Реализация вариативной части образовательной программы дошкольного образования: региональный компонент
учебно-методический материал

Черкашина Мария Александровна

опыт работы по реализации регионального компонента в доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_variativnoy_chasti_programmy_doo.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

Детский сад №7 пгт Серышево

Реализация вариативной части образовательной программы дошкольного образования: региональный компонент

воспитатель:

Черкашина М. А.

2023г

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре. Знакомство с региональным компонентом начинается с малого.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.

Наша цель: формировать первоначальные представления у дошкольников об особенностях родного края.

Задачи, которые стоят перед нами:

 - знакомить детей с особенностями и традициями русского народа, казаков и народов Приамурья;

- формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях;

 - знакомить с именами знаменитых земляков;

- формировать знания о живой и неживой природе Амурской области;

- заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания. 

Работа по региональному компоненту реализовывается через все формы работы с детьми и культурные практики:

-в образовательной деятельности (занятия);

- в игре;

-в совместной деятельности педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка;

-в культурно – досуговой деятельности;

-в самостоятельной деятельности детей;

-в совместной деятельности с родителями воспитанников;

-в работе с социумом.

Специально организованные занятия (ООД)

Знакомство детей с особенностями края включает в себя интеграцию образовательных областей.

При подборе материала для занятий важно придерживаться следующих правил:

- события местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия»;

- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом».

Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного поселка.

Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Знакомя с природой края, мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе. Проведение традиционного экологического праздника «День рождение Земли», формирует у детей любовь и уважение к малой Родине, ее традициям и культуре.  А экологические акции позволяют применить полученные знания на практике.

Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература: сказки, загадки, сборники стихов, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей природы, сборники музыкальных произведений.

Содержание ОО с учетом РК

  1. Образовательная область «Физическое развитие»

 - развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных русских, казачьих, игр народов Приамурья, спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;

 - совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.

2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Использование регионального компонента в направлении, социально личностного развития ребенка включает:

- развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность Приамурья, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых;

- ознакомление детей с народами Приамурья, родной природой, общественной жизнью.

- обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах поселка.

- расширение знания детей о работе пожарной службы, службы скорой медицинской помощи поселка.

 3. Образовательная область «Познавательное развитие»

Основными задачами в познавательном развитии детей с учетом регионального компонента являются:

- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества русского народа, казаков и народов Приамурья.

4. Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие детей с учетом регионального компонента включает:

- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров;

- проявление интереса к произведениям русского, казачьего и  народов Приамурья, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.

5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя:

- создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе;

- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов Приамурья, русского народа и казаков.

- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями казаков, русских и других народов.

Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, а также организацию предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности.

Организация праздников и развлечений

Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Взаимодействие с родителями.

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями.  Методические продукты «Люби и знай родной свой край» альбомы, фотографии и энциклопедическая литра, широко используются в работе.

Итак, результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:

-приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

- овладевает представлениями о себе, своей семье, элементарной историей своего рода;

-определяет свою социальную роль;

-имеет элементарные представления об истории родного поселка, его достопримечательностях;

-обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

-учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;

-приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен перечень мероприятий по обеспечению физической и информационной доступности образовательных услуг, способствующих успешной реализации адаптированных основных образовательных прогр...

Использование электронных ресурсов для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной программы ДОУ.

В статье можно ознакомиться  как наше ДОУ использует электронные ресурсы для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной прогр...

Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся 5-7 лет с расстройством аутистического спектра

Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся 5-7 лет с расстройством аутистического спектра (РАС, ...

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) на 2022– 2023 учебный год

Рабочая программа  по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошколь...

Часть образовательной программы дошкольного образования, направленная на развитие вокально - хоровых навыков детей дошкольного возраста.

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.Без этого он – засушенный цветок.В. СухомлинскийДошкольное детство – период б...

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста от 6 лет до прекращения образовательных отношений (далее Программа) определяет цели и задачи, планируемые результа...