Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток» Повторное рассматривание.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

прелагаю вниманию конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения)  Тема: «Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток» Повторное рассматривание.

Конспект можно использовать в комплекте с конспектом "Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток" первичное рассматривания. Для детей норматипичных (без ограничений в здоровье) можно два конспекта объединять в один. для детей с ОВЗ необходимо снижение нагрузки, поэтому на рассматривание сюжетной картины берется два занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tanya_i_vanya_kormyat_utok_2.docx147.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 компенсирующего вида

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Конспект

занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы

компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения)

Тема: «Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток»

Повторное рассматривание.

Форма проведения: игровое сотрудничество

http://kartina.blogs.imc.edu.ru/wp-content/uploads/sites/34/2019/09/IMG-20190912-WA0015.jpg

Составитель:

учитель – дефектолог (тифлопедагог)

Ушакова Ольга Владиславовна

высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2024г.

Цель: расширение представлений детей о сюжете картины «Таня и Ваня кормят уток»

Предварительная работа:

Первичное рассматривание картины с определением времени года, места, с описанием мальчика.

Тематическая прогулка на реку: «Как утки готовятся к отлету» - дать представления о птице, ее строении и особенностях внешнего вида самки и самца – пополнить словарный запас за счет слов – утка, селезень, самка, самец, кормятся, ныряют, плавают, взлетают, перелетают с места на место

Задачи:

1. Коррекционные: 

  • Развивать восприятие сюжетного изображения
  • Формировать умение рассматривать и описывать с помощью вопросов педагога героя картины (девочки)
  • Развивать когнитивные навыки за счет включения нейроигр
  • Развивать слуховое и зрительное внимание
  • Развивать пространственную ориентировку
  • Развивать поисковую функцию глаз

2. Воспитательные: 

  • Формировать готовность детей к совместной деятельности (умение слушать и слышать ответ товарища)

3. Общеразвивающие:

  • Продолжать формировать умение узнавать и называть перелетных птиц, их внешний вид, особенности (утки)

Виды детской деятельности и формы совместной деятельности взрослых и детей:

Коммуникативная:

  • работа в подгруппе

Игровая:

  • нейроигра «Кулачок - ладошка» с усложнением – чтение стихотворения про уток с особенностями описания внешнего вида, для выделения этих особенностей детьми
  • игра «Повтори позу девочки»

Двигательная:

  • физкультурная пауза

Продуктивная:

  • создание подсказки для описания внешнего вида девочки

Пособия, материалы и оборудование:

  • Игра на магнитах «Кулачок – ладошка»
  • Демонстрационная картина «Таня и Ваня кормят уток»
  • Столы для детей
  • Демонстрационный фланелиграф для размещения картины
  • Раздаточные карточки с изображением таблицы из двух рядов и 5 столбцов: на верхнем ряду схематичные изображения, приближенные к изображениям на картине – девочка – берет -куртка – брюки – сапоги;

На нижнем ряду в каждой ячейке по три круга: один большой и два маленьких (см. приложение 1)

Приемы:

приемы, стимулирующие познавательный интерес детей: развивающие задания

Ход занятия.

I часть

Включение в различные занятия нейроигр стимулируют развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, координации, активизации речи. Нейроигры помогают улучшить связь между разными отделами мозга, а также развивать когнитивные навыки.

В данном занятии нейроигра включена для развития концентрации и распределения внимания, настраивания детей на тему занятия, развития слухового и зрительного внимания.

Дети данной группы умеют выполнять задания с переключением обеих рук по зрительному стимулу. Если ваши дети не могут еще выполнять данное упражнение, то предложите им просто обеими руками менять, вместе с вами, «кулачок – ладошка», можете еще больше облегчить это задание, если разделите его на две части: 1- выполнение нейротренировки; 2- слушание стихотворения, с последующим обсуждением.

Нейроигра «Кулачок – ладошка»

Ход игры:

На магнитной доске в два ряда расположены изображения кулачок – ладошка и ладошка – кулачок. Педагог читает детям стихотворение про осень, и указывает на первый или второй ряд, дети слушают стихотворение и выполняют движения.

