Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворения
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворения
Составила: Воспитатель-Рижко С.Г.-МДОУ «Детский сад «Сказка»п. Правохеттинский
Цель: Учить детей составлению рассказов по теме стихотворения.
Задачи: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы.
Учить выделять из предложений слова со звуками (ж) и (ш, четко произносить фразы (чисто- и скороговорки, насыщенные этими звуками; произносить фразы с различной громкостью; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова. Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падеже множественного числа; закрепить представление о том, что не все детёныши имеют специальное название. Закреплять знакомые приёмы лепки из солёного теста. Воспитывать добрые чувства к диким животным, их детёнышам.
Материалы и оборудование: письмо от Сороки, кленовые листья с заданиями, декорации леса, «Лесной школы», игрушка Ёжика, мячик, мнемотаблица к стихотворению «Где чей дом?», музыкальное сопровождение, видеопрезентация «Дикие животные и их детёныши».
Литература: Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-6 лет».
Ход занятия:
1. Игровой момент: Ребята, я вижу сороку, у неё в клюве что-то белеет. Подойдём, посмотрим поближе. Да ведь это же письмо. Оно обязательно должно быть кому-то адресовано. Прочитаем: «Славянка. Детский сад. Ребятам из группы «Звёздочки». Что-же внутри? Открываем…
«Здравствуйте, ребята! Обращаюсь к вам за помощью. Я очень хочу поступить в «Лесную школу». Для этого необходимо выполнить несколько заданий Мудрой Совы. Одному мне с ними не справиться и я прошу вашей помощи. Отправляйтесь в лес по тропинке, а направление вам укажут листики. Особенно, обратите внимание на кленовый лист. Ваш…»
В: Ну, что же, ребята, кто бы это ни был, а он нуждается в нашей помощи, думаю, что это скоро выяснится. Скажем наши волшебные слова и отправимся в дорогу:
-«Дальше надо нам идти, кто нам встретится в пути?»
(Проходят по залу)
2. Звуковая культура речи.
(Идём по тропинке, обозначенной листочками, находим кленовый лист).
В: А вот какой красивый листочек висит на паутинке. Что же это за листочек, не знаете ребята?
Реб: Вот на ветке лист кленовый
Он почти совсем, как новый.
Весь румяный, золотой,
Подожди листок постой!
В: Ребята, да это не просто кленовый листик, на нём что-то написано.
Загадка:
Сердитый недотрога живёт в лесу густом
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Ёж)
В: А почему вы думаете, что это ёжик?
(Ответы детей)
-Правильно, ребята, а может быть, кто-то из вас знает ещё загадку про ёжика и хочет её рассказать?
Ответы детей: 1) Под соснами, под ёлками
2.Лежит мешок с иголками.
3. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
4. Лежала под ёлками подушечка с иголками.
Лежала, лежала, да побежала.
В: Так вот кто нам письмо послал с призывом о помощи! А где же сам ёжик? (Смотрим и находим под кустиком игрушку Ёжика).
Все: Здравствуй, Ёжик-колючая голова. Мы пришли к тебе на помощь. В: Ребята, здесь я снова вижу такой же листочек (на грибочке).
На нём задание:
«Какой знакомый звук есть в отгадке «Ежик» - [ж] или [ш]?
(Ответы детей)
В: Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ж].
- Произнесите слово громко – тихо.
- А какое животное тоже живёт в норке и в его отгадке слышится звук [ш]?
Маленькие ножки, боится кошки,
Живёт в норке, любит корки.
(мышка)
-Почему вы думаете, что это мышка?
(Ответы детей)
В: Какой знакомый звук есть в отгадке [ш] или [ж] ?
3. Работа над чистоговоркой.
В: - Я прочту чистоговорку, а вы слушайте внимательно и скажете, какой звук чаще встречается?
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, шуршишь»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
В: Какой звук вы чаще всего услышали?
Д/и «Поймай звук».
В: А сейчас вы должны поймать звук [ш], хлопнуть, как только его услышите. Приготовились…
Мышонку шепчет мышь…
В: Что прошептала мама-мышь?
(«Ты всё шуршишь, шуршишь»)
-Что прошептал в ответ мышонок?
(«Шуршать я буду тише»)
В: А сейчас я буду мамой-мышкой, а вы поможете ёжику ответить, как мышонок. Отвечает тот, к кому я подойду со словами мышки.
3. Физкультминутка (выполняют с словесным и музыкальным сопровождением)
«Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт, пинку моет, шейку трёт.
Всё разложтит по порядку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять – хомка хочет сильным стать!»
