Совместный проект учителя - логопеда и воспитателей "Камешки Марблс"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Совместное применение учителем - логопедом и воспитателями группы здоровьесберегающей технологии "Камешки Марблс" для повышения эффективности коррекционной помощи детям с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kameshkov_marbl_v_rabote_logopeda.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование камней как предпосылки к развитию чувства ритма
Игры с камешками стимулируют и выравнивают эмоциональный фон. Помогают преодолевать трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей. Ребятам очень нравится играть с камушками. Выкладывать можно
разные геометрические фигуры, цифры, буквы, считать камушки, раскладывать по цвету, форме, размеру.
1.Использование карточек, раскрасок:
2.Игры с камнями:
- Сенсорные (сортировка по цвету, форме, размеру…)
- Речевые:
- я буду говорить звуки, а ты как услышишь звук А клади камешек;
- положи столько камешков, сколько раз я хлопну в ладоши;
- я буду называть звуки, а ты на звук А клади красный камешек, а на У
зеленый: АУ, УА, АУА, АУУА, УАУА (начинаем с 2 звуков, затем
цепочку звуков увеличиваем, количество зависит от памяти
ребёнка, как усложнение – использовать обе руки. Красный
камешек класть левой, а зелёный – правой рукой);
- я буду считать до 3-х, а ты как услышишь слово «два» клади
камешек. 1 2 3 1 3 2 1 2 2 3).
- игра: «Лифт»:
Камешки в коррекции звукопроизношения:
-выкладывание камешков на слоги (можно использовать обе
руки):
-последовательность из 2-3х слогов с использованием камешков:
па-ма-па-ма…;
па-ма-ха-па-ма-ха…
-дифференциация звуков, слоговая структура, звуковой анализ
слова, грамматический строй речи:
Коррекционные цели в играх с камешками марблс:
- Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
- формировать правильный захват шарика кистью
- Упражнять в ориентировке на плоскости
- Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными
- Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
- Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику
- Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы
- Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков
- Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие и фантазию ребенка
- Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
- Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца, заинтересованности в игре.
- Игры:
- «Парочки»
- Перед ребенком лежит лист форматом А4, на котором изображено нечетное количество картинок. Задача ребенка, выкладывая одинаковые камешки на парочки, найти картинку, у которой нет парочки. (Вариант для детей младшего возраста или ребенка с низким уровнем речевого развития).
- «Парочки — 2»
- Перед ребенком лежит лист форматом А4, на котором изображено нечетное количество картинок. Задача ребенка, выкладывая одинаковые камешки на парочки, найти картинку, у которой нет парочки. (Отрабатываем поставленные звуки).
- «Заплатки»
- Задача: закрепление изученных звуков в игровой форме.
- Например, ребенок называет слова, начинающееся с гласного звука и кладет камешек на пустое место на картинке. Каждому ребенку индивидуально подбирается картинка (с большим или меньшим количеством заплаток)
- «Заплатки — 2»
- Задача: в игровой форме автоматизировать поставленный звук. Ребенок называет слово с заданным звуком и кладет камешек на пустое место.
- «Ходилки»
- Ребенок называет слово с заданным звуком, кидает кубик и ходит камешком. Эффект соревновательности хорошо помогает. Каждый стремится выиграть.
- Игра «Буква»
- Задача: Выложить букву по контурам, по образцу, или самостоятельно.
- Игра «Предложение»
- Ребенок составляет предложение с заданным словом, количеством слов или по картинке. При этом выкладывает определенное количество камешков.
- Игра «Раздели на слоги»
- Ребенок делит слова на слоги и выкладывает такое же количество камешков.
- Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
- «Волшебный мешочек»
- Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
- «Место звука в слове»
- Ребенок определяет место звука в слове с помощью схемы.
- Например, робот- звук р- в начале слова, корова – звук р- в середине слова, забор – в конце.
- «Мягкий /твердый?»
- Ребенок определяет характеристику заданного звука, берет камешек нужного цвета и кладет на картинку.
- «Назови ласково»
- Поможем Герою (он выбирается индивидуально) добраться до домика, построить дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- «Контур»
- Задача: Заполнить картинку камешками, выполняя при этом индивидуальные задания. Например, подбор слов по лексической теме или автоматизация поставленных звуков.
- «Закрой картинки»
- Задача: найти слова с отрабатываемым звуком и положить на них камешки. Закрыть альбом и вспомнить все названные слова.
- Сенсорная коробка с камешками марблс – является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру.
- Говорим и отдыхаем,
- Камешки перебираем,
- Разные — разные:
- Голубые, красные,
- Желтые, зеленые,
- Легкие, тяжелые.
- «Рассказ»
- Ребенку даётся 10 минут на составление картинки. Затем он составляет рассказ или предложение, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.
- «Что это»
- Ребенок с закрытыми глазами ощупывает предмет (камешек) и определяет, что это.
- Основная задача учителя — логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью специальных методов и приёмов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов. Ведущим видом деятельности в детском саду, как известно, является игра, именно в игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях. Для успешной реализации требований, изложенных в ФГОС, мы должны обеспечить разностороннее развитие детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей необходимо сформировать чистую, грамматически правильную, выразительную речь.
- При планировании работы с детьми с ОВЗ важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается индивидуально в каждом конкретном случае.
- Коррекционно–воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
- Основной формой обучения в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи является коррекционная деятельность, где осуществляется развитие языковой системы, с помощью традиционных и нетрадиционных методов и технологий.
- Еще одна из нетрадиционных логопедических технологий, активно используемая мной в коррекционной деятельности — это разнообразные игры с шариками Марблс и камешками-кабошонами. Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») оказались очень удобны в применении, они не перекатываются, ребенку легко выкладывать их на поверхность. Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть с ними. Эстетическая привлекательность марблс вызывает интерес у современных детей. В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.
- Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных шариков и камешков разного цвета и размера. На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую разнообразные задания с шариками марблс и камешками — кабошонами, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта воспитанников. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия. - Как учитель-логопед, я подбирала определенные коррекционные цели и задачи в устранении речевого дефекта в зависимости от возраста ребенка и его заинтересованности в игре. Уверена, что специалисты другого профиля с легкостью найдут применение этому современному и достаточно новому пособию. Действительно, о практической ценности работы с представленным пособием еще мало что известно в педагогике, но, оно однозначно, может быть успешно использовано в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом индивидуальных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.
- В настоящее время появились камешки, очень необычной формы и всевозможной расцветки, которые я стала активно использовать в своей деятельности. Например, набор «Осенний» пригодился при изучении лексической темы «Осень». За правильные ответы на вопросы дети получают «награду»- желудь или листик, ведут учет, выявляется лидер. Использовали их в качестве фишек в играх – ходилках. Соотносили количество предметов с цифрой и правильно произносили (согласовывали числительное с существительным).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)
Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия ...
Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)
Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не ...
Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.
Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...
Совместный проект учителя логопеда и воспитателя в массовом детском саду.
Проект расчитан на 1 год. Это совместная леятельность учителя логопеда и воспитателей старших групп детского сада по корркции звукопроизношения....
Совместный проект учителей-логопедов
Проектдля детей старшего дошкольного возраста«Дышим правильно - говорим красиво!»...
Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на окружающий его мир. А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний нахо...
Совместный проект учителя - логопеда и музыкального руководителя: «Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР».
Почему возникла идея совместного проекта музыкального руководителя и учителя - логопеда? Да потому, что можно скольк...