Программа дополнительного образования "Читайка"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Программа предназначена для воспитанников ДОУ старших и подготовительных групп. Кружок называется "Читайка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КРУЖОК ЧИТАЙ-КА | 61.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 111 «Батыр»
г. Набережные Челны
Рабочая учебная программа по обучению чтению
«ЧИТАЙ-КА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ,
ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Срок реализации: 2 года
Составитель: Шайхутдинова Л.С.
Воспитатель МАДОУ №111
2015-2016
Для овладения грамотой, то есть первоначальными
навыками чтения и письма, прежде всего
необходимо достаточное развитие
фонематического слуха произносительной
стороны речи, что служит основой овладения
навыками звукобуквенного анализа.
А.Р. Лурия
Пояснительная записка
Актуальность: Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ). Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача не только воспитателей, учителей, но и родителей.
Десятилетиями накапливались проблемы во всех важнейших сферах жизни детей. Их решение зависит не только от усилий семьи, но и от деятельности многих других социальных институтов, участвующих в процессе социализации, воспитании и образовании детей. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а следовательно и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой. На основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду ( Поваляева М.А., 2000г., Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А.,1991г., Каше Г.А., 1985г., Журова Л.Е., 1974г., Коноваленко
В.В., Коноваленко С.В., 1999г., Галкина Г.Г., 2003г., Агранович З.Е., 2004г., Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., 2008г., Лиманская О.Н., 2009 г.)
В данной программе так же используются частично логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста.
Общая цель данной программы:
Данная программа направлена на предупреждение нарушений устной и письменной речи. Программа рассчитана на 2 года, для детей 5-7 лет. Программа реализуетсвя за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность –25- 30 минут. Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Пособие развивает интерес и способности к чтению.
Основные направления программы:
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
- Формирование буквенного гнозиса;
- Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;
- Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
Задачи рабочей программы:
1. Формирование интереса к процессу обучения.
2. Развитие звуковой культуры речи.
3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
6. Обогащение словарного запаса детей.
7. Усвоение единиц языка : звук, слог, слово, предложение
В программе учтены общедидактические принципы:
- Научность;
- Систематичность;
- Постепенность усложнения;
- Перспективность;
- Доступность;
- Связь с жизнью.
Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучения чтению был поставлен Ушинским К.Д. Он считал необходимым развивать у детей речевой слух, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах.
Профессор Р. И. Лалаева в выступлении на I международной конференции РАД в сентябре 2004г (Российская ассоциация дислексии) отметила, что для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).
Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
- Звуки окружающего мира;
- Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
- Гласны звуки;
- Согласные звуки (без классификации);
- Согласны твердые и мягкие;
- Согласные звонкие и глухие. Параллельно даются понятия:
- Слово;
- Слог;
- Предложение;
- Ударение.
Ожидаемые результаты
К концу курса дети могут:
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Выделять слова в предложении, определять их место.
- Составлять предложение с заданным словом.
- Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
- Составлять слова из готовых слогов.
- Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
- Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
- Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
- Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
- Читать простые по звукобуквенному составу слова.
Содержание работы с детьми.
(первый год обучения)
Кружок «ЧИТАЙ-КА» . Воспитатель: Шайхутдинова Л.С.
