Конспект открытой итоговой комплексной НОД «Чтение художественной литературы» с ИКТ и использованием нетрадиционной техники «Аппликация из мелконарезанных нитей» на тему: «В гостях у сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Галина Сергеевна Воробьева

Мною было проведена комплексная НОД «Чтение художественной литературы» с ИКТ  и использованием нетрадиционной техники аппликации на тему: «В гостях у сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Возраст детей – 6-7 лет. Задачи поставлены в соответствии с уровнем развития детей моей группы:

Ø  учить понимать характер и поступки героев; давать им оценку;

Ø  воспитывать интерес к устному народному творчеству; к русским народным сказкам;

Ø  развивать художественно – творческие способности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ягодка» с. Вл.- Александровское

Партизанского муниципального района

Конспект открытой итоговой комплексной НОД «Чтение художественной литературы»

с ИКТ  и использованием нетрадиционной техники 

«Аппликация из мелконарезанных нитей» на тему:

«В гостях у сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

(подготовительная группа)

Воспитатель I кв. категории

Воробьева  Галина Сергеевна

Апрель 2015 г.

«В гостях у сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цели.

  • Формирование у детей интереса к устному народному творчеству; знакомство с новой русской народной сказкой  «Крылатый, мохнатый да масляный»
  • Развитие художественно – эстетических способностей детей в выполнении аппликации в нетрадиционной  технике - из шерстяных ниток.

Задачи.

ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

  • Продолжать знакомство детей с русскими народными сказками.
  • Учить понимать характер и поступки героев; давать им оценку.
  • Воспитывать у детей умение не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.
  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству; к русским народным сказкам.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

  • Развивать художественно – творческие способности; мелкую моторику.
  • Воспитывать терпение, аккуратность в работе.

Интеграция образовательных областей.

  • Социально – коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно – эстетическое развитие.

Виды ДД.

  • Чтение (восприятие).
  •  Коммуникативная.
  •  Познавательно-исследовательская.
  •  Продуктивная.

Активизация словаря:

  • Зачин сказки: «Жили – были»; развязка «Жить-поживать»; концовка - прибаутка «Тут и сказочке – конец, а кто слушал – молодец!»
  • Слова, встречающиеся по ходу сказки «дрожмя – дрожит», «рассыпчата, горяча» и др.
  • Поговорка «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет».

Методы и приёмы.

  • Метод обследования наглядности (рассматривание слайдов, других наглядных пособий);
  • Словесный (беседа, чтение, диалог, художественное слово, указания, пояснения);
  • Мотивационный метод (убеждение, поощрение);
  • Эвристический (развитие находчивости и активности);
  • Здоровьесберегающий метод (физминутка, кинестетическое упражнение, пальчиковая гимнастика);
  • Подведение итога (анализ работы)

Планируемые результаты.

  • Умеют высказывать свою точку зрения в отношении характера и поступков героев.
  • Возрос интерес к устному народному творчеству (появилось желание прослушать другие русские народные сказки).
  • Сформировано умение выполнять аппликацию в нетрадиционной технике.

Предварительная работа:

  • Чтение и рассказывание русских народных сказок, авторских, игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Колобок» и др., рисование на темы русских народных сказок, лепка сказочных героев.
  • НОД «Русские народные сказки», чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»,  «Работа с иллюстрированными изданиями сказок».

Работа с родителями:

  • Чтение детям перед сном русских народных сказок.
  • Участие в подготовке выставки рисунков «По дорогам сказки».

Материалы и оборудование.

  • Презентация - слайды: иллюстрации к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый».
  • Шаблоны сказочных героев, шерстяные нитки, клей, кисти, салфетки, фломастеры.

Ход.

В. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в гости. А куда, узнаете, разгадав загадку:

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Легенда, предание народное, ребята ее обожают,

Родители, если свободные, её тебе на ночь читают.

В. Что это? Правильно, это сказка. Сегодня мы пойдём в гости к новой сказке. А о ком она – попробуйте отгадать.

  • Хвост пушистый, мех золотой В лесу живет, кур в деревне крадет (лиса)
  • Живет в норке, жует корки. Короткие ножки,  боится кошки (мышка) Шубка у мышки какая? (мохнатая)
  • Чик – чирик, к зернышкам – прыг! Клюй не робей! Кто это? (воробей) С помощью чего он летает? Значит, воробей какой? (крылатый)
  • Для любимой бабушки испеку оладушки.

Так румяны и пышны Эти вкусные…(блины) На чём пекут блины? Тогда блин какой? (масляный)

В. Вот и получилось название новой русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» (слайд).  А что это за сказки такие – народные?

