Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пилюгина Оксана Леонидовна

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_gostyah_u_tetushki_aksini.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Новочеркасска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №49

Конспект интегрированного занятия

старшая логопедическая группа, «Светлячок»

«  В гостях у тетушки Аксиньи »

Образовательная область:

познавательное, речевое   развитие

интеграция: художественно-эстетическое развитие,  социально-коммуникативное, физическое развитие,

.

Подготовили:

Пилюгина О.Л., учитель-логопед

Провели:

Пилюгина О.Л., учитель-логопед

Маслякова О.А., воспитатель

город Новочеркасск

 ноябрь 2014 год

Цель: Создание  условий  для формирования у детей  старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков.

Задачи:

1. Коррекционная:   автоматизировать умения  детей выполнять артикуляционную гимнастику. Совершенствовать у детей  правильные движения органов артикуляции (положение губ, зубов, языка)

2. Обучающая :  создать условия для закрепления  названий и назначений предметов посуды Донских казаков (кувшин, чугунок, горшок, жаровня, казан, блюдо) , обучения согласовывать в речи имена  прил. +  сущ.  в роде и числе (чугунный казан, глиняный кувшин, фарфоровая сахарница)

3. Развивающая:  создать условия для  развития мышления (сравнения  столовой  и кухонной посуды).

4. Воспитательная:  создать условия для формирования навыков бережного отношения к предметам посуды,  содержать её в чистоте и порядке.

Материалы:

Где проводится:  групповая комната

Оборудование:  предметные картинки,  раздаточный материал по теме «Посуда», DVD – проигрыватель, предметы казачьей кухонной утвари, скатерть, салфетки, самовар

Предполагаемый результат:

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети с воспитателем рассматривают  альбом  с картинками предметов  кухонной утвари донских казаков.

В дверях появляется тетушка Аксинья (учитель-логопед в казачьем костюме)

Т. Аксинья: Ох, ох, ох!! Как же долго я к вам шла, ребята. Здорово ночевали!

В-ль: Слава богу, тетушка Аксинья!! Что Вас привело к нам?

Т.Аксинья:  Всё из-за моего баловника внука. Пока я в погреб ходила прибежал ко мне в кухню и устроил беспорядок. А я от расстройства такого позабыла, что это за предметы такие и для чего они нужны. Вот и пришла я к вам за помощью. Вы ребята смышленые, во всем мне поможете.

В-ль: Ты, тетушка Аксинья отдохни пока, успокойся, попей чайку.

Т. Аксинья (берет чашку, имитирует мимикой движения во время чаепития):

Ммм! Какой вкусный, какой ароматный чай. Ну-ка, давайте сделаем гимнастику язычком, которая называется «Чаепитие»   (Дети выполняют артикуляционную  гимнастику)

Наш Пузатый самовар             (руки на пояс, живот выпятить вперед, надуть щеки)

Выпускает плавно пар             (выпускать изо рта воздух плавными порциями)

Чашку ставим мы для чая       (упр. «Чашечка» статичное)

В блюдце чай мы остужаем   (упр. «Блюдце» с поддуванием)

Блинчик смело ты кусай         (упр. «Блинчик»,  «Сверни блинчик»)

В чашку чая подливай             (упр. «Чашечка» динамичное)

II. Основная часть

В-ль: Ну  что, ребята, поможем тетушке Аксинье?

Дети: Поможем, обо всем расскажем.

Т. Аксинья играет с детьми в игру «Что это?»

Раскладывает на столе картинки с изображением посуды. Дети по очереди берут картинки, называют .

В-ль: Как эти предметы называются одним словом?

Дети: Посуда. Виды посуды.

В-ль: Как называется посуда, которой пользуются, чтобы сварить первое, второе, третье блюда?

Дети: Кухонная посуда

В-ль: Какие блюда относятся к первым?

Дети: Щи, борщ, похлебка, уха, суп, лапша

В-ль: Какие блюда относятся ко вторым?

Дети: мясо, птица, дичь, рыба, студень, вареники, мочёные яблоки, соленья

В-ль: Какие блюда относятся к третьим?

Дети: чай, компот, кисель, молоко, сбитень

В-ль: Как называется посуда, в которой подают блюда?

Дети: столовая посуда

В-ль: во что наливают суп?

Дети: в супницу

В-ль: куда насыпают соль?

Дети: в солонку

В-ль: где хранят сахар?

Дети: в сахарнице

В-ль: куда кладут хлеб?

Дети: в хлебницу

Т.Аксинья: Ай да молодцы ребята! А теперь разложите посуду правильно. К плите положите ту, в которой готовят пищу, а на стол – в которой подают еду.

