Адвент-календарь –современная технология организации взаимодействия участников коррекционно – образовательного процесса в детском саду.
статья по логопедии (старшая группа)
У современных детей и игры современные и нам взрослым, как педагогам, так и родителям необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время требует от профессионального педагога постоянного развития и поиска новых, системно - деятельностных подходов в работе с родителями в рамках реализации ФГОС ДО.
Одной из инновационных, полифункциональных и интересных форм работы с педагогами и родителями в нашем детском саду является Адвент - календарь (календарь ожидания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_advent_kalendar.docx | 450.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Адвент-календарь –современная технология организации взаимодействия участников коррекционно – образовательного процесса в детском саду.
Мам, сколько дней осталось до Нового года? Мам, а до дня рождения? Мам, а когда приедет бабушка в гости? А через, сколько дней мы идем в театр? А когда мне уже пора идти в школу? Мам, а когда..? А когда...? А когда.?
Столько событий в жизни маленького человечка, столько вопросов. И вот как ему объяснить, что его День Рождения через 7 дней, а бабушка приедет через две недели. Для малыша это образные понятия, неощущаемые. Как же ему помочь?
Актуальность: У современных детей и игры современные и нам взрослым, как педагогам, так и родителям необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время требует от профессионального педагога постоянного развития и поиска новых, системно - деятельностных подходов в работе с родителями в рамках реализации ФГОС ДО.
Одной из инновационных, полифункциональных и интересных форм работы с педагогами и родителями в нашем детском саду является Адвент - календарь (календарь ожидания).
Известный детям календарь Адвента появился на свет совсем недавно, в конце 19-го века, в Германии. И без ребёнка-почемучки тут не обошлось. Фрау Лэнг просто замучил сын Герхард, который каждый день спрашивал маму, когда же уже наступит Рождество?! Она не выдержала и сделала ему из картона с окошечками календарь – по количеству дней перед Рождеством. Герхард мог открыть только одно окошко в день, за ним пряталось маленькое печенье. Так он видел сам, сколько печенья ещё нужно съесть до главного праздника, сколько осталось дней. Кстати, когда мальчик вырос, мамино изобретение стало приносить ему прибыль – он стал выпускать первые в мире адвент-календари – коробки с окошечками, за которыми прятались уже не печенюшки, а конфеты.
Цель: вовлечение педагогов, родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению и реализации адвент – календаря.
Технологичность, новизна разработанной технологии, возможность использования в образовательном процессе: Календарь может быть приурочен к любому событию, а любое событие в жизни ребенка для него новое и несет неизгладимое впечатление. Главное - это его идея!
Создание и наполнение Адвент-календаря - это большой совместный творческий процесс, в котором участвуют дети, воспитатели и конечно родители. И здесь нет строгих правил, рамок и ограничений.
Содержание и вид Адвент -календаря только Ваша фантазия.
Главное - чтобы был обратный отсчет до нужной даты и сюрпризы, скрашивающие ожидание. Календарь ожиданий заключается в том, что каждый день содержит задания, которые соответствуют программным задачам и возрастным особенностям детей. В основном это продукты детской деятельности, беседы, сезонные наблюдения. Заключением календаря ожиданий будет являться праздник или мероприятие, кульминирующее задания, выполненные в рамках календаря.
Технология оформления календаря также имеет множество вариантов. Можно оформить в виде панно, объемной фигуры, лепбука, в виде аппликации на листе бумаги разного формата. При изготовлении календаря мы используем разнообразные материалы: ткань, бумага разной фактуры, и качества, готовые предметы, бросовый материал. Например: адвент, посвященный дню рождения, можно оформить в виде разрезанных кусков торта, красивых праздничных коробочек с сюрпризами, домика с открывающимися окошечками и т. д.
Следует учесть:
1. Стиль оформления должен соответствовать тематике события.
2. Определённое место календаря. Пусть он будет на виду и напоминает о том, что событие приближается. Мы размещаем календарь на высоте удобной для детей, чтобы каждый ребёнок мог свободно подойти к нему, рассмотреть и посчитать дни.
3. Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие «кармашков» создаёт интерес и предвкушение сюрприза.
4. Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – одно задание. Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно.
5. Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей. Они могут быть разной направленности – раскрасить картинку, выучить стихотворение, сделать аппликацию, отгадать загадки, поиграть в новую игру и т.д.; а могут быть объединены одной тематикой.
Календарь ожиданий может стать вариантом взаимодействия с родителями.
Безусловно, методика работы с календарем ожиданий отличается в разных возрастных группах. В среднем дошкольном возрасте сроки реализации календаря ожиданий отличаются от сроков календаря, который реализуется в старшей и подготовительной группах. Так в среднем возрасте срок проведения не должен превышать пяти календарных дней, так как внимание детей не устойчиво. В старшем дошкольном возрасте срок реализации может достигать более двух недель. Везде выбрать тему адвент календаря могут совместным решение дети с родителями. В разных возрастных группах отличаются задания сложностью и формой подачи, а так же способами их реализации.
Направленность технологии на улучшение взаимодействия с родителями.
Работа по созданию адвент–календаря стимулирует родителей, педагогов к тщательному изучению, отбору и адаптации материала для дошкольников по выбранной теме, ведь дети настоящие «почемучки», и им сразу нужен быстрый и интересный ответ. Через совместное творчество, общение и взаимодействие педагога с детьми и родителями, происходит сближение, погружение родителей в творческий процесс, родители становятся более внимательными к интересам своих детей, учатся слушать и слышать их вопросы, и быть с ними «на одной волне» .