Д. У них нет автора, их придумал народ.

В. Верно. Сказки сочиняли люди и рассказывали друг другу, т.е.  передавали «Из  уст в уста», поэтому сказки относятся  к устному народному творчеству. Давайте послушаем и посмотрим новую сказку. (Чтение сказки в сопровождении слайдов). Понравилась вам сказка? Это точно сказка, а может рассказ? Как она называется? (Ответы детей) Да, это сказка, здесь животные умеют разговаривать. Предлагаю отдохнуть (упражнение на развитие речевого дыхания «Нюхаем воздух»). Теперь вы готовы ответить на вопросы.

  • Как начинаются русские народные сказки?
  • А какая у них концовка?
  • Как звали героев сказки?
  • Как жили друзья в начале сказки?
  • Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?
  • Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?
  • «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», - так сказал Блин. Почему он так сказал?
  • Чем заканчивается сказка?

В. Отлично! Вы хорошо отвечали, пора выполнить разминку (проводится физминутка «Мышка»)

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

В. Ребята, слышите, кто – то просит нас о помощи! Ой, у Мышки, Воробья и Лисички растрепались шубки, непригодны стали. Сошьём новые? Посмотрите на столы. Вы догадались, из чего можно сделать шубки? (Ответы детей) Правильно, мы оденем животных в шубки из шерстяных ниток. Они будут пушистые, теплые, мягкие! Но, сначала, подготовим наши пальчики (кинестетическое упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «По деревне мы шагаем»).

По деревне мы шагаем, (пальцы «шагают» по коленям)

Видим будки да сараи. (Руки крест – накрест: одна ладонь закрывает глаз,

другая – ухо, меняем)

Тики – ти, тики – ти, (ударяем по коленям ребром ладоней)

Животных мы хотим найти. (Одна рука – ребро, другая – кулак и наоборот)

В. А теперь я покажу вам, как лучше «сшить» шубку. Нужно рисунок промазать клеем и посыпать мелко нарезанными ниточками, вот так (сопровождается показом). Затем слегка придавить ладошкой и шубка готова! Вот наши Пушистые герои будут довольны! (Самостоятельное выполнение работы детьми.  Во время работы воспитатель следит за правильной осанкой, этапами выполнения работы, обращает внимание на аккуратность наклеивания ниток и работы с клеем).

В. Как вы думаете, им понравились новые шубки? Почему? (Ответы детей). Ребята, скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? Чему научила вас эта сказка? А кто напомнит мне поговорку Блина? Что вам сегодня понравилось больше всего? (ответы детей) И ещё вы сделали доброе дело – вовремя пришли на помощь. Вы большие молодцы!

Используемая литература:

  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2 –е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. – 112с.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208 с., перераб. и доп.

Использованные материалы из Интернет-ресурсов:

  • Иллюстрации к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масляный» http://images.yandex.ru/yandsearh
  • Загадки: http://www.prozagadki.ru; http://www.fun4child.ru

Самоанализ комплексной НОД «Чтение художественной литературы»

с ИКТ  и использованием нетрадиционной техники

«Аппликация из мелконарезанных нитей» на тему:

«В гостях у сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

(подготовительная группа)

Мною было проведена комплексная НОД «Чтение художественной литературы» с ИКТ  и использованием нетрадиционной техники аппликации на тему: «В гостях у сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Возраст детей – 6-7 лет. Краткая характеристика детей группы: в группе 15 детей (8 девочек и 7 мальчиков).  Уровень развития детей: выше среднего (44%), средний уровень развития (56%). Они активные, любознательные, с хорошо развитой памятью и богатым воображением. Владеют диалоговой речью и с желанием участвуют в различных сюжетных и театральных постановках. Охотно делятся событиями, произошедшими с ними дома, рассказывая о них с яркими эмоциями. На НОД присутствовало 7 детей.

При планировании НОД были учтены программные задачи, поставленные с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, подкорректированной в соответствии с ФГОС. Содержание НОД соответствовало разделу: Предметное и социальное окружение. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Задачи поставлены в соответствии с уровнем развития детей моей группы:

  • учить понимать характер и поступки героев; давать им оценку;
  • воспитывать интерес к устному народному творчеству; к русским народным сказкам;
  • развивать художественно – творческие способности.

Во время НОД использовала: наглядный материал (презентация «В гостях у сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»); музыкальное сопровождение (эмоциональный настрой); сюрпризный момент (заинтересовав детей в начале, удерживала интерес до конца занятия).

