Совместный проект учителя логопеда и воспитателя в массовом детском саду.
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Дудченко Галина Ивановна

Проект расчитан на 1 год. Это совместная леятельность учителя логопеда и воспитателей старших групп детского сада по корркции звукопроизношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ольховский детский сад»
Ольховского района Волгоградской области

Совместный ПРОЕКТ учителя-логопеда и воспитателя по работе в группе над коррекцией звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста в массовом детском саду

 «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

Выполнили:

Дудченко Галина Ивановна, 

учитель-логопед ,

Мельникова С.П.

Арбузникова Н.В.

Воспитатели старших групп № 11,9

с. Ольховка 2015год

Аннотация:

...Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Поэтому, актуальность данной проблемы состоит в том, что объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью. Цель нашего проекта: Показать воспитателям необходимость эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, не только на логопункте, но и в группе обычного массового детского сада - в течение всего дня.

Авторы:

Дудченко Галина Ивановна,

 Мельникова С.П., Арбузникова Н.В.

Место работы:

МДОУ «Ольховский детский сад»

Должность:

Учитель-логопед, воспитатель

Совместный ПРОЕКТ учителя-логопеда и воспитателя

по работе в группе над коррекцией звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста в массовом детском саду

  «МОИ ЗВУКИ – МОИ ДРУЗЬЯ»

  

     

 Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели, не только определённым объёмом знаний, умений и навыков, а ещё и  грамотной фразой и лексически развёрнутой речью. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Маленькие проблемы в дошкольном детстве  ведут к большим проблемам в школьной жизни. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.

   Актуальность:  объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую  возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью.

Цель проекта:

  показать воспитателям необходимость эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения,  не только на логопункте, но и в группе обычного массового детского сада - в течение всего дня.

 Проект рассчитан на один год, в нём участвуют дети 5-6 лет.

Задачи проекта:

1. Изучение воспитателями специальной логопедической литературы и консультирование логопедом деятельности воспитателей.

2. Составление перспективного планирования по совместной организации работы

3. Совместное консультирование родителей, чьи дети имеют нарушения в звукопроизношении.

4. Формирование правильного речевого дыхания у детей.

5. Развитие и совершенствование общей и тонкой моторики.

6. Развитие артикуляционной моторики, усвоение и закрепление артикуляционных упражнений, развивающих силу мышц языка и подвижность артикуляционного аппарата.

7. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков, введение этих звуков в речь.

8. Развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, формирование навыков звуко-слогового анализа, синтеза.

9. Формирование грамматических категорий и развитие связной речи.

Направления работы:

Ø Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей на логопункте детского сада.

Ø  Воспитатели  - в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах.

Ø Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.

Ø Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей работы.

Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом.

 В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием.

Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Этапы реализации проекта:

I этап:

Утро – приём детей, (индивидуальная работа)

В этот отрезок времени воспитатель проводит индивидуальную работу по:

*выработке артикуляционных укладов, которые не получаются у ребёнка на логопедических занятиях (по рекомендациям учителя-логопеда);

*отработке отдельных дыхательных упражнений, направленных на выработку целенаправленной воздушной струи и правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);

*выработке подвижности мимических мышц лица, (особенно для детей с амимичным лицом);

*отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет (по рекомендациям учителя-логопеда и воспитателей группы);

*автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках, скороговорках, стихах);

Игровая деятельность детей:

* дидактические речевые игры, направленные на:

- развитие и совершенствование лексико-грамматических форм и конструкций;

-развитие связной речи;

- на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.                             

II этап:

 Зарядка

На утренней гимнастике проводится:

* дыхательная гимнастика;

* различные голосовые разминки;

* элементы артикуляционной гимнастики;

* сопряженная гимнастика (движения языка могут идти параллельно с движениями рук, ног, туловища).           

      III этап:

 НОД (занятия)

Во время занятий воспитатель включает:

*физкультминутки с различными логоритмическими  моделями и  упражнениями;

*физкультминутки с пальчиковыми играми;

*игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа;

* отработка поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка).   

