Методическая разработка "Альбом звукоподражаний и слов для первой младшей группы"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Альбом звукоподражаний
и слов
I СТРАНИЦА - ФОТО РОДИТЕЛЕЙ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. - Покажи маму (папу).
- Дай маме (папе) игрушку (машинку, куколку).
- Спрячь маму (папу) (побуждать ребенка закрывать ладошкой или листом бумаги указанную фотографию).
2. - Кто это?
- Подари маме (папе) игрушку (побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Мама, на!»).
- Кто спрятался? (Одна из фотографий закрыта листом бумаги).
- Видишь папу? Видишь маму? ( Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет» или звукокомплексу, их заменяющему).
-«Пальчики побежали» к маме (папе) (побуждать ребенка к движениям руки в заданном направлении).
II СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «АУ», «УА».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. - Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау! Ау!»
- Покажи малыша. Он плачет: «Уа! Уа!» {Взрослый побуждает ребенка к отраженному звукоподражанию)
2. - Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).
- Кто спрятался? Как он кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет»).
3. - Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).
- Как она зовет? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
- Положи малышу игрушку. Как он просит ?
- -«Пальчики побежали» к малышу (девочке). (Побуждать ребенка к произвольным или совмещенным движениям рукой в заданном направлении).
- - Девочка позвала малыша. Как? Проводи малыша к девочке.
- Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу.
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
6. Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты (стихи, рассказы): взрослый читает стихотворение несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию. Эффективным приемом является многократное прослушивание ребенком магнитофонной записи стихотворения или короткого рассказа в исполнении взрослого.
УА | Наш малыш кричит с утра: Уа - уа, уа - уа! | Был у мамы маленький сыночек. Звали его Алеша, Умел Алеша говорить: «Уа-уа!» Хочет маму позвать и кричит: «Уа-уа!» Радуется игрушке и говорит: «Уа-уа»! Просит кушать: «Уа-уа!» А захочет спать, от него слышны слова: «Уа-уа!» |
АУ | Заблудились мы в лесу, Закричали все: Ау-ау-ау! Мы в лес пойдем, Ребят громко позовем: Ау - ау - ау! | Жила-была девочка Машенька Пошла она с подружками в лес и заблудилась. Кричит она подружкам: «Ау-ау!» Никто не отзывается. Ау - ау - ау! В ответ - тишина. Бегает Машенька по лесу и кричит: «Ау-ау!» И вдруг слышит - зовут ее подружки: «Ау-ау!» Обрадовалась Машенька , побежала на их голоса и вышла из леса. |
III СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «МУ», «МЯУ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).
- Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)? (Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
- Кто кричит: «Му» («Мяу»)?
2. - Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением)
- Видишь корову (кошку)?
(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
- Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- - Кто позвал'' (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
- - Подари:
а) кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику),
б) коровке одну палочку, а кошке много палочек.
- Как кошечка (корова) скажет спасибо?(Вызов звукоподражаний).
- У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?
(Если ребенок не выделяет цвет предметов, можно изменить инструкцию: «Дай такой же цветочек, как у меня»).
5. - «Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой к заданной картинке).
- Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка (мозаики) к коровке, от кошечки к цветочку).
- Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
6. Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
МУ | Му - му! | Ой, бычок, ты бычок, | |
Молока кому? | Золотистый бочок. | ||
Не бодайся, не мычи: | |||
Ты иди, не топочи, | |||
Му - му! | |||
МЯУ | Мяу - мяу! - кот пищит, | Сидит на окошке | |
У меня живот болит. | Маленькая кошка: | ||
Мяу - мяу! |
IV СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
(кошка идет, лежит, лакает, умывается, играет).
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса, воспроизводящего структуру слова).
- Покажи картинку, где кошечка лежит (лакает, играет и т.п.).
- Угости кошечку, которая играет (идет, лежит и т.п.) (побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, мяу» или «На, киса»).
- Что делает кошечка? Покажи. ( Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям).
- Спрячь кошечку, которая лежит (идет, умывается и т.д.).
- Найди кошечку, которая лакает. Дай ей одну мозаику. Покажи кошечку, которая умывается. Дай ей одну палочку и т.п.
Примечание: если малыш затрудняется в выборе картинки, взрослый закрывает часть картинок листом бумаги и предлагает выбор из двух-трех картинок.
V СТРАНИЦА- ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «АМ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. - Покажи, где собачка кушает?
- Покажи, где Ляля кушает? (Взрослый дает образец звукоподражаний - «ам»)
- -Дай собачке косточку (Ляле-конфетку). Как собачка скушает косточку ? («Ам»). КакЛяля скушает конфетку? («Ам»).
- - Спрячь собачку. Как собачка просит кушать?
(Побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Дай «ам»).
4. - «Пальчики побежали» к Ляле. Как Ляля кушает?
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и имитационным движениям).
5. - Проводи Лялю к собачке (проводи собачку к Ляле).
(Ребенок проводит рукой в указанном направлении от картинки к картинке).
- Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к отраженному звукоподражанию.
VI СТРАНИЦА- ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗЛИЧЕНИЕ СЪЕДОБНОГО И НЕСЪЕДОБНОГО.
Предлагаемые инструкции и вопросы к каждой паре картинок:
Картинки рассматриваются парами.
- Где чашка?
- Покажи арбуз.
- Что можно скушать?
VII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БИ», «БОМ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- - Где барабан (машина)? (Взрослый дает образец звукоподражания).
- - Что гудит: «Би-би»?
- Что звучит: «Бом-бом»?
3. - Спрячь барабан. Как гудит машина?
- Спрячь машину. Как звучит барабан?
- Что спрятала?
- Куда пошла куколка9 (Взрослый подкладывает маленькую куколку к определенной картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию).
- - Положи к барабану цветочек (мозаику), к машине - два цветочка (взрослый предлагает ребенку нажимать пальчиком на каждый цветочек, сопровождая действие звукоподражанием; количество звукоподражаний должно соответствовать количеству мозаик и может изменяться от 1 до 3).
- - На чем куколка поедет кататься? (Вызов звукоподражаний).
- На чем куколка поиграет ?
- - Проводи куколку сначала к барабану, потом к машине (и наоборот).
- - Сделай дорожку к барабану (машине) из палочек.
- - Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
- Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными действиями:
бом - бом | попеременные движения раскрытой ладонью по столу |
би - би | сжимать в руках резиновую «грушу» на каждое звукоподражание |
10. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию
С барабаном мы идем, | Би-би-би! - гудит машина, | ||
Громко песенки поем; | Не поеду без бензина. | ||
Бом - бом, бом - бом! |
VIII СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДИН-МНОГО», ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый просит ребенка назвать картинки, используя звукоподражание.
- Закрыв листом бумаги одну из картинок, он называет вторую: «Барабаны».
Затем меняет положение листа, открывает первую картинку и называет ее: «Барабан».
3. - Найди барабан? Сколько? (Один).
- Покажи барабаны? Сколько? (Много).
Если малыш испытывает затруднения, взрослый дает образец ответа, обводя пальчиком ребенка нужную картинку.
4. - Где один барабан?
- Покажи много барабанов.
5. - Спрячь барабан (барабаны).
Закрыв барабан листом бумаги, взрослый предлагает посмотреть на вторую картинку (барабаны), задает вопросы:
- Ты видишь барабан? (Нет).
- Ты видишь барабаны? (Да).
Затем открывает первую картинку и просит показать барабан. Аналогичная работа проводится с изображениями машин.
IX СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БО-БО», «БАЙ-БАЙ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. - Покажи, где малыш болеет (спит)? (Взрослый дает образец звукоподражаний).
- Как мальчик болеет (спит)? (Взрослый побуждает к произнесению звукоподражания).
2. - Спрячь малыша, который болеет (спит). Кого спрятал?
- Какую картинку спрятала? (Вызов звукоподражаний).
3. - Положи одну (две)мозаику около больного малыша.
(Нажимая на каждую мозаику, побуждать к произнесению соответствующего количества звукоподражаний).
4. - Построй дорожку к больному малышу (малышу, который спит) из палочек.
- Проводи куколку к больному малышу, потом к спящему (и наоборот). Куда привел? (Вызов звукоподражаний).
5. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
бай - бай | движения туловища вправо-влево, ладони обеих рук прижаты к уху |
бо - бо | движения туловища вправо-влево, руки прижаты к «больному» месту |
6. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, сопряженному или отраженному звукоподражанию:
Миша, Мишенька, | Мальчик плачет и кричит: |
Бай-бай! | Ручка у меня болит: |
Спи скорее, засыпай | Бо-бо, бо-бо |
X СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ПИ-ПИ», «ПУХ», «ОП».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
- Где мышка?
- Найди пистолет.
- Покажи мячик. (Побуждать к произвольным и отраженным звукоподражаниям).
2. - Спрячь мышку (мячик, пистолет).
- Кого (что) спрятала?
3. - Покажи, что стреляет? Как? (Вызов звукоподражаний).
- Найди, кто пищит. Как?
- Покажи, что прыгает. Как?
- - Что (кого) услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующие картинки).
- - Покажи игрушки. Какие? (Вызов звукоподражаний).
- Найди животное. Как пищит?
6. - Построй дорожку от пистолета к мячику (от мячика к мышке, от мышки к пистолету).
- Проводи пальчики к мышке (к мячику, к пистолету). (Ребенок проводит рукой по направлению к заданной картинке).
7. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
«пух» -пальцы сжаты в кулак, указательный палец вытянут вперед; «оп» -движения раскрытой ладонью сверху вниз (мячик прыгает); «пи-пи» - руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, кисти рук на уровне груди.
8. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, отраженному или сопряженному звукоподражанию:
Маленькие мышки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Пищат: «Пи-пи-пи!»
Пистолет пугает мух.
Говорит он громко: «Пух!»
XI СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ОДИН-ДВА, ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- - Кто это? (Взрослый последовательно показывает картинки, пересчитывает и называет множество вместе с ребенком, используя сопряженные действия. Называя картинку, он интонационно выделяет окончания слов).
- - Где мячик?
- Покажи мячики. (Побуждать ребенка обводить заданную картинку пальцем или рукой).
3. - Спрячь мячик. Спрячь мячики.
- Что я спрятала? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- Обведи рукой мячики. Обведи рукой мячик.
- - Сделай дорожку к мячику. Сделай дорожку к мячикам.
XII СТРАНИЦА - СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ПРЯМЫХ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их:
- Это папа.
- Это дочка. Ее зовут Поля.
- Это сынок. Его зовут Паша.
(Взрослый побуждает к сопряженному или отраженному воспроизведению слоговой структуры слов «папа», «Паша», «Поля», не требуя правильного произнесения звуков).
2. - Поиграем в прятки: спрячь Полю (Пашу, папу).
- Кто ушел? (Одна -две картинки закрыты листом бумаги).
3. - Дай Поле одну конфетку, Паше - две конфетки.(Взрослый побуждает ребенка к произнесению фразы: «Поля, на!»)
- Положи папе две мозаики, Поле - две мозаики, Паше - две мозаики.
(Взрослый побуждает ребенка проговаривать каждое слово по слогам, нажимая на мозаики).
4. - Проводи Пашу к папе (Полю к папе, Пашу к Поле, папу к Поле, папу к Паше).
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
- Позови Полю: «Поля, иди».
- Позови Пашу: «Паша, иди».
- Позови папу: «Папа, иди».
- - Выложи дорожку от папы к Паше (от Поли к папе, от Паши к Поле).
XIII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА НА ЗВУК «Д».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый последовательно показывает картинки, дает их название и звукоподражание,
- - Покажи дудочку (домик, дедушку).
- Спрячь домик (дедушку, дудочку).
- Что (кого) спрятала?
4. - На чем поиграем: «Ду - ду!»
- Покажи старенького человека.
- Что имеет окна, крышу, двери (предварительно - в задании № 2 ребенок рассматривает домик, выделяя его части)?
5. - Позови дедушку.
- Поиграй на дудочке.
- Какую картинку не назвали.
6. - Положи рядом с дудочкой одну мозаику.
Взрослый предлагает произносить звукоподражание столько раз, сколько мозаик лежит рядом с картинкой.
7. - Проводи дедушку к домику (дедушку к дудочке).
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
- - Построй дорожку от дедушки к домику (от дедушки к дудочке).
- Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному или отраженному проговариванию звукоподражаний и слов:
Ду-ду-ду-ду! | ||
Потерял Ваня дуду. | ||
А я дудочку нашла, | ||
ДУ-ДУ | И Ванюше отдала: | |
Ду - ду - ду - ду! | ||
Ай, ду-ду! Ай, ду-ду! | ||
Сидит ворон на дубу |
XIV СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ (БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ), ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
Взрослый последовательно показывает картинки, называет их: «Большой дом. Маленький домик».
Где большой дом? Где маленький домик? Покажи.
Закрой дом. Закрой домик.
Закрыв листом бумаги одну картинку (дом), взрослый рассматривает с ребенком вторую картинку - домик:
Это дом? Это домик? (Побуждает ребенка к произнесению слов «нет», «да»).
Проводи матрешку в дом, а куколку - в домик.
Проводи большую матрешку в дом, а маленькую матрешку - в домик.
XV СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ТУ-ТУ» , «ТУК-ТУК», «ТИК-ТАК».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
- Ребенок совершает игровые действия с заданной картинкой:
- Спрячь поезд (молоток, часы).
- Проводи куколку (или любую другую мелкую игрушку) к часам (молотку, поезду).
- Сделай дорожку к поезду (молотку, часам). (Вызов звукоподражаний).
3. - Что спрятала? (одна картинка закрыта листом бумаги).
- Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).
4. - На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд? («Ту - ту»).
- Чем гвозди забиваем? Покажи. Как стучит молоток? («Тук - тук»).
- Что тикает? Как? («Тик-так»).
5. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными движениями и побуждая ребенка к
аналогичным действиям:
тук - тук | движения кулаком сверху вниз |
ту - ту | руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, движения рук вперед - назад |
тик - так | руки на бедрах, наклоны туловища в стороны, или наклоны головы попеременно к правому и левому плечу |
6. Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний:
ТУ-ТУ | Вот поезд наш едет, колеса стучат: Ту - ту , ту - ту, ту - ту! А в поезде этом ребята сидят. Ту - ту, ту - ту, ту - ту! |
ТУК-ТУК | Строим, строим новый дом: Тук - тук молотком. |
ТИК-ТАК | Наши часики стучат: Тик-так, тик-так. |
XVI СТРАНИЦА - РАЗЛИЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ: ТОЛЯ СИДИТ, ТАТА ИДЕТ, ТОМА ЛЕЖИТ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает каждую картинку, называет объект и его действие.
- Это Тата. Тата идет.
- Это Толя. Толя сидит.
- Это Тома. Тома лежит.
2. - Покажи мальчика, который сидит. Как его зовут?
- Покажи девочку, которая идет. Как ее зовут?
- Покажи девочку, которая сидит. Как ее зовут?
- Спрячь Тому (Толю, Тату). Кого спрятала?
3. - Дай Томе конфетку. (Побуждать к произнесению фразы: «На, Тома!»).
- Дай Толе печенье.
- Дай Тате яблочко.
- - Кто ушел? (Одна - две картинки закрываются листом бумаги).
- - Посчитай ребяток (пересчет с использованием речевого образца или совмещенных со взрослым действий).
- - Проводи пальчик к Томе (Тате, Толе).
- Сделай дорожку к Толе (Томе, Тате).
XVII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ГА-ГА», «ГУЛЯ», «ГОП-ГОП».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый последовательно показывает картинки, называет слово и звукоподражание.
- - Спрячь гулю (гуся, лошадь).
- Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
3. - Кто кричит: «Га-га!» ( «гуля-гуля», «гоп»)?
- У кого есть хвост и грива?
- У кого есть клюв и крылья?
- Кто летает?
- Кто бежит?
- Взрослый предлагает малышу подложить к каждой картинке заданное количество мозаик или кружочков. Нажимая на каждую мозаику (кружочек), ребенок проговаривает звукоподражания (сопряженно, отраженно или спонтанно). В случае затруднения можно использовать совмещенные действия (взрослый действует руками ребенка).
- - Гусь идет в гости к лошади. Проводи его пальчиком.
(Аналогичные движения осуществляются от лошади к голубю, от голубя к гусю и наоборот).
6. - Угости лошадь печеньем, а голубя - хлебушком. (Побуждать ребенка произносить фразу: «Гуля, на!»)
- Дай гусю красную мисочку (от цветных вкладышей), а голубю - желтую. (Предлагаемая фраза: «Га - га, на! Гуля, на!»)
7. - Попроси у гуся мисочку: «Дай, га-га!»
- Попроси у голубя мисочку: «Гуля, дай!»!
8. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному
звукоподражанию:
ГА-ГА | Гуси - гуси! Га - га - га. Есть хотите? Да, да, да. | Белые гуси вышли на луга. Крикнули гуси: Га - га - га! |
ГУЛЯ-ГУЛЯ | Прилетели гули, гули - голубочки: Гуля - гуля - гуля. | На головку сели моей дочке: Гуля - гуля - гуля. |
ГОП-ГОП | Гоп - гоп ! Конь живой И с хвостом, и с гривой... | Он качает головой, Вот какой красивый! Гоп - гоп - гоп! |
XVIII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «КУ-КУ», «КАР», «КО-КО».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый последовательно показывает картинки, рассматривает их вместе с ребенком, дает название и звукоподражание.
- - Спрячь курочку (кукушку, ворону).
- Кто улетел? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
Взрослый побуждает ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний.
3. - Кто кричит: «Ку-ку!» Покажи. (Аналогичные вопросы со звукоподражаниями «ко-ко», «кар-кар»).
- Как кричит ворона (кукушка, курочка)?
- - Угадай, кто позвал: «Кар - кар!» (ку - ку, ко - ко).
- - Дай вороне одну ягодку (мозаику), курочке - две, кукушке - три. (Побуждать к произнесению фразы: «На, ко-ко!»).
- - Проводи курочку к вороне (кукушку к курочке, ворону к кукушке и пр.) Ребенок проводит рукой (пальцем) в заданном направлении от картинки к картинке.
- - Построй дорожку (в заданном направлении).
- Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
кар - кар | движения туловищем вперед с наклонами головы |
ку-ку | пальцы собраны в щепоть, движения руки сверху вниз |
ко - ко | пальцы руки прижаты друг к другу, указательный палец соединяется с большим |
9. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию:
КУ-КУ | Считать кукушка научилась. На том ученье прекратилось. Ку - ку, ку - ку. | Две кукушки, две болтушки Повстречались на опутдке, Сели рядом на суку И кричат: «Ку - ку, ку - ку!» |
КО-КО | Куры крыльями махали: Ко - ко, ко - ко! Куры клювами стучали: Ко - ко, ко- ко! | Курочка прыг на крыльцо, Она снесла тебе яйцо: Ко - ко - ко, ко-ко - ко! |
СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ОХ», «УХ», «ХА».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражаний.
- Это сова. Она кричит: «Ух - ух - ух!»
- Это девочка. Она увидела сову и смеется: «Ха - ха - ха!»
- Девочка увидела сову и испугалась: «Ох - ох - ох!»
Особое внимание уделяется пониманию эмоций детей, изображенных на картинках (смеется, плачет).
2. - Покажи сову (девочку, которая смеется, плачет).
- Спрячь девочку, которая смеется (плачет), сову (побуждать к произвольному звукоподражанию).
3. Взрослый предлагает дать имена девочкам (использовать отработанные слова Тата, Тома, Ляля и др.).
- Угости Тату На, Тата....
4. - Как смеется Ляля?
- Как плачет Тата?
- Как кричит сова?
- - Построй дорожку (в заданном направлении).
Сводная таблица звукоподражаний
Звук | Звукоподражания голосам животных и подзывы | Звукоподражания бытовым, транспортным и музыкальным шумам | Эмоциональные восклицания | Слова |
М | МУ - корова АМ - собачка МЯУ - кошка МЕ - коза | АМ - ребенок ест | Мама, Маша, мой, Мила, мыло | |
П | ПИ - цыплята, мышка, птичка ПУХ - ружье, хлопушка | ОП, ПРЫГ - мячик прыгает | Папа, Поля, Паша, пила | |
Б | БЕ - овечка | БОМ - барабан БИ-БИ - гудит машина БУЛЬ - чайник | БАЙ - пора спать БО-БО - у ребенка болит ушко, ручка, носик БУХ - упал | Баба |
Д | ДУ-ДУ - дудочка ДИНЬ - колокольчик, ложка в стакане | ДА - выражение согласия | Дай, деда, домик (дом) | |
т | ТУ - поезд, пароход ТУК - молоток ТЮК - топор ТИК-ТАК - часы | ТОП - малыш топает | Тата, Толя, Тома, тетя | |
н | НО - лошадка | НА | Ната | |
к | КУ - кукушка КО - курочка КАР - ворона КРЯ - уточка | КУ-КУ - малыш спрятался КАЧ - на качелях КАП - вода из крана | Катя, Котя, киса (котик), Коля | |
г | ГА-ГА - гусь ГУЛЯ - позови голубя ИГО-ГО - лошадь | ГОП - едем на лошадке | Галя | |
X | УХ - сова | АХ - упал ОХ - болит УХ - прыгают | ||
л | ЛЯ-ЛЯ - песня | Ляля, Оля, Лёля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по Трудовому воспитанию в первой младшей группе
Методическая разработка содержит теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Мною представленная работа представлет докуме...
методическая разработка по теме "Осень" для первой младшей группы
методическая разработка...
методическая разработка по теме "Транспорт" для первой младшей группы
методическая разработка по теме "Транспорт"...
Методическая разработка по «Трудовому воспитанию» в первой младшей группе
Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка....
Методическая разработка: Кружок «Волшебные пальчики» в первой младшей группе
Методическая разработка: Кружок «Волшебные пальчики» в первой младшей группе(нетрадиционные техники рисования)Пояснительная записка «Это правда, ну...
Методическая разработка "Перспективное планирование прогулок в первой младшей группе"
Представлено содержание планирования прогулок с детьми на год....
Учебно-методическое пособие "Собери дорожный знак" для первой младшей группы
Учебно-методическое пособие "Собери дорожный знак" для первой младшей группы...