Д/игра «Что для чего?» - на столе картинки с изображением плиты и обеденного стола. Дети правильно раскладывают посуду: кухонную -  к плите, столовую – к столу.

Т. Аксинья: А вот вам ещё одна игра. Если посуды будет много, как вы о ней скажете

Д/игра «Один – много»

Кастрюля - ….., сковорода - ….., поднос - ….., солонка - ….., тарелка - ….., сахарница - …..,

Кувшин - ….., чугунок - ….., хлебница - ….., салфетница - ….., поварешка - ….., ковш - …..  .

В-ль: Тетушка Аксинья, для чего тебе столько посуды? Что ты с ней делать будешь?

Т.Аксинья: А мы сейчас с ребятами покажем.

Физминутка с имитирующими движениями

Я в кастрюле борщ сварю

В сковороде котлет нажарю

Помою макароны в дуршлаге

И разложу тарелки на столе

Налью борща в глубокую тарелку

А мелкую поставлю для котлет

В солонку соль, в салфетницу – салфетки

А в чашечки налью я вам компот

Нарежу свежий хлеб для вас ножом

И приглашу рассесться за столом.

Т.Аксинья: Молодцы, ребята. Вы очень старались. Давайте проверим, на сколько хорошо вы знаете, из каких материалов делают посуду? Я буду кидать каждому по очереди мяч, а вы отвечайте.

Д/игра «Из чего это сделано?»

Половник из дерева – деревянный половник

Стакан из стекла – стеклянный стакан

Чашка из фарфора - ……………………...

Кувшин из глины - …………………….…..

Ваза из хрусталя - ……………………..….

Ложки из аллюминия -  …………………..

Казан из чугуна -  ……………………….…

Нож из металла - ………………………….

Доска из дерева – ………………………..

 

Т.Аксинья: Ну удивили, так удивили. И всё-то они знают, всё могут. Ну тогда приглашаю вас раскрасить посуду Донских казаков.

Детям раздаются листы бумаги с контурным изображением казачьей посуды. Под музыкальное сопровождение дети раскрашивают посуду донских казаков.

Т. Аксинья: Поработали вы на славу,            

                     Мы сейчас отдохнем –

                    Хоровод водить пойдем.

                    Собирайся народ

                    В наш веселый хоровод!  («В хороводе были мы»)

Т. Аксинья: Ой, мы с вами столько сегодня играли и ничуть вы не устали, как мой внучок. А еще он очень любит соревноваться со своими друзьями-казачатами.

Дети:  Мы тоже  очень любим.

 Игра с инструктором по ФК. «Щука и рыбки»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

В-ль: Понравилось тебе с нами, тетушка Аксинья

Т. Аксинья: Очень понравилось!     Я к вам еще приду. Пора мне. Я для вас подарки припасла. Раскрасьте эти доски и подарите их вашим мамам в день Матери - казачки. До свидания, ребята!

В – ль: До свиданья, тетушка Аксинья. Мы будем рады снова увидеть тебя у нас в гостях.

А у нас последнее задание на сегодня. Определите, что здесь лишнее и почему:

А) половник, нож, ложка, топор

Б) сковорода, кастрюля, дуршлаг

В) солонка, сахарница, конфетница, корыто

В – ль: кто сегодня приходил к нам на занятие? Чем мы помогли тетушке Аксинье? Как вы думаете, она от нас довольная ушла?

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием ЭОР «История дорожного движения» к образовательной программе «Юный пешеход», раздел II Город – транспортная система.

В работе представлен конспект занятия по истории дорожного движения с иллюстрациями для детей 6-7 лет. При проведении занятия используется презентация. Занятие можно проводить, как в детском саду, так...

Конспект открытого занятия с использованием регионального компонента во второй младшей группе "Пчёлка" по теме: "Моя семья".

Формировать представление о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: м...

"Моя малая Родина" конспект занятия с использованием регионального компонента

Занятие в средней группе с использованием регионального компонента "Моя малая Родина"....

Использование электронных ресурсов для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной программы ДОУ.

В статье можно ознакомиться  как наше ДОУ использует электронные ресурсы для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной прогр...

Конспект занятия по использованию регионального компонента в младшей группе на тему "Где мы живем"

Конспект НОД по реализации регионального компонента во второй младшей группе: «Где мы живём?».Малая Родина –Островок Земли.Под окном смородина,Вишни расцвели.Яблоня кудрява...

Использование национально - регионального компонента в условиях реализации образовательной программы "От рождения до школы" в ДОУ.

Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста....