Конспект НОД "Друзья познаются в беде"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Шенеман Татьяна Анатольевна

Конспект НОД с презентацией по сказке "Пузырь, соломинка и лапоть"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки  Республики Алтай
Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок»
Турочакского района с. Турочак

Конспект проведения НОД  в средней группе

Тема «Друзья познаются в беде»


Шенеман Татьяна Анатольевна,
воспитатель

Турочак, 2015

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

Обучающие

-познакомить детей с русской народной сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть», помочь оценить поступки героев сказки;

-познакомить с пословицей «Будь друг, да не вдруг», помочь понять ее смысл;

-формировать потребность в познании рукотворного мира;

-учить правильно отвечать на вопросы по содержанию сказки;

-учить детей рассказыванию по схеме.

Развивающие

-развивать связную речь, умение пересказывать короткую сказку;

-развивать схематическое мышление детей;

-расширять словарный запас новыми словами: лапти, лапоточки, лапотки;

-закреплять знания о геометрических фигурах – круге, овале, прямоугольнике;

-закреплять произношение звука «С» «Ш».

Воспитывающие

-воспитывать желание помогать друг другу в трудных жизненных ситуациях;

-воспитывать внимание и усидчивость;

-воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Материал и оборудование:  русский национальный костюм для воспитателя, сундучок, лапти, компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»

Структура занятия.

Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент.

Элемент неожиданности

Рассказ

Обследование свойств предмета

Индивидуальная работа

Чтение сказки с мультимедийным сопровождением.

Беседа по содержанию сказки

Упражнение на совершенствование звуковой культуры. Звук «С», «Ш»

Физминутка

Прием сравнения в математике

Использование схематического изображения героев сказки, последовательности сюжета сказки.

Хоровой и индивидуальный пересказ сказки с опорой на схему

Пословица

Рефлексия

Воспитатель в русском народном костюме. В руках у нее сундучок.

Воспитатель:

-Эй, волшебный сундучок -  разрисованный бочок!

Ну-ка, друг мой - удружи,

Что внутри, нам покажи!

Открывает сундучок, достает лапти.

- Ребята, кто знает, что это?

-Это лапти – старинная обувь, которую носили давно наши предки.

-Как вы думаете, из чего они сделаны?

-Лапти  делали из коры липы, можно было их сделать любого размера и носить с теплыми носками. Носили их и зимой и летом. А еще их делали из берёсты. Они считались праздничными и надевали такие лапти в праздники.

-Кто желает их примерить, походить в лаптях?

-Что вы почувствовали? Какие лапти?

-Действительно, лапти мягкие, легкие и удобные. В такой обуви ходили даже дети.

-Как вы думаете, зачем вот эти две веревочки?

-Правильно. Чтобы лапти не упали с ног, к ним приделаны завязки.

-Как же еще можно назвать лапти?

-Лапоточки, лапотки. Повторите.

Маша, повтори эти слова. А сейчас Вова повторит эти слова.

-Ребята, а вы знаете, что русский народ придумал сказку о лапте.  Она называется «Пузырь, соломинка и лапоть».

Обращает внимание детей на экран. Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки», появляется слайд с  иллюстрацией к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».

Проводится беседа по содержанию сказки:

-О ком эта сказка?

-Куда пошли пузырь, соломинка и лапоть?

-Что произошло с  героями сказки?

-Ребята, скажите, когда лопнет пузырь, какой звук можно услышать? А если мы будем надувать шарик, то какой звук мы будем произносить?

-А вот мы сейчас и проверим.

Предлагаю поиграть в игру «Пузырь».

Игра повторяется 1-2 раза. Дети садятся на стульчики.

-Ребята, скажите, пузырь какой? На какую геометрическую фигуру он похож?

Воспитатель подтверждает высказывания детей слайдом на экране. Появляется круг. Аналогично подтверждает прямоугольником соломинку и  овалом – лапоть.

-А соломинка, какая?

-На какую геометрическую фигуру похожа она?

- А лапоть, какой? На какую фигуру похож лапоть?

-Правильно. Молодцы!

-Посмотрите, вот пузырь, а вот лапоть, а это соломинка. Мы героев сказки заменим геометрическими фигурами и попробуем эту сказку рассказать. Вы согласны? Тогда помогайте мне.

-А теперь кто из вас хочет пересказать сказку?

Вызывает 1-2 детей для пересказа

-Ребята, а как вы думаете, настоящими друзьями оказались герои сказки? Почему?

- У русского народа есть много пословиц о дружбе. Послушайте их.

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»

«Нашел друга – береги его»

«Будь друг – да не вдруг!»

«Друзья познаются в беде»

-А вы, настоящие друзья?

-Молодцы!

-С какой сказкой мы сегодня познакомились? Как она называется?

- Ребята, сегодня вечером расскажите эту сказку своим мамам, папам, братьям и сестричкам.

Наше занятие окончено, спасибо.

Дети располагаются на ковре в непосредственной обстановке.

Дети высказывают свои предположения

Дети высказывают свои предположения.

Дети примеряют лапти, ходят.

-Лапти очень мягкие, легкие.

-Это завязки.

Предположения детей.

-Лапоточки, лапотки.

Дети повторяют слова «лапоточки», «лапотки»

Дети рассаживаются на стульчики, смотрят и слушают сказку.

-Эта сказка о пузыре, соломинке, лапте.

-Пузырь, соломинка и лапоть пошли в лес дрова рубить.

-С ними случилась беда. Соломинка переломилась, лапоть утонул в  реке, а пузырь лопнул.

«С-с-с»

«Ш-ш-ш»

Дети играют в подвижную игру «Пузырь», затем располагаются на стульчиках.

-Пузырь легкий.

-Он похож на круг.

-Соломинка тоненькая, длинная. Она похожа на прямоугольник.

-Лапоть легкий, он похож на овал.

-Да.

Дети вместе с воспитателем пересказывают сказку по схеме.

Дети пересказывают сказку  самостоятельно.

Ответы детей.

Ответы детей

«Пузырь, соломинка и лапоть»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пузырь, соломинка и лапоть

Слайд 2

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пузырь, соломинка и лапоть

Слайд 3

Вот как-то пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Пузырь, соломинка и лапоть

Слайд 4

Лапоть и говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» — «Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней». Пузырь, соломинка и лапоть

Слайд 5

Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, Пузырь, соломинка и лапоть

Слайд 6

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул! Пузырь, соломинка и лапоть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Друг познается в беде" (старшая группа)

Обогащать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую активность детей; учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией; закладывать нравственные основы личности в проце...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Друг познается в беде"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Друг познается в беде"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Друг познается в беде"

Цель. Обогащать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую активность детей; учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией; закладывать нравственные основы личности в...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. «Друг познается в беде»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.«Друг познается в беде»           Цель: формировать знания детей об дружбе.Задачи: 1...

конспект НОД "Друг познается в беде"

НОД по развитию речи "друг познается в беде"...

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Друг познается в беде»

 Конспект занятия по нравственному воспитанию   в старшей группе  «Друг познается в беде»...