Педагог: ребята я вам прочту стихотворение, и при этом буду показывать на ряд кулачок – ладошка. Если я показываю на первый ряд (показ указкой), вы выполняете кулачок – ладошка, если на второй ряд (показ указкой), вы выполняете ладошка – кулачок [игра отработана с детьми на предыдущих занятиях]

Надо выполнять задания и слушать стихотворение. После игры я спрошу, про что стихотворение.

Уточки одеты просто, в серое, совсем не пестро.

Скромность уток украшение, вызывает уважение

Селезни другое дело, все одеты очень смело

С яркой зеленью окрас, восхищает их цвет глаз

Шляпки с ярким опереньем уточкам на загляденье

Педагог: у всех хорошо получилось следить за указкой и показывать ладошки и кулачки. А кто услышал, про, что было стихотворение (ответы детей). Правильно в стихотворение говорилось об утках, о их цвете перьев (при необходимости педагог еще раз читает стихотворение)

На какой картине мы недавно видели уток (ответы детей)

II часть

Сегодня мы дальше будем рассматривать картину «Таня и Ваня кормят уток»

Кто вспомнит, что было изображено на картине (ответы детей)

Повторное восприятие: рассматривание всей картины без вопросов 1 - 2 минуты

Вопросы взрослого по сюжету картины:

- назовите время года (осень), почему вы думаете, что осень (листья пожелтели и покраснели, опадают; дети в теплой одежде, но еще без теплых шапок и шарфов – значит середина осени)

- что дети делают (кормят уток) куда дети пришли кормить уток (на речку, на пруд)

- как выдумаете какой день: ясный или пасмурный (ясный – нет туч и облаков)

- вы сказали, что дети кормят уток. Сколько уток (две). А они одинаковые по цвету (разные), почему (это утка и селезень, самка и самец, селезень наряднее, у него зеленого цвета голова и более яркое оперенье, а утка серая.

Детальное рассмотрение одного из героев картины (девочки), ее внешний вид, поза, эмоция.

Используем следующий алгоритм:

Это кто изображен (это девочка)

Во что одета девочка:

что у нее на голове (у нее на голове шапочка - берет), какого цвета берет (берет синий с красной полоской и зеленым бантиком)

что еще надето на девочке (куртка), какого цвета куртка (куртка синего цвета с  рисунком – красными карандашами и разноцветными грифелями или с красными домиками с разноцветными крышами – дети с нарушением зрения видят этот рисунок по разному, можно согласится с разными версиями), что есть еще на куртке (красная молния, капюшон, резинка по низу куртки, рукава с манжетами – приучайте детей описывать как можно больше деталей их цвет, конфигурацию, назначение)

что еще надето на девочке (брюки), какого цвета брюки (брюки светло зеленого цвета с рисунком)

что еще надето на девочке (сапоги), какого цвета сапоги (сапоги разноцветные: верх голенище - розового цвета, а низ носок и задник светло синие с белой полосой) 

Какая поза у девочки, что она делает (девочка стоит, немного наклонилась вперед, ноги стоят вместе ровно, а руки одна согнута в локте и приподнята вверх, ладошка в кулаке, кроме указательного пальца, вторая рука прямая и опущена вниз, немного назад отведена)

- изобразить позу девочки, под словесное проговаривание взрослого «Повернись ко мне правым боком, слегка наклонись вперед, ноги поставь ровно рядом друг с другом, прямую правую руку отведи назад, левую согни в локте, сожми пальцы в кулачок, кроме указательного» (детям 4 лет повторить позу персонажа, очень трудно, тем более есть дети, которые путают право и лево, поэтому помогайте детям, наводящими вопросами или указывающими движениями, если показываете как встать правильно – то встаньте рядом с ребенком, смотрите в одном направлении)

Какое у девочки настроение (девочка в восхищении, удивлении)

Обговаривая настроение девочки, стараемся выяснить с детьми его причину. (Н: девочка удивлена, потому что уточка подплыла близко или может она видит селезня, который отличается по цвету или… - старайтесь побуждать ребенка выдвигать разные версии, основанные на сюжете картины)

