Проект: «Язычок, давай с тобой дружить!»
проект по развитию речи на тему
Речь – одна из самых важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yazychok.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Язычок, давай с тобой дружить!»
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Срок реализации: долгосрочный (октябрь - май)
Выполнила:
Комарова
Наталия
Константиновна
воспитатель
МАДОУ МО г. Нягань
«Детский сад №10 «Дубравушка»
2016 г.
Пояснительная записка
Введение
Речь – одна из самых важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Антон Семенович Макаренко писал, что если от человека не требовать многого, то много от него не получишь. Читая «Педагогическую поэму», понимаешь, что великий педагог в своих исканиях шел, «осторожно ступая», отбрасывая то, что не действовало, и, применяя другое, способствующее воспитательному эффекту.
Часть выпускников логопедических групп, поступающих в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность и быстрая утомляемость затрудняют обучение детей по основным предметам.
Актуальность
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под устной связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных. Чтобы получить ответы на некоторые из этих вопросов и был разработан данный проект.
Проблема:
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Выделены факторы успешного речевого развития детей, которые являются своеобразной памяткой для родителей:
- Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
- Создавать условия для общения с другими детьми.
- Речь взрослого - пример для подражания.
- Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
- Совместные игры взрослого и ребёнка.
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
- Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его "почему".
- Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев и библиотеки.
Цель:
Создание системы работы, направленной на профилактику и преодоление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных методов, приемов и технологий, а также использование словесных игр и мероприятий с учетом требований образовательной программы МАДОУ.
Задачи:
- Повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование.
- Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями по развитию речи в методической литературе и в среде информационно коммуникативных технологий.
- Подготовить (провести) консультации, мастер-классы, семинары- практикумы, открытые занятия и сообщения для педагогов и родителей на тему: «Пальчиковый игротренинг с использованием новейших и авторских игр, пособий и упражнений», «Уроки Веселого Язычка»; «Речевые игры и упражнения на обогащение словаря».
В работе с детьми:
Использовать комплексы специально подобранных речевых упражнений, которые составлены в соответствии с возрастными особенностями детей на неделю согласно комплексно - тематическому планированию группы. К каждой лексической теме подобран речевой материал, определены коррекционные цели и приемы их реализации. Организация этой деятельности может быть фронтальной, чаще подгрупповой и индивидуальной.
- При работе над артикуляцией использовать метод – биоэнергопластики.
Применение данной технологии способствует увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшает эффективность гимнастики. Соединение движений кисти руки с артикуляционным аппаратом способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
- Развитие мелкой моторики «Веселые ладошки» - пальчиковый игротренинг проводится ежедневно 3-4 раза в день. Для развития моторики рук используем самомассаж кистей рук различными предметами; Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал);
- семянотерапия и жгутотерапия, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- игры с резиночками для волос, коктейльными трубочками. Создана и используется богатая картотека пальчикового игротренинга по всем лексическим темам. Хорошим развивающим эффектом обладает пальчиковый театр и пальчиковые игры.
- использование технологии Су Джок терапия, которая направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
- дыхательная гимнастика проводится систематически. Традиционные дыхательные упражнения объединены по лексическим темам.
В работе с родителями:
Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь, поэтому нужно:
- познакомить родителей с особенностями развития речи дошкольника.
- повышать у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей.
- вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы и детского сада.
В работе с родителями целесообразно учитывать следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни детского сада. Планируя ту или иную форму работы, нужно всегда исходить из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.
Эффективной формой взаимодействия работе «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети существенно расширят свои речевые возможности.
Используя массажи рук и лица, пальчиковые и речевые игры, артикуляционные и дыхательные упражнения, музыкотерапию, игры малой подвижности, можно научить ребенка пониманию речи, также расширить словарный запас ребенка, грамматические представления и навыки связной речи.
В начале и в конце проекта воспитатель проводит диагностическое обследование детей по разделам:
- Предметный словарь
- Словарь признаков
- Словарь действий
- Антонимы
- Обобщающие понятия
- Художественная литература
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: практически-ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, педагоги дополнительного обучения, родители.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Содержательная часть
Этапы проекта:
- этап – подготовительный.