ПЕРИОД | ТЕМА | ЗАНЯТИЯ НАВЫКИ ОВЛАДЕНИЯ ЗВУКОВЫМ . АНАЛИЗОМ И СИНТЕЗОМ. | |
ОКТЯБРЬ | 1- неделя | Звуки [а], [у]. Понятие о звуковом ряде. Лето и осень | Выделение гласного звука [а] из потока звуков. Выделение гласного звука[у] в начале слова (утка, удочка, улица). Выделение звуков среди других гласных звуков. |
2- неделя | Звук [и]. Звуки [а], [у], [и]. Фрукты и овощи. Сбор урожая. | Выделение гласного звука [и] в начале слова (Ира. Ива, индюк, игра). Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи. | |
3-неделя | Звук [э]. Птицы. | Выделение гласного звука [э] в начале слова (Эдик, этаж, экран, эхо). | |
4-неделя | Звук [о]. Домашние птицы. | Выделение звука [о] в потоке звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик, окна). | |
НОЯБРЬ | 1- неделя | Звуки [м], [м’]. Домашние животные. | Выделение согласного звука [м] в конце слова. Выделение согласных звуков [м], [м’] в начале слова. |
2-неделя | Звуки [п], [п’]. Деревенский двор | Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов ап-па. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). | |
3- неделя | Звуки [н], [н’]. Дикие животные. | Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина, конец). Определение наличия или отсутствия звуков [н], [н’] в словах. | |
4-неделя | Звуки [б], [б’]. Подготовка животных к зиме. | Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [б] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слогов аб-би. | |
ДЕКАБРЬ | 1-неделя | Звуки [б], [п]. Продукты питания. | Полный анализ односложного слова Бим. |
2-неделя | Звуки [в], [в’]. Зима | Определение позиции звука [в] в слове (начало, середина).Звуковой анализ слова ива. Различение твердых и мягких звуков [в], [в’]. | |
3-неделя | Звуки [д], [д’]. Гласные и согласные звуки. Одежда. | Выделение звука среди других согласных звуков. Различение твердых и мягких звуков [д], [д’]. Звуковой анализ слова дом. Выделение гласного звука в середине односложных слов (дом, мак, лук). | |
4-я неделя | Звуки [т], [т’]. Новый год. | Выделение звука [т] в потоке звуков. Позиция звука в слове. Звуковой анализ слова том. Различение твердых и мягких звуков [т], [т’]. | |
ЯНВАРЬ | 2-неделя | Звуки [д], [т]. Мебель. | Дифференциация звуков [д], [т]. |
3-неделя | Звуки [ф], [ф’]. Посуда. | Выделение в речи звука [ф]. Деление слова на слоги, различение коротких и длинных слов. Различение твердых и мягких звуков [ф], [ф’]. | |
4-неделя | Звуки [в], [ф] | Дифференциация звуков [в], [ф] | |
ФЕВРАЛЬ | 1-неделя | Звуки [к], [к’]. Человек. Семья. | Выделение звука [к] из потока согласных звуков и в словах. Звуковой анализ слова кит. |
2-неделя | Звуки [г], [г’]. Профессии. | Определение наличия или отсутствия в слове звука [г]. Различение твердых и мягких звуков [г], [г’]. Звуковой анализ и синтез слов. | |
3-неделя | Звуки [к], [г]. Цвет. Форма. Величина. | Дифференциация звуков [к], [г]. звуковой анализ слова кони. | |
4-неделя | Звуки [х], [х’]. День защитника Отечества. | Выделение согласного звука [х] среди других звуков. Определение позиции звука [х] в слове (начало, середина, конец слова). Различение твердых и мягких звуков [х], [х’]. Звукослоговой анализ слова мухи. | |
МАРТ | 1-неделя | Звуки [с], [с’]. Мамин день 8 Марта. | Определение наличия или отсутствия звука [с] в словах. Нахождение места звука [с] в словах. Различение твердых и мягких звуков [с], [с’]. Звукослоговой анализ слова гуси. |
2-неделя | Звуки [з], [з’]. | Выделение в речи звука [з]. Определение позиции звука [з] в словах (начало, середина слова). Различение твердых и мягких звуков [з], [з’]. Звукослоговой анализ слова замок. | |
3- неделя | Звуки [с], [з]. | Дифференциация звуков [c], [з]. | |
4- неделя | Звук [ц]. Звуки [с],[ц]. Транспорт. | Выделение звука [ц] в речи. Определение места звука [ц] в слове (начало, середина, конец). Дифференциация звуков [с], [ц]. | |
АПРЕЛЬ | 1- неделя | Звук [ш]. Весна. | Выделение в речи звука [ш], определение его позиции в слове (начало, середина, конец). Звукослоговой анализ слова шапка |
2-неделя | Звуки [с], [ш]. | Различение и дифференциация звуков [с], [ш]. | |
3-неделя | Звук [ж]. Прилет птиц. | Выделение в речи звука [ж], определение позиции звука в слове (начало, середина). Подбор слова к схемам звукового анализа. | |
4-неделя | Звуки [з], [ж]. | Дифференциация звуков [з], [ж]. | |
МАЙ | 1-неделя | Звуки [ш], [ж]. Цветы | Дифференциация звуков [ш], [ж]. |
2-неделя | Звук [ч]. Звуки [ч], [ц]. Деревья. | Выделение звука [ч] в речи. Нахождение места звука [ч] в слове (начало, середина, конец). Звукослоговой анализ слова жучки. Дифференциация звуков [ч], [ц]. | |
3-неделя | Звук [щ]. Звуки [ч], [щ]. Лес. | Определение наличия или отсутствия звука [щ] в словах, позиция звука в слове (начало, середина, конец). Синтез звуков в словах. Дифференциация звуков [ч], [щ]. | |
4-неделя | Закрепление пройденного материала. Лето. | Научить буквенному гнозису и правильному соотношению звука и буквы.Закрепить навыки проведения звукослогового анализа слов |
.