5. Составление рассказа по стихотворению.
В: Дальше надо нам идти, что нам встретится в пути?
(Находят яблоньку с яблочками).
- Сейчас мы для ёжика яблочек наберём.
Ой, ребята, а ведь это яблочки не простые, а волшебные, с картинками. Вот уже Мудрая Сова постаралась, заданий для ёжика заготовила.
- Что же мы можем по этим картинкам рассказать?
(Картинки: воробей и крыша домика, норка и мышка, лягушка - пруд, пеночка - сад, цыпленок – вопросительный знак – курица).
-Называйте, что вы видите на картинках.
(Ответы детей)
В: А я знаю стихотворение Татьяны Волжиной «Где чей дом?» Послушайте внимательно, дети, и ты, ёжик, и ответите, про чьи дома в нем рассказывается?
Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
- Он у мамы под крылом.
(Во время чтения стихотворения воспитатель выкладывает на магнитной доске мнемодорожку).
-Так про чьи дома рассказывается?
(Ответы детей)
- Да, про дом воробья, мыши, лягушки, цыпленка. А ещё говорится про домик пеночки. Это птичка, которая живёт в саду.
В: Ребята, вы представьте себе домики этих животных и опишите их, какие они?
Ответы детей: у воробья домик высоко, он свитый из прутиков и травки; у мышки – узкая, глубокая, тёмная норка; у лягушки – мокрая, холодная, под водой; у пеночки – тёплая, из траки, на яблоне гнездо; а у цыпленка – тёплый, мягкий, уютный и т. д.
В: Кто из вас заметил, какую-то особенность? Кто из животных и птиц отличается от всех, кто из них здесь лишний и почему? (Цыпленок – домашняя птица)
- А кто хочет один рассказать рассказ о том, кто, где живёт? Кто хочет начать рассказ? Кто продолжит рассказывать?
- Может быть, сам ёжик расскажет весь рассказ, а ему поможет…
(Составление целостного рассказа одним-двумя детьми)
6. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
А сейчас научим ёжика играть в игру «Доскажи словечко».
-В пруду домик лягушки и ….лягушат.
-Вместе с папой-воробьём живут и малыши- …воробушки.
-В норке с мышкой живут …мышата.
-У курицы много …цыплят.
В: Сейчас, тот, кому я брошу мячик, произнесет то, что сказала я, но со словом «много». Например: я говорю: «Одна утка», а вы: «Много уток».
Одна синичка – много синичек,
Ласточка –
Пеночка –
Кукушка –
Совушка –…., др.
7. «Лесная школа». Видео урок от Мудрой Совы:
Ребята, мы свами так увлеклись, что и не заметили, как пришли к Лесной школе». Здесь нас встречает учитель этой школы – Мудрая Сова. Она нам с ёжиком приготовила новое испытание: видео урок.
(Открывается экран слайд-шоу).
В: Всё внимание на экран. Сова нам предлагает назвать детёнышей диких животных
(Ответы детей:).
-Что делают животные?
Волк (волчонок) грызёт косточку,
Лиса (лисенок) играет,
Бобр (бобренок) строит хатку,
Заяц (зайчонок) грызет морковку, и т. д.
8. Лепка из солёного теста
- А сейчас Сова просит, чтобы мы научили Ёжика лепить из солёного теста. Может быть мы для него слепим друзей, чтобы ему одному не было скучно в Лесной школе, таких же ёжиков, как и он сам?
Ну тогда принимаемся за дело! Туловище у Ёжика, какой формы будем лепить? (Овальное).
- А каким способом можно сделать ему носик! (Вытягиванием).
Иголки я предлагаю сделать из семечек подсолнуха
(Изготовление поделки и составление композиции).
9. Итог занятия.
- В каких словах есть звуки ж, ш? Назовите диких животных и их детёнышей.
Мудрая Сова приготовила для всех памятные медали, которые она вручает Ёжику и всем ребятам в честь поступления в Лесную школу. Поздравляю всех! А сейчас нам пора прощаться и отправляться обратно в детский сад. Ёжику и Мудрой Сове мы скажем:
«До свидания! До новых встреч!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskazov_po_teme_stihotvoreniya.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворения
Составила: Воспитатель-Рижко С.Г.-МДОУ «Детский сад «Сказка»п. Правохеттинский
Цель: Учить детей составлению рассказов по теме стихотворения.
Задачи: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы.
Учить выделять из предложений слова со звуками (ж) и (ш, четко произносить фразы (чисто- и скороговорки, насыщенные этими звуками; произносить фразы с различной громкостью; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова. Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падеже множественного числа; закрепить представление о том, что не все детёныши имеют специальное название. Закреплять знакомые приёмы лепки из солёного теста. Воспитывать добрые чувства к диким животным, их детёнышам.