- Выявление проблемы, изучение литературы, разработка проекта.
- Диагностическое обследование детей.
- Установление сотрудничества с родителями, анкетирование.
2 этап – основной.
- Психолого-педагогическое просвещение (родительское собрание, консультации, памятки и т. д.).
- Ознакомить родителей с речевым уголком группы, а также с единой речевой средой ДОУ.
- Посещение кабинета учителя логопеда.
- Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, совместные развлечения и праздники.
- Семинары-практикумы, беседы, круглый стол, тренинги с родителями.
- Совместные творческие выставки.
- Создание картотек игр (дидактических, словесных творческого характера), чтение художественных произведений.
3 этап – заключительный.
- Повторная диагностика детей
- Анкетирование родителей;
- Отчет о результатах работы для родителей группы (презентация);
- Представление опыта работы для педагогов ДОУ;
План реализации проекта
Всю деятельность по проекту выстраивается согласно тематическому планированию
Образовательная область (ФГОС) | Вид детской деятельности (ФГОС) | Содержание деятельности | Участники совместной деятельности | |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная Игровая | Родительское собрание, анкетирование, выявление проблемы. Беседы на тему «Для чего нужно правильно говорить?» Словесная игра «Давайте познакомимся!» | Воспитатель, дети, родители, логопед, психолог, заведующая | сентябрь |
Познавательное развитие | НОД (Ознакомление с окружающим) НОД (Ф.Э.М.П.) Познавательно-исследовательская Познавательная Игровая Коммуникативная
| «Кто где живет?», «Кто как голос подает?» «Есть у нас огород!» «Кому что нужно?» «Веселый счет», «На что похоже», «Четвертый лишний», «Наоборот». Исследование цветовых свойств, размеров; работа с пластилином, бумагой и картоном, работа с песком и водой, крупой, природным и бросовым материалом. Семинар – практикум для родителей. Рассматривание видеоролика «Упражнения для дыхания», «Артикуляционная гимнастика» подбор развивающих игр; мультфильмов. Подбор окружающих звуков природы; Знакомство с играми детей севера. Изготовление атрибутов для народных игр Ханты и Манси. Игра малой подвижности «Чего не стало?», «Кто спрятался?», «Моя семья», «Кто ушел?» Оформление выставки картотек «Пальчиковые игры», «Артикуляционная гимнастика», «Подвижные игры детей Ханты и Манси», Посещение этнографического музея народов севера. Посещение народного праздника Ханты «Вороний глаз» Просмотр отрывка из мультипликационного фильма «Смешарики», «Команда Уми-Зуми», «Белка и стрелка», «Здесь могут водиться тигры», «Мурзилка на спутнике», «Приключения Лунтика». Практикум для родителей «Изготовление массажных дорожек», «Атрибуты для дыхательных упражнений», «Волшебные прищепки» - всеобуч. Беседы и консультации на тему: «Воспитываем правильную и красивую речь», «Как правильно выполнять артикуляционные упражнения», «Использование речевых игр дома». | Воспитатель, дети Воспитатель, дети Воспитатель, дети, родители Воспитатель, дети, родители Воспитатель, дети Дети, воспитатель. Воспитатель, дети, родители Воспитатель, дети, родители. Воспитатель, дети Воспитатель, родители, логопед | октябрь октябрь ноябрь ноябрь декабрь январь январь Пополнение картотек в течение года февраль В течение года февраль |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы и фольклора Игровая | Чтение произведений по плану. Работа по лексическим темам, чтение сказок и художественных произведений, заучивание стихотворений о природе, к Новому году, 8 марта, 23 февраля. Знакомство со сказками народов Манси. Дидактические игры «Большой - маленький» «Когда это бывает?», «Кто на какой планете живет?», «Что где растет?», «Животный мир» и т.д. | Воспитатель, дети Воспитатель, дети | В течение года март в течение года |