Содержание работы с детьми.
(второй год обучения)
Кружок «ЧИТАЙ-КА» . Воспитатель: Шайхутдинова Л.С.
Период | № п/п | Тема занятий | Навыки звукового анализа | Навыки чтения и письма | |
О К Т Я Б Р Ь | 1-я неделя | 1 | Звуки окружающего мира. Звуки [а],[у], [и]; буквы а, у, и. Сбор урожая | Определение последовательности звуков в словах. Уточнение понятия «ряд». Выделение звуков [а], [у], [и] в ряду гласных, слогах, словах. Определение наличия звуков [а], [у ], [ и] в словах. Определение позиции звуков [а], [у], [и] в слове (начало, конец). Анализ и синтез слогов ау-уа, иа | Знакомство с буквами а, у, и, печатание букв а, у, и. Печатание букв а, у, и, когда услышали звуки [а], [у], [и] в начале слова ( Аня, утки, Ира, Ася, индюк, ужин). Чтение и печатание слогов ау-ау, иа |
2-я неделя | 2 | Звуки [п], [п’]; буква п Золотая осень | Определение позиции звука [п] в слове (начало, конец). Анализ обратного слога ап, прямых слогов па, пи | Чтение и печатание слогов ап, уп, ип; па, пи, пу | |
3-я неделя | 3 | Звуки [т], [т’]; буква т. Звук [о] и буква о Птицы | Определение позиции звука [т] в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога ат; прямых слогов та, ту, ти. Определение позиции звука [о] в словах (начало, середина, конец). Анализ слогов оп, от, по, то | Чтение и письмо прямых и обратных слогов та, ту, ти, ат, ут, ит. Чтение и печатание слогов оп, от, по, то | |
4-я неделя | 4 | Звуки [к], [к’]; буква к. Домашние животные | Определение позиции звука [к] в словах (начало, середина, конец). Анализ слогов ак, ок, ку, ки. Анализ слов кот, кит | Чтение и печатание слогов ак, ок, ку, ки. Выкладывание слогов, добавление буквы ко(т), ки(т), ка(п) | |
Н О Я Б Р Ь | 1-я неделя | 5 | Звук [э], буква э. Деревенский двор | Определение позиции звука [э] в словах (начало, середина, конец). Анализ слога эк | Выкладывание и печатание слогов кэ, пэ, тэ. Д. и. «Кто кричит во дворе?» |
2-я неделя | 6 | Звуки [м], [м’]; буква м. Дикие животные | Определение позиции звука [м] в словах (начало, середина, конец). Анализ прямых и обратных слогов ам, им, эм, му, мо, ма. Анализ односложного слова мак | Чтение и печатание прямых и обратных слогов. Чтение и печатание слогов му, мэ, ко, пи. Печатание слов мак - маки | |
3-я неделя | 7 | Звуки [х], [х’]; буква х. Звуковой анализ слов; ударение | Определение позиции звука [х] в слове (начало, середина, конец) и обратных слогах. «Кто плачет? Кто смеётся?» Хо, ха, хи ах, ох, ух. Анализ слова мухи. Познакомить детей с ударением. Подбор слов к схемам звукового анализа | Чтение, печатание слогов около синего и зеленого кружка Ах, пух, тихо хи, мухи «Буквы сломались» - дописать элементы букв, составить слова эхо, мох, мука | |
4-я неделя | 8 | Звуки [и], [ы]; буквы и, ы Подготовка животных к зиме | Определение позиции звука [ы] в словах (середина, конец) Звуковой анализ слова киты | Чтение и печатание слогов и коротких слов ты, мы, коты. Чтение, печатание слогов и слов возле букв: и – пи, кит, маки ы – ты, мы, коты | |
Д Е К А Б Р | 1-я неделя | 9 | Звуки [с], [с’]; буква с Зима | Определение позиции звука [с] в словах (начало, середина, конец). Анализ прямых и обратных слогов ас, ос, ус, са, со, су Звукослоговой анализ слова соки | Чтение и печатание слогов, слов, предложений: сам, сом, суп. Тут осы. Игра «Наоборот» - составление и запись: ас – са, ос – со, ис – си, ус – су, ыс – сы. Печатание предложения: У Сони сок. |
2- неделя | 10 | Звуки [н], [н’]; буква н Одежда и обувь | Определение позиции звука [н] в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов на, но, ну, ин. Звуковой анализ слова кони | Выкладывание и печатание слогов, слов, предложений: он, она, ын, сын, сон – нос. У тани ноты. Печатание под картинками слов ноты, окна, кино (по слогам). Выкладывание и печатание предложения: Тут кони | |
