Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Составление рассказа на заданную тему»

 

Цель: обучение составлению короткого рассказа на заданную тему.

Задачи:

Образовательные:

  • учить составлять короткий рассказ на задан­ную тему;
  • закрепить умение образовывать на­звания детенышей животных в именительном и родитель­ном падежах множественного числа;
  • активизировать в речи сложноподчиненные предложения;
  • учить подбирать слова, сходные по звучанию.

Развивающие:

  • развивать у детей интерес к художественной литературе посредством стихотворений;
  • развивать связную речь, мышление, память.

Воспитательные: воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Составление рассказа на заданную тему

Цель: обучение составлению короткого рассказа на заданную тему.

Задачи:

Образовательные:

  • учить составлять короткий рассказ на заданную тему;
  • закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа;
  • активизировать в речи сложноподчиненные предложения;
  • учить подбирать слова, сходные по звучанию.

Развивающие: 

  • развивать у детей интерес к художественной литературе посредством стихотворений;
  • развивать связную речь, мышление, память.

Воспитательные: воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:

Демонстрационный материал: скворечник, мяч. 

Раздаточный материал: сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных (по количеству детей),

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

2.Основная часть

Методические приемы         

Воспитатель: Дети, вы представляете, сегодня утром я пришла на работу и увидела, что в нашей группе появилась новая вещь. Хотите знать, что же это за вещь? (Ответы детей)

Воспитатель: Для этого нужно подойти к нашей библиотеке. Вот она, эта вещь – новая книга. Ребята, вы хотите узнать, о чем эта книга? (Ответы детей)

Воспитатель:  Тогда присаживайтесь на свои стульчики и слушайте внимательно.

        Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой.

Где спит рыбка?

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Воспитатель: Ребята, так, где же спит рыбка? (Ответы детей)

Воспитатель: Это произведение написала очень известная детская писательница стихов Ирина Токмакова. Посмотрите, пожалуйста, на её портрет. На магнитной доске дети видят портрет И. Токмаковой, и изображения нескольких сборников стихов писательницы.

Воспитатель: Детки, как вы думаете, это произведение является стихотворением или рассказом? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие новые слова вы услышали в этом стихотворении? (Ответы детей)

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какими словами начинается этот стих? (Ответы детей)

Воспитатель: Что было дальше? (Ответы детей)

Воспитатель: Чем заканчивается это произведение? (Ответы детей)

Воспитатель: Как  вы  уже поняли из стихотворения,  каждое животное имеет свой дом, который в свою очередь, тоже имеет свое название. И в этих домах живут звери и птицы со своими детенышами.  С этими детенышами я вам предлагаю поиграть.

Игра «Чей домик?» 

Воспитатель: Вставайте дети в полукруг. Я буду называть дома  животных и при этом кому-нибудь бросать мяч. Кому мяч достанется,  тот должен будет назвать детеныша, который живет в этом доме. (Конура, дупло, нора, берлога, коровник, конюшня, курятник, свинарник, гнездо, вода, голубятник, скворечник)

Воспитатель: Да, ребята, скворечник – домик, который люди строят для скворцов, поэтому он и называется – скворечник. В нем любят селиться не только скворцы, но и многие другие птицы – синички, воробьи, вьюрки, чижи. А бывает, что в забытом скворечнике и белка устраивает себе дом или кладовую. Очень гостеприимный этот скворечник! Вот такой же гостеприимный домик есть и у нас, вот он. Воспитатель показывает макет скворечника или картинку со скворечником.

Воспитатель: А сейчас ребята присаживайтесь на свои стульчики и будем играть в другую игру. Каждый из вас возьмет  у меня по одной карточке с изображением какого-либо детеныша животного.  Своим детенышам вы поможете попасть в свои домики. У кого какой детеныш, вы мне пока не говорите, и не показывайте карточку.  

Воспитатель: Наш гостеприимный домик – скворечник волшебный. Он пускает к себе всех: и зверей,  и птенцов. Только нужно  правильно и вежливо попросить об этом: если вы ошибетесь и  неправильно назовете своего детеныша или попросите невежливо, двери не откроются и малыш не сможет попасть в домик.

         Воспитатель проносит по рядам скворечник, давая детям возможность выполнить игровое  задание, правильно попросить: «Домик, домик, пусти, пожалуйста, моего скворчонка,  наших  бельчат, моего снегиря,  моих котят» и т.п.

Воспитатель: Все малыши собрались в домике.  И их стало там очень много. А так как их очень много вот мы с вами и поиграем в игру, которая так и называется «Один – много». Я буду называть  детеныша, который у вас на карточке в единственном числе, а вы  будете называть своего детеныша  во множественном числе. Например: один бельчонок – много бельчат и т.п.

