Непосредственно образовательная деятельность "Что такое осень?"
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_osen.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Что такое осень?»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (логопедическая)
Задачи.
Образовательные: совершенствовать синтаксическую сторону речи, (составление предложений по картине). Расширять словарь по теме «Осень».
Закреплять умение называть предметы в единственном и множественном числе
Развивающие: Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление; совершенствовать навыки ручного труда в работе с зернобобовыми семенами, крупами
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Вызвать эмоциональный отклик от общения с окружающим миром.
Интеграция образовательной области: познание, социализация, художественное творчество.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: старик – годовик (игрушка), картины «Лес», «Осенние листочки», листья деревьев: березы, клена, дуба, липы, тополя, рябины, картинки с приметами ранней, середины, поздней осени, коврограф.
Раздаточный: картинки о осенних явлениях в природе, коробочки с природным и бросовым материалом, пластилиновые картины «Времена года», салфетки, стеки
Предварительная работа с детьми: беседа о периодах осени, заучивание стихотворений, загадывание загадок. Разучивание пословиц, поговорок, народных примет; чтение художественной литературы, прослушивание произведения Чайковского «Времена года»; наблюдение на прогулке, пальчиковые игры, физкультминутки, изготовление пластилиновых картин «Времена года».
Ход НОД:
І. Организационный момент
- Ребята, отгадайте загадку
Время года отгадай? | Листья желтые летят, |
Собирают урожай, | Ёжик листья собирает, |
Тучи по небу гуляют, | Свою норку утепляет. |
Птицы к югу улетают, | Кто знает, когда это бывает? |
Грибники в леса спешат, |
ІІ. Беседа об осени.
- Сегодня мы поговорим о прекрасном времени года – осени, а помогут нам в этом картины которые нарисовал Старик – Годовик. Посмотрите на картины.
- Ой, вот беда картины попали под дождь и дождь озорник превратил осенние пейзажи в разноцветные пятна. Давайте поможем Старику – Годовику восстановить осенние пейзажи.
- У Старика-Годовика четыре времени года. Назовите их? Все они живут дружно и приходят каждый в свое время.
- Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (Дети называют осенние месяцы)
- Правильно. Сентябрь – первый осенний месяц. В народе его называют «золотоцветом». Почему? (Потому что в сентябре все деревья стоят в золотом уборе). Значит, на первой картине мы будем рисовать пейзаж ранней осени и ваши предложения должны начинаться со слов «ранняя осень».
ІІІ. Составление предложений
1. Составление предложений о ранней осени по картинкам
- Давайте составим предложения о ранней осени по картинкам. (На столе у воспитателя лежат картинки. Педагог по очереди прикрепляет их к коврографу, а дети рассказывают о той или иной примете ранней осени, которая изображена на картинке. Каждое предложение должно начинаться со слов «ранней осенью» (например, «Ранней осенью деревья стоят в золотом уборе», «Ранней осенью люди собирают урожай»…)
- Ребенок: (читает стихотворение)
Осень подойдет не слышно, тихо встанет у ворот
В огороде листик вишни на дорожку упадет
Это верная примета, осень бродит близко где-то
- Ушел сентябрь, а вслед за ним пришел второй осенний месяц. Назовите его?
- Октябрь месяц хмурый, мокрый. В народе его называют «листопадом» Почему? (Потому что в октябре начинается листопад)
Поэтому на второй картине мы будем рисовать середину осени и ваши предложения должны начинаться со слов «октябрь»
2. Составление предложений о середине осени по картинкам
- давайте составим предложения о золотой осени по картинкам. (На столах лежат картинки изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по просьбе педагога выходят к коврографу и рассказывают о той или иной примете осени, которая изображена на картинке. Каждое предложение должно начинаться со слова «октябрь» (например «В октябре небо серое, а солнце часто прячется за тучи» …)
Ребенок: (читает стихотворение)
-В октябре желтеют листья,
И багряные леса.
Листопад украсит землю
Ах, какая красота!