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальная Игровая Познавательно-исследовательская Изобразительная (аппликация) Изобразительная (лепка из соленого теста) Изобразительная (рисование) Изобразительная (коллективная работа в технике «коллаж») Конструирование из коробок | Слушание музыки в современной инструментальной обработке, Разучивание танца «Клоуны», «Мамины помощники», «Мы повесим шарики». Развлечение «День именинников». Прослушивание народных мелодий народов севера. Заучивание народной песенки народов Ханты, Манси. Праздник красивой речи. Пальчиковые игры: «На опушке дом стоит», «Этот пальчик хочет спать», «Утро настало», «Белочка», «Мы капусту рубим», «Мы делили апельсин», «Это вся моя семья» и др. Словесные игры: «Что из чего?» «Волшебный мир бумаги», «Сварим компот», «Кому что нужно», «Чей, чья, чье?». «Весна», «Строим дом», «Столовая для птиц», «Открытка к празднику» «Дикие животные», «Веточка мимозы» «Звезды и планеты» «Букет», «Моя мама» Совместный творческий конкурс «Мамины помощники» «За окном весна» «Город, в котором я живу», коллективная работа. | Воспитатель, дети, муз.рук, родители, логопед Воспитатель, дети Воспитатель, дети ПДО ИЗО, дети Воспитатель, дети Воспитатель, дети, родители, ПДО ИЗО Воспитатель, дети Дети, родители | март апрель В течение года апрель В течение года май март ноябрь май декабрь |
Физическое развитие | Двигательная Игровая | Спортивное развлечение «День Здоровья», «Папа, мама, я» Подвижные народные игры севера «Медведь», «Найди свой дом», «Поймай оленя» Закаливающая гимнастика «Массажные дорожки» Комплекс упражнений «Веселые ребята». | Воспитатель, дети, руководитель по физ.воспитанию, родители | октябрь февраль в течение года |
Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи.
Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Содержание работы с родителями:
- Анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний по теме «Речевое развитие дошкольников»;
- Вовлечение родителей в совместную деятельность для создания коллажей, коллективных работ, массажных дорожек и атрибутов для дыхательных упражнений.
- Организация совместной деятельности детей и родителей в рамках родительского клуба «Речецветик»;
- Организация выставки специальной литературы для занятий с детьми дома, также выставка картотек и практического материала.
- Привлечение родителей к участию в праздниках и развлечениях и играх («День именинников», «Осенины», «День матери», «Давайте познакомимся», «Веселые старты», «День здоровья», «Праздник красивой речи», «Выпускной»);
- Конкурс совместных творческих работ на тему «За окном весна»,
«Мамины помощники»
- Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш малыш»;
- Совместные прогулки, экскурсия в музей народов севера, посещение детской библиотеки семейного чтения.
Приложение 1
Диагностика уровня речевого развития детей
Для оценки уровня знаний детей с каждым ребенком проводится беседа в разделе «Развитие речи». Беседа строится в диалоговой форме «педагог – ребенок».
Критерии беседы:
- Предметный словарь
- Словарь признаков
- Словарь действий
- Антонимы
- Обобщенные понятия
- Художественная литература
Приложение 2
Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
11. Присутствуете ли на дет. праздниках?______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________
Список источников:
Литература
- Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2004. - 132 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка / Л.С. Выготский / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
- Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 232 с.
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 173 с.
- Степанова А.О. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Организация и содержание / А.О. Степанова. - М.: Форум, 2010. - 129 с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 320 с.
- Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 292 с.
- Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Краткий очерк /
Д.Б. Эльконин. - М.: АНН РСФСР, 1958. - 115с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Ручка, давай с тобой дружить!"
Рекомендации для родителей - как подготовить руку дошкольника к письму, игровые упражнения, помогающие правильно держать ручку...
"ДАВАЙ С ТОБОЙ ДРУЖИТЬ!"
Консультация "ДАВАЙ С ТОБОЙ ДРУЖИТЬ!"...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе на тему: "Я хочу с тобой дружить!"
Формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости....
Кратковременный социально-коммуникативный проект во второй младшей группе "Я хочу с тобой дружить!"
Формирование у детей представления о дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу....
Познавательно - игровой проект в младшей группе «Я с тобой дружу».
«Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежно...
Проект Давай с тобой дружить
Проект о дружбе....
Проект "Звук Ш, мы с тобой дружим!"
Для повышения мотивации детей к логопедическим занятиям используются различные виды деятельности, в том числе проектная. Был реализован проект по коррекции звукопроизношения (звук [Ш]), продуктом кото...