Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток» Первичное рассматривание.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)
Предлагаю конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения). Тема: «Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток» Первичное рассматривание.
В конспекте предложен вариант рассматривания картины, предварительная работа, цель и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tanya_i_vanya_kormyat_utok_1.docx | 144.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 26 компенсирующего вида
Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Конспект
занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы
компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения)
Тема: «Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток»
Первичное рассматривание.
Форма проведения: игровое сотрудничество
Составитель:
учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Ушакова Ольга Владиславовна
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2024г.
Цель: познакомить детей с сюжетом картины «Таня и Ваня кормят уток»
Задачи:
1. Коррекционные:
- Развивать восприятие сюжетного изображения
- Формировать умение рассматривать и описывать с помощью вопросов педагога героя картины (мальчика)
- Развивать когнитивные навыки за счет включения нейроигр
- Развивать слуховое и зрительное внимание
- Развивать пространственную ориентировку
- Развивать поисковую функцию глаз
2. Воспитательные:
- Формировать готовность детей к совместной деятельности (умение слушать и слышать ответ товарища)
3. Общеразвивающие:
- Продолжать формировать умение узнавать и называть перелетных птиц (утки)
Виды детской деятельности и формы совместной деятельности взрослых и детей:
Коммуникативная:
- работа в подгруппе
Игровая:
- нейроигра «Кулачок - ладошка» с усложнением – чтение стихотворения с приметами осени для выделения этих примет детьми
- игра «Повтори позу мальчика»
Двигательная:
- физкультурная пауза
Продуктивная:
- создание подсказки для описания внешнего вида мальчика
Предварительная работа:
- знакомство с изображением уток
- тематическая прогулка на речку: «Утки и селезни»
- разучивание игры «Кулачок – ладошка»
Пособия, материалы и оборудование:
- Игра на магнитах «Кулачок – ладошка»
- Демонстрационная картина «Таня и Ваня кормят уток»
- Столы для детей
- Демонстрационный фланелиграф для размещения картины
- Раздаточные карточки с изображением таблицы из двух рядов и 5 столбцов: на верхнем ряду схематичные изображения, приближенные к изображениям на картине – мальчик – шапка -куртка – брюки – ботинки;
На нижнем ряду в каждой ячейке по три круга: один большой и два маленьких(см. приложение 1)
Приемы:
приемы, стимулирующие познавательный интерес детей: развивающие задания
Ход занятия.
I часть
Включение в различные занятия нейроигр стимулируют развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, координации, активизации речи. Нейроигры помогают улучшить связь между разными отделами мозга, а также развивать когнитивные навыки.
В данном занятии нейроигра включена для развития концентрации и распределения внимания, настраивания детей на тему занятия, развития слухового и зрительного внимания.
Дети данной группы умеют выполнять задания с переключением обеих рук по зрительному стимулу. Если ваши дети не могут еще выполнять данное упражнение, то предложите им просто обеими руками менять, вместе с вами, «кулачок – ладошка», можете еще больше облегчить это задание, если разделите его на две части: 1- выполнение нейротренировки; 2- слушание стихотворения, с последующим обсуждением.
Нейроигра «Кулачок – ладошка»
Ход игры:
На магнитной доске в два ряда расположены изображения кулачок – ладошка и ладошка – кулачок. Педагог читает детям стихотворение про осень, и указывает на первый или второй ряд, дети слушают стихотворение и выполняют движения.
Педагог: ребята я вам прочту стихотворение, и при этом буду показывать на ряд кулачок – ладошка. Если я показываю на первый ряд (показ указкой), вы выполняете кулачок – ладошка, если на второй ряд (показ указкой), вы выполняете ладошка – кулачок [игра отработана с детьми на предыдущих занятиях]
Надо выполнять задания и слушать стихотворение. После игры я спрошу, про что стихотворение.
Педагог читает:
Прячется солнышко, хмур небосвод
Вот и осень стоит у ворот
Вянет трава, и желтеют кусты
Птичье прощай к нам летит с высоты.
Педагог: у всех хорошо получилось следить за указкой и показывать ладошки и кулачки. А кто услышал, про, что было стихотворение (ответы детей). Правильно в стихотворение говорилось об осени, о том, что пожелтели листья, трава вянет, птицы улетают и т.д. (при необходимости педагог еще раз читает стихотворение)
Вы сказали, что птицы улетели, а какие птицы улетают (дети перечисляют)
Правильно дикие утки тоже улетают, как только льдом покрываются водоемы.
II часть
Сегодня мы увидим новую картину, она называется «Таня и Ваня кормят уток»
Первое восприятие: рассматривание всей картины без вопросов 1 - 2 минуты
Вопросы взрослого по сюжету картины:
- назовите главных героев на картине (дети, мальчик и девочка)
- что делают дети (дети кормят уток)
-куда дети пришли кормить уток (на пруд)
- какое время года изображено на картине и почему (осень, листья опали, трава завяла)
Детальное рассмотрение одного из героев картины (мальчик), его внешний вид, поза, эмоция.
