками для такой «тренировки руки» подходят идеально, н-р, игра "Большая стирка" помогает детям развивать зрительное восприятие, умение выделять цвет, называть предметы одежды, учит детей правильно брать и открывать прищепку; воспитывать интерес, усидчивость.
Дети берут заготовки из картона и с помощью прищепок делают солнцу лучики, тучке – дождик, лошадке – ножки, морковке – ботву, зайчику – ушки, ежику – иголки.
Эту же функцию выполняют и пластиковые крышечки, дети учатся выкладывать рисунок из пластиковых крышечек, правильно подбирая по цвету, брать предметы надо по одному из коробочки. Дети прекрасно справляются с этим заданием, учатся называть то, что нарисовано на картинке.
Нанизывание бусин в виде овощей и фруктов – превосходное антисрессовое упражнение. Оно подходит для вечернего времени, особенно для детей, которые ураганом носятся по группе. Успокоить или занять на десять минут, – все это с легкостью удастся при помощи баночки с разноцветной россыпью. Бусины отвлекут и развлекут
Ну и бесценна польза в совершенствовании координации движений, укреплении пальчиков, развитии глазомера ребенка.
И не менее любимое занятие у наших малышей это собирание разноцветных шариков, нужно воткнуть шарики в дырочки.
Игры с песком и водой
И конечно же игры с водой. Их так много, с водой так интересно играть. и не просто играть, а узнавать что-то новое и интересное.
Огромные возможности для развития познавательного интереса малышей таят в себе игры с водой и песком. Благодаря таким играм, малыши узнают, что песок может сыпаться, что из него можно лепить куличики, а вода бывает тёплой и холодной.
Они доставляют удовольствие и детям и взрослым.
Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику,успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много-мало”, “быстро-медленно”, “короткий-длинный”, “высокий-низкий”.
При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.
Мы используем не только простой, но и кинетический, радужный песок.
Игра "Поваренок". Учимся пользоваться формочками.
Ну-ка, повар, наш дружок,
Испеки нам пирожок!
Игры и упражнения с водой положительно влияют на развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев и кистей рук, сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания, формируют навыки наблюдения.
"Игра "Соберем водичку" - научить детей пользоваться губкой для сбора воды.
Прошло время и вот, мы решили продемонстрировать наши знания и умения. И провели открытый урок для наших родителей на тему: . Было очень весело, интересно, познавательно.
Вывод: Экспериментирование не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображения, мышление, фантазию, речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры: «Использование потенциала русской народной культуры в образовательном процессе современного детского сада»
Консультация для работников дошкольного образования . Форма работы по приобщению детей к традиционной народной культуре....
Формирование интереса родителей к образовательному процессу в детском саду через реализацию проектной деятельности
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколени...
Роль ИКТ в педагогическом процессе современного детского сада.
В дошкольном учреждении с каждым годом усовершенствуется система образования. Информационные технологии в педагогическом процессе занимают значительное место . Детский сад- часть общества. и в нем, ка...
Реализация регионального компонента в культурно-образовательном процессе современного детского сада
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя, ка...
Адвент-календарь –современная технология организации взаимодействия участников коррекционно – образовательного процесса в детском саду.
У современных детей и игры современные и нам взрослым, как педагогам, так и родителям необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время требует...
Конспект «Исследовательская деятельность во второй младшей группе детского сада. Приключения Капельки и гуся Нильса. образовательная область « Познание»
Исследовательская деятельность во второй младшей группе детского сада. Поможет развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Будет способствовать накоплению у детей конкрет...
Современные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду в условиях ФГОС ДО
В дошкольном образовании в настоящее время происходят серьезные перемены, основа которых была заложена государством, проявляющем большой интерес к развитию данной сферы. Главной целью политики в сфере...