Проект: «Язычок, давай с тобой дружить!»
проект по развитию речи на тему

Комарова Наталия Константиновна

         Речь – одна из самых важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yazychok.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Язычок, давай с тобой дружить!»

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Срок реализации:  долгосрочный (октябрь - май)

Выполнила:

Комарова

Наталия

 Константиновна

воспитатель

МАДОУ МО г. Нягань

 «Детский сад №10 «Дубравушка»

2016 г.

Пояснительная записка

Введение

         Речь – одна из самых важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Антон Семенович Макаренко писал, что если от человека не требовать многого, то много от него не получишь. Читая «Педагогическую поэму», понимаешь, что великий педагог в своих исканиях шел, «осторожно ступая», отбрасывая то, что не действовало, и, применяя другое, способствующее воспитательному эффекту.

Часть выпускников логопедических групп, поступающих в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность и быстрая утомляемость затрудняют обучение детей по основным предметам. 

Актуальность

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под устной связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных. Чтобы получить ответы на некоторые из этих вопросов и был разработан данный проект.

Проблема:

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Выделены  факторы успешного речевого развития детей, которые являются своеобразной памяткой для родителей:

- Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

- Создавать условия для общения с другими детьми.

- Речь взрослого - пример для подражания.

- Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

- Совместные игры взрослого и ребёнка.

- Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

- Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его "почему".

- Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев и библиотеки.

Цель:

 Создание  системы работы, направленной  на профилактику и преодоление  речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста  средствами нетрадиционных методов, приемов и технологий, а также использование словесных игр и мероприятий  с учетом требований образовательной программы МАДОУ.

 Задачи:

  • Повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование.
  • Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями по развитию речи  в методической литературе и в среде информационно коммуникативных технологий.
  • Подготовить (провести) консультации,  мастер-классы, семинары- практикумы, открытые занятия и  сообщения для педагогов и родителей на тему: «Пальчиковый игротренинг с использованием новейших и авторских игр, пособий и упражнений», «Уроки Веселого Язычка»; «Речевые игры и упражнения на обогащение словаря». 

В работе с детьми: 

Использовать комплексы специально подобранных речевых упражнений, которые составлены в соответствии с возрастными особенностями детей  на неделю согласно комплексно - тематическому планированию группы. К каждой лексической теме подобран речевой материал, определены коррекционные цели и приемы их реализации. Организация этой деятельности может быть фронтальной, чаще подгрупповой и индивидуальной.    

  • При работе над артикуляцией использовать метод – биоэнергопластики.  

Применение данной технологии способствует увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшает эффективность гимнастики.  Соединение движений кисти руки с артикуляционным аппаратом способствует  развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. 

  • Развитие  мелкой моторики «Веселые ладошки» - пальчиковый игротренинг  проводится ежедневно 3-4 раза в день. Для развития моторики рук  используем самомассаж кистей рук различными предметами; Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал);
  • семянотерапия и жгутотерапия, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • игры с резиночками для волос, коктейльными трубочками. Создана и используется богатая картотека пальчикового игротренинга по всем лексическим темам. Хорошим развивающим эффектом обладает пальчиковый театр и пальчиковые игры.
  • использование технологии Су Джок терапия, которая направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
  •  дыхательная гимнастика проводится систематически. Традиционные дыхательные упражнения объединены  по лексическим темам.

В работе с родителями:

 Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь, поэтому нужно:

- познакомить родителей с особенностями развития речи дошкольника.

- повышать у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей.

- вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы и детского сада.

В работе с родителями целесообразно учитывать следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни детского сада. Планируя ту или иную форму работы, нужно всегда исходить из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. 

Эффективной формой взаимодействия работе «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей.

Предполагаемый результат:

В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети существенно расширят свои речевые возможности.

 Используя массажи рук и лица, пальчиковые и речевые игры, артикуляционные и дыхательные упражнения, музыкотерапию, игры малой подвижности, можно научить ребенка пониманию речи,  также расширить словарный запас ребенка, грамматические представления и навыки связной речи.

В начале и в конце проекта воспитатель проводит диагностическое обследование детей по разделам:

  1. Предметный словарь
  2. Словарь признаков
  3. Словарь действий
  4. Антонимы
  5. Обобщающие понятия
  6. Художественная литература

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: практически-ориентированный, долгосрочный.

Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, педагоги дополнительного обучения,  родители. 