Материалы и оборудование: письмо от Сороки, кленовые листья с заданиями, декорации леса, «Лесной школы», игрушка Ёжика, мячик, мнемотаблица к стихотворению «Где чей дом?», музыкальное сопровождение, видеопрезентация «Дикие животные и их детёныши».
Литература: Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-6 лет».
Ход занятия:
1. Игровой момент: Ребята, я вижу сороку, у неё в клюве что-то белеет. Подойдём, посмотрим поближе. Да ведь это же письмо. Оно обязательно должно быть кому-то адресовано. Прочитаем: «Славянка. Детский сад. Ребятам из группы «Звёздочки». Что-же внутри? Открываем…
«Здравствуйте, ребята! Обращаюсь к вам за помощью. Я очень хочу поступить в «Лесную школу». Для этого необходимо выполнить несколько заданий Мудрой Совы. Одному мне с ними не справиться и я прошу вашей помощи. Отправляйтесь в лес по тропинке, а направление вам укажут листики. Особенно, обратите внимание на кленовый лист. Ваш…»
В: Ну, что же, ребята, кто бы это ни был, а он нуждается в нашей помощи, думаю, что это скоро выяснится. Скажем наши волшебные слова и отправимся в дорогу:
-«Дальше надо нам идти, кто нам встретится в пути?»
(Проходят по залу)
2. Звуковая культура речи.
(Идём по тропинке, обозначенной листочками, находим кленовый лист).
В: А вот какой красивый листочек висит на паутинке. Что же это за листочек, не знаете ребята?
Реб: Вот на ветке лист кленовый
Он почти совсем, как новый.
Весь румяный, золотой,
Подожди листок постой!
В: Ребята, да это не просто кленовый листик, на нём что-то написано.
Загадка:
Сердитый недотрога живёт в лесу густом
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Ёж)
В: А почему вы думаете, что это ёжик?
(Ответы детей)
-Правильно, ребята, а может быть, кто-то из вас знает ещё загадку про ёжика и хочет её рассказать?
Ответы детей: 1) Под соснами, под ёлками
2.Лежит мешок с иголками.
3. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
4. Лежала под ёлками подушечка с иголками.
Лежала, лежала, да побежала.
В: Так вот кто нам письмо послал с призывом о помощи! А где же сам ёжик? (Смотрим и находим под кустиком игрушку Ёжика).
Все: Здравствуй, Ёжик-колючая голова. Мы пришли к тебе на помощь. В: Ребята, здесь я снова вижу такой же листочек (на грибочке).
На нём задание:
«Какой знакомый звук есть в отгадке «Ежик» - [ж] или [ш]?
(Ответы детей)
В: Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ж].
- Произнесите слово громко – тихо.
- А какое животное тоже живёт в норке и в его отгадке слышится звук [ш]?
Маленькие ножки, боится кошки,
Живёт в норке, любит корки.
(мышка)
-Почему вы думаете, что это мышка?
(Ответы детей)
В: Какой знакомый звук есть в отгадке [ш] или [ж] ?
3. Работа над чистоговоркой.
В: - Я прочту чистоговорку, а вы слушайте внимательно и скажете, какой звук чаще встречается?
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, шуршишь»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
В: Какой звук вы чаще всего услышали?
Д/и «Поймай звук».
В: А сейчас вы должны поймать звук [ш], хлопнуть, как только его услышите. Приготовились…
Мышонку шепчет мышь…
В: Что прошептала мама-мышь?
(«Ты всё шуршишь, шуршишь»)
-Что прошептал в ответ мышонок?
(«Шуршать я буду тише»)
В: А сейчас я буду мамой-мышкой, а вы поможете ёжику ответить, как мышонок. Отвечает тот, к кому я подойду со словами мышки.
3. Физкультминутка (выполняют с словесным и музыкальным сопровождением)
«Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт, пинку моет, шейку трёт.
Всё разложтит по порядку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять – хомка хочет сильным стать!»
5. Составление рассказа по стихотворению.
В: Дальше надо нам идти, что нам встретится в пути?
(Находят яблоньку с яблочками).
- Сейчас мы для ёжика яблочек наберём.
Ой, ребята, а ведь это яблочки не простые, а волшебные, с картинками. Вот уже Мудрая Сова постаралась, заданий для ёжика заготовила.
- Что же мы можем по этим картинкам рассказать?