3-я неделя | 11 | Звуки [з], [з’]; буква з Посуда | Определение позиции звука [з] в слове (начало, середина). Составление слова по данному количеству звуков: зима, замок, зонтик. Синтез слов из звуков: [к], [о], [з], [а]; [з], [о], [н], [т]; [з], [и], [м], [а] Звукослоговой анализ слова зима | Добавить слоги, чтобы получились слова: (ко) за, за (мок) Выкладывание и печатание предложения: На замок Печатание слов на синей и зеленой дорожке Замок, зонт зима, Зина; предложения: У Кати зонт. | |
4-я неделя | 12 | Звуки [с], [з]; буквы с,з Новый год | «Какой звук убежал?» [c] (уп), [з](убы), [с](ок), [з](онтик), [с](умка), [з](амок) | Печатание слов около символов Зима, коза суп, сок, сани; предложения: У нас зима | |
Я Н В А Р Ь | 2-я неделя | 13 | Звуки [л], [л’]; буква л Предложение, звукослоговой анализ слов. Зимние забавы | Определение позиции звука [л] в словах (начало, середина, конец). Звукослоговой анализ слова лампа. Подбор слов к схемам звукослогового анализа: лук, лимон, лиса | Печатание слогов, слов по схеме: Лук пила пол предложения: Это луна Выкладывание слов и печатание под картинками Лук лимон лиса предложения: У папы пила Составление, выкладывание и печатание предложений по двум картинкам: У Кати санки |
3-я неделя | 14 | Звук [ш], буква ш Человек и семья | Определение позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец) Звуковой анализ слова мишка | Составление из слогов имен детей и печатание: ми са па ма ша Печатание слов по месту буквы ш в словах по схеме: ш _______ ____ ш ____ ________ ш шум каша малыш предложения: Это наш Пушок | |
4-я неделя | 15 | Звуки [б], [б’]; буква б Профессии | Определение позиции звука [б] в слове (начало, середина). Синтез звука в слова: [б], [ы], [к]; [ш], [у], [б], [а]; [б], [у], [с], [ы] Звуковой анализ слова булка | Чтение и печатание слов, составление их из слогов: бу, шу, ба, сы, ка, бан (шубы, бусы, банка, кабан) Печатание слов: бык, бусы, булка, бант; предложения: У Кати шуба | |
Ф Е В Р А Л Ь | 1-я неделя | 16 | Звуки [р], [р’]; буква р Мебель | Определение позиции звука [р] в слове (начало, середина, конец). Составление слогов наоборот: ар –ра; ур –ру; ор – ро Звуковой анализ слова шарик | Чтение, печатание слов с буквой р. «Слово рассыпалось» - ыср – сыр; ораз – роза, раыб – рыба, урик – руки. У Иры шарик. Печатание слов около синего и зеленого домиков роза, сыр, рыба; рис, шарик; предложений: Это лиса. У лисы нора |
2-я неделя | 17 | Звук [ж], буква ж Цвет. Форма. Величина. | Определение позиции звука [ж] в слове (начало, середина) Звуковой анализ слова жуки | Чтение и печатание слов по схеме лу ра жа ко ба Дописывание букв в предложении и чтение: У жука усы. | |
3-я неделя | 18 | Звуки [ш], [ж]; буквы ш, ж Форма и размер предметов | Подбор слов к схемам (по картинкам) | Выучивание правила жи и ши пиши с буквой и. Печатание слов возле символов ужи, уши лыжи, мыши у Маши лыжи | |
4-я неделя | 19 | Звуки [е], [ё]; буквы е, ё Транспорт | Определение позиции звуков [е], [ё] в слове (начало, середина, конец) Звуковой анализ слов белка, ёжик | «Закончи слово» пе – сок, ме – мел, ле – лес, не – небо. Чтение и печатание предложений, составление его из отдельных слов: Белка грызла орехи «Загадки и отгадки». Дети и отгадывают загадки и записывают слово-отгадку: ёж, ёлка, самолёт, тёрка. Печатание предложения: Ёж нёс лист. Печатание слова-действия, дифференцирование [е], [ё]: мо(ет), ро(ет), рису(ет), по(ёт), жу(ёт); предложения: На ёлке белка | |
М А Р Т | 1-я неделя | 20 | Звуки [д], [д’]; буква д Погода и природные явления | Определение позиции звука [д] в слове (начало, середина) Синтез звуков в слова: [д], [о], [м] – дом; [д], [у], [б] – дуб; [с], [а], [д], [ы] – сады; [д], [и], [м], [а] - Дима | «Слово рассыпалось» Это наш дом «Составь имена»: составление имен из слогов печатание: Даша, Лида, Дима. Составление и запись предложения: У дома дубок |