      

V этап:

 Прогулка.

В течение прогулки проводятся:

*различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;

*логоритмические игры;

*индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация поставленных звуков в речи ребёнка)

*подвижные речевые игры.

      

V этап:

 Гигиенические процедуры

Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится:

*самомассаж кистей и пальцев рук, (нетрадиционно – мылом, полотенцами);

*артикуляционные упражнения, (перед зеркалом над умывальниками).

VI этап:

 После сна

После тихого часа, когда дети проснулись, воспитатель проводит:

*дыхательную гимнастику;

*пальчиковые игры;

*игры с «Весёлым язычком».   

 V этап:

 Вечер (индивидуальная работа)

Во вторую половину дня воспитатель проводит с детьми  аналогичную индивидуальную работу, что и в утренний отрезок времени:

*отрабатываются  артикуляционные  уклады, упражнения, (по рекомендациям учителя-логопеда);

*отрабатываются дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);

*проводится мимическая гимнастика;

*отрабатываются различные мелкие моторные движения и позы;

*автоматизируются звуки (на различных этапах работы – по рекомендации логопеда).

*дети играют в дидактические речевые игры.

VI этап:

Консультации для родителей на темы:

«Правильное речевое дыхание»

«Развитие мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольников»

«Пальчиковые игры в детском саду и дома»

   В течении годы проводились консультации для родителей и изготовление буклетов по развитию мелкой моторики и памятка для родителей.

Данный проект рассчитан на 1 год.  В нём участвовало 20 детей, посещающих занятия логопеда из  старших групп.

 В общих речевых, дыхательных и артикуляционных упражнениях и играх участвуют все дети группы.

Результатом данного проекта стало:

1. Развитие внимания у детей к языку,  формирование навыков самоконтроля и критического отношения к речи;

2. Дети правильно произносят и различают почти все фонемы родного языка, владеют навыками осознанного звукового анализа.

3. В ходе данного проекта родители  оценили совместную работу логопеда и воспитателя группы, проявили ещё большую заинтересованность к речевым проблемам своих детей,  стали ближе и внимательнее по отношению к ним.

4. С семьёй воспитанников у логопеда и воспитателя сложились доброжелательные и деятельные отношения, что немаловажно при совместной работе.

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

3. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

4. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

7. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

8. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001).

9. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.

10. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

11. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.

12. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

13. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.

14. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.

15. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

16. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

17. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.

18. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

19. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.

20. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.

21. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

22. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

23. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.

24. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

25. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы в формировании речи у дошкольников в массовых детских садах.

Мы знаем, что ребенок говорит сначала одиночные слова, затем фразы, позже у ребенка набирается круг отрывочных слов и явлений, затем пятилетний ребенок устанавливает связь между словами в пределах одн...

Использование сухого бассейна в коррекционной работе на группе НПОЗ массового детского сада

Хочу представить опыт своей работы с сухим бассейном, который я использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми. Работу с  сухим бассейном я провожу  прак...

Статья - "Готовность дошкольников массовых детских садов к обучению в школе"

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности ребенка, выступают связующим звеном в отношении к познаваемому. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активны...

Семинар для воспитателей массовых детских садов "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей 4-7лет"

В работе представлена система занятий по формированию лекско-грамматического строя речи,дана характеристика словарного запаса и грамматического строя речи детей в норме,предложена структура,план занят...

Справка совместной работы учителя-логопеда со специалистами МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной программы.

Справкасовместной работы учителя-логопеда    со специалистами  МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной  программы....

Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста

     Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на окружающий его мир.       А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний нахо...

Совместный проект учителя - логопеда и воспитателей "Камешки Марблс"

Совместное применение учителем - логопедом и воспитателями группы здоровьесберегающей технологии "Камешки Марблс" для повышения эффективности коррекционной помощи детям с ТНР...