Методическая разработка по «Трудовому воспитанию» в первой младшей группе
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Курзина Верочка Александровна

Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rekomendatsiya.docx43.79 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение. Урайского Специализированного Дом ребенка

         

 

Методическая разработка  по «Трудовому воспитанию» в первой младшей группе

 

         

        

 подготовила воспитатель  Курзина Вера Александровна

 

Урай. 2012г

Квартал

        Основное содержание работы

Хозяйственно-бытовой труд

1.

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Работа в уголке  природы:

 

Самообслуживание:

2. (декабрь, январь, февраль).

Хозяйственно-бытовой труд.

Работа в уголке природы. 

Труд в природе:

Самообслуживание:

3. ( Март, апрель, май).

Хозяйственно-бытовой труд. 

Работа в уголке природы. 

Труд в природе.

Самообслуживание.

1. Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка. 

Игра : «Поручение»

Цель : учить детей убирать свои игрушки по местам. Выполнять инструкцию воспитателя. 

Ход игры: В группу приежает грузовик и привозит игрушки . (выгружает )

Вос-ль говорит: Наши игрушки вернулись домой. Давайте с вами их уберем на свои места. А какие они у нас не опрятные приведите их в порядок ( причесывают, обувают туфельки, застегивают поговицы на платье и.т. д) Саша возьми маленькую куклу и посади ее на маленький стульчик. Игра продолжается пока не разложат все игрушки по местам. Молодцы ребята все убрали игрушки по местам навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь , как стало просторно , светло, уютно и красиво.

Игра занятия: «Как игрушки убежали от Милаши»

Цель: Воспитывать у детей правильное отношение к хозяйственно- бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями.

Ход  игры: Содержание игры заключается в том, что девочка любила играть в игрушки, но ленилась их убирать. Однажды все ее игрушки убежали.  Ей стало скучно и она заплакала: Почему я игрушки не берегла, не убирала на место?» Вот если они ко мне вернулись , я стала  бы их всегда убирать . Игрушки услышали эти слова и вернулись обратно к Милаше. Она обрадовалась кукле, кубикам, мячу, машине, и все разложила на полочку аккуратно. 

2.Учить детей раздавать дидактические пособия для занятий по инструкции взрослого.

3. Учить детей замечать непорядок в одежде, в обстановке группы, на знакомой территории. Учить детей подметать осенние листья с дорожки, убирать мусор с веранды.

4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя(приносит еду, моет посуду и.т.д) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;

(Рассматривание картинок; Чтение художественной литературы)

Выполнение посильных поручений: «Поставь хлебницу, поставь салфетницу»…. 

Можно организовать Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья».

:1.Учить детей заботится о природе, осознавать важность своего труда.

2.Познакомить детей с комнатными растениями, которые имеют ярко выраженные характерные признаки(толстый ствол, крупные и широкие листья:(бегония, различные фикусы, бальзамин,колеус, хлорофитум и.т.д)).Учить детей рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков, их цвет . запах. 

Занятие: «Комнатные растения».

Цель:Учить детей вести наблюдение за объектом живой природы; формировать навыки ухода за растениями.

Ход занятия: Вос-ль: Ребята , я сегодня нашла в коридоре в самом углу цветок в горшочке и принесла его к нам в группу

-Вы знаете, как он называется? (Хлорофитум)

-А у нас есть такой цветок  в группе?(Да)( на стол выставляются оба цветка. Дети сравнивают их отмечают , что чахлому цветку нужна помощь, т.к как у него вялые листочки, земля сухая).

- Прежде  чем помочь нашему новому другу давайте вспомним –цветок-это растение?(Да).

- А вы знаете , что все растения растут из семечка?(Да).

-Давайте сейчас используем карточки, посмотрим, что происходит с семечком, когда его сажают в землю. 

-а зачем растениям корни?( чтобы пить воду).

-Мы с вами все повторили, а теперь пришло время помочь нашему другу. Что мы  будем делать?(поливать и говорить ласковые слова). 

-А еще можно рассказать стихотворение

        Люблю я маме помогать.

        Люблю цветочки поливать

        Цветочкам надо воду пить

        Ведь без водички им не жить

        Прожить не могут без водички

        Ни звери, ни жучки, ни птички.

-Давайте найдем самое светлое место в группе и поставим туда наш цветочек. Будем каждый день за ним ухаживать, любить и посмотрим, что с ним происходит.

3.Учить протирать крупные листья комнатных растений.(использовать для протирания тряпочку специальную).

