Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток» Повторное рассматривание.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)
прелагаю вниманию конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток» Повторное рассматривание.
Конспект можно использовать в комплекте с конспектом "Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток" первичное рассматривания. Для детей норматипичных (без ограничений в здоровье) можно два конспекта объединять в один. для детей с ОВЗ необходимо снижение нагрузки, поэтому на рассматривание сюжетной картины берется два занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tanya_i_vanya_kormyat_utok_2.docx | 147.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 26 компенсирующего вида
Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Конспект
занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы
компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения)
Тема: «Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток»
Повторное рассматривание.
Форма проведения: игровое сотрудничество
Составитель:
учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Ушакова Ольга Владиславовна
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2024г.
Цель: расширение представлений детей о сюжете картины «Таня и Ваня кормят уток»
Предварительная работа:
Первичное рассматривание картины с определением времени года, места, с описанием мальчика.
Тематическая прогулка на реку: «Как утки готовятся к отлету» - дать представления о птице, ее строении и особенностях внешнего вида самки и самца – пополнить словарный запас за счет слов – утка, селезень, самка, самец, кормятся, ныряют, плавают, взлетают, перелетают с места на место
Задачи:
1. Коррекционные:
- Развивать восприятие сюжетного изображения
- Формировать умение рассматривать и описывать с помощью вопросов педагога героя картины (девочки)
- Развивать когнитивные навыки за счет включения нейроигр
- Развивать слуховое и зрительное внимание
- Развивать пространственную ориентировку
- Развивать поисковую функцию глаз
2. Воспитательные:
- Формировать готовность детей к совместной деятельности (умение слушать и слышать ответ товарища)
3. Общеразвивающие:
- Продолжать формировать умение узнавать и называть перелетных птиц, их внешний вид, особенности (утки)
Виды детской деятельности и формы совместной деятельности взрослых и детей:
Коммуникативная:
- работа в подгруппе
Игровая:
- нейроигра «Кулачок - ладошка» с усложнением – чтение стихотворения про уток с особенностями описания внешнего вида, для выделения этих особенностей детьми
- игра «Повтори позу девочки»
Двигательная:
- физкультурная пауза
Продуктивная:
- создание подсказки для описания внешнего вида девочки
Пособия, материалы и оборудование:
- Игра на магнитах «Кулачок – ладошка»
- Демонстрационная картина «Таня и Ваня кормят уток»
- Столы для детей
- Демонстрационный фланелиграф для размещения картины
- Раздаточные карточки с изображением таблицы из двух рядов и 5 столбцов: на верхнем ряду схематичные изображения, приближенные к изображениям на картине – девочка – берет -куртка – брюки – сапоги;
На нижнем ряду в каждой ячейке по три круга: один большой и два маленьких (см. приложение 1)
Приемы:
приемы, стимулирующие познавательный интерес детей: развивающие задания
Ход занятия.
I часть
Включение в различные занятия нейроигр стимулируют развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, координации, активизации речи. Нейроигры помогают улучшить связь между разными отделами мозга, а также развивать когнитивные навыки.
В данном занятии нейроигра включена для развития концентрации и распределения внимания, настраивания детей на тему занятия, развития слухового и зрительного внимания.
Дети данной группы умеют выполнять задания с переключением обеих рук по зрительному стимулу. Если ваши дети не могут еще выполнять данное упражнение, то предложите им просто обеими руками менять, вместе с вами, «кулачок – ладошка», можете еще больше облегчить это задание, если разделите его на две части: 1- выполнение нейротренировки; 2- слушание стихотворения, с последующим обсуждением.
Нейроигра «Кулачок – ладошка»
Ход игры:
На магнитной доске в два ряда расположены изображения кулачок – ладошка и ладошка – кулачок. Педагог читает детям стихотворение про осень, и указывает на первый или второй ряд, дети слушают стихотворение и выполняют движения.
