Совместный проект учителя - логопеда и воспитателей "Камешки Марблс"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Совместное применение учителем - логопедом и воспитателями группы здоровьесберегающей технологии "Камешки Марблс" для повышения эффективности коррекционной помощи детям с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kameshkov_marbl_v_rabote_logopeda.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Использование камней как предпосылки к развитию чувства ритма

Игры с камешками стимулируют и выравнивают эмоциональный фон. Помогают преодолевать трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей. Ребятам очень нравится играть с камушками. Выкладывать можно

разные геометрические фигуры, цифры, буквы, считать камушки, раскладывать по цвету, форме, размеру.

1.Использование карточек, раскрасок:

2.Игры с камнями:

- Сенсорные (сортировка по цвету, форме, размеру…)

- Речевые:

- я буду говорить звуки, а ты как услышишь звук А клади камешек;

- положи столько камешков, сколько раз я хлопну в ладоши;

- я буду называть звуки, а ты на звук А клади красный камешек, а на У

зеленый: АУ, УА, АУА, АУУА, УАУА (начинаем с 2 звуков, затем

цепочку звуков увеличиваем, количество зависит от памяти

ребёнка, как усложнение – использовать обе руки. Красный

камешек класть левой, а зелёный – правой рукой);

- я буду считать до 3-х, а ты как услышишь слово «два» клади

камешек. 1 2 3 1 3 2 1 2 2 3).

- игра: «Лифт»:

Камешки в коррекции звукопроизношения:

-выкладывание камешков на слоги (можно использовать обе

руки):

-последовательность из 2-3х слогов с использованием камешков:

па-ма-па-ма…;

па-ма-ха-па-ма-ха…

-дифференциация звуков, слоговая структура, звуковой анализ

слова, грамматический строй речи:

 Коррекционные цели в играх с камешками марблс:

  • Развивать  мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
  • формировать правильный захват шарика кистью
  • Упражнять в ориентировке на плоскости
  • Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными
  • Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
  • Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику
  • Упражнять в звукобуквенном  разборе слова, закреплять правильный образ буквы
  • Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков
  • Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие и фантазию ребенка
  • Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
  • Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца, заинтересованности в игре.
  • Игры:
  • «Парочки»
  • Перед ребенком лежит лист форматом А4, на котором изображено нечетное количество картинок. Задача ребенка, выкладывая одинаковые камешки на парочки, найти картинку, у которой нет парочки. (Вариант для детей младшего возраста или ребенка с низким уровнем речевого развития).
  • «Парочки — 2»
  • Перед ребенком лежит лист форматом А4, на котором изображено нечетное количество картинок. Задача ребенка, выкладывая одинаковые камешки на парочки, найти картинку, у которой нет парочки. (Отрабатываем поставленные звуки).
  • «Заплатки»
  • Задача: закрепление изученных звуков в игровой форме.
  • Например, ребенок называет слова, начинающееся с гласного звука и кладет камешек на пустое место на картинке. Каждому ребенку индивидуально подбирается картинка (с большим или меньшим количеством заплаток)
  • «Заплатки — 2»
  • Задача: в игровой форме автоматизировать поставленный звук. Ребенок называет слово с заданным звуком и кладет камешек на пустое место.
  • «Ходилки»
  • Ребенок называет слово с заданным звуком, кидает кубик и ходит камешком. Эффект соревновательности хорошо помогает. Каждый стремится выиграть.
  • Игра «Буква»
  • Задача: Выложить букву по контурам, по образцу, или самостоятельно.
  • Игра «Предложение»
  • Ребенок составляет предложение с заданным словом, количеством слов или по картинке. При этом выкладывает определенное количество камешков.
  • Игра «Раздели на слоги»
  • Ребенок делит слова на слоги и выкладывает такое же количество камешков.
  • Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
  • «Волшебный мешочек»
  • Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
  • «Место звука в слове»
  • Ребенок определяет место звука в слове с помощью схемы.
  • Например, робот- звук р- в начале слова, корова – звук р- в середине слова, забор – в конце.
  • «Мягкий /твердый?»
  • Ребенок определяет характеристику заданного звука, берет камешек нужного цвета и кладет на картинку.
  • «Назови ласково»
  • Поможем Герою (он выбирается индивидуально) добраться до домика, построить дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • «Контур»
  • Задача: Заполнить картинку камешками, выполняя при этом индивидуальные задания. Например, подбор слов по лексической теме или автоматизация поставленных звуков.
  • «Закрой картинки»
  • Задача: найти слова с отрабатываемым звуком и положить на них камешки. Закрыть альбом и вспомнить все названные слова.
  • Сенсорная коробка с  камешками марблс – является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру.
  • Говорим и отдыхаем,
  • Камешки перебираем,
  • Разные — разные:
  • Голубые, красные,
  • Желтые, зеленые,
  • Легкие, тяжелые.
  • «Рассказ»
  • Ребенку даётся 10 минут на составление картинки. Затем он составляет рассказ или предложение, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.
  • «Что это»
  • Ребенок с закрытыми глазами ощупывает предмет (камешек) и определяет, что это.
  • Основная задача учителя — логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью специальных методов  и приёмов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности  в области речевых фактов. Ведущим видом деятельности в детском саду, как известно, является игра, именно в игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях. Для успешной реализации   требований, изложенных в  ФГОС, мы должны обеспечить разностороннее развитие детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей необходимо сформировать чистую, грамматически правильную, выразительную речь.
  • При планировании работы с детьми с ОВЗ важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные.  Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий  решается индивидуально в каждом конкретном случае.
  • Коррекционно–воспитательная работа строится  с учётом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием  у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой  и другими психическими процессами.
  • Основной формой обучения  в дошкольном образовательном учреждении  для детей с нарушениями речи является коррекционная деятельность, где осуществляется развитие языковой системы, с помощью традиционных и нетрадиционных методов и технологий.
  • Еще одна  из нетрадиционных логопедических технологий, активно используемая мной в коррекционной деятельности — это разнообразные игры с шариками Марблс и камешками-кабошонами. Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») оказались очень удобны в применении, они не перекатываются, ребенку легко выкладывать их на поверхность. Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть с ними.  Эстетическая привлекательность марблс вызывает  интерес у современных детей. В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.
  • Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных шариков и камешков разного цвета и размера.        На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую разнообразные задания с шариками марблс и камешками — кабошонами, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта воспитанников. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей.
    Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
  • Как учитель-логопед, я подбирала определенные коррекционные цели и задачи в устранении речевого дефекта в зависимости от возраста ребенка и его заинтересованности в игре. Уверена, что специалисты другого профиля с легкостью найдут применение этому современному и достаточно  новому пособию. Действительно,  о практической ценности работы с представленным пособием  еще мало что известно в педагогике, но, оно однозначно, может быть успешно использовано в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с  ОВЗ.    В ходе упражнений предусмотрено,  с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом индивидуальных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.
  • В настоящее время появились камешки, очень необычной формы и всевозможной расцветки, которые я стала активно использовать в своей деятельности. Например, набор «Осенний» пригодился при изучении лексической темы «Осень». За правильные ответы на вопросы дети получают «награду»- желудь или листик, ведут  учет, выявляется лидер. Использовали их в качестве фишек в играх – ходилках. Соотносили количество предметов с цифрой и правильно произносили (согласовывали числительное с существительным).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)

Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия ...

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)

Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не ...

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...

Совместный проект учителя логопеда и воспитателя в массовом детском саду.

Проект расчитан на 1 год. Это совместная леятельность учителя логопеда и воспитателей старших групп детского сада по корркции звукопроизношения....

Совместный проект учителей-логопедов

Проектдля детей старшего дошкольного возраста«Дышим правильно - говорим красиво!»...

Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста

     Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на окружающий его мир.       А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний нахо...

Совместный проект учителя - логопеда и музыкального руководителя: «Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР».

Почему  возникла  идея  совместного  проекта  музыкального  руководителя  и  учителя  - логопеда?  Да  потому,  что  можно  скольк...