Практическая значимость проекта  заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Содержательная часть

Этапы проекта: 

  1. этап – подготовительный.
  • Выявление проблемы, изучение литературы, разработка проекта.
  • Диагностическое обследование детей.
  • Установление сотрудничества с родителями, анкетирование.

2 этап – основной.

 

  • Психолого-педагогическое просвещение (родительское собрание, консультации, памятки и т. д.).
  • Ознакомить родителей с речевым уголком группы, а также с единой речевой средой ДОУ.
  • Посещение кабинета учителя логопеда.
  • Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, совместные развлечения и праздники.
  • Семинары-практикумы, беседы, круглый стол, тренинги с родителями.
  • Совместные творческие выставки. 
  • Создание картотек игр (дидактических, словесных творческого характера), чтение художественных произведений.

3 этап – заключительный.

  • Повторная диагностика детей
  • Анкетирование родителей;
  • Отчет о результатах работы для родителей группы (презентация);
  • Представление опыта работы для педагогов ДОУ;

План реализации проекта

Всю деятельность по проекту выстраивается согласно тематическому планированию

Образовательная область (ФГОС)

Вид детской деятельности

(ФГОС)

Содержание деятельности

Участники совместной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

Игровая

Родительское собрание, анкетирование, выявление проблемы.

Беседы на тему «Для чего нужно правильно говорить?»

Словесная игра

«Давайте познакомимся!»

Воспитатель, дети, родители, логопед, психолог, заведующая

сентябрь

Познавательное развитие

НОД (Ознакомление с окружающим)

НОД (Ф.Э.М.П.)

Познавательно-исследовательская

Познавательная

Игровая

Коммуникативная

 

«Кто где живет?»,

«Кто как голос подает?»

«Есть у нас огород!»

«Кому что нужно?»

«Веселый счет»,

«На что похоже»,

 «Четвертый лишний», «Наоборот».

Исследование цветовых  свойств, размеров;

 работа с пластилином, бумагой и картоном, работа с песком и водой, крупой, природным и бросовым материалом.

Семинар – практикум для родителей.

Рассматривание видеоролика «Упражнения для дыхания», «Артикуляционная гимнастика» подбор развивающих игр; мультфильмов.

Подбор окружающих звуков природы;

Знакомство с играми детей севера.

Изготовление атрибутов для народных игр Ханты и Манси.

Игра малой подвижности «Чего не стало?»,

«Кто спрятался?»,

«Моя семья»,

«Кто ушел?»

Оформление выставки картотек «Пальчиковые игры», «Артикуляционная гимнастика», «Подвижные игры детей Ханты и Манси», Посещение  этнографического музея народов севера.

Посещение народного праздника Ханты «Вороний глаз»

Просмотр отрывка из мультипликационного фильма «Смешарики»,    «Команда Уми-Зуми»,

«Белка и стрелка»,

«Здесь могут водиться тигры»,

«Мурзилка на спутнике», «Приключения Лунтика».

Практикум для родителей

«Изготовление массажных дорожек»,

«Атрибуты для дыхательных упражнений»,

«Волшебные прищепки» - всеобуч.

Беседы и консультации на тему: «Воспитываем правильную и красивую речь»,

«Как правильно выполнять артикуляционные упражнения», «Использование речевых игр дома».

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети, родители

Воспитатель, дети, родители

Воспитатель, дети

Дети, воспитатель.

Воспитатель, дети, родители

Воспитатель, дети, родители.

Воспитатель, дети

Воспитатель,  родители, логопед

октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

январь

январь

Пополнение картотек в течение года

февраль

В течение года

февраль

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы и фольклора

Игровая

Чтение произведений по плану. Работа по лексическим темам, чтение сказок и художественных произведений, заучивание стихотворений о природе, к Новому году, 8 марта, 23 февраля.

Знакомство со сказками народов Манси.

Дидактические игры «Большой - маленький» «Когда это бывает?», «Кто на какой планете живет?», «Что где растет?», «Животный мир» и т.д.

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

В течение года

март

в течение года

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальная

Игровая

Познавательно-исследовательская

Изобразительная  (аппликация)

Изобразительная  (лепка из соленого теста)

Изобразительная  

(рисование)

Изобразительная

(коллективная работа в технике «коллаж»)

Конструирование из коробок

Слушание музыки в современной инструментальной обработке,

Разучивание танца «Клоуны», «Мамины помощники»,

«Мы повесим шарики».