Педагог: ребята я вам прочту стихотворение, и при этом буду показывать на ряд кулачок – ладошка. Если я показываю на первый ряд (показ указкой), вы выполняете кулачок – ладошка, если на второй ряд (показ указкой), вы выполняете ладошка – кулачок [игра отработана с детьми на предыдущих занятиях]
Надо выполнять задания и слушать стихотворение. После игры я спрошу, про что стихотворение.
Уточки одеты просто, в серое, совсем не пестро.
Скромность уток украшение, вызывает уважение
Селезни другое дело, все одеты очень смело
С яркой зеленью окрас, восхищает их цвет глаз
Шляпки с ярким опереньем уточкам на загляденье
Педагог: у всех хорошо получилось следить за указкой и показывать ладошки и кулачки. А кто услышал, про, что было стихотворение (ответы детей). Правильно в стихотворение говорилось об утках, о их цвете перьев (при необходимости педагог еще раз читает стихотворение)
На какой картине мы недавно видели уток (ответы детей)
II часть
Сегодня мы дальше будем рассматривать картину «Таня и Ваня кормят уток»
Кто вспомнит, что было изображено на картине (ответы детей)
Повторное восприятие: рассматривание всей картины без вопросов 1 - 2 минуты
Вопросы взрослого по сюжету картины:
- назовите время года (осень), почему вы думаете, что осень (листья пожелтели и покраснели, опадают; дети в теплой одежде, но еще без теплых шапок и шарфов – значит середина осени)
- что дети делают (кормят уток) куда дети пришли кормить уток (на речку, на пруд)
- как выдумаете какой день: ясный или пасмурный (ясный – нет туч и облаков)
- вы сказали, что дети кормят уток. Сколько уток (две). А они одинаковые по цвету (разные), почему (это утка и селезень, самка и самец, селезень наряднее, у него зеленого цвета голова и более яркое оперенье, а утка серая.
Детальное рассмотрение одного из героев картины (девочки), ее внешний вид, поза, эмоция.
Используем следующий алгоритм:
Это кто изображен (это девочка)
Во что одета девочка:
что у нее на голове (у нее на голове шапочка - берет), какого цвета берет (берет синий с красной полоской и зеленым бантиком)
что еще надето на девочке (куртка), какого цвета куртка (куртка синего цвета с рисунком – красными карандашами и разноцветными грифелями или с красными домиками с разноцветными крышами – дети с нарушением зрения видят этот рисунок по разному, можно согласится с разными версиями), что есть еще на куртке (красная молния, капюшон, резинка по низу куртки, рукава с манжетами – приучайте детей описывать как можно больше деталей их цвет, конфигурацию, назначение)
что еще надето на девочке (брюки), какого цвета брюки (брюки светло зеленого цвета с рисунком)
что еще надето на девочке (сапоги), какого цвета сапоги (сапоги разноцветные: верх голенище - розового цвета, а низ носок и задник светло синие с белой полосой)
Какая поза у девочки, что она делает (девочка стоит, немного наклонилась вперед, ноги стоят вместе ровно, а руки одна согнута в локте и приподнята вверх, ладошка в кулаке, кроме указательного пальца, вторая рука прямая и опущена вниз, немного назад отведена)
- изобразить позу девочки, под словесное проговаривание взрослого «Повернись ко мне правым боком, слегка наклонись вперед, ноги поставь ровно рядом друг с другом, прямую правую руку отведи назад, левую согни в локте, сожми пальцы в кулачок, кроме указательного» (детям 4 лет повторить позу персонажа, очень трудно, тем более есть дети, которые путают право и лево, поэтому помогайте детям, наводящими вопросами или указывающими движениями, если показываете как встать правильно – то встаньте рядом с ребенком, смотрите в одном направлении)
Какое у девочки настроение (девочка в восхищении, удивлении)
Обговаривая настроение девочки, стараемся выяснить с детьми его причину. (Н: девочка удивлена, потому что уточка подплыла близко или может она видит селезня, который отличается по цвету или… - старайтесь побуждать ребенка выдвигать разные версии, основанные на сюжете картины)
Физкульт минутка
Утка рано по утру Всех утят ведет к пруду | Ходьба на месте |
Эй, утятки не ленитесь, На носочки становитесь | Ходьба на носочки |
А теперь на пятки, Милые утятки | Ходьба на пятках |
Мы пришли, мои ребятки, Дружно моем свои лапки | Дети садятся на пол и разводят и сводят ноги |
Научу я вас нырять Желтеньких моих утят | Встают, выполняют наклоны |
А теперь полетов время, Машем крыльями умело | Махи руками вверх – вниз |
Отдохнём ребятки Поиграем в прятки | Дети приседают на корточки, закрывают лицо руками |
III часть
Выполняется педагогом в том случае, если дети не устали и есть время от занятия, в противном случае – выполнить с детьми в индивидуальном порядке.
