Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Составление рассказа на заданную тему»
Цель: обучение составлению короткого рассказа на заданную тему.
Задачи:
Образовательные:
- учить составлять короткий рассказ на заданную тему;
- закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа;
- активизировать в речи сложноподчиненные предложения;
- учить подбирать слова, сходные по звучанию.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к художественной литературе посредством стихотворений;
- развивать связную речь, мышление, память.
Воспитательные: воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Составление рассказа на заданную тему
Цель: обучение составлению короткого рассказа на заданную тему.
Задачи:
Образовательные:
- учить составлять короткий рассказ на заданную тему;
- закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа;
- активизировать в речи сложноподчиненные предложения;
- учить подбирать слова, сходные по звучанию.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к художественной литературе посредством стихотворений;
- развивать связную речь, мышление, память.
Воспитательные: воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: скворечник, мяч.
Раздаточный материал: сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных (по количеству детей),
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
2.Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Дети, вы представляете, сегодня утром я пришла на работу и увидела, что в нашей группе появилась новая вещь. Хотите знать, что же это за вещь? (Ответы детей)
Воспитатель: Для этого нужно подойти к нашей библиотеке. Вот она, эта вещь – новая книга. Ребята, вы хотите узнать, о чем эта книга? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда присаживайтесь на свои стульчики и слушайте внимательно.
Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой.
Где спит рыбка?
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий – к конуре,
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Воспитатель: Ребята, так, где же спит рыбка? (Ответы детей)
Воспитатель: Это произведение написала очень известная детская писательница стихов Ирина Токмакова. Посмотрите, пожалуйста, на её портрет. На магнитной доске дети видят портрет И. Токмаковой, и изображения нескольких сборников стихов писательницы.
Воспитатель: Детки, как вы думаете, это произведение является стихотворением или рассказом? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие новые слова вы услышали в этом стихотворении? (Ответы детей)
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какими словами начинается этот стих? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было дальше? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем заканчивается это произведение? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы уже поняли из стихотворения, каждое животное имеет свой дом, который в свою очередь, тоже имеет свое название. И в этих домах живут звери и птицы со своими детенышами. С этими детенышами я вам предлагаю поиграть.
Игра «Чей домик?»
Воспитатель: Вставайте дети в полукруг. Я буду называть дома животных и при этом кому-нибудь бросать мяч. Кому мяч достанется, тот должен будет назвать детеныша, который живет в этом доме. (Конура, дупло, нора, берлога, коровник, конюшня, курятник, свинарник, гнездо, вода, голубятник, скворечник)
Воспитатель: Да, ребята, скворечник – домик, который люди строят для скворцов, поэтому он и называется – скворечник. В нем любят селиться не только скворцы, но и многие другие птицы – синички, воробьи, вьюрки, чижи. А бывает, что в забытом скворечнике и белка устраивает себе дом или кладовую. Очень гостеприимный этот скворечник! Вот такой же гостеприимный домик есть и у нас, вот он. Воспитатель показывает макет скворечника или картинку со скворечником.
Воспитатель: А сейчас ребята присаживайтесь на свои стульчики и будем играть в другую игру. Каждый из вас возьмет у меня по одной карточке с изображением какого-либо детеныша животного. Своим детенышам вы поможете попасть в свои домики. У кого какой детеныш, вы мне пока не говорите, и не показывайте карточку.
Воспитатель: Наш гостеприимный домик – скворечник волшебный. Он пускает к себе всех: и зверей, и птенцов. Только нужно правильно и вежливо попросить об этом: если вы ошибетесь и неправильно назовете своего детеныша или попросите невежливо, двери не откроются и малыш не сможет попасть в домик.
Воспитатель проносит по рядам скворечник, давая детям возможность выполнить игровое задание, правильно попросить: «Домик, домик, пусти, пожалуйста, моего скворчонка, наших бельчат, моего снегиря, моих котят» и т.п.
Воспитатель: Все малыши собрались в домике. И их стало там очень много. А так как их очень много вот мы с вами и поиграем в игру, которая так и называется «Один – много». Я буду называть детеныша, который у вас на карточке в единственном числе, а вы будете называть своего детеныша во множественном числе. Например: один бельчонок – много бельчат и т.п.
Дети по очереди называют своих детенышей сначала в единственном числе, затем во множественном.