(Картинки: воробей и крыша домика, норка и мышка, лягушка - пруд, пеночка - сад, цыпленок – вопросительный знак – курица).
-Называйте, что вы видите на картинках.
(Ответы детей)
В: А я знаю стихотворение Татьяны Волжиной «Где чей дом?» Послушайте внимательно, дети, и ты, ёжик, и ответите, про чьи дома в нем рассказывается?
Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
- Он у мамы под крылом.
(Во время чтения стихотворения воспитатель выкладывает на магнитной доске мнемодорожку).
-Так про чьи дома рассказывается?
(Ответы детей)
- Да, про дом воробья, мыши, лягушки, цыпленка. А ещё говорится про домик пеночки. Это птичка, которая живёт в саду.
В: Ребята, вы представьте себе домики этих животных и опишите их, какие они?
Ответы детей: у воробья домик высоко, он свитый из прутиков и травки; у мышки – узкая, глубокая, тёмная норка; у лягушки – мокрая, холодная, под водой; у пеночки – тёплая, из траки, на яблоне гнездо; а у цыпленка – тёплый, мягкий, уютный и т. д.
В: Кто из вас заметил, какую-то особенность? Кто из животных и птиц отличается от всех, кто из них здесь лишний и почему? (Цыпленок – домашняя птица)
- А кто хочет один рассказать рассказ о том, кто, где живёт? Кто хочет начать рассказ? Кто продолжит рассказывать?
- Может быть, сам ёжик расскажет весь рассказ, а ему поможет…
(Составление целостного рассказа одним-двумя детьми)
6. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
А сейчас научим ёжика играть в игру «Доскажи словечко».
-В пруду домик лягушки и ….лягушат.
-Вместе с папой-воробьём живут и малыши- …воробушки.
-В норке с мышкой живут …мышата.
-У курицы много …цыплят.
В: Сейчас, тот, кому я брошу мячик, произнесет то, что сказала я, но со словом «много». Например: я говорю: «Одна утка», а вы: «Много уток».
Одна синичка – много синичек,
Ласточка –
Пеночка –
Кукушка –
Совушка –…., др.
7. «Лесная школа». Видео урок от Мудрой Совы:
Ребята, мы свами так увлеклись, что и не заметили, как пришли к Лесной школе». Здесь нас встречает учитель этой школы – Мудрая Сова. Она нам с ёжиком приготовила новое испытание: видео урок.
(Открывается экран слайд-шоу).
В: Всё внимание на экран. Сова нам предлагает назвать детёнышей диких животных
(Ответы детей:).
-Что делают животные?
Волк (волчонок) грызёт косточку,
Лиса (лисенок) играет,
Бобр (бобренок) строит хатку,
Заяц (зайчонок) грызет морковку, и т. д.
8. Лепка из солёного теста
- А сейчас Сова просит, чтобы мы научили Ёжика лепить из солёного теста. Может быть мы для него слепим друзей, чтобы ему одному не было скучно в Лесной школе, таких же ёжиков, как и он сам?
Ну тогда принимаемся за дело! Туловище у Ёжика, какой формы будем лепить? (Овальное).
- А каким способом можно сделать ему носик! (Вытягиванием).
Иголки я предлагаю сделать из семечек подсолнуха
(Изготовление поделки и составление композиции).
9. Итог занятия.
- В каких словах есть звуки ж, ш? Назовите диких животных и их детёнышей.
Мудрая Сова приготовила для всех памятные медали, которые она вручает Ёжику и всем ребятам в честь поступления в Лесную школу. Поздравляю всех! А сейчас нам пора прощаться и отправляться обратно в детский сад. Ёжику и Мудрой Сове мы скажем:
«До свидания! До новых встреч!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают»
В данном занятии обобщаются знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; о характерных признаках весны в неживой природе....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов на тему "Школьные принадлежности"
Материал направлен на развитие умений детей логично, связно составлять описания школьных предметов.Воспитывает интерес к школе, бережное отношение к книге....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на тему «Игры зимой»
Цель: Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах.Образовательные задачи:- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;- упражнять в умении составлять расска...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».Це...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для подготовительной группы "Составление рассказа «Веселое настроение»"
Конспект разработан для 6-7 лет. На занятии воспитатель помогает детям активизировать употребление прилагательных, развивает речь детей, воспитывает интерес к составлению рассказа, дружеские отношения...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказов на тему стихотворений»
Программное содержание: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детёнышей в именительном и родительном падежах множественного числа...
Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по теме стихотворения»
При составлении рассказа по теме стихотворения дети учатся подбирать похожие по смыслу слова. Не отступать от заданной темы....