Непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Коллективная непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые» одно из мероприятий в рамках краткосрочного экологического проекта «Насекомые вокруг нас». В данном НОД основной формой работы, при использовании которой, обеспечивается развитие детей в различных образовательных областях, является решение проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_po_2100.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. И. Мельникова,
воспитатель МБДОУ ЦРР №5
«Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад №5»
г. Усть-Лабинск, Краснодарский край
Великая цель образования - не только знания, но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон
Название: Такие разные насекомые.
Краткая аннотация: Коллективная непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые» одно из мероприятий в рамках краткосрочного экологического проекта «Насекомые вокруг нас». В данном НОД основной формой работы, при использовании которой, обеспечивается развитие детей в различных образовательных областях, является решение проблемной ситуации.
Учебный предмет: познавательное развитие дошкольников.
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100», «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду» Н. В. Нищева.
Форма учебной работы: коллективная непосредственная образовательная деятельность в рамках реализации экологического проекта.
Полное описание разработки:
Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
Изучив педагогические технологии и методы, я пришла к выводу, что одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются: проектный метод. При составлении проекта и НОД, как одной из форм его реализации, мною были использованы такие технологии как: проблемно-диалогическая технология Е. Л. Мельниковой, оценка образовательных достижений Д. Д. Данилова. Активно использовались электронные ресурсы.
Участниками мероприятия являются дети подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада №5 города Усть-Лабинска.
Мероприятие проводилось в группе с использованием мультимедийного проектора и экрана. В случае если ДОУ не укомплектовано необходимым техническим оснащением слайды презентации могут быть в распечатанном виде на магнитной доске.
1 этап: Мотивационный. Характеризуется созданием условий для возникновения у детей внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности.
С целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, стимулирования интереса к ней, создание эмоционального настроя, во время утреннего приема детей на улице осуществлялась целевая экскурсия по территории детского сада с моделированием проблемной ситуации: необходимо найти насекомое и сфотографировать его для альбома. Обращалось внимание детей на то, что, то тут, то там мы встречаем вокруг себя различных насекомых. Совсем маленьких или побольше, то зеленых, то красных, то на земле, то на дереве и т. д.
В процессе данной экскурсии осуществлялась индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Создавались условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
При составлении НОД на первом этапе необходимо было подвести детей к осознанию противоречия и постановки проблемы. Мною была создана проблемная ситуация. Муравей обратился к детям с вопросом «Однажды мне сказали, что я насекомое. Кто такие насекомые? И, правда ли, что я насекомое?». Посредством побуждающего диалога от проблемной ситуации, дети были подведены к поиску решения, т.е. к мыслительной работе по выдвижению и проверке гипотез.
2 этап: Ориентировочный этап. Формулирование целей деятельности, подбор средств.
Цель: посредством коллективной непосредственной образовательной деятельности продолжить знакомить детей с миром насекомых.
Задачи НОД (предполагаемый минимум):
1. Формировать у детей реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
2. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к живому.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость
5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат по НОД:
Дети:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Научатся различать и называть насекомых, отличать их от других видах.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
4. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
6. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.
3 этап: Исполнительный этап. Реализация самой деятельности, подведение итогов.
- Организационный момент. (1-3 мин)
После возвращения детей с прогулки и проведения необходимых режимных моментов (гигиенические процедуры, завтрак) дети слышат звуки природы: стрекочут кузнечики, жужжат жуки и т.д. включается проектор с презентацией.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами видели много разных насекомых на территории нашего сада. Вы хотите продолжить с ними знакомство?
Дети: - Да
- Постановка проблемы. Побуждающий от проблемной ситуации диалог (3-5 мин).
Слайд №2
Воспитатель включает диктофонную запись, где слышится голос «муравья», который обращается к детям с вопросом.
-Однажды мне сказали, что я насекомое. Так ли это? Кто такие насекомые?
Воспитатель: Как же нам помочь муравью?
В процессе диалога дети решают, как можно определить, что насекомое это насекомое.
Дети: Сравнить насекомых и животных
- Подводящий к знанию диалог (5-7 мин.).
Воспитатель: слайд 3. Посмотрите кто изображен на картинке.
Дети: Рак.
Воспитатель: Опишите его.
Дети: 8 лап, две из них с клешнями, есть усы, голова и т.д.
Воспитатель: слайд 4. А это кто?
Дети: лягушка.
Воспитатель: опишите его внешний вид.
Дети: 4 лапы, голова, зеленого цвета, и т. д.
Воспитатель (слайд №5): А теперь посмотрите на фотографии, которые мы сегодня сделали. Опишите их.
Дети: У них 6 лап, есть голова, грудь, брюшко, усики
Воспитатель: сравните количество лапок у всех животных.
Дети: рак 8 лап, лягушка 4 лапы, а кузнечик и клоп солдатик 6 лап.
Воспитатель (слайд №6): так сколько лап у насекомых?
