Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (формирование словаря) в старшей группе «Хлеб - всему голова»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Программные задачи:
Образовательные: Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб, знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Развивающие: Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей. Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
Словарная работа: познакомить со словами: злаки, жито; активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая
Материал и оборудование: колосья пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного хлеба, шапочки- маски колосков, гречневая, овсяная, рисовая крупа в прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация «Какой разный хлеб», горшочки с песком опилками и землей, зерна пшеницы, отрывок из сказки «Колосок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorbunova_anastasiya.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (формирование словаря) в старшей группе
«Хлеб - всему голова»
Программные задачи:
Образовательные: Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб, знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Развивающие: Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей. Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
Словарная работа: познакомить со словами: злаки, жито; активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая
Материал и оборудование: колосья пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного хлеба, шапочки- маски колосков, гречневая, овсяная, рисовая крупа в прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация «Какой разный хлеб», горшочки с песком опилками и землей, зерна пшеницы, отрывок из сказки «Колосок».
Ход НОД:
1.Вводная часть.
Дети вместе со мной стоят в кругу
-Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: - Доброе утро!
-Доброе утро - солнцу и птицам
-Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Улыбнитесь друг другу.
Показываю отрывок из мультфильма «Колосок». Что нашли мышата во дворе?
2. Основная часть
Ребята, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему музею хлеба. Его экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания.
Колосок как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате - зерно,
Спелой зрелостью полно.
( Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи.)
Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Как называют зерновые растения? Это колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос. Как можно назвать колос ржи? Какой он? ( (ржаной колос) Мука из зерен пшеницы – какая ?(пшеничная мука).
Мука из зерен ржи – какая? (ржаная мука).
Тесто из пшеничной муки – какое? (пшеничное тесто)
Тесто из ржаной муки – какое? (ржаное тесто).
Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный белый). А из ржаной? (ржаной, черный).
В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (дети высказывают свои предложения).
Слово «жито» похоже на слово «жит». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
А сейчас мы с вами превратимся в колоски. Дети надевают шапочки - маски.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске ( дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки ( дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)
Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим),
Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно…(показали на ладошке зёрнышко),
Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).
Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.
Игра « Из чего сварили кашу
Какую кашу варят из гречки?( гречневую). Из овса – (овсяную). Из риса – (рисовую) и т.д.
Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика
Каша в поле росла поочередно соединить все пальцы
К нам в тарелку пришла
Всех друзей угостим раскрыть ладони
По тарелке дадим поочередно загибать пальцы
Птичке – невеличке
Зайцу и лисичке
Кошке и матрешке
Всем дадим по ложке развести руки в стороны
Игра «Угадай на ощупь». Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.
В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.
(иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане (2), лаваш – в Армении (3), багет – во Франции (4), галеты – в Италии) (5)
Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".
Ребята, хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент. Посадите зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна. Дети выполняют задание
3.Заключительная часть.
Вот и закончилось наша экскурсия. Чем она вам запомнилась? Куда бы вы ещё хотели отправиться на экскурсию?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок» Задачи: -закрепить полученные знания детей об ...
Конспект занятия по развитию речи (комуникации) в старшей группе "Хлеб всему голова"
Этот материал позволит провести интересное занятие на тему хлеб....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Наши мамы» (старшая группа)
Задачи:-Продолжить работу по приобщению детей к поэзии.-Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи.-Поощрять рассказы детей о своей маме.-Формировать умение вслушиваться в...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).
Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР
Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической группе...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (формирование словаря) в старшей группе тема НАШ ГОРОД
Расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с задержкой психического развития первый год обучения «Путешествие в осенний лес» по лексической теме «Осенние признаки»
Цель: закрепление представлений детей об осени.Задачи:Коррекционно-образовательные: - учить называть осенние признаки и явления природы; - учить правильной артикуляции, правильное произношение звуков...