Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на тему «Игры зимой»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;
- упражнять в умении составлять рассказ по картинам, отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать лексико-грамматический строй речи : активизировать словарь по теме.
Развивающие задачи :
- развивать общую, артикуляционную моторику; речевое дыхание; слуховое и зрительное внимание; память;
- развивать личностные качества : активность, любознательность;
- развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим зимой;
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_9_yagvarya.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Составление рассказа на тему «Игры зимой»
Цель: Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;
- упражнять в умении составлять рассказ по картинам, отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать лексико-грамматический строй речи : активизировать словарь по теме.
Развивающие задачи :
- развивать общую, артикуляционную моторику; речевое дыхание; слуховое и зрительное внимание; память;
- развивать личностные качества : активность, любознательность;
- развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим зимой;
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Формы работы: игровые упражнения, подвижная игра, ситуативный разговор, беседа, составление рассказа по картине.
Ожидаемый результат:
- проявляет любознательность, интерес к изучению природы;
- может описать красоту зимнего пейзажа;
- составляет рассказ по картине;
- активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками.
Материал: картинки с зимними забавами; игрушка Снеговик; салфетки, снежинки.
Организационный момент.
В: Ребята, к нам сегодня пришёл гость. А чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку.
Послушайте загадку:
Что за нелепый человек, пробрался в 21 век
Морковкой нос, в руке метла
Боится солнца и тепла, кто это? (Снеговик)
– Давайте поиграем со словом “снеговик”.
Игра называется “Закончи предложение”.
Мы решили слепить….(снеговика).
Мы приделали нос морковку нашему…. (снеговику).
Мы показали соседям нашего….(снеговика).
Мы играли со (снеговиком).
Мы всем рассказали о….(снеговике).
- А из чего сделан снеговик? (Из снега)
Словесная игра «Какой снег?»
- Что можно сказать о снеге, какой он? (белый, холодный, пушистый, мокрый).
Игра «Доскажи словечко».
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
В: В какое время года можно слепить снеговика? Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц зимы? Какие еще зимние месяцы вы знаете?
- Я хочу послушать, что вы знаете о зиме. Скажите, какая погода может быть зимой? Предлагаю варианты:
Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Холод – (холодная)
Дыхательная гимнастика
Давайте покажем Снеговику, как правильно надо дышать на улице, когда холодно (через нос, потом покажем, как нельзя дышать на улице в морозную погоду (дышат через рот).
Ой, на нос снеговика прилетела снежинка. Давайте поможем снеговику сдуть снежинку. (чашечка)
Физкультминутка.
- Дети, все в кружок вставайте,
Игру скорее начинайте.
(Дети встают в кружок).
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
В: Зима - чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно.
В: Расскажите пожалуйста, чем интересным можно заниматься на улице зимой? ( ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега).
Воспитатель демонстрирует серию сюжетных картин по теме: «Зимние развлечения».
В: Я вам буду загадывать загадки, а вы показывать, на какой картинке это нарисовано.
1. С горки сами вниз летят,
А на горку не хотят,
Надо в горку за веревку
Каждый раз тянуть назад. (Санки)
- Посмотрите на картинку, что делают ребята?
- Как вы думаете, нужно ли соблюдать осторожность при катании с горы? (С горы на санках надо осторожно кататься, чтобы не упасть и ничего себе не повредить, не толкаться)
2. Тяжело нам в них ходить
По асфальту летом,
Но легко по льду скользить
Нам зимой при этом. (Коньки)
- Посмотрите картину, кого вы видите на картине?
- Как одеты ребята?
- Что делают дети? Где можно кататься на коньках? (Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка.) Чем должна быть покрыта эта площадка? (Льдом.) А ещё скажите, какие виды спорта вы знаете, где можно кататься на коньках?
3. Мы - проворные сестрицы,
быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим, в снег - бежим,
уж такой у нас режим. (Лыжи)
- Посмотрите на эту картину, кто нарисован на картине?
- Как одеты ребята? Что делают ребята? (Ребята надели спортивную одежду, чтобы удобно было кататься на лыжах.)
- А какие виды спорта есть, связанные с лыжами?
4. Мы зимой в войну играем,
Из снега крепость воздвигаем.
А чем же будем воевать? Каждый воин должен знать!
Угадай и ты, дружок. Шарик кругленький … (снежок).
В:
1. Кто изображен на этой картинке? Чем они заняты?
2. Чем ребята кормят птиц?
3. Какие птицы прилетели к кормушке?
В: А теперь я покажу Вам, как составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Вы внимательно послушаете и тоже попробуете составить рассказ сами.
Однажды в зимний день дети вышли на прогулку. Настроение у детей было радостное. Всем нашлось дело по душе. Маша, Саша и Петя стали кормить птиц ягодами рябины, хлебными крошками и семечками. На кормушку прилетели синички, снегири и воробьи.
Таня и Ваня катались на санках с горки. А мальчика Никита и Максим катались на лыжах по лыжне. Остальные ребята лепили снеговика. Света прикрепила снеговику метлу, а Кирилл надел ему на голову ведро. Жалко, что зимой нельзя долго гулять и нужно заходить обратно в группу.
В: А теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).
В: Что-то нашему гостю снеговику стало грустно, давайте его развеселим. У меня есть снежинки, поиграем с ними?
Упражнение для коррекции зрения.
Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд).
Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели. (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом).
Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом).
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз).
Дети сморят вверх и вниз. Все! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).
Глазки закрываем (Закрыть ладошками глаза). Глазки отдыхают.
Рефлексия
- Вот и подходит к концу наше занятие. Что вам больше всего понравилось?
В: Вы большие молодцы! Мы чудесно пообщались. Вы много знаете о зиме, о зимних явлениях и забавах, составили рассказ по картине.
Снеговику стало жарко. Что может с ним произойти? Чтобы он не растаял, давайте наши снежинки положим рядом с ним. Скажем Снеговику до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают»
В данном занятии обобщаются знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; о характерных признаках весны в неживой природе....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Составление рассказа по сюжетной картине "Зимующие птицы"
Конспект по развитию речи.Учит детей составлению связного рассказа по картине,учит отвечать полным предложением....
Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа на тему "Домашнее животное""
Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа на тему "Домашнее животное""...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов на тему "Школьные принадлежности"
Материал направлен на развитие умений детей логично, связно составлять описания школьных предметов.Воспитывает интерес к школе, бережное отношение к книге....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворения
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворенияСоставила: Воспитатель-Рижко С.Г.-МДОУ «Детский сад «Сказка»п. Правохе...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на тему «Игры зимой»
НОД по развитию речи в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказов на тему стихотворений»
Программное содержание: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детёнышей в именительном и родительном падежах множественного числа...