Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи
статья по логопедии по теме
Материал, в котором раскрываются особенности развития связной речи у детей с отклонениями в речевом развитии, критерии развития связной речи детей в разных возрастных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_uchiteley.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №74 комбинированного вида
Красносельского района
г. Санкт-Петербурга
Развитие связной речи у детей
с нормальным речевым развитием
и при общем недоразвитии речи
Составитель:
учитель-логопед
Лескина И.Н.
2016 год
Учитель-логопед Лескина И. Н.
ГБДОУ детский сад №74 Красносельского района
г. Санкт-Петербурга
1. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложении; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырёх до пяти тысяч слов.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав, ту-ту) до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается в большей или меньшей степени всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта - общее недоразвитие речи.
Самый низкий уровень речевого развития у таких малышей - I-ый. Самый высокий -III-ий. Третий уровень является наиболее типичный. У таких детей в 5-летнем возрасте словарный запас составляет 2,5 - 3 тысячи слов. В нём отсутствуют или же имеются в искажённом виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:
- частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, грива, копыта и т.п.);
- глаголов, выражающих утончённость действий (лакает, лижет, грызёт, откусывает, жуёт - всё выражается словом «ест»);
- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.п.);
- антонимов (гладкий - шершавый, храбрый - трусливый, глубокий - мелкий, густой - жидкий и т.п.);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишнёвый, грушевый и т.п.).
В грамматическом строе распространены ошибки:
- в употреблении предлогов В, К, С, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД. («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки», Мальчик подошёл шкафу», «Кошка вылезла под кровати» и т.п.);
- в согласовании различных частей речи («Подошёл к два коня», «Заботился о ёжика», «Наблюдали за обезьяны»);
- в построении предложений («Шёл Петя грибы лес собирать», «Почему что ёжик кололся, почему что девочка и плачет»).
В фонетическом плане дети:
- неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твёрдые, звонкие - глухие согласные, а также звуки С-Ш, 3-Ж, ТЬ-Ч, Л-Р и т.п.;
- искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопроводчик -«датавотик», фотография - «атагафия», магнитофон - «матафон»);
- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па, та-кта, фта-кта, та-тя).
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Однако, развёрнутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
Труднее всего таким детям даётся не только самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания, но и воспроизведение текстов по образцу обнаруживает заметное отставание от нормально говорящих сверстников.
Пример рассказа по картинке 5-летнего ребёнка с ОНР (III-ий уровень речевого развития): «Дети фипили (слепили) фнигака (снеговика). Дети катавифа (катались) на фанки (на санках). Дети катавифа ив гойки (с горки). Питатинифа (воспитательница) повала (позвала) детёф (детей) дефкий фат (в детский сад)».
Рассказ по серии картинок (ОНР, III-ий уровень): «Коська вовит мыську. Кот аез (залез) ботинок, сто мыську помать. Он помотель (посмотрел), её там нет, убезял».
II уровень речевого развития характеризуется более грубыми и стойкими нарушениями во всех компонентах языковой системы.
Пример рассказа по картинке, составленного ребёнком 5-ти лет: «Вася ... котю. Она ... фате. Вася кос зиля ходива». (Собака ... школу. Она .... портфель. Собака кость взяла, ходила.)
Для более полного представления об особенностях речи детей со II-ым уровнем речевого развития приведём образцы произношения ими некоторых слов:
самолёты - алёти
виноград - биледат
троллейбус - алебись
голова - гада
обезьянки - мизяки
стрекоза - ликаза
При I-ом уровне речевого развития у ребёнка связная речь отсутствует, в ней имеются отдельные многозначные искажённые аналоги слов, часто звукоподражательного плана, например:
* собака, коза, корова, баран - ава;
* машина, корабль, ракета, велосипед - ту-ту;
* упасть, спуститься; сесть, лечь - па;
* есть, пить, откусывать, жевать - ам и т.п.
Все указанные речевые особенности наблюдаются у детей 4,5 - 5 лет, имеющих нормальный слух и сохранный интеллект. Только при этих условиях дефект может характеризоваться как общее недоразвитие речи.
Для детей с ОНР, помимо указанных речевых особенностей, характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностыо: внимания, памяти, словесно-логического мышления. Очень трудно сосредоточить и удержать их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объёме пространственные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности. Они быстро утомляются, начинают отвлекаться.
Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше, чем на произвольном. Нарушения внимания и памяти, а также отсутствие у таких детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.
Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «Зимой дома тепло, тому (потому) что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда - он больше».
Дети могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате; некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки.
Процессы внимания, памяти, словесно-логического мышления, теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично.
Недостатки в сфере фонетики, лексики, грамматического строя с наибольшей отчётливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ; рассказ по картинке, серии картинок; рассказ-описание).
