применение ыхудожественного слова в рассматривании картин
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
ситуация на вернесаже. объяснение слова вернесаж. рассматривание картин русских художников пейзажи, сюжетные пейзажи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoenod.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Воспитание потребности в ознакомлении с произведениями изобразительного искусства.
Программные задачи:
1. Обеспечить формирование навыка составления рассказа по мнемотаблице, правильного понимания содержания картины.
2.Способствовать развитию внимания, памяти, инициативности, мышления; развитию умения аргументировано доказывать свою точку зрения, активизации и расширения словарного запаса: обогащать словарь детей образно-выразительной лексикой (сравнения, эпитеты, метафоры).
3. Создать условия для воспитания любви к природе, желания проявлять эмоциональное отношение к пейзажу.
Предварительная работа:
Работа с мнемотаблицей (изучение символики). Ознакомление с искусством русских художников: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, И. К. Айвазовского, Поленова, В. М. Васнецова и др.. Рассматривание репродукций картин портреты, пейзажи, натюрморты, сказочная живопись. Чтение лирических произведений русских поэтов: А. С. Пушкина, А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. Бунина и заучивание отрывков из стихотворений. Слушание пьесы Ф. Шопена «Осенний вальс».
Материалы и оборудование. Пейзажи, разные по признакам: времени (сезоны, части суток); изображенных объектов; места (сельские, лесные, степные,); использование ЦОР- презентация для детей; картины, разрезанные на несколько частей, для дидактической игры «Собери картину из частей». Мини- выставка пейзажей, модули; жетоны, листья двух цветов.
Методические приемы:
-Элементы психогимнастики, релаксация;
- дидактические игры;
- рассматривание репродукций картин;
- беседа по вопросам;
- художественное слово;
- технология мнемотаблица;
-динамическая пауза (физкультминутка).
Содержание.
I. Организационная часть.
Психогимнастика: Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в музей, где хранится большое количество картин. Также в музей отправятся и наши гости, давайте с ними поздороваемся. Закрываем глаза, представим себе, огромную комнату с многочисленным количеством разнообразных картин и раз, два, три… Мы оказались с вами на выставке.
II. Основная часть
1.Приглашение на вернисаж. Воспитатель: Я буду – экскурсоводом, а вы посетители вернисажа. Как вы думаете, что обозначает слово вернисаж? (Ответы детей). Пояснение значения слова «вернисаж»: это выставка большого количества разнообразных картин (пейзажей).
2.Определение жанровой принадлежности картин на вернисаже.
Просмотр презентации. Воспитатель представляет посетителям картины.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если на картине изображена природа поля, леса, луга, реки это портрет или пейзаж? (Ответы детей).
Запомните основные правила пейзажа.
- Изображение местности на пейзаже обязательно.
- В пейзаже всегда присутствуют объекты, можно выделить главные.
- По пейзажу всегда можно определить время (суток, года).
Воспитатель:
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется... (Ответы детей)
Давайте докажем, что это пейзажи. Обоснование с помощью аргументов. Дети: Во-первых, на картинах изображена природа, живая и неживая. Во-вторых, могут быть объекты рукотворного мира. В-третьих, человек на пейзаже не играет главной роли, как на портрете.
Можно ли сказать, что мы с вами на вернисаже пейзажей?
(Ответы детей).
Воспитатель: Художники рисуют или пишут картины, а кто пишет стихи ? (Ответы детей). А давайте расскажем стихи и найдём нужный пейзаж.
Дети рассказывают отрывки из стихов А. С. Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Фета, И. Бунина и после прозвучавшего отрывка находят эту картину. Воспитатель обращает внимание детей на мини - выставку пейзажей.
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
С. А. Есенин
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Дружно лопаются почки,
Распускаются цветочки.
Солнце светит ярко,
Скоро будет жарко.
А. А. Фет
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
А дорога расстилается
И шумит густая рожь.
И куда тебе желается,
Обязательно дойдешь
И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
3. Динамическая пауза с элементами релаксации.
Слушание музыкального произведения Ф. Шопена «Осенний вальс». Исполнение танцевальных движений с осенними листьями.
Воспитатель: Не только поэзия, но и музыка помогает нам почувствовать настроение пейзажа.