Физкульт минутка

Утка рано по утру

Всех утят ведет к пруду

Ходьба на месте

Эй, утятки не ленитесь,

На носочки становитесь

Ходьба на носочки

А теперь на пятки,

Милые утятки

Ходьба на пятках

Мы пришли, мои ребятки,

Дружно моем свои лапки

Дети садятся на пол и разводят и сводят ноги

Научу я вас нырять

Желтеньких моих утят

Встают, выполняют наклоны

А теперь полетов время,

Машем крыльями умело

Махи руками вверх – вниз

Отдохнём ребятки

Поиграем в прятки

Дети приседают на корточки, закрывают лицо руками

III часть

Выполняется педагогом в том случае, если дети не устали и есть время от занятия, в противном случае – выполнить с детьми в индивидуальном порядке.

Детям раздаются карточки для зарисовки описания одежды и обуви девочки.

Педагог перед вами карточка на верхней полоске одежда и обувь девочки. Давайте перечислим, что мы видим. В первой ячейке – девочка, во второй –берет, в третей –– куртка, в четвертой – брюки, в пятой - сапоги.

Что нарисовано в ячейках на нижней полоске (кружки: один большой и два маленьких)

Давайте вспомним, какого цвета берет – берет синий с красной полоской и зеленым бантиком. Какого цвета больше на берете – синего, значит, большой круг мы закрасим – синим цветом – закрасьте (дети закрашивают на раздаточном материале, педагог на демонстрационном) Вы сказали, что есть еще красная полоска, а много или мало на берете красного цвета – мало (тогда закрасьте маленький кружок красным цветом) Еще есть на берете какой ни будь цвет – зеленого цвета бант, а много или мало на берете зеленого цвета – тогда закрасьте зеленым цветом третий маленький кружок.

Какого цвета куртка – куртка синего цвета с рисунком –с красными домиками с разноцветными крышами, с красной молнией. Как вы, думаете, какого цвета больше на куртке? – синего – Каким цветом закрасим большой кружок? – синим. красного цвета много на куртке? – нет – поэтому красным цветом закрасим маленький кружок, крыши у домиков желтые, зеленые – их совсем мало, поэтому третий маленький круг мы закрасим сразу двумя цветами желтым и зеленым.

Какого цвета брюки – брюки светло зеленого цвета с рисунком. Какого цвета больше всего на брюках – зеленого – значит закрасим большой кружок – зеленым, на рисунке есть синий, красный, желтый этих цветов мало, поэтому мы закрасим только один маленький кружок этими цветами.

Какого цвета сапоги? -  разноцветные: верх голенище - розового цвета, а низ носок и задник светло синие с белой полосой. Какого цвета на сапогах больше? – красного – значит закрасим большой круг красным, а синего цвета много – нет – значит синим закрасим маленький круг, а еще один круг маленький каким цветом закрасим? – белым.

Теперь это ваша подсказка, вы можете дома описать внешний вид девочки.

РЕФЛЕКСИЯ

Что сегодня понравилось на занятии больше всего, было ли что то, что трудно удавалось?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) "Перелётные птицы".

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия....

Сценарий выпускного мероприятия для детей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) «Слоненок пошёл учиться»

Сценарий предназначен для детей с нарушениями зрения и речи.Задания в сценарии подобраны в соответствии со зрительными патологиями детей.Задания и текст в сценариии позволяют увидеть положительную дин...

занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Ориентировка в помещении детского сада» (формирование умений ориентироваться в пространстве: умения «читать» план, проводить маршрут пути)

Занятие направлено на формирование у детей с нарушением зрения умения ориентироваться по плану, проводить маршрут пути от места нахождения до заданной точки, упражнении детей в использовании пространс...

Конспект занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Восприятие картины «Катание на горке»

Конспект  занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Восприятие картины «Катание на горке»...

Конспект занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Повторное восприятие картины «Катание на горке»

Конспект  занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Повторное восприятие картины «Катание на горке»...

Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток» Первичное рассматривание.

Предлагаю конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения). Тема: «Рассматривание кар...

Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Знакомство с оранжевым цветом «Мы делили апельсин»»

предлагаю вниманию конспект занятия по формированию сенсорных эталонов с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Знакомство с оранжев...