Используем следующий алгоритм:
Это кто изображен (это мальчик)
Во что одет мальчик:
что у него на голове (у него на голове шапочка), какого цвета шапочка (шапочка синяя, с желтым шариком сверху, и желтым козырьком; у шапки есть отворот, чтобы спрятать уши)
что еще надето на мальчике (куртка), какого цвета куртка (куртка синего цвета с оранжевой полоской на рукавах и по краю куртки), что есть на куртке (желтый воротник)
что еще надето на мальчике (брюки), какого цвета брюки (брюки светло коричневого цвета)
что еще надето на мальчике (ботинки), какого цвета ботинки (ботинки коричневого цвета)
Какая поза у мальчика, что он делает (мальчик сидит на корточках, вытянул одну руку вперед – сыплет корм, а другую согнул в локте и держит в ней пакетик с кормом)
- изобразить позу мальчика, под словесное проговаривание взрослого «присядь на корточки, правую руку вытяни вперед, а левую согни в локте»
Какое у мальчика настроение (мальчик удивлен)
Обговаривая настроение мальчика, стараемся выяснить с детьми его причину. (Н: мальчик удивлен, потому, что уточка подплыла близко или может он видит уток первый раз или… - старайтесь побуждать ребенка выдвигать разные версии, основанные на сюжете картины)
Физкульт минутка
Утка рано по утру Всех утят ведет к пруду | Ходьба на месте |
Эй, утятки не ленитесь, На носочки становитесь | Ходьба на носочки |
А теперь на пятки, Милые утятки | Ходьба на пятках |
Мы пришли, мои ребятки, Дружно моем свои лапки | Дети садятся на пол и разводят и сводят ноги |
Научу я вас нырять Желтеньких моих утят | Встают, выполняют наклоны |
А теперь полетов время, Машем крыльями умело | Махи руками вверх – вниз |
Отдохнём ребятки Поиграем в прятки | Дети приседают на корточки, закрывают лицо руками |
III часть
Выполняется педагогом в том случае, если дети не устали и есть время от занятия, в противном случае – выполнить с детьми в индивидуальном порядке.
Детям раздаются карточки для зарисовки описания одежды и обуви мальчика.
Педагог перед вами карточка на верхней полоске одежда и обувь мальчика. Давайте перечислим, что мы видим. В первой ячейке – мальчик, во второй –шапка, в третей –– куртка, в четвертой – брюки, в пятой - ботинки.
Что нарисовано в ячейках на нижней полоске (кружки: один большой и два маленьких)
Давайте вспомним, какого цвета шапка – синего с желтым козырьком и кнопочкой. Какого цвета больше на шапке – синего, значит, большой круг мы закрасим – синим цветом – закрасьте (дети закрашивают на раздаточном материале, педагог на демонстрационном) Вы сказали, что есть еще желтый цвет, а его много или мало на шапке – мало (тогда закрасьте маленький кружок желтым цветом)Еще есть на шапке какой ни будь цвет – нет – тогда третий кружок закрашивать не будем.
Какого цвета куртка – синего с красной полоской на кармане, желтым воротником. Как вы, думаете, какого цвета больше на куртке? – синего – Каким цветом закрасим большой кружок? – синим. Желтого цвета много на куртке? – нет – поэтому желтым цветом закрасим маленький кружок, красного цвета много? – нет – также закрасим красным цветом – маленький круг
Какого цвета брюки – коричневого. Есть еще какой ни будь цвет на брюках? – нет – значит закрасим только один большой круг.
Какого цвета ботинки? - коричневого. Есть еще какой ни будь цвет на ботинках? – нет – значит закрасим только один большой круг.
Теперь это ваша подсказка, вы можете дома описать внешний вид мальчика.
РЕФЛЕКСИЯ
Что сегодня понравилось на занятии больше всего, было ли что то, что трудно удавалось?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) "Перелётные птицы".
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия....
Сценарий выпускного мероприятия для детей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) «Слоненок пошёл учиться»
Сценарий предназначен для детей с нарушениями зрения и речи.Задания в сценарии подобраны в соответствии со зрительными патологиями детей.Задания и текст в сценариии позволяют увидеть положительную дин...
занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Ориентировка в помещении детского сада» (формирование умений ориентироваться в пространстве: умения «читать» план, проводить маршрут пути)
Занятие направлено на формирование у детей с нарушением зрения умения ориентироваться по плану, проводить маршрут пути от места нахождения до заданной точки, упражнении детей в использовании пространс...
Конспект занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Восприятие картины «Катание на горке»
Конспект занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Восприятие картины «Катание на горке»...
Конспект занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Повторное восприятие картины «Катание на горке»
Конспект занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Повторное восприятие картины «Катание на горке»...
Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Рассматривание картины Таня и Ваня кормят уток» Повторное рассматривание.
прелагаю вниманию конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Рассм...
Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Знакомство с оранжевым цветом «Мы делили апельсин»»
предлагаю вниманию конспект занятия по формированию сенсорных эталонов с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Знакомство с оранжев...