Воспитатель: Ну что ж ребята, я смотрю, в нашем волшебном домике собрались почти все лесные звери и птицы, но мне кажется, все-таки одного зверька не хватает. Воспитатель берет из подноса, на котором лежали карточки для детей с изображением детенышей, одну не использованную карточку. На ней изображен зайчонок.
Воспитатель: Детки, посмотрите, один заинька остался без друзей и без дома. Давайте ему поможем. Согласны, ребята? (Ответы детей)
Воспитатель: Для начала давайте согреем его лапки, сделав небольшую разминку. Вставайте в круг и повторяйте за мной:
Скок – поскок…
Скок – поскок
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет
В чехарду играть зовет.
Зайке холодно сидеть
Нужно лапоньки погреть
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочки подтянись.
На носочках скок – поскок,
А затем вприсядку,
Чтоб не замерзли лапки.
Дети выполняют движения вместе с воспитателем, при этом проговаривая слова физкультминутки. После этого присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас знает, что же произошло с этим зайчонком. Почему он остался один в лесу, без домика, без друзей, да еще и такой грустный. (Ответы детей)
Воспитатель: А вот я знаю, что этот малыш появился на свет совсем недавно. Поэтому он такой еще маленький и пугливый. После того, как он немного окреп, он вышел погулять в лес со своей мамой. А как называют маму зайчонка? (Ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, он вышел погулять на лесную полянку с мамой зайчихой. Но во время прогулки он засмотрелся на одного зверька. А кого, вы узнаете из загадки. Воспитатель загадывает детям загадку:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Дети отгадывают, воспитатель выставляет картинку с изображением белки.
Воспитатель: Да ребята, это белка. Она также как и заинька живет в лесу. Но что же было дальше с нашим зверьком? (Ответы детей) Может быть, из вас кто-нибудь знает? (Ответы детей) Если дети затрудняются, воспитатель продолжает. А дальше, ребята, зайчонок отстал от своей мамы зайчихи и побежал искать ее в лес, но встретил на своем пути различных птиц. И одна из таких птиц даже умеет вести счет. Знаете ли вы, что это за птица? (Ответы детей)
Воспитатель: После того как кукушка ему ничего не сказала про зайчиху, зайчонок побрел дальше в лес. Там его увидели лесные звери и стали спрашивать у него, почему он такой грустный. Он им все объяснил, но они обещали ему помочь, если он с ними поиграет. Детки, давайте поиграем мы с лесными зверьками, ведь нашему заиньке совсем не до игр и веселья, а заодно мы ему и поможем. Согласны? (Ответы детей)
Воспитатель: Я буду задавать вопросы о лесных жителях, а вы должны будете отвечать на них так, чтобы получилось в рифму.
Воспитатель проговаривает детям слова из потешки, а дети по очереди отвечают так, что получается складно.
Воспитатель: Зайчик, зайчик, где ты был?
Дети: За капустой я ходил.
Воспитатель: Зайчик, зайчик, где гулял?
Дети: За морковкой поскакал, на полянке танцевал.
Воспитатель: Ёжик, ёжик, с кем плясал?
Дети: Я с лисичкою плясал.
Воспитатель: Эй, зверята, где вы были?
Дети: Мы на речке рыб ловили.
Воспитатель: Ты, лисичка, где гуляла?
Дети: Я на сцене танцевала.
Воспитатель: Медвежонок, где ты был?
Дети: Я в берлоге медик пил.
Воспитатель: Вот так, после нашей игры лесные звери рассказали зайчишке, где его мама и помогли ему добраться до нее. Вот такую историю я придумала о нашем маленьком зайчонке. А теперь ребята попробуйте придумать свою историю о маленьком, пугливом зайчишке. В своей истории не забудьте указать, какой на нашей картинке зайчонок и с помощью чего ему удается спастись от своих врагов.
Несколько детей придумывают и рассказывают свои истории о зверьке.
3.Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: В какие игры играли? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"
Обучение детей старшей группы составлению рассказа по серии картин "Зимние забавы". Целью является развитие речи дошкольников....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов на тему "Школьные принадлежности"
Материал направлен на развитие умений детей логично, связно составлять описания школьных предметов.Воспитывает интерес к школе, бережное отношение к книге....
Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»
Цель: Создание условий для развития связной речи у детей (обучение рассказыванию по восприятию)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на тему «Игры зимой»
Цель: Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах.Образовательные задачи:- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;- упражнять в умении составлять расска...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказов на тему стихотворений»
Программное содержание: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детёнышей в именительном и родительном падежах множественного числа...