Воспитывать навык поливания цветов (водой комнатной температуры, из лейки, без брызг и подтеков воды).

(Наборы для ухода за комнатными растениями(лейки, палочки для рыхления. Тряпочки, фартучки, ведерка)). 

Воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело. 

Занятие: «Мытье комнатных растений». 

Цель:Закрепить название растений и знания детей о них. Учить умение протирать листья влажной тряпкой. Поддерживать интерес к растениям  и ухаживать за ними. Побуждать детей к использованию слов: фикус , ухаживать, поливать , протирать листья. 

Игра: «Цветочный магазин»

Цель: Учить детей узнавать растение по описанию. Выделять характерные признаки растений.

Ход игры: Воспитатель назначает кого либо из детей продавцом. А остальные покупатели. На столе раскладываются карточки с изображением известных детям растений раскладывать нужно так . чтобы видели все дети. Чтобы купить растение, нужно, не называя, описать его, а продавцу узнать растение по описанию. Когда покупатель дает неполное  описание растений, продавец может задать дополнительный вопросы. Выигрывает тот. Кто больше продал или купил растений(карточки).Если игра проводится в первый раз , то  роль покупателя или продавцасначало берет на себя воспитатель.

4. Формировать положительные отношения к растениям, цветам;

Развивать навыки бережного отношения-не рвать не топтать.

Игра Поручения: «Собери семена в коробочку»

        «Помоги отнести сухие листочки»

Д/И :Покажи такой же цветок».

5.Учить детей отчитываться о выполненных заданиях и способах их выполнения. 

Самообслуживание:1.Учить детей мыть руки с мылом, на сухо вытирать.Учить детей пользоваться расческой, приводить себя в порядок. .

Формируя у малышей  навыки самообслуживания, следует широко использовать игровые приемы. Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий.

Например, продолжая учить детей умываться, воспитатель может использовать такой игровой прием. 

Воспитатель надевает на руку игрушку и от его лица обращается к малышам: «Научи-ка ты Ксюша, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь . что надо сначала  делать? Правильно, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо. Ну, кА бери мыло….

Буль- буль- буль журчит водица.

Все ребята любят мыться. 

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться. 

Активизировать словарь существительными: мыло, пена, вода, полотенце;

Глаголами настоящего времени; намыливаю лью, смываю, вытираю. 

Бобик ты такой лохматый!

Не причешешь шерстку лапой.

На, возьми расческу

И поправь прическу.

2. Приучать детей чистить зубы. 

Игра: « Мы будем учиться чистить зубы»

Ход игры: Воспита-ль зовет в ванную комнату несколько малышей и предлогает им почистить зубки( сажает на стульчик рядом игрушечного бобренка, держащего в лапке зубную щетку).

С использованием  алгоритма последовательности с чего надо начинать чистить зубы и читая стишок: 

Зубы чистые всегда

У веселого бобра

Потомучто наш бобренок

Чист их еще с пеленок.

3. Развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку одевания и раздевания;

Прямое обучение одеванию, раздеванию с использованием алгоритма последовательности, сопровождаемое объяснением воспитателя. 

А). Обучать умению надевать штанишки, застегивать пуговицы.

 Использовать дидактические пособия для обучения застегивания пуговиц.

Прямое обучение застегиванию пуговиц, сопровождаемое объяснением на дидактическом пособии. (Куклы- мальчик и девочка)(Наборы кукольной одежды для мальчика и девочки. 

Активизировать словарь за счет существительных, обозначающих предметы одежды( мальчика и девочки). «платье, рубашка, шорты, юбка и.т.д»

Глаголов настоящего времени: «застегиваю, расстегиваю, снимаю, Кладу, надеваю». И.т.д.

При одевании на пргулку помогут рифмованные строчки:

В небе солнышко гуляет, 

С ясным днем нас поздравляет

 Собирайся детвора,-

Нам давно гулять пора!

Будем быстро одеваться, 

На прогулку собираться. 

4. Поддерживать стремление детей есть самостоятельно и аккуратно;

Учить держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу;

По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой и говорить спасибо.

Учить детей узнавать и называть некоторые блюда: каша, суп, салат, пюре, котлеты, сок и.т.д

Игра: « Накорми куклу» 

Ход игры: Необходимо для игры приготовить ( стол, стул, посуда), картинки с изображением посуды ( чайной, столовой, кухонной).

В гости к ребятам пришла кукла , она голодная. Под чутким руководством воспитателя дети кормят куклу , каждое свое действие сопровождают показом и словом.

Ах как много разных дел

Вот компотик закипел

А теперь для куклы нашей

 Мы наварим сладкой каши.