Перед НОД была проведена предварительная работа:

  • чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок;
  • игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Колобок» и др.;
  • рисование на темы русских народных сказок;
  • лепка сказочных героев;
  • аппликация обрывная и с помощью изоленты;
  • НОД «Русские народные сказки», чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»,  «Работа с иллюстрированными изданиями сказок».

Во время НОД решались следующие задачи:

Образовательные. 

  • Продолжать знакомство детей с русскими народными сказками.
  • Учить понимать характер и поступки героев; давать им оценку.

Развивающие.

  • Развивать и совершенствовать связную речь детей (давать полные ответы при оценке действий героев сказки) 
  • Развивать мышление и память (вспомнить, как начинаются и заканчиваются русские народные сказки).

Воспитательные.

  • Воспитывать у детей умение не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.
  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству; к русским народным сказкам.
  • Воспитывать интерес к новому нетрадиционному виду аппликации – из шерстяных ниток.

Здоровьесберегающие. 

  • Рационализация двигательной активности детей (перемена видов деятельности).

Словарная работа: 

  • Зачин сказки: «Жили – были»; развязка «Жить-поживать»; концовка - прибаутка «Тут и сказочке – конец, а кто слушал – молодец!»
  • Слова, встречающиеся по ходу сказки «дрожмя – дрожит», «рассыпчата, горяча» и др.
  • Поговорка «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет».

Индивидуальная работа:  

  • Показ техники наклеивания шерстяных ниток каждому ребёнку.

Все задачи решались во взаимосвязи, плавно вытекали одна из другой, при этом взаимосвязь прослеживалась также в межпредметном плане: на НОД решались задачи сохранения здоровья детей, развития речи, познавательного развития детей. Мотивацию на игровой, практический характер НОД, объединение её единым сюжетом я использовала на протяжении всей НОД.

После сюрпризного момента дети легко включились в совместную со взрослым практическую деятельность. Они эмоциональны, увлечённо вступают в беседу, дополняя ответы друг друга; стараются отвечать на вопросы воспитателя полными ответами (например, объясняя почему сказка называется народной – нет автора),  дают высказаться товарищу и не перебивают друг друга.  

В ходе НОД использовала разнообразные формы и методы:

  • Сюрпризный момент в начале (загадки) и в середине НОД (просьба о помощи)
  • Эвристический (загадала загадки для активизации памяти и развития логического мышления)
  • Чтение, диалог (прочитала новую сказку, задала вопросы по содержанию. Антон С. дал оценку главному герою сказки - Воробью Крылатому)
  • Обследование (например, дети с удовольствием просмотрели слайды к сказке; потрогали нитки для поделок, давая им определения: мягкие, пушистые, тёплые).
  • Подведение итога (для того, чтобы закрепить полученные знания и умения работы в новой нетрадиционной технике аппликации).                                                                                                                

Здоровьесберегающие задачи решала посредством рациональной организации деятельности детей во время НОД: использования метода активизации умственной деятельности, физминутки, кинестетического упражнения, пальчиковой гимнастики.

Музыкальное сопровождение использовала как решение активизации эмоциональной сферы детей, создания положительного эмоционального настроя на работу.

Широко использовала наглядный и раздаточный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим и возрастным требованиям (показ презентации), пособия для аппликации (шаблоны поделок, шерстяные нитки).

Все методы соответствуют возрастным возможностям детей моей возрастной группы, требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, подкорректированной в соответствии с ФГОС.

Форма организации НОД соответствовала возрастным психофизическим возможностям детей: задания  носили  игровой, практический характер, организована НОД была фронтально со всеми детьми и индивидуально (показ способа  аппликации каждому ребёнку).

Все задачи удалось решить, считаю, что материал НОД детьми усвоен полностью, удалось создать благоприятную атмосферу и получить эмоциональный отклик. Запланирована дальнейшая работа по ознакомлению детей с другими русскими народными сказками, драматизацией и показом младшим товарищам некоторых из них, а также новые нетрадиционные формы работы на НОД по художественно-эстетическому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое комплексное занятие по художественной литературе во второй младшей группе № 2. Тема: «В гостях у сказки».

Цель:1. Закрепить умение внимательно слушать новую сказку и отвечать на вопросы  посодержанию сказки.2. Воспитывать усидчивость, терпение.   Развивающая среда: Настольный театр (сказка ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ («Познание», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».)

Формирование представления детей о космосе, профессии «космонавт», и о первом космонавте Ю. А. Гагарине...

Конспект занятия на тему: "Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» старшая группа

    Цель: познакомление детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать литературн...