Совместный проект учителя логопеда и воспитателя в массовом детском саду.
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Проект расчитан на 1 год. Это совместная леятельность учителя логопеда и воспитателей старших групп детского сада по корркции звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnyy_proekt_uchitelya_logopeda_i_vospitatelya_v_massovom_detskom_sadu.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ольховский детский сад»
Ольховского района Волгоградской области
Совместный ПРОЕКТ учителя-логопеда и воспитателя по работе в группе над коррекцией звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста в массовом детском саду
«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Выполнили:
Дудченко Галина Ивановна,
учитель-логопед ,
Мельникова С.П.
Арбузникова Н.В.
Воспитатели старших групп № 11,9
с. Ольховка 2015год
Аннотация: | ...Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Поэтому, актуальность данной проблемы состоит в том, что объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью. Цель нашего проекта: Показать воспитателям необходимость эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, не только на логопункте, но и в группе обычного массового детского сада - в течение всего дня. |
Авторы: | Дудченко Галина Ивановна, Мельникова С.П., Арбузникова Н.В. |
Место работы: | МДОУ «Ольховский детский сад» |
Должность: | Учитель-логопед, воспитатель |
Совместный ПРОЕКТ учителя-логопеда и воспитателя
по работе в группе над коррекцией звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста в массовом детском саду
«МОИ ЗВУКИ – МОИ ДРУЗЬЯ»
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели, не только определённым объёмом знаний, умений и навыков, а ещё и грамотной фразой и лексически развёрнутой речью. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Маленькие проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам в школьной жизни. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.
Актуальность: объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью.
Цель проекта:
показать воспитателям необходимость эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, не только на логопункте, но и в группе обычного массового детского сада - в течение всего дня.
Проект рассчитан на один год, в нём участвуют дети 5-6 лет.
Задачи проекта:
1. Изучение воспитателями специальной логопедической литературы и консультирование логопедом деятельности воспитателей.
2. Составление перспективного планирования по совместной организации работы
3. Совместное консультирование родителей, чьи дети имеют нарушения в звукопроизношении.
4. Формирование правильного речевого дыхания у детей.
5. Развитие и совершенствование общей и тонкой моторики.
6. Развитие артикуляционной моторики, усвоение и закрепление артикуляционных упражнений, развивающих силу мышц языка и подвижность артикуляционного аппарата.
7. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков, введение этих звуков в речь.
8. Развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, формирование навыков звуко-слогового анализа, синтеза.
9. Формирование грамматических категорий и развитие связной речи.
Направления работы:
Ø Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей на логопункте детского сада.
Ø Воспитатели - в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах.
Ø Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.
Ø Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей работы.
Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом.
В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием.
Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Этапы реализации проекта:
I этап:
Утро – приём детей, (индивидуальная работа)
В этот отрезок времени воспитатель проводит индивидуальную работу по:
*выработке артикуляционных укладов, которые не получаются у ребёнка на логопедических занятиях (по рекомендациям учителя-логопеда);
*отработке отдельных дыхательных упражнений, направленных на выработку целенаправленной воздушной струи и правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);
*выработке подвижности мимических мышц лица, (особенно для детей с амимичным лицом);
*отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет (по рекомендациям учителя-логопеда и воспитателей группы);
*автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках, скороговорках, стихах);
Игровая деятельность детей:
* дидактические речевые игры, направленные на:
- развитие и совершенствование лексико-грамматических форм и конструкций;
-развитие связной речи;
- на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
II этап:
Зарядка
На утренней гимнастике проводится:
* дыхательная гимнастика;
* различные голосовые разминки;
* элементы артикуляционной гимнастики;
* сопряженная гимнастика (движения языка могут идти параллельно с движениями рук, ног, туловища).
III этап:
НОД (занятия)
Во время занятий воспитатель включает:
*физкультминутки с различными логоритмическими моделями и упражнениями;
*физкультминутки с пальчиковыми играми;
*игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа;
* отработка поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка).
V этап:
Прогулка.
В течение прогулки проводятся:
*различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;
*логоритмические игры;
*индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация поставленных звуков в речи ребёнка)
*подвижные речевые игры.
V этап:
Гигиенические процедуры
Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится:
*самомассаж кистей и пальцев рук, (нетрадиционно – мылом, полотенцами);
*артикуляционные упражнения, (перед зеркалом над умывальниками).
VI этап:
После сна
После тихого часа, когда дети проснулись, воспитатель проводит:
*дыхательную гимнастику;
*пальчиковые игры;
*игры с «Весёлым язычком».
V этап:
Вечер (индивидуальная работа)
Во вторую половину дня воспитатель проводит с детьми аналогичную индивидуальную работу, что и в утренний отрезок времени:
*отрабатываются артикуляционные уклады, упражнения, (по рекомендациям учителя-логопеда);
*отрабатываются дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);
*проводится мимическая гимнастика;
*отрабатываются различные мелкие моторные движения и позы;
*автоматизируются звуки (на различных этапах работы – по рекомендации логопеда).
*дети играют в дидактические речевые игры.
VI этап:
Консультации для родителей на темы:
«Правильное речевое дыхание»
«Развитие мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольников»
«Пальчиковые игры в детском саду и дома»
В течении годы проводились консультации для родителей и изготовление буклетов по развитию мелкой моторики и памятка для родителей.
Данный проект рассчитан на 1 год. В нём участвовало 20 детей, посещающих занятия логопеда из старших групп.
В общих речевых, дыхательных и артикуляционных упражнениях и играх участвуют все дети группы.
Результатом данного проекта стало:
1. Развитие внимания у детей к языку, формирование навыков самоконтроля и критического отношения к речи;
2. Дети правильно произносят и различают почти все фонемы родного языка, владеют навыками осознанного звукового анализа.
3. В ходе данного проекта родители оценили совместную работу логопеда и воспитателя группы, проявили ещё большую заинтересованность к речевым проблемам своих детей, стали ближе и внимательнее по отношению к ним.
4. С семьёй воспитанников у логопеда и воспитателя сложились доброжелательные и деятельные отношения, что немаловажно при совместной работе.
Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
3. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
4. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
7. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
8. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001).
9. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.
10. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
11. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.
12. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
13. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.
14. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.
15. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
16. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
17. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.
18. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
19. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
20. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.
21. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.
22. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
23. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.
24. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.
25. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы в формировании речи у дошкольников в массовых детских садах.
Мы знаем, что ребенок говорит сначала одиночные слова, затем фразы, позже у ребенка набирается круг отрывочных слов и явлений, затем пятилетний ребенок устанавливает связь между словами в пределах одн...
Использование сухого бассейна в коррекционной работе на группе НПОЗ массового детского сада
Хочу представить опыт своей работы с сухим бассейном, который я использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми. Работу с сухим бассейном я провожу прак...
Статья - "Готовность дошкольников массовых детских садов к обучению в школе"
Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности ребенка, выступают связующим звеном в отношении к познаваемому. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активны...
Семинар для воспитателей массовых детских садов "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей 4-7лет"
В работе представлена система занятий по формированию лекско-грамматического строя речи,дана характеристика словарного запаса и грамматического строя речи детей в норме,предложена структура,план занят...
Справка совместной работы учителя-логопеда со специалистами МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной программы.
Справкасовместной работы учителя-логопеда со специалистами МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной программы....
Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на окружающий его мир. А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний нахо...
Совместный проект учителя - логопеда и воспитателей "Камешки Марблс"
Совместное применение учителем - логопедом и воспитателями группы здоровьесберегающей технологии "Камешки Марблс" для повышения эффективности коррекционной помощи детям с ТНР...