Упражнение «Каша».

Это каша для Катюши-

(сложить руки перед собой ковшиком.)

Пар над кашей поднялся-

(потянуться руками вверх)

Где же каша?

(пожимать плечами)

Нету! Вся!

(покачать головой потом помахать руками). 

5. Формировать умение застегивать « молнию на кофточке», развивать силу ведущей руки, приучать аккуратно складывать одежду. 

 Прямое обучение умению застегивать « молнию» (на дидактическом пособии).

Раз, 2,3, 4. 5_ собираемся гулять

Кукла в уголке лежит, на нас с мамой не глядит

Кофточка на ней  раздета, застегнем скорей ее,

И скорей гулять пойдем…..

Хозяйственно-бытовой труд.:1. Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. Активизировать в речи существительные: медсестра, врач, бинт, градусник, лекарство…..

Глаголы :лечить, перевязывать, Ставить, мазать…

 

а.Наблюдение за работой медсестры: (обработка зеленкой, йодом; перевязка бинтом….)

б.Целевое посещение кабинета врача, медсестры, повара…..

в. На закрепление играем в сюжетно-ролевую игру «Больница». (Роль врача или медсестры –воспитатель).

Игра занятие: «Кукла заболела»

Ой, скорее помогите!

Горлышко мне полечите

Маму я не слушала

Мороженное кушала,

Д\И : «Кому что нужно для работы» (использовать д\пособие). 

 

2. Научить малышей быть  аккуратными, думать, искать и находить выход из различных ситуаций.

   

Игра: Коробочки.

Ход игры: Следует как можно чаще ставить малышей в такие ситуации, в которых требуется сделать выбор:

Где у нас лежат коробочки? Софья иди ,выбери маленькую коробочку, чтобы в нее положить маленькие листочки. А Ксюша принесет большую коробку? Какие листочки мы в нее положим?

3. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате; 

По показу воспитателя складывать одежду в определенной последовательности, ставить обувь ( после прогулки)

Использование карты алгоритма последовательности раздевания с прогулки. 

Использовать чтение: « Маша- растеряша.» Л. Воронкова.

Где же, где мои чулки?

 Обыщу все уголки.

 Их на стуле нет, 

 И под стулом нет, 

 На кровати нет,

 Под кроватью – нет...

Ищет Маша чулки, никак не найдет. 

А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:

-         Ищешь, ищешь – не найдешь, 

 А разыщешь – так пойдешь.

 Надо вещи убирать – 

 Не придется их искать.

  1. Закрепить знания детей о растениях; их названиях и приема ухода за ними. Упражнять детей в умении описывать растения и сравнивать их между собой. 

Примерный конспект Занятия: «Рассматривание примулы и фикуса»

Подготовка к занятию. На столе у воспитателя примула и фикус, лейка с водой, влажная тряпочка. 

Ход занятия: Дети рассматривают растения, по просьбе воспитателя описывают характерные особенности их внешнего вида, сравнивают растения между собой. Затем , воспитатель уточняет, какие приемы используются для ухода за растениями , привлекает детей к их показу( поливка, протирание листьев фикуса, ) В конце занятия проводят дидактические игры, в ходе которых знания о растениях закрепляются. 

  1. Продолжать обучать умению протирать крупные листья комнатных растений; Учить видеть результат своего труда. 

Воспитывать ответственность за порученное дело; привычку к трудовому усилию. 

Д\И: «Какой это цветок?»(бегония, бальзамин)( Использовать для игры открытки с изображением комнатных растений.

Примерное поручение по уходу за комнатными растениями:Ты вытер пыль на листочках, посмотри какие они стали чистые, блестящие. Ты Молодец!» 

  1. Формировать представление о значимости собственных усилий для достижения общего результата действий.

Поручение: убрать снег, из которого воспитатель слепит снеговика с корзинкой, в которую дети будут кидать снежки. 

Игра: « Я самый ловкий»

Самообслуживание:

1.Продолжать развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку одевания и раздевания.

Д\И: Учимся одеваться

Ход игры: Процесс обучения одеванию и раздеванию малышей наиболее сложный. Поэтому особенно важен дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку. 

Например: Воспитатель сопровождает каждое свое действие словами: «Как Саша хорошо сделала!Она сняла шапку  и положила ее в шкафчик на верхнюю полку.И Ксюша и Софья тоже не забудут положить свои шапки в шкафчики на верхнюю полку», напоминает воспитатель, видя, что дети не торопятся убирать свои вещи. Необходимо вовремя поощрение детей со стороны взрослого, это стимулирует их активность , вызывает радость, удовлетворенность от собственных усилий. 

