Конспект открытого занятия по познавательному развитию и лепке в старшей группе «Хлеб всему голова».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Воронина Наталия Владимировна

Хлеб является одним из важнейших продуктов питания.В современном обществе важно формировать у детей уважение к труду людей, понимание ценности хлеба и бережного  отношения к нему. Через знакомство с историей, традициями и значением хлеба мы можем привить детям любовь к родной культуре, развить чувство благодарности и ответственности за природные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golova.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 2

155048 Ивановская область,г.Тейково,ул.8 Марта,д.7,тел 84934341673

ИНН 3704003620 КПП 370401001

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию и лепке

в старшей группе

«Хлеб всему голова».

                                                                                        Разработала:   воспитатель

                                                                       Воронина  Наталия  Владимировна

г. Тейково, 2025 год

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о хлебе как важном  продукте питания, о процессе его производства и значении труда людей, связанных с выращиванием зерна и выпечкой хлеба.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • расширение знаний детей о процессе выращивания зерна и изготовления хлеба;
  •  ознакомление с культурными традициями, связанными с хлебом.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательной активности, устной речи;
  •  мелкой моторики через различные виды деятельности (лепку, рисование, экспериментальную деятельность);
  • развитие умения работать в коллективе, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли и чувства.

Воспитательные задачи:

  •  воспитание уважения к труду взрослых, формирование бережного отношения к хлебу и природным ресурсам.

Предварительная работа:

 Чтение рассказов и заучивание стихов: марийская народная сказка “Лепешка”, Ю. Жадовская “Нива, моя нива”, Плещеева “Осенью”, Я. Дягутите “Колыбельная”, А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Я. Аким “Хлеб”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”. Рассматривание картинок и фотографий полей, комбайнов, пекарен.  Заучивание пословиц и поговорок. Сюжетно-ролевая игра “Жатва”. Проведение беседы о том, откуда хлеб берется, кто его делает.

Словарь: Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, снегозадержание, трактор, тракторист, мелиораторы, мельница, мельник.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: формирование знаний о процессе выращивания и выпечке хлеба, знакомство с историей и значением хлеба.

Речевое развитие: расширять словарный запас у детей, способствовать развитию связной речи через беседы, чтение стихов и загадок, составление рассказов, выполнение  пальчиковой гимнастики «Испечем хлеб».

Художественно эстетическое развитие:  учить передавать характерные особенности  хлебобулочных изделий (лепку, рисование, экспериментальную деятельность), прослушивание музыки.

Социально – коммуникативное: воспитание уважения к труду земледельцев и пекарей; беседа о бережном отношении к хлебу, обсуждение важности труда земледельцев и пекарей; организация сюжетно - ролевой игры «Жатва».

Физическое развитие: формировать правильную осанку, выполнение физкульминутки под тематические стихи, развивать любовь к физическим упражнениям.

Методические приемы:

Словесный: беседа, пояснение, вопросы и ответы, анализ занятия.

Наглядный: использование наглядного материала, использование мультимедийных ресурсов (презентации).

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания (лепка и экспериментирование), сюжетно – ролевая игра, заучивание пословиц и стихов.

Используемые формы организации деятельности детей: на занятии используется комбинированная форма, которая может включать в себя две или несколько форм: фронтальную, групповую, игровую, парную формы работы.

 Индивидуально – дифференцированный подход осуществляется к детям испытывающим трудности при выполнении каких - либо заданий.

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой, развитие самостоятельности, ответственности, дифференцированный подход к детям.

Оборудование и материалы:

Мультимедийное оборудование (проектор, экран), презентация о процессе выращивания и изготовлении хлеба, доска для лепки, соленое тесто, салфетки; мука, вода, дрожжи, соль, сахар (для эксперимента); бумага, карандаши, книги и иллюстрации о хлебе и сельском хозяйстве из книги Л. Виноградовой “Трактор”, “Крестьянин пашет землю”; засушенные колоски ржи, пшеницы, метелки овса. Початок кукурузы, виды хлеба и хлебобулочных изделий, картинки для сопровождения беседы “Хлеб – наше богатство”. Музыка И. Кишко “Комбайнер”.

Ход интегрированной деятельности:

 Позывной утреннего круга, звенит колокольчик. (Дети стоят в кругу)

 Приветствие.

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)

И друг другу улыбнемся (улыбаются).

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте подарим им свои солнечные улыбки и пожелаем хорошего дня.

Воспитатель: - Сегодня мне пришло сообщение, вот послушайте его.