- Какой период осени сейчас идет? (поздняя осень)
- Ноябрь – задумчивый, грустный месяц. В народе его называют «Врата зимы». - Почему? (Потому что ноябрь последний осенний месяц и он открывает дверь для зимы)
- Пишем последнюю картину и ваши предложения должны начинаться со слов «поздняя осень»
3. Составление предложений о поздней осени по картинкам
(проводиться аналогичная работа по составлению предложений)
- Глядя на осенние пейзажи у меня создалось осенние настроение. Предлагаю вам поиграть в игру, где ключевое слово «Осень»
ІV. Игра: «Осень»
(Осенний дождь, осенняя погода, осеннее небо…)
V. Физкультминутка «По тропинке в лес пойдем»
- Отдых нам физкультминутка
Занимай свои места
По тропинке в лес пойдем | Ходьба на месте |
Много там грибов найдем | |
Топ-топ шагают ножки | |
Топ-топ идут по дорожке | |
Наши ножки не устали | Бег в рассыпную |
А быстрее побежали | |
До пенечков добежали | Подбегают к пенечкам |
У пенечков сразу встали | |
Мы посмотрим вправо, влево | Повороты головы вправо, влево |
Вниз под ноги поглядим | Наклоны вперед |
И присядем, посидим | Садятся на пенечки |
VІ. Игра «Какой лес?»
- Лесная тропинка привела нас в лес. Название леса зависит от того, какие деревья растут в лесу.
-Если в лесу растут одни березы, как называется такой лес? (березовая роща) Сосны? (сосновый бор) Дубы? (дубрава) Хвойные деревья? (хвойный лес) Лиственные деревья? (лиственный лес) А если лес состоит из хвойных и лиственных деревьев? (смешенный лес)
VІІ. Игра «Назови лист»
- Осенний ветерок принес нам осенние листочки.
Есть игра у нас такая
Очень легкая простая
(Лист рябины – рябиновый лист, дубовый лист, осиновый лист…)
VІІІ. Упражнение на развитие дыхания: «Листочки по ветру летят»
- Положите осенний листочек на ладошку и подуйте на него.
- Все листочки перемешались между собой
Есть игра у нас такая
Очень легкая простая
ІX. Игра на развитие зрительного восприятия «Какие листочки спрятались на картине?»
X. Игра: «Один-много»
Хорошо нам в осеннем лесу, но пора возвращаться в детский сад. (Дети проходят к столам и встают рядом со стульчиком) Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос. (Куст – кусты, дерево – деревья, еж – ежи…)
- Ребята старик-годовик подарил нам осенние пейзажи, но ведь наши пальчики могут тоже потрудиться и подарит Старику-Годовику одну из картин времен года. Только у нас нет красок, кисточек, чем же мы будем рисовать картины? (Природный и бросовый материал). Прежде чем приступим к работе, предлагаю вам пошалить вашими пальчиками.
XІ. Пальчиковая гимнастика: «Осенние листочки»
Раз, два, три, четыре, пять | Загибают пальцы на правой руке |
Будем листья собирать | Хлопки -кулачки |
Листья березы, | Загибают пальцы на левой руке |
Листья рябины, | |
Листочки тополя, | |
Листья осины, | |
Листочки дуба мы соберём. | |
Маме осенний букет отнесем | Пальцы «шагают» по столу |
XІІ. Практическая деятельность – изготовление пластилиновых картин «Времена года» с использованием крупы, бисера, семян…
XІІІ. Итог занятия.
- Молодцы ребята, порадовали Старика-Годовика своими работами. Он желает вам крепкого здоровья и веселого настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо?"
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста «Что такое хорошо и что такое плохо»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Что такое хорошо и что такое плохо»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» по рассказам В. Осеевой в подготовительной к школе группе.
Цель: Приобщение детей к социально-нравственным ценностям в процессе ознакомления их с художественной литературой. Обучающие задачи: - Продолжать совершенствовать диалогическую и монологиче...
Непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые»
Коллективная непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые» одно из мероприятий в рамках краткосрочного экологического проекта «Насекомые вокруг нас». В данном НОД основной фор...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие разные мальчики и девочки» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе.
Задачи приоритетной образовательной области:«Социально-коммуникативное развитие»: формирование умения понимать различия между мальчиками и девочками; развивать навыки общения мальчиков и д...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Такие полезные камни»
Конспект непосредственно образовательной деятельности«Такие полезные камни» Тематический контроль: «Организация работы с детьми по формированию представлений об экологии н...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие волшебные и забавные кляксы» Нетрадиционная техника рисования в подготовительной к школе группе по образовательной области
Кляксография - основой данной техники является клякса. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно - творческой деятельности детей. Задачей ...