"Инновации для речевого развития - связная речь"
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Сапожникова Надежда Ильинична

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_svyaznaya_rech.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

СП Детский сад «Колокольчик» ГБОУ СОШ п.Восточный

муниципальный район Большечерниговский Самарская область

Опыт работы

Подготовила: воспитатель Сапожникова Н.И.

2016г.

С кем чаще всего общается современный ребёнок? С кем он говорит? С другими детьми (только если он ходит в детский сад), постоянно и свободно гуляет на улице, часто бывает в гостях у соседей или родственников, у которых есть дети, или если сам живёт в большой многодетной семье.
Современные родители не просто не имеют достаточно времени, что бы по душам разговаривать с ребёнком. Часто они даже не знают толком, как и зачем это делается. Много ли матерей сегодня умеют петь, например, колыбельные песни?
Тема увеличения количества детей с нарушениями речевой и слуховой способности более чем актуальна.
На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется.
 Легкое усвоение незнакомых слов и целых фраз ведет к быстрому росту словарного запаса. Ребенок начинает употреблять не только простые, но и сложные предложения. В его речи появляются предлоги, союзы, вопросы (Где? Когда? Почему?) Происходит интенсивное овладение грамматическим строем языка. Речь ребенка становится ведущим средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Ребенок способен узнать и назвать знакомые предметы, изображенные на картинке, назвать действия, совершаемые тем или иным животным (собака спит), но развернутые фразы, как правило, еще не строят.
Развитие речи малышей осуществляется воспитателем при помощи различных средств, в том числе и словесных игр.
Использование словесных игр я начала в период адаптации. Это были пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, так как это всё близко и знакомо детям-с ними играли так дома. Родители тоже были ознакомлены с теми играми, в которые мы играли с детьми, поэтому малыши очень быстро стали узнавать «Сороку-сороку…», «Козу рогатую», «Петушка», «Пальчик-мальчик…»
По мере освоения и запоминания словесных игр с пальчиками я стала вводить игры на формирование словаря :«Большой - маленький» (использование прилагательных), « Назови ласково» (образование уменьшительного названия предмета), « Отгадай и назови» (называние предметов и их качеств), «Отгадай кто к нам пришёл?» ( закрепление в речи названия отдельных предметов).
Затем я начала использовать словесные игры на грамматический строй и формирование связной речи. Это такие игры как «Кто ушёл, кого не стало?» (на согласование слов в предложении), «Кто что ест» (составление предложений из 2-3 слов), « Отгадай, кто к нам пришёл?», « Передай куклу Катю».
Словесные игры я включала в разные режимные моменты: утром - как работу с рано пришедшими детьми, перед занятием- как речевую гимнастику и организующий момент, днём – индивидуально на прогулке, перед обедом - чтобы успокоить детей перед дневным сном. Вечером вводила словесные игры в сюжетно - ролевую игру, а так же занималась индивидуально с робкими, стеснительными детьми, или с теми, у кого не получалось сложить пальчики.
Хочется отметить, что словесные игры не только развивают активную речь, но и делают ребёнка более уверенным в своих силах, коммуникабельным, общительным.
Я не могу сказать, какую именно игру любят малыши в моей группе, но если я планирую им 1-2 игры, то мы можем проиграть 5-6 игр. Детям это очень нравится.
Приведу примеры пальчиковой и словесной игр.
«Осьминог», «Гули-голубочки», «Мы делили апельсин», «Котик», «Мышки», «Тики-так», «Как у нашего кота», «Мишка», «Кого как зовут?», «Все спят» и многие другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....

Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи

Материал, в котором раскрываются особенности развития связной речи у детей с отклонениями в речевом развитии, критерии развития связной речи детей в разных возрастных группах....

Занятие по речевому развитию (связная речь) для детей средней группы

Тема: «Помогаем мышонку Семе»»Цель: Способствовать развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста.Задачи:- Сформировать умение описывать предмет(игрушку), составлять неб...

Конспект занятия по речевому развитию (связная речь) для детей средней группы «По следу жадных медвежат»

Задачи:- способствовать формированию умения пересказывать сказку по мнемотаблице;- создать условия для развития связной, грамматически правильной диалогически и монологической речи;- воспитывать честн...

Конспект образовательная область "Речевое развитие" связная речь Тема" Мебель" старшая группа

Цель: продолжать формировать знания детей о предметах мебели.Задачи: Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком;совершенствовать умение детей составлять рассказ о предметах мебели, ...

Конспект занятия по речевому развитию (связная речь) в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант».

Цель:Продолжать знакомить с творчеством В. В. Бианки; совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.Задачи:Совершенствовать умение детей связно, последовательно, выразительно пересказы...