Дети присаживаются на стульчики.

Педагог читает стихотворение Н. Семенова “Хлебушко”.

Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой, 
Вот он теплый, золотистый, 
Словно солнцем налитой. 
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел. 
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, 
Охраняло, берегло! 
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе. 
Люди долго и упорно 
Потрудились на земле.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать и рисовать. А еще у меня для вас есть сюрприз. К нам пришел в гости то, кто прислал это сообщение, а кто – это вы должны угадать?

“Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это?

Дети: Колосок.

Колосок: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе. Интересно, интересно. Хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

На экране дети смотрят презентацию и слушают.

Воспитатель: Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

Дети: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Воспитатель: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Колосок, для чего проводится эта работа?

Колосок: Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Дети: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Колосок: Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса... Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

Воспитатель: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Колосок: Да, трактористы пашут землю, да приговаривают:

“Черная земелька, а милее нет.
Черная земелька – будет белый хлеб”.
                                   (
Э. Мошковская)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети: Жали серпом.

Воспитатель: Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время?

Дети: Комбайны, трактора.

Воспитатель: Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.

Воспитатель: После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети. Вспаханное поле боронят.

Воспитатель: Чем её боронят?

Дети: К трактору прицепляют борону.

Воспитатель: Вот поле проборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети: Сеялки.

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой “Золотой дождик”.

“По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли, 
Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже, 
До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой”.

Колосок: Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли?

Дети: Растения нужно пропалывать и поливать.

Колосок: Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Воспитатель: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети: Комбайн.

Хлеб созрел, в полях   моторы
Песню жатвы завели.
В степь выходят комбайнеры-
Полевые корабли.

Педагог: Прослушайте музыку И. Кишко “Комбайнер”. Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Физминутка :

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зернышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок

Воспитатель: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание, где хранят зерно.

Воспитатель: А затем куда везут зерно?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Воспитатель: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Воспитатель: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

 Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами превратимся в пекарей, хотите? Тогда проходите к столу и надевайте фартуки.

Вместе с детьми проводится небольшой опыт по приготовлению теста. Дети смешивают муку, воду дрожжи, соль, сахар, наблюдают за процессом брожения теста.

Обсуждают, почему тесто поднимается, что происходит с мукой при добавлении воды.

После обсуждения дети переходят к лепке.

Мы с зернышком приготовили волшебное соленое тесто, из которого приготовим пирожки в наш игрушечный магазин.  Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик, Положите на дощечку, приплюсните, растяните его пальцами, чтобы получилась лепешка, подравняйте края. Возьмите формочку и выдавите фигурку. Положим фигурки на противень и отнесем сушиться.

Колосок: Длинна дорога от зернышка до булочки. Много вложено труда.  Сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Воспитатель: Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

  • Много снега, много хлеба.
  • Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  • Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
  • За обедом хлеб – всему голова.
  • Без труда хлеб не родится никогда.
  • Упустишь время – потеряешь урожай.
  • Хороша нива у дружного коллектива.
  • Все за одно, один за всех.
  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Труд земледельца велик и почетен.
  • Знай секундам цену, минутам счет.
  • Сделал дело, гуляй смело.
  • Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.

Колосок: Спасибо, ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.

Рефлексия.

Воспитатель:  Наше занятие подошло к концу. Ребята кому понравилось занятие поднимите солнышко и прикрепите на магнитную доску, кому было грустно, возьмите и прикрепите  тучку.

Что нового вы узнали сегодня, что вам запомнилось, какие новые слова вы услышали, что понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: - Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

Воспитатель: - Спасибо, дорогие дети, за активное участие на занятии, мы с вами все отлично справились со всеми заданиями, давайте скажем друг другу до свидания и нашим гостям.

А после занятия можно нарисовать то, что больше всего понравилось на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи (комуникации) в старшей группе "Хлеб всему голова"

Этот материал позволит провести интересное занятие на тему хлеб....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (формирование словаря) в старшей группе «Хлеб - всему голова»

Программные задачи:Образовательные: Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб, знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, об...

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова".

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова".Цель: Уточнить, как выращивают хлеб и дать детям новые знанияоб изготовлении хлебобулочных издел...

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Хлеб – всему голова!»

Задачи: - Уточнить знания, что хлеб является ежедневным продуктом- Дополнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Закреплять знания о последовательности этапов выр...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб-всему голова»

               Цели: Учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим. Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать воп...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб всему голова»

Цель: создать условия для расширения познавательного интереса к появлению хлеба на нашем столе, бережное отношение к хлебу....