Детям раздаются карточки для зарисовки описания одежды и обуви девочки.
Педагог перед вами карточка на верхней полоске одежда и обувь девочки. Давайте перечислим, что мы видим. В первой ячейке – девочка, во второй –берет, в третей –– куртка, в четвертой – брюки, в пятой - сапоги.
Что нарисовано в ячейках на нижней полоске (кружки: один большой и два маленьких)
Давайте вспомним, какого цвета берет – берет синий с красной полоской и зеленым бантиком. Какого цвета больше на берете – синего, значит, большой круг мы закрасим – синим цветом – закрасьте (дети закрашивают на раздаточном материале, педагог на демонстрационном) Вы сказали, что есть еще красная полоска, а много или мало на берете красного цвета – мало (тогда закрасьте маленький кружок красным цветом) Еще есть на берете какой ни будь цвет – зеленого цвета бант, а много или мало на берете зеленого цвета – тогда закрасьте зеленым цветом третий маленький кружок.
Какого цвета куртка – куртка синего цвета с рисунком –с красными домиками с разноцветными крышами, с красной молнией. Как вы, думаете, какого цвета больше на куртке? – синего – Каким цветом закрасим большой кружок? – синим. красного цвета много на куртке? – нет – поэтому красным цветом закрасим маленький кружок, крыши у домиков желтые, зеленые – их совсем мало, поэтому третий маленький круг мы закрасим сразу двумя цветами желтым и зеленым.
Какого цвета брюки – брюки светло зеленого цвета с рисунком. Какого цвета больше всего на брюках – зеленого – значит закрасим большой кружок – зеленым, на рисунке есть синий, красный, желтый этих цветов мало, поэтому мы закрасим только один маленький кружок этими цветами.
Какого цвета сапоги? - разноцветные: верх голенище - розового цвета, а низ носок и задник светло синие с белой полосой. Какого цвета на сапогах больше? – красного – значит закрасим большой круг красным, а синего цвета много – нет – значит синим закрасим маленький круг, а еще один круг маленький каким цветом закрасим? – белым.
Теперь это ваша подсказка, вы можете дома описать внешний вид девочки.
РЕФЛЕКСИЯ
Что сегодня понравилось на занятии больше всего, было ли что то, что трудно удавалось?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) "Перелётные птицы".
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия....
Сценарий выпускного мероприятия для детей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) «Слоненок пошёл учиться»
Сценарий предназначен для детей с нарушениями зрения и речи.Задания в сценарии подобраны в соответствии со зрительными патологиями детей.Задания и текст в сценариии позволяют увидеть положительную дин...
занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Ориентировка в помещении детского сада» (формирование умений ориентироваться в пространстве: умения «читать» план, проводить маршрут пути)
Занятие направлено на формирование у детей с нарушением зрения умения ориентироваться по плану, проводить маршрут пути от места нахождения до заданной точки, упражнении детей в использовании пространс...
Конспект занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Восприятие картины «Катание на горке»
Конспект занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Восприятие картины «Катание на горке»...
Конспект занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Повторное восприятие картины «Катание на горке»
Конспект занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Повторное восприятие картины «Катание на горке»...
Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток» Первичное рассматривание.
Предлагаю конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения). Тема: «Рассматривание кар...
Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Знакомство с оранжевым цветом «Мы делили апельсин»»
предлагаю вниманию конспект занятия по формированию сенсорных эталонов с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Знакомство с оранжев...