Возьмите наши волшебные листочки и, слушая музыкальное произведение, исполните танцевальные движения, которые соответствовали бы музыке.
4. Поэтапное рассматривание картины «Золотая осень» И.И. Левитана с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: Какое сейчас время года? (Ответы детей). Осень! А какая осень? (Ответы детей). Золотая осень! А где эта картина, на которой изображена золотая осень? (Ответы детей). Картина «Золотая осень» И.И. Левитана.
Рассказ воспитателя. Левитан Исаак Ильич (1860-1900). «Золотая осень».
На картине я вижу маленькую речушку среди молодых березок. Это окраина березовой рощи. В прозрачной, прохладной воде отражается голубое небо. По берегам речки кое-где еще зеленеет травка. На самом краю, над темной водой, наклонился кустик с багряными листьями. А чуть повыше, как будто спускаются к речке белоствольные березки-подружки.
Вдалеке, на другом берегу, стоит одна березка. Там речушка поворачивает за лесок, и ее уже не видно. За лесом поле и маленькие домики. Это деревня. Над природой высокое небо. Художник изобразил ясный, теплый осенний день.
Если бы я оказалась на берегу этой речки, то увидела бы солнце, вдохнула свежий воздух. Я походила бы между березок и услышала, как шелестят их золотые листочки. А потом подошла бы к одинокой березе и обняла бы ее белый ствол. Ведь ей грустно, потому что она далеко от подружек. Эта картина называется «Золотая осень», поэтому основная здесь желтая краска. Воспитатель: Ребята, чтобы лучше понять картину и составить по ней рассказ, надо внимательно её рассмотреть. Мы с вами рассмотрим картину с помощью мнемотаблицы.
а) Название картины, назвать автора. (Озвучить результат).
б) Местность-лес, роща, море, поле, сад, деревня, город, берег реки.
(Озвучить результат).
в) Части. Рассмотрим картину по частям. Перечислить объекты на картине.
(Озвучить результат).
г) Время. Можно ли по пейзажу определить время (суток, года)? Какое?
-Предлагаю вам рассмотреть пейзаж и рассказать, какое время отображено на нем. Объяснить, почему так решили?
д) Цвет. Определить основные цветовые гаммы пейзажа. (Озвучить результат).
(Звучит музыка «Звуки леса»).
е) Игровой приём « Войди в картину». Представление возможных ощущений человека на пейзаже с помощью разных органов чувств; «подслушать» мысли объектов на картине. Если бы я оказался на том пейзаже, я бы услышал(а)… (Ответы детей).
Проводится дидактическая игра: «Собери картину из частей».
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Для этого дети выбирают жетоны (листики разного цвета). И садятся за обозначенные столы. Каждой команде необходимо собрать картину из частей.
5. Рассказывание по картине.
А давайте вы сами составите рассказ с помощью мнемотаблицы.
Рассказы, составленные детьми.
На этом наша экскурсия по «Вернисажу» подошла к концу. Желаю вам всего доброго. До свидания.
Возвращение детей в детский сад. Раз, два, три в детский сад верни. (Звучит волшебная музыка).
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Где мы побывали? (На вернисаже). Что мы делали? (Рассматривали картины, играли, рассказывали стихи, слушали музыку и танцевали). Что понравилось, вам больше всего, из того что мы делали? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация
Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....
применение художественного слова в рассматривании картин
ситуация на вернесаже. объяснение слова вернесаж. рассматривание картин русских художников пейзажи, сюжетные пейзажи....
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...
Формирование целостной картины мира. Рассматривание картины "Кошка с котятами" (2 мл. группа).
Тема: Рассматривание картины "Кошка с котятами".Цели: Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия, понимать причинно-следственно связи.Уточнить знание названий детены...
Открытое занятие по развитию речи Рассматривание картины "Зимние забавы" с применением метода синквейна.
Рассматривание картины "Зимние забавы" с применением метода синквейна....
Конспект НОД по работе с картинами с детьми 2-3 лет Рассматривание картины «Собака со щенятами»
Задача: закрепить знание детей имени и значения признака «рельеф» и умение определять значение этого признака с помощью анализатора - рука; ввести в словарь детей слова «т...
Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)
Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...