Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
В данном занятии обобщаются знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; о характерных признаках весны в неживой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_3.doc | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают»
Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают»
Цели: закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе; показать связь весенних изменений в неживой и живой природе; обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; обобщить представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; вспомнить с детьми деление на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Методические приёмы:
Чтение рассказа, беседа, загадки; дидактическая игра «Доскажи словечко», «Справочное бюро», «Перелётные и зимующие птицы»; рассматривание иллюстраций; коллективное и индивидуальное рассказывание, динамическая пауза.
Оборудование:
Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьих стай.
Аудиозаписи «Голоса птиц»
Графическая модель - клюв птиц.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы;
Изучение лексической темы «Весна»;
Рассматривание иллюстраций и картинок по изучаемой теме;
Наблюдения на прогулке;
Рисование, аппликация, лепка по теме «Весна», «Птицы».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, восприятия.
Игра «Доскажи словечко».
Я раскрываю почки Посевы поливаю.
В зелёные листочки. Движения полна.
Деревья одеваю, Зовут меня …. Весна.
- Какие изменения в неживой природе происходят весной?
- Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку Прилетит – плохи дела.
Чудо-юдо на суку: А кого паук боится?
Длинный клюв и два крыла. Угадали? Это… птица.
- Сегодня птицы приглашают нас в свои гнёзда.
2. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают». Развитие диалогической речи.
Вспомните, ребята, отличительный признак птиц? (Тело покрыто перьями.)
По оперению мы обычно и узнаём птицу. А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом) .
Каких птиц мы называем перелётными, а каких зимующими?
Распределите картинки с изображением птиц на две группы и дайте каждой группе общее название. (Птицы перелётные и зимующие) .
Ребята, а почему многие птицы улетают осенью от нас? (Отсутствие пищи – насекомых, рептилий) .
Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?
Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.
Отгадайте загадки.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад- вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица…. Грач.
Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок) .
Эта птица светло- коричневого цвета с тёмными пестринками. У нас в России, в средней полосе, издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. (Соловей) .
Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения – надо помогать самке кормить птенцов.
Он живёт на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист) .
В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.
На шесте- дворец
Во дворце- певец,
А зовут его … скворец.
Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. Он умеет передавать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушек, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца.
Воспитатель выставляет картину, изображающую скворцов.
Давайте, ребята, внимательно рассмотрим картину и составим рассказ о скворцах по плану:
1. Как выглядят птицы.
2. Как устраивают свои гнёзда?
3. Как заботятся о потомстве.
Выслушиваем 2-3 детей с рассказом о птицах.
Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.
Где ты, где ты, ласточка
Целый день летала?
Солнцу золотому косу заплетала.
Нашей Любице не спится-
Прилетай к нам, аист- птица,
С тихой дрёмой, с крепким сном,
Дрозд метёлкой двор метёт- дрозд гостей сегодня ждёт,
У него на день рожденья
Червяки на угощенье.
Угостим тебя зерном,
Напоим водицей.
Прилетай к нам, аист- птица.
Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы, жаворонки, жавороночки, прилетите к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».
А сейчас каждый год мы празднуем День птиц в конце марта – перед прилётом скворцов. Скажите, ребята, какую роль играют птицы в жизни человека? Что может сделать человек для птиц и чего делать не должен?
Из дальних стран домой вернулись птицы:
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат- себе жилища строят.
3. Динамическая пауза. Координация речи с движением.
Капли звонко капали (прыжки на месте,
Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам) .
Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся,
Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся) .
С нас течёт уже вода (наклон вниз,
Мы растаем навсегда (выпрямляемся) .
4. Итог занятия.
Дидактическая игра «Справочное бюро». Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы ответить на все вопросы. Я буду задавать вопросы, а вы, как работники бюро, будете отвечать. За каждый правильный ответ вы получите жетон «Друг птиц».
Какие птицы здесь живут? (Изображения озера, луга, леса, кустарника) .
Чьё это гнездо?
Кто это поёт? (Аудиозапись голосов дятла, кукушки, соловья) .
Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам?
- молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали. Активно и доброжелательно играли и общались. Хорошо придумали небольшой рассказ на заданную тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа на тему "Домашнее животное""
Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа на тему "Домашнее животное""...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов на тему "Школьные принадлежности"
Материал направлен на развитие умений детей логично, связно составлять описания школьных предметов.Воспитывает интерес к школе, бережное отношение к книге....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворения
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворенияСоставила: Воспитатель-Рижко С.Г.-МДОУ «Детский сад «Сказка»п. Правохе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на тему «Игры зимой»
Цель: Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах.Образовательные задачи:- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;- упражнять в умении составлять расска...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказов на тему стихотворений»
Программное содержание: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детёнышей в именительном и родительном падежах множественного числа...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Составление рассказа на заданную тему» Цель: обучение составлению короткого рассказа на заданную тему.Задачи: Образовательные:учить ...