2-я неделя | 21 | Звуки [в], [в’]; буква в Закрепление пройденного материала | Определение позиции звука [в] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова сливы. «Какой звук убежал?» … етка (вь), … олк (в), … аза (в), … ишня(вь), … олосы(в), … етер(вь) | «Буквоед»: печатание слов, дописывание элементов букв. Печатание предложений, замена картинки словом: В саду сливы Составление и запись слова по схеме ва ка вет за виш ни Составление и запись предложения: Наша мама повар | |
3-я неделя | 22 | Звуки [г], [г’]; буква г Звуки [к], [г]; буквы к,г Весна | Определение позиции звука [г] в слове (начало, середина). Синтез слогов в слова: ло, го, ва – голова; га, но – нога; ра, го – гора Звуковой анализ слова грибы Изменить слова, заменив [г] на [к] | Печатание слов под рисунками: гол, гуси, груша, газета. Чтение слов на карточках, составление из них предложения, замена картинки словами реке на белые Печатание возле символов слова: горы, груша Гена, гитара Печатание предложения по картинкам: У Гали грибы Печатание слов, заменив г на к: гора – кора голос – колос игра – икра | |
4-я неделя | 23 | Звук [й], буква й Прилет птиц | Определение позиции звука [й] в слове (начало, середина, конец) Звуковой анализ слова зайка | Печатание слов с буквой й зай гай ка май Вставка пропущенной буквы й, чтение и печатание предложений: Вот зайка. Он зимой белый | |
А П Р Е Л Ь | 1-я неделя | 24 | Звук [я], буква я Деревья | Определение позиции звука [я] в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова рябина Подбор слов с заданным количеством слогов и позиций звука | Печатание буквы я, слов яма, мясо, язык, моряк; предложения: Таня ела пряник Записать имена детей с буквой я - Оля, Катя, Надя, Витя, Коля, Ваня Печатание предложений, составив слова из букв: На поляне (ыядог) ягоды Оля ест (лмауни) малину |
2-я неделя | 25 | Звуки [ф], [ф’]; буква ф Звуки [в], [ф]; буквы в, ф Цветы | Определение позиции звука [ф]в слове (начало, середина, конец) Звуковой анализ слова фонари «Добавь звук»: … олк [в], … рукты [ф], … аза [в], … онари [ф] | Чтение и печатание слов, подбирая их по схеме . _________ ______._____ _____. фара туфли шарф фото кофта шкаф Печатание слов на синей и зеленой «дорожке» фокус, лифт, форма филин, Федя, кофта Составление предложения по картинке: Филин днем спит Печатание слов на букву в и на букву ф волк филин сова Федя Вова жираф | |
3-я неделя | 26 | Звук [ю], буква ю Закрепление пройденного материала | Определение позиции звука [ю] в слове (начало, середина, конец) Звуковой анализ слова салют Игровые приемы звукового анализа и синтеза. | «Слово рассыпалось» Раю юла гю дюил Юра юла юг люди у Юры новые (брюки) Чтение слов, составление из них предложений и написание их весна у нас лебеди юга с летят с лова- перевертыши: кабан – банка, сосна – насос, мышка – камыш печатание предложения, замена картинки словами: на поет петух | |
4-я неделя | 27 | Звук [ц], буква ц Звуки [ц], [с]; звуки ц, с Времена года | Определение позиции звука [ц] в слове (начало, середина, конец) Звукослоговой анализ слова цыплята Синтез звуков в слова [к], [о], [с], [а] – коса; [л], [и], [с], [а] – лиса; [п], [а], [л], [е], [ц] – палец; [ц], [в], [е], [т], [ы] - цветы | Чтение и печатание слов со слогами ца улица курица цо лицо яйцо цы зайцы огурцы Печатание слов по схемам .________ _____._____ ______, цветы овца отец цапля улица танец Составление и печатание предложения по сюжетной картинке: Во дворе курица. У нее цыплята. Печатание слов возле букв с сок миска ц заяц птица; предложений: Тут лисица. Она ловит зайца. | |
М А Й | 1-я неделя | 28 | Звук [ч], буква ч Правописание ча – чу Слова обозначающие предмет | Определение позиции звука [ч] в слове (начало, середина, конец) Подбор слов к схеме Звукослоговой анализ слова речка Звуковой анализ слова береза | Печатание слов и предложений мяч, луч, качели, бочка; в небе тучи; в двери ключ. Составление и печатание предложения по картинке стучат на столе кипит на плите скачет по дороге Печатание слов и предложения на правило ча пиши с а, чу пиши с у чай туча чудо на столе чашка Ваня драчун Чтение слов на карточке и печатание их под вопросами: Кто? Что? заяц цветы волк грибы ежик трава |