При пересказе помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц.
Рассказ-описание для детей малодоступен. Они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Например, описывая машину, ребёнок перечисляет: «У ней колёсы есть, кабина, матоль, люль, литяк (рычаг), педали, фали, кудов, стоб глтоз возить (чтобы груз возит)».
При описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают затруднения, связанные:
- с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств;
- с установлением последовательности в изложении выявленных признаков;
- с удержанием в памяти этой последовательности.
Поэтому нужно использовать в качестве наглядной опоры схемы-алгоритмы для составления описательных и сравнительных рассказов)
Некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы.
Таким образом, у детей с ОНР активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений, максимального использования наглядности.
2. КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА.
Ребёнок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам жизни (2,5 года), должен быть обязательно осмотрен врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом.
Следует иметь в виду, что до того, как ребёнок научится пользоваться фразами, он должен понимать обращённую к нему речь.
В 2 года 6 месяцев ребёнок уже понимает обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, а кто спит»); двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чём ты сидишь?»). Ребёнку доступно установление причинно-следственных связей.
В 2 года 6 месяцев - 3 года ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без неё.
К 4 годам ребёнок понимает сложноподчинённые предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации.
В случае отсутствия у ребёнка понимания речи и собственной речи важно оценить, как он воспринимает жесты и мимику, использует ли их в общении с окружающими.
- КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
(соответствует среднему уровню развития речи):
1-ая младшая группа (третий год жизни). Ребёнок легко понимает речь. Отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты, слова-заменители. В процессе общения появляются первые формы монологической речи: умение рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из 2-3 простых предложений.
2-ая младшая группа (четвёртый год жизни). Ребёнок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями, хотя иногда использует и сложные. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно.
Средняя группа (пятый год жизни). Ребёнок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной речи и речи-доказательстве. Грамматические ошибки в речи не часты; в звуковом отношении речь внятна, достаточна громка, эмоциональна. При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь. Ребёнок хорошо владеет простыми предложениями, в построении сложных предложений иногда затрудняется. Составляет короткие (5-6 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта, пересказывает литературные произведения, воспроизводит текст по иллюстрациям. Сочиняет повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам; составляет описательные загадки и загадки со сравнением. Пользуется элементарными формами объяснительной речи.
Старшая группа (шестой год жизни). В рассказе ребёнок может допускать пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется формой речи-доказательства с помощью взрослого. Пересказывает литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. В описательных рассказах точно и правильно подбирает слова, с помощью взрослого находит существенные признаки предметов. Сочиняет сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам. Ребёнку доступны и некоторые виды творческого рассказывания - придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели. Осваивает объяснительную и доказательную форму речи.
Подготовительная группа (седьмой год жизни). Ребёнок инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. При пересказе литературных произведений он способен использовать авторские средства выразительности, пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя. В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы ребёнок точно и правильно подбирает слова, характеризующие особенности предметов; самостоятелен в определении содержания и логики описания, в использовании разнообразных средств выразительности, в том числе и языковых (метафор, сравнений, эпитетов, олицетворении). Сочиняет сюжетные рассказы по картине и серии картин, по игрушкам, из опыта. Создаёт разнообразные виды творческих рассказов: сочиняет рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем, моделирует рассказ, участвует в придумывании диафильмов, рассказов по «кляксографии», по пословицам, пытается самостоятельно использовать формы объяснительной и доказательной речи на занятиях и в повседневной жизни.
Вывод.
Педагогу, работающему с дошкольниками, необходимо знать критерии развития связной речи у детей с нормальным речевым развитием и особенности речевого развития у детей с речевой патологией. Это даст возможность воспитателю правильно осуществлять работу по развитию связной речи у своих воспитанников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности связной речи старших дошкольников с нормальным речевым развитием .
Дети старшего дошкольного возраста владеют основными функционально - смысловыми типами связных высказываний. Им доступно составление небольших по объему текстов, большинство детей способны дать назван...
"Роль моделирования в развитии связной речи у детей с общим речевым недоразвитием"
В данной работе, исходя из определения сущности моделирования и общей характеристики речевых нарушений детей с ОНР, рассмотрены возможности использования моделирования для развития связной речи ...
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"
Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....
Общие закономерности развития речи у детей с нормальным речевым развитием и в условиях нарушения
Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них опреде...
Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»
Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....
Сравнительный анализ развития психомоторных функций у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.
Отклонение в психомоторном развитии дошкольников с ОНР отмечаются уже с самого рождения. Эти дети позже возрастных нормативов начинают сидеть, стоять; у них с запозданием формируются локомоторные функ...
«Особенности формирования связной речи у дошкольников с нормальным речевым развитием» консультация для воспитателей
Современное и полноценное владение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Современное - значит начатое с первых же дн...