Развлечение «День именинников».

Прослушивание народных мелодий народов севера.

Заучивание народной песенки народов Ханты, Манси.

Праздник красивой речи.

Пальчиковые игры:

 «На опушке дом стоит», «Этот пальчик хочет спать», «Утро настало»,

«Белочка»,

«Мы капусту рубим»,

«Мы делили апельсин»,

«Это вся моя семья» и др.

Словесные игры:

«Что из чего?» «Волшебный мир бумаги»,

«Сварим компот»,

«Кому что нужно»,

«Чей, чья, чье?».

«Весна»,

«Строим дом»,

«Столовая для птиц», «Открытка к празднику»

«Дикие животные»,

«Веточка мимозы»

«Звезды и планеты»

«Букет»,

«Моя мама»

Совместный творческий конкурс

 «Мамины помощники»

«За окном весна»

«Город, в котором я живу», коллективная работа.

Воспитатель, дети, муз.рук, родители, логопед

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

ПДО ИЗО, дети

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети, родители, ПДО ИЗО

Воспитатель, дети

Дети, родители

март

апрель

В течение года

апрель

В течение года

май

март

ноябрь

май

декабрь

Физическое развитие

Двигательная

Игровая

Спортивное развлечение «День Здоровья»,

«Папа, мама, я»

Подвижные  народные игры севера «Медведь»,

 «Найди свой дом»,

«Поймай оленя»

Закаливающая гимнастика «Массажные дорожки»

Комплекс упражнений «Веселые ребята».

Воспитатель, дети, руководитель по физ.воспитанию, родители

октябрь

февраль

в течение года

Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи.

Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.  

Содержание работы с родителями:

  • Анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний по теме «Речевое развитие дошкольников»;
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность для создания коллажей, коллективных работ, массажных дорожек и атрибутов для дыхательных упражнений.
  • Организация совместной деятельности детей и родителей в рамках родительского клуба «Речецветик»;
  • Организация выставки специальной литературы для занятий с детьми дома,  также выставка картотек и практического материала.
  • Привлечение родителей к участию в праздниках и развлечениях и играх («День именинников», «Осенины», «День матери», «Давайте познакомимся», «Веселые старты», «День здоровья», «Праздник красивой речи», «Выпускной»);
  • Конкурс совместных творческих работ на тему «За окном весна»,

«Мамины помощники»

  • Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш малыш»;
  • Совместные прогулки, экскурсия в музей народов севера, посещение детской библиотеки семейного чтения.

Приложение 1

Диагностика уровня речевого развития детей

Для оценки уровня знаний детей с каждым ребенком проводится беседа в разделе «Развитие речи». Беседа строится в диалоговой форме «педагог – ребенок».

Критерии беседы:

  • Предметный словарь
  • Словарь признаков
  • Словарь действий
  • Антонимы
  • Обобщенные понятия
  • Художественная литература

Приложение 2

                    

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
11. Присутствуете ли на дет. праздниках?______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________

Список источников:

Литература 

  1. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2004. - 132 с.
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка / Л.С. Выготский / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
  4. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 232 с.
  5. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 173 с.
  6. Степанова А.О. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Организация и содержание / А.О. Степанова. - М.: Форум, 2010. - 129 с.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 320 с.
  8. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 292 с.
  9. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
  10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Краткий очерк /

Д.Б. Эльконин. - М.: АНН РСФСР, 1958. - 115с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Ручка, давай с тобой дружить!"

Рекомендации для родителей - как подготовить руку дошкольника к письму, игровые упражнения, помогающие правильно держать ручку...

"ДАВАЙ С ТОБОЙ ДРУЖИТЬ!"

Консультация "ДАВАЙ С ТОБОЙ ДРУЖИТЬ!"...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе на тему: "Я хочу с тобой дружить!"

Формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости....

Кратковременный социально-коммуникативный проект во второй младшей группе "Я хочу с тобой дружить!"

Формирование у детей представления о дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу....

Познавательно - игровой проект в младшей группе «Я с тобой дружу».

 «Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке,  плюшевом медвежонке, птичке, нежно...

Проект "Звук Ш, мы с тобой дружим!"

Для повышения мотивации детей к логопедическим занятиям используются различные виды деятельности, в том числе проектная. Был реализован проект по коррекции звукопроизношения (звук [Ш]), продуктом кото...