Дети: у насекомых 3 пары лап, 6 лап.
Воспитатель (слайд №7): а из каких частей у насекомых состоит тело?
Дети: голова, грудь, брюшко.
Воспитатель (слайд №8): Значит у насекомых есть 6 лап, голова, грудь и брюшко. Так муравей - это насекомое?
Дети: Да. У него 6 лап, голова, грудь и брюшко.
В промежутке между диалогом и закрепляющей дидактической игрой целесообразно провести физкультминутку.
Воспитатель: Ребята, муравей решил нас немного развлечь и предлагает потанцевать под его песню!
Музыкальная физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем танцевать!» (2-3 мин)
Мы немного отдохнули, и муравей предлагает продолжить наше изучение насекомых. Послушайте его вопрос.
- Задание на закрепление новых первичных представлений. (5-7 мин)
Звучит диктофонная запись (слайд №9). Муравей спрашивает у детей. А стрекоза - это насекомое?
Дети: Да. У нее 6 лап, голова, грудь, брюшко.
Диктофонная запись (слайд №10): А шмель?
Дети: Да. У нее 6 лап, голова, грудь, брюшко.
Диктофонная запись (слайд№11): А муха?
Дети: Да. У нее 6 лап, голова, грудь, брюшко.
Диктофонная запись (слайд №12): А паук?
Дети: Нет. У него 8 лап.
Воспитатель (слайд №13): Очень хорошо, ребята. Теперь вы легко можете отличить насекомых от других животных! Кто из этих животных не является насекомым?
Дети: Паук и рак.
4 этап. Рефлексивный этап («взгляд назад» выражение своих эмоций по итогам деятельности.
Обозначаем своё настроение. Даём возможность детям эмоционально оценить прошедшее мероприятие. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих успехов. Дети обозначают своё настроение, реакцию на НОД («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики. Прием «Смайлики» – детям раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь муравью разобраться кто он?
Дети: варианты ответов могут быть различными.
Воспитатель: Я вам раздам вот такие смайлики, но они без лица. Может мы дорисуем нашим смайликам лица? Если вам понравилось помогать муравьишке, то вы можете нарисовать «веселый смайлик», а если нет, то грустный. Проходите к столам будем рисовать!
Воспитатель: Какие «смайлики у вас получились?
Проходит обсуждение рисунков, педагог старается определить причину неудовлетворенности ситуацией у детей с «грустными смайликами».
5 этап: перспективный этап. (выход на самостоятельную деятельность детей)
Мотивация детей на самостоятельную деятельность.
После зарисовки «смайликов» воспитатель вносит материал разнообразных свойств для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить поверить его в свои силы) педагог направляет детей на самостоятельное художественное творчество.
Воспитатель: Вы так хорошо нарисовали «смайлики». Смотрите сколько у нас есть разных материалов для рисования: карандаши, краски, мелки. Может, раз вы так хорошо рисуете, кто-нибудь из вас захочет нарисовать для нашего муравьишки друзей насекомых?
Самоанализ.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы «Детский сад 2100», соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. Использовались цифровые технологии. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Познание»: закрепляла умение определять насекомое по внешнему виду;; «Коммуникация»: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов - название насекомых, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать. Художественное творчество: совершенствовала умение детей рисовать карандашами, правильно определяя пропорции, развивая мелкую моторику рук. «Физическая культура» развивала двигательное воображение и координацию движени.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих и проблемных ситуациях,
В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фрагмент образовательной деятельности "ТАКАЯ РАЗНАЯ БУМАГА"
экспериментальная деятельность. ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЗНАНИЙ О БУМАГЕ И ЕЕ СВОЙСТВАХ. интеграция образовательных областей: ПОЗНАНИЕ, ТРУД, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ...
Конспект образовательной деятельности "Такие разные птицы"
Конспект разработан для детей старшей группы по формированию знаний о перелетных и зимующих птицах....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Насекомые» подготовительной к школе группе. Образовательная область: Художественное творчество
В данном конспекте представлен материал открытого занятия для детей, где происходит знакомство с миром насекомых, их разнообразии и роли на планете Земля. Дети знакомятся со значением и разнообразием ...
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности "Книги разные нужны, книги разные важны"
Для детей 7-го года жизни...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие разные мальчики и девочки» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе.
Задачи приоритетной образовательной области:«Социально-коммуникативное развитие»: формирование умения понимать различия между мальчиками и девочками; развивать навыки общения мальчиков и д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие разные птицы».
Наступила весна - время прилета птиц. Они возвращаются к нам из жарких стран, чтобы вывести своих птенцов. Птиц на нашей планете очень много, их можно разделить на несколько групп....
Конспект по организации совместной деятельности "Такие разные насекомые" в младшей группе (здоровьесберегающие технологии)
Конспект по формированию первичных представлений о разнообразии насекомых и среде их обитания, способах передвижения с применением здоровьесберегающих технлогий....