2-я неделя | 29 | Звук [щ], буква щ Правописание ща – щу Звуки [ч], [щ]; буквы ч, щ Слова, обозначающие действие | Определение позиции звука [щ] в слове (начало, середина, конец) Звуковой анализ слова плащ Показ символов на услышанные в словах звуки Показ символов на услышанные в словах звуки [ч], [щ] Синтез звуков в слова | Чтение и печатание слов и предложений щит плащ вещи У нас щенок. Он пищит. Печатание слов и предложений на правило «ща пиши с буквой а» «щу пиши с буквой у» ща – роща; пища щу – щука; ищут Вот роща. Тут поют щеглы. Печатание слов к картинкам бочка щука ручка плащ девочка овощи Составление предложений по картинкам, печатание их: Дети пошли в рощу. На елке была белочка. Запись действий, выполняемых с предметами пишу рисую читаю Печатание предложения: Дима учит уроки. | |
3-я неделя | 30 | Буква ь; разделительный ь и ъ Слова, обозначающие признак предмета | Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове гусь. Подбор слов к схемам. Звуковой анализ слова карась Синтез звуков в слова Звуковой анализ слов, сравнение количества звуков и букв в слове подъезд Подбор слова к схемам. Звуковой анализ слова абрикос | Печатание слов с добавлением буквы ь Брат – брать Угол – уголь ел – ель Печатание предложений: У Димы окунь У Коли карась Печатание слов возле рисунков съехала объехала подъехала Печатание предложения: Дети съели кашу Печатание предложения, добавление слов, подходящих по смыслу, ответ на вопрос: какой? какая? Аня ест грушу Аня ест спелую грушу Тут растет лук Тут растет зеленый лук | |
4-я неделя | 31 | Закрепление пройденного материала Звуко-слоговой анализ слов Школа. | «Таблицы Шульте» - закрыть кружками буквы, чтобы получились слова: зонт, ель, цапля Игровые приемы звукослогового анализа и синтеза | «Цветные буквы»: составление слов из букв одного цвета и печатание их. Составление предложения по картинкам под елкой грибы Коля съел грушу Русская сказка «Репка». Чтение карточек, последовательное складывание их и печатание в тетради дед – бабка – внучка – жучка – кошка - мышка |
Информационно-методическое обеспечение.
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий . В помощь логопедам и родителям, Детство – Пресс, С- П, 2004.
2. Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.
3. Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.
4. Громова О.Е. На I Международной конференции РАД, Логопед, № 4 2004г, с109.
5. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
6. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.
7. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.
8. Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
9. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Творческий центр. Москва, 2008г.
10. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Творческий центр. Москва, 2009г.
11. Коноваленко В.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Гном и Д. Москва, 2009г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Упражнения на развитие внимания и памяти.
Развитие слухового внимания
1. Отгадай, что звучит. Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
2. Солнце или дождик. Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
3. Разговор шепотом. Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
4. Посмотрим, кто говорит. Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
5. Слышим звон и знаем, где он. Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
6. Логопед называет ряд звуков. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат тот звук С: А, У, И, Л', И, Т, К, С. Игра с мячом. Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком С и «получить подарок» - гласный звук {А, О, У, Ы, И). Далее, кидая ребенку мяч, он
называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком С (СА, СО, СУ, СЫ).