Теоретическая и практическая значимость результатов реализации данной технологии для образовательной деятельности.
В процессе создания, использования и работы с Адвент-календарем намного легче решать множество педагогических, воспитательных и образовательных задач.
Календарь ожидания помогает:
- определять время наступления праздников или событий, вызывающих повышенный интерес у детей;
- наглядно представлять сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц;
-учит чувствовать длительность времени, определять какой объем дел или что можно выполнить за день, за неделю;
-обогащает знания о днях недели, их последовательности ,какие занятия бывают в эти дни недели;
-знакомит с цифрами и порядковым счетом;
-развивает пространственную ориентацию (внизу, вверху, слева, справа);
- побуждает детей активнее использовать знания в повседневной жизни;
-расширяет представления детей о предстоящем событии, знакомит с историей возникновения и традициями того или иного события, праздника.
-формирует познавательные возможности и способности дошкольников;
-развивает любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения;
- развивает умения работать в коллективе; согласовывать свои действия с другими членами группы;
-формирует навыки эмоционально-волевой сферы в ожидании будущего события;
-формирует умение доводить начатое дело да конца;
-формирует эстетические навыки;
Календарь ожидания - высокоэффективное средство стимулирования родителей к тесному взаимодействию со всеми участниками образовательной деятельности.
За основу календаря мы взяли макет ёлочки. Изготовили с детьми листочки календаря в виде коробочек. Дети несколько дней составляли новогодние вопросы, ответы на которые они хотели бы получить от ёлочки - календаря. Эти вопросы и другие задания и угощения мы положили внутрь коробочек. Каждый день, снимая символичный подарок, дети отмечали, где он висит (внизу, вверху, слева, справа), какой он по счёту. Называли знакомые цифры (числа), запоминали незнакомые и отмечали, сколько дней осталось до Нового года. Снимая подарки, раскладывали их в коробочки разного цвета обозначающие дни недели. Так мы учились выкладывать неделю, запоминали, каким цветом обозначается тот или иной день недели, закрепляли их названия, очерёдность. Ребятишки, в любой момент могли подойти к коробочкам и по разложенным в них подаркам, определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца. А по оставшимся на ёлке - сколько еще осталось до Нового года. Производя все эти действия, дети постепенно постигали и осознавали сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени. Для систематизации знаний о днях недели проводились игры: «Найди и назови соседей», «Какой день недели исчез?», «Продолжи называть», «Вчера, сегодня, завтра», «Что сначала, что потом». По окончанию деятельности с «адвент - календарём» дети свободно называли дни недели, причем в любой последовательности.
Каждый подарок на нашей ёлочке - каждый день месяца, имел свою тематику, связанную с непосредственной образовательной деятельностью детей и подготовкой к празднику. Дети получали ответы на свои вопросы, или отвечали на вопросы, написанные на игрушке, или выполняли, какие - то задания, участвовали в проведении мероприятий.
Умение педагога и родителя моделировать содержание обучения и обосновывать выбранные методы, приемы и формы организации образовательного процесса с использованием данной технологии.
Посредством Адвент–календаря имеется возможность эффективно моделировать образовательный процесс совместно с родителями. Задания в календаре построены с поступенчатым усложнением, и если педагог или родитель видит, что дети не справляются с заданием этого дня или оно вызвало затруднение, педагог вместе с родителем может смоделировать содержание задания следующего дня под интересы и возможности данных детей. Календарь ожидания позволяет своевременно реагировать на внезапные события (например резкая смена погоды ,незапланированный поход или экскурсия), включить материал в содержание последующих заданий календаря, тем самым обосновывая свой выбор и форму организации работы с детьми .
Адвент – календарь, как отражение «хорошо забытого старого», в призме реализации ФГОС. Если раньше основная функция педагога заключалась в трансляции опыта (в виде знаний и способов познания), то в современном детском саду от педагога ожидают формирование сотруднических отношений с родителями и детьми. И наша форма работы с Адвент- календарем, отличное тому подтверждение. Данная форма работы позволяет анализировать, совершенствовать и не допускать шаблонность в процесс общения и взаимодействия с родителями. Педагоги и родители - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками.
Список литературы:
1.Попова Е. «Адвент календарь на Новый год» Изд. Клевер 64с. 2018г.
2. Лидия Круг «Бумажный Новый год» Изд. Манн, Иванов и Фарбер, 2016г.
3. Зина Суворова, Филипп Суворов «Занималки: увлекательные занятия для детей и родителей Изд. Манн, Иванов и Фарбер, 2016г.
4. «Новогодний Мастер-класс» Изд. «Лабиринт Пресс», 2013
5. Катерина Дронова « Мам, дай фартук» Изд. Манн, Иванов и Фарбер, 2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;Психолого-педагогическое просвещение родителей....
Методическая рекомендация"Современные технологии оптимизации двигательной активности в условиях детского сада"
Современные технологии оптимизации двигательной активности в условиях детского сада Двигательная активность это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой...
«Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Рассмотрены технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада...
Статья «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важней...
Консультация для родителей «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения. Партнерство – это определенная форма взаимодействия, сот...
Методическая консультация для родителей «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
17.11.2020г. в МАДОУ ЦРР - д/с №24 "Сказка" была проведена методическая консультация для родителей «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада...
Статья "Адвент-календарь как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада"
Задания из АДВЕНТ-КАЛЕНДАРЯ помогают педагогу реализовать все образовательные области ФГОС ДО, организовать различные виды деятельности детей используя групповую, подгрупповую и индивидуальную форму р...