Конспект НОД по развитию речи с художественной литературой Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_r._r.docx | 224.11 КБ |
konspekt_zanyatiya_po_r._r.docx | 224.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №5 «Сказка»
г. Ртищево Саратовской области
Конспект НОД
по развитию речи
с художественной литературой
Составление рассказа на тему
«Как птицы весну встречают»
Провела: воспитатель Ястребова Л. П.
2014г.
Программное содержание:
1. Расширить представления детей о характерных признаках весны в природе; показать связь весенних изменений в живой и неживой природе; обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
2. Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным: солнце, снег, ручьи; глаголы к существительным: солнце, ручьи; предметов существительных к относительным прилагательным.
3. Закрепить умение различать и называть зимующих и перелётных птиц, на основе связи между характером корма и способом его добывания.
4. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
5. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.
Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме.
Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.
Приемы: словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.
Материал демонстрационный: фланелеграф, иллюстрации и фотографии с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», репродукции картин о весне, солнце с отдельными лучами для фланелеграфа, мяч, карточки-ребусы.
Материал раздаточный: картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.
Содержание организованной деятельности детей
1часть. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.
Игра «Доскажи словечко».
Я раскрываю почки
В зелёные листочки
Деревья одеваю
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня. . .весна.
-Какие изменения в неживой природе происходят весной? (Ответы детей).
1. Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»: на фланелеграф выставляется жёлтый круг - солнце, без лучей, рядом разложены жёлтые полоски-лучи.
- Ребята, что-то солнце сегодня не весёлое. Вы хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова. Скажите ласковое слово и приложите лучик к солнцу. (Ласковое, весёлое, озорное…)
-А что можно сказать о снеге? Он какой весной? (Рыхлый, серый…).
Снег растаял, и побежали ручьи.
-Они какие? (Звонкие , быстрые…)
2. Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно очень тёплые
Ноги у весны.
О чём говорится в стихотворении? Что такое – проталины? Как вы понимаете теплые ноги?
-Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела,
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
-Сегодня птицы приглашают нас в свои гнезда.
Под музыку «Пение птиц» дети выполняют артикуляционную гимнастику.
2 часть. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают».
1)Вспомните отличительный признак птицы. (Тело покрыто перьями)
-По оперенью мы обычно и узнаём птицу. А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом и т. д.)
-Какая главная причина, что осенью многие птицы улетают от нас? (отсутствие пищи: насекомых, растений и т. д.)
-Что позволяет птицам вернуться весной в родные края в определенное время. (Ответы детей)
2) Отгадайте загадки.
Всех птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад- вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица . . .
Вот вам подсказка.
Кто это? (Грач)
- Грач, какая птица? (Перелётная).
- А это что за птица?
(Сорока)
- Сорока, какая птица? (Зимующая).
- У вас на столе лежат карточки, переверните их, внимательно рассмотрите.
3). Дидактическое упражнение «Какая это птица?» (Включается фонограмма «Голоса птиц»).
- Перелётные птицы, летите ко мне. Какие птицы прилетели?
-Зимующие птицы, летите ко мне. Какие птицы прилетели?
-Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строить гнезда. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займет другая пара.
Свое гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения . . .(Жаворонок)
-Это птица светло - песочного цвета с темными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.
На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его . . .(скворец)
-Широким и важным шагом, бесперестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шевствует скворец за плугом, выдергивая дождевых червей. Скворец- пересмешник.С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят: увидал скворца- знай, весна у крыльца. И, правда, скворцы появляются в конце марта.
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец,
Дни и ночи напролёт
Он поёт. . . (соловей).
-Послушайте рассказ М. Богданова: Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щелканье соловья. Соловей – одна из самых распространенных у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый. Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке. Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Затем соловьи родители принимаются вить гнезда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, распевая в то же время свои чудные песни. Особенно хорошо поют соловьи когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу будет не до пения- надо помогать самке кормить птенцов.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнезда. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.
На всем свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.
Путь проделав длинный,
Прилетает к нам с теплом,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.(Ласточка)
-Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.
-Давайте поиграем в игру «Справочное бюро». Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. За каждый интересный рассказ вы получите жетон «Друг птиц» (Рассказы 2-3 детей)
3 Часть. Динамическая пауза.
Капли звонко капали (прыжки на месте),
Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам).
Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся),
Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся),
С нас течёт уже вода (наклон вниз),
Мы растаем навсегда (выпрямляемся).
4 часть. - Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы, жаворонки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».
А сейчас каждый год мы празднуем день птиц в конце марта – перед прилётом скворцов.
Сегодня я предлагаю вам слепить птиц из солёного теста. Практическая работа детей.
5. Итог. Игра «Кто как поёт?» (Аудиозапись голосов дятла, кукушки, соловья.), что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам? Чтение детьми стихов о весне.
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №5 «Сказка»
г. Ртищево Саратовской области
Конспект НОД
по развитию речи
с художественной литературой
Составление рассказа на тему
«Как птицы весну встречают»
Провела: воспитатель Ястребова Л. П.
Программное содержание:
1. Расширить представления детей о характерных признаках весны в природе; показать связь весенних изменений в живой и неживой природе; обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
2. Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным: солнце, снег, ручьи; глаголы к существительным: солнце, ручьи; предметов существительных к относительным прилагательным.