7. Логопед читает стихотворение. Когда дети услышат слова со звуком Л', они звонят в колокольчики: Падают, падают листья. В нашем саду листопад. Желтые, красные листья. По ветру вьются, летят.
Упражнение на развитие речевого внимания
1) Мы играли в хоккей, поломали все плюшки, Мама нам испекла очень вкусные клюшки. Быстро мчался спортсмен, нажимал на медали, И вручили ему за победу педали.
2) Ведущий: "Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите". Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз". Вторая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому же алгоритму. Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки. Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.
3) Ведущий: "Ребята, вы уже знаете все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги".
4) Выстраиваем цепочку слогов.
Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой: ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА; ПА–НА–РА–КА–ДА. В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".
5) «Летает – не летает»
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет;
6) «Съедобное – несъедобное»
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
7) «Наблюдательность»
В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали;
8) «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи.
На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами;
9) Где что было
Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.
10) Обезьянки
Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти. Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д. Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения. Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).
ПРИЛОЖЕНИЕ
План занятий по обучению чтению
для подготовительных групп
(первого года обучения)
Период проведения: ноябрь-май.
Цель: Ускоренное обучение раннему чтение и речевое развитие детей 6-7 лет.
Информационно-методическое обеспечение:
№п\п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1. | Н.С. Жукова | «Букварь» | 2012 | Москва «ЭКСМО» |
Материально-техническое обеспечение:
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Экран
- Аудиторная доска
№п\п | Дата | Название занятия | Виды учебной деятельности |
1 | Звуки и буквы А, У | Познакомиться с новым учебником «Букварь». Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию. Ориентироваться на развороте «Букваря». Осознавать цель и ситуацию устного общения. Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании. Осознавать ситуацию общения: где и с кем, с какой целью происходит общение.
Слышать, выделять звуки. Различать речевые и неречевые звуки. Определять количество слогов в слове. Наблюдать за многозначными словами. Находить слова с заданным звуком. Соотносить прочитанные слова и картинки. Составлять рассказы по серии сюжетных картинок. Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Определять и объяснять значение слова в тексте. Распознавать имена собственные. Различать слова мужского, женского, среднего рода. Изменять слова по числам (Один-много). Работать над структурой текста: уметь озаглавливать. Отвечать на вопросы по тексту. Задавать вопросы к тексту с помощью педагога. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Запоминать буквы русского алфавита. Уметь печатать буквы, слоги, слова, небольшие предложения из «Букваря» | |
2 | Звуки и буквыО, М | ||
3 | Звуки и буквы С. Закрытые слоги | ||
4 | Открытые слоги. Звуки и буквы Х | ||
5 | Звуки и буквы Р,Ш | ||
6 | Чтение слов, слогов с изученными буквами. Звуки и буквы Ы | ||
7 | Звуки и буквы К, Т | ||
8 | Звуки и буквы И. Мягкие и твердые согласные звуки. | ||
9 | Звуки и буквы П, З | ||
10 | Чтение слов, слогов с изученными буквами. Парные согласные З-С | ||
11 | Звуки и буквы Й. Чтение слов, предложений и с изученными буквами И-Й. | ||
12 | Звуки и буквы Г. Чтение слов, предложений и с изученными буквами. Парные согласные Г-К | ||
13 | Звуки и буквы В, Д. | ||
14 | Чтение слов, предложений и с изученными буквами Д-Т. Звуки и буквы Б | ||
15 | Чтение слов, предложений и с изученными буквами. Парные согласные Б-П | ||
16 | Звуки и буквы Ж. Чтение слов, предложений и с изученными буквами. Парные согласные Ж-Ш | ||
17 | Буква Е. Буква Ь. | ||
18 | Звуки и буквы Я,Ю | ||
19 | Звуки и буквы Ё. Чтение слов, предложений и с изученными буквами. Е-Ё | ||
20 | Звуки и буквы Ч. Ч-С-Ш | ||
21 | Звуки и буквы Э,Ф | ||
23 | Звуки и буквы Ц. Ц-Ч, Ц-С | ||
24 | Звук и буква Ф. | ||
25 | Звук и буква Щ. | ||
Буква Ъ. Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...