Использовать худ слово: 

Саша у нас зайчик

 Зайчик-побегайчик!!!

 Зайчик Саша скок-поскок,

Подберет штаны, носок.

Свои вещи не теряй

И на место убирай.

Вос-ль: «Все вы мои заиньки, все мои любимые! Зайчики меня не огорчают, вещи быстро собирают».

Активизировать в существительные,  обозначающие предметы одежды; глагллы прошедшего времени «застегиваю», застегнул, расстегиваю- расстегнул», одеваю- одел.

2.Продолжать приучать детей мыть руки с мылом. После прихода с улицы, после посещения туалета, перед едой, по мере загрязнения.  

-Закреплять умение мыть руки в правильной последовательности (Используя карту алгоритма последовательности мытья рук).

-Приучать самостоятельно закатывать рукава перед мытьем. 

При мытье рук использовать в речи потешки , стихотворения, это помогут поднять хорошее настроение у детей.

Ой, лады, лады, лаДы, 

Не боимся мы воды, 

Чисто умываемся,

Друг-другу улыбаемся.

Если б

Не было бы мыла?

Если б

Не было бы мыла,

Таня грязной бы

Ходила!

И на ней бы,

Как на грядке,

Рыли землю

Поросятки

Чистая водичка

 Моет Саши личико, 

Софушки ладошки,

Пальчики
Антошке.

Я сегодня мылом

 Захотела поигвать

Сдавайся ня мыло буду доставать

Вот из этой миски, а затем из той.

Будет очень весело нам играть с тобой

Мыло с нами не играет

Мыло на пол убегает!!!!!

Водичка, водичка,

 Умой моё личико,

 Чтобы глазоньки блестели,

 Чтобы щёчки краснели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок. 

    * * * 

Зайка начал умываться

 Видно в гости он собрался

 Вымыл ротик

 Вымыл носик

 Вымыл ухо

 Вот и сухо 

    * * * 

    * * * 

Ой-ой-ой-ой,

Ой, кто голенький такой?

Кто купаться пошел?

Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико! 

    * * * 

 Кран,

 Откройся! Нос,

 Умойся! Глаз,

 Купайся! 

 

 

  1. Продолжать учить детей пользоваться носовым платком, салфеткой, полотенцем. 

Методика обучения: Самым действенным приемом выработки у детей той или иной привычки является напоминание: «Саша, вытри, пожалуйста, нос!». Так же можно обыграть ситуацию, например рассказать о слонике, у которого такой большой нос, что следить за его чистотой очень трудно, поэтому он и говорит таким гнусавым голосом. 

Вос-ль: Давайте поможем слонику(Дети вытирают нос игрушке). А у вас носики маленькие  вы можете сами вытереть. 

  1. Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде. 

Игра: «Волшебное зеркало»

Воспитатель заметив , что Ксюша не причесанная и обращается к ней: Ксюша , а у нас есть волшебное зеркало. Оно все видит и все помогает. Если сама не замечаешь непорядок на своей голове-попроси зеркало. Оно доброе. Поможет тебе причесаться!Пойдем заглянем в него! Ой, какая ты лохматая! Давай скорей неси свою расческу. 

Воспитатель причесывает и приговаривает:

Как у солнышка лучики горят!

Так у Ксюши волосики блестят!!!

Вот какая у нас теперь Ксюша красивая, как солнышко!.

.Хозяйственно-бытовой труд. 1. Воспитывать желание оказывать помощь воспитателю в подготовке к проведению занятий: няни накрывать на стол к обеду, Убирать со стола после окончании пищи.

Формировать у детей бережное отношение к вещам, умение замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его. 

Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели; доброжелательное отношение к окружающим. 

 В этом возрасте происходит интенсивное формирование

Игровой деятельности, поэтому труд детей может быть взаимосвязан с игрой и проводится в ее контексте. 

Игра:» Напоим куклу чаем». 

Выполнение поручений типа:» Расставь стульчики; разложи карандаши, Собери бумагу под столом.

2. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате; По показу воспитателя складывать одежду в определенной последовательности. 

3. Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.  (Особенно в этом возрасте приобщают к наблюдению за трудом взрослых. Обращают внимание на мотивы, результат  деятельности. На конкретные действия, основные инструменты, материалы, применяемые при выполнении той или иной работы). 

Например: Пол был мокрый, скользкий, можно было упасть. Няня протерла его тряпкой-стало чисто, сухо. Было на участке много листьев, Они мешали ходить . Дворник метлой подмел участок-стало чисто, красиво, просторно. 

Детей подводят к тому, что взрослым необходимо помогать: не сорить, подбирать бумажки, подметать дорожки. И.т.д.

Всегда за выполненную работу ребенка нужно хвалить. 

Работа в уголке природы: 

  1. Продолжать учить детей оказывать посильную помощь при ухаживании за комнатными растениями( поливать из лейки, протереть  листья, взрыхлить землю и.т.д.

(Наблюдение за трудом воспитателя в уголке природы, выполнение посильных поручений).

  1. Привлекать детей к посадке луковиц9взрыхлить землю. Поливать посаженный лук). 

Воспитывать аккуратность; Ответственность за порученное дело; желание доводить начатое дело до конца. 

Игра-занятие: «Мы посадим лук, лук…»

Ход занятия: Вначале воспитатель проводит беседу, раскрывая вопросы: «Из чего можно вырастить растения?(Из семян, луковиц-деток). Посмотрите у меня на столе лежат луковицы деточки.  Какое сейчас время года? Что делаем весной?(сажаем)

Сейчас мы с вами посадим лук, будем за ним ухаживать. Посмотрите как нужно сажать лук(объясняю  и показываю). После этого землю надо полить. Затем дети приступают к работе. Воспитатель следит за правильностью и аккуратностью ее выполнения.  По окончанию воспитатель спрашивает чему вы сегодня научились?Теперь поставим лук в теплое место и будем следить пока он не начнет расти и будем ухаживать.

  1. Привлекать детей к посильному труду во время уборки участка; высадке рассады цветов.

Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело; доставлять детям удовольствие и радость от результата их труда. 

Самообслуживание: 

1.Продолжать учить детей шнуровать обувь. 

Закреплять умение застегивать застежки

Липучки, « молнии». 

Закреплять навыки самообслуживания при умывании; одевании и раздевании при приеме пищи. 

2. Приучать детей следить за своим внешним видом:

Радоваться чистой красивой одежде. Испытывать чувство брезгливости от загрязненной одежды, от грязных рук, непричесанных волос; 

Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки. 

Рассматривание иллюстраций с изображением красиво одетых детей. 

 Игра занятие: «Мыльные перчатки».

Игра: «приведи куклу в порядок».

 

Чтение: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька. Опушка бобровая-Маша чернобровая».

3 Продолжать учить детей самостоятельно есть( умение пользоваться ложкой, пить из чашки, захватывая ее всеми пальцами). По напоминанию  взрослого пользоваться салфеткой, говорить «спасибо», убирать свой стульчик, выходя из стола. , полоскать рот. 

Активизировать в активной речи детей существительные;ложка, каша, соль, сахар, понимать и использовать глаголы прошедшего времени; помешал, насыпал, налил, положил, покормил. 

 

Сюжетная игра: «Покормим куклу кашей».

Список литературы:

1. Л.В. Кузнецова. Нравственно-трудовое воспитание в д/саду. М.,2007г.

2. С.. Теплюк. Прогулки для детей .М.,2001г

3 .Куцанова, Комарова. Трудовое воспитание в д/саду .М.,1983

4. С.В. Петерина.Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.М.,1986

5. Р.С. Буре. Учите детей трудиться. М..1983

        

6.Р.С. Буре. Воспитание дошкольника в труде. М.,1983

7. Л.В.Артемьева. Окружающий мир. М.,1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по Трудовому воспитанию в первой младшей группе

Методическая разработка  содержит теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Мною представленная работа  представлет докуме...

Конспект НОД по трудовому воспитанию в первой младшей группе

непосредственно  образовательной деятельности   по трудовому воспитанию  в 1 младшей группе...

предпосылки к трудовому воспитанию в первой младшей группе

Перечисление задач педагога в формировании предпосылок к трудовому воспитанию в первой младшей группе детского сада....

Методическая разработка «Трудовое воспитание в первой младшей группе»

Методическая разработка«Трудовое воспитание в первой младшей группе»...

Методическая разработка «Трудовое воспитание в первой младшей группе»

Методическая разработка «Трудовое воспитание в первой младшей группе»...

Консультация для родителей первой младшей группы Тема: «Трудовое воспитание в первой младшей группе детского сада»

В первой младшей группе закладываются основы трудового воспитания. Детей учат сначала с помощью взрослого, а затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь; замечать нео...

Методическая разработка «Трудовое воспитание в первой младшей группе»

Методическая разработка«Трудовое воспитание в первой младшей группе»...