3. Закрепить умение различать и называть зимующих и перелётных птиц, на основе связи между характером корма и способом его добывания.
4. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
5. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.
Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме.
Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.
Приемы: словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.
Материал демонстрационный: фланелеграф, иллюстрации и фотографии с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», репродукции картин о весне, солнце с отдельными лучами для фланелеграфа, мяч, карточки-ребусы.
Материал раздаточный: картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.
Содержание организованной деятельности детей
1часть. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.
Игра «Доскажи словечко».
Я раскрываю почки
В зелёные листочки
Деревья одеваю
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня. . .весна.
-Какие изменения в неживой природе происходят весной? (Ответы детей).
1. Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»: на фланелеграф выставляется жёлтый круг - солнце, без лучей, рядом разложены жёлтые полоски-лучи.
- Ребята, что-то солнце сегодня не весёлое. Вы хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова. Скажите ласковое слово и приложите лучик к солнцу. (Ласковое, весёлое, озорное…)
-А что можно сказать о снеге? Он какой весной? (Рыхлый, серый…).
Снег растаял, и побежали ручьи.
-Они какие? (Звонкие , быстрые…)
2. Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно очень тёплые
Ноги у весны.
О чём говорится в стихотворении? Что такое – проталины? Как вы понимаете теплые ноги?
-Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела,
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
-Сегодня птицы приглашают нас в свои гнезда.
Под музыку «Пение птиц» дети выполняют артикуляционную гимнастику.
2 часть. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают».
1)Вспомните отличительный признак птицы. (Тело покрыто перьями)
-По оперенью мы обычно и узнаём птицу. А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом и т. д.)
-Какая главная причина, что осенью многие птицы улетают от нас? (отсутствие пищи: насекомых, растений и т. д.)
-Что позволяет птицам вернуться весной в родные края в определенное время. (Ответы детей)
2) Отгадайте загадки.
Всех птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад- вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица . . .
Вот вам подсказка.
Кто это? (Грач)
- Грач, какая птица? (Перелётная).
- А это что за птица?
(Сорока)
- Сорока, какая птица? (Зимующая).
- У вас на столе лежат карточки, переверните их, внимательно рассмотрите.
3). Дидактическое упражнение «Какая это птица?» (Включается фонограмма «Голоса птиц»).
- Перелётные птицы, летите ко мне. Какие птицы прилетели?
-Зимующие птицы, летите ко мне. Какие птицы прилетели?
-Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строить гнезда. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займет другая пара.
Свое гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения . . .(Жаворонок)
-Это птица светло - песочного цвета с темными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.
На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его . . .(скворец)
-Широким и важным шагом, бесперестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шевствует скворец за плугом, выдергивая дождевых червей. Скворец- пересмешник.С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят: увидал скворца- знай, весна у крыльца. И, правда, скворцы появляются в конце марта.
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец,
Дни и ночи напролёт
Он поёт. . . (соловей).
-Послушайте рассказ М. Богданова: Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щелканье соловья. Соловей – одна из самых распространенных у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый. Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке. Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Затем соловьи родители принимаются вить гнезда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, распевая в то же время свои чудные песни. Особенно хорошо поют соловьи когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу будет не до пения- надо помогать самке кормить птенцов.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнезда. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.
На всем свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.
Путь проделав длинный,
Прилетает к нам с теплом,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.(Ласточка)
-Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.
-Давайте поиграем в игру «Справочное бюро». Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. За каждый интересный рассказ вы получите жетон «Друг птиц» (Рассказы 2-3 детей)
3 Часть. Динамическая пауза.
Капли звонко капали (прыжки на месте),
Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам).
Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся),
Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся),
С нас течёт уже вода (наклон вниз),
Мы растаем навсегда (выпрямляемся).
4 часть. - Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы, жаворонки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».
А сейчас каждый год мы празднуем день птиц в конце марта – перед прилётом скворцов.
Сегодня я предлагаю вам слепить птиц из солёного теста. Практическая работа детей.
5. Итог. Игра «Кто как поёт?» (Аудиозапись голосов дятла, кукушки, соловья.), что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам? Чтение детьми стихов о весне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Развитие речи/ художественная литература ОО «Познание» на тему: «Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет».
Задачи НОД:Обучающие: Познакомить детей с содержанием рассказа Л .Воронковой «Снег идет» Учить слушать и следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа.Развивающие: Совершен...
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают»
В данном занятии обобщаются знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; о характерных признаках весны в неживой природе....
Конспект Открытого занятия для родителей на тему «Как птицы весну встречают».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим...
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа "Ранняя весна"
Задачи: Образовательные • Учить детей составлять рассказ по картинке • Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно- следств...
Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Как птицы весну встречают »
- формировать представления у детей о переменах в жизни птиц с наступлением весны, умения слушать и различать птичьи голоса- дать определение детям "певчие" птицы, объяснить значение птичьи ...
Конспект занятия для детей речевой подготовительной к школе группы (6 - 7 лет) Тема: «Как птицы весну встречают»
Обогащение представлений детей увлекательными сведениями о жизни птиц, о необходимости заботы о них...
Конспект занятия по развитию речи "Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила"
Закрепление знаний об осени, ее признаках....