        Дети по очереди называют своих детенышей  сначала в единственном числе, затем во множественном.

 Воспитатель: Ну что ж ребята, я смотрю, в нашем волшебном домике собрались почти все лесные звери и птицы, но мне кажется, все-таки одного зверька не хватает. Воспитатель берет из подноса, на котором лежали карточки  для детей с изображением детенышей, одну не использованную карточку. На ней изображен зайчонок.

 Воспитатель: Детки, посмотрите, один заинька  остался без друзей и без дома. Давайте ему поможем. Согласны, ребята? (Ответы детей)

Воспитатель: Для начала давайте согреем его лапки, сделав небольшую разминку. Вставайте в круг и повторяйте за мной:

Скок – поскок…

Скок – поскок

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет

В чехарду играть зовет.

Зайке холодно сидеть

Нужно лапоньки погреть

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочки подтянись.

На носочках скок – поскок,

А затем вприсядку,

Чтоб не  замерзли лапки.

        Дети выполняют движения вместе с воспитателем, при этом проговаривая  слова физкультминутки.  После этого присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас  знает,  что же произошло с этим зайчонком.  Почему он остался один в лесу, без домика, без друзей, да еще и такой грустный. (Ответы детей)

Воспитатель: А вот я знаю, что этот малыш появился на свет совсем недавно. Поэтому он такой еще маленький и пугливый. После того, как он немного окреп, он вышел погулять в лес со своей мамой. А как называют маму зайчонка? (Ответы детей)

Воспитатель: Да ребята, он вышел погулять  на лесную полянку с мамой зайчихой. Но во время прогулки он засмотрелся на одного зверька. А кого,  вы узнаете из загадки. Воспитатель загадывает детям загадку:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

        Дети отгадывают, воспитатель выставляет картинку с изображением белки.

Воспитатель: Да ребята, это белка. Она также как и заинька живет в лесу. Но что же было дальше  с нашим зверьком? (Ответы детей)  Может быть, из вас кто-нибудь знает? (Ответы детей) Если дети затрудняются, воспитатель продолжает. А дальше, ребята,  зайчонок отстал от своей мамы зайчихи и побежал искать ее в лес, но  встретил на своем пути различных птиц.  И одна из таких птиц даже умеет вести счет. Знаете ли вы, что это за птица? (Ответы детей)

Воспитатель: После того как кукушка ему ничего не сказала про зайчиху, зайчонок побрел дальше в лес. Там его увидели лесные звери и стали спрашивать у него, почему он такой грустный. Он им все объяснил, но они обещали ему помочь, если он с ними поиграет. Детки, давайте поиграем мы с лесными зверьками, ведь нашему заиньке совсем не до игр и веселья, а заодно мы ему и поможем. Согласны? (Ответы  детей)

Воспитатель: Я буду задавать вопросы  о лесных жителях, а вы должны будете отвечать  на них  так, чтобы получилось в рифму.  

Воспитатель проговаривает детям слова из потешки, а дети по очереди отвечают так, что получается складно.

Воспитатель: Зайчик, зайчик, где ты был?

Дети: За капустой я ходил.

Воспитатель: Зайчик, зайчик, где гулял?

Дети: За морковкой поскакал, на полянке танцевал.

Воспитатель: Ёжик, ёжик, с кем плясал?

Дети: Я с лисичкою плясал.

Воспитатель: Эй, зверята, где вы были?

Дети: Мы на речке рыб ловили.

Воспитатель: Ты, лисичка, где гуляла?

Дети: Я на сцене танцевала.

Воспитатель: Медвежонок, где ты был?

Дети: Я в берлоге медик пил.

Воспитатель: Вот так, после нашей игры лесные звери рассказали  зайчишке, где  его мама и помогли ему добраться до нее.  Вот такую историю я придумала о нашем маленьком зайчонке. А   теперь ребята попробуйте придумать свою историю о маленьком, пугливом  зайчишке.  В своей истории не забудьте указать, какой на нашей картинке зайчонок и с помощью чего ему удается спастись от своих врагов.

        Несколько детей придумывают и рассказывают свои истории о зверьке.

3.Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: В какие игры играли? (Ответы детей)

Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Обучение детей старшей группы составлению рассказа по серии картин "Зимние забавы". Целью является развитие речи дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов на тему "Школьные принадлежности"

Материал направлен на развитие умений детей логично, связно  составлять описания школьных предметов.Воспитывает интерес к школе, бережное отношение к книге....

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»

Цель: Создание условий для развития связной речи у детей (обучение рассказыванию по восприятию)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на тему «Игры зимой»

Цель: Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах.Образовательные задачи:- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;- упражнять в умении составлять расска...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказов на тему стихотворений»

Программное содержание: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детёнышей в именительном и родительном падежах множественного числа...