Открытое занятие по развитию речи Рассматривание картины "Зимние забавы" с применением метода синквейна.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Русанова Виктория Валерьевна

Рассматривание картины "Зимние забавы" с применением метода синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ВМР «Ермаковский детский сад общеразвивающего вида»

Открытое занятие по развитию речи

    (в подготовительной группе)

Рассматривание картины «Зимние забавы»

с применением метода синквейна.

                                           Подготовила и провела:

                                          Воспитатель высшей категории

        Русанова В.В.

                            Февраль 2018 год.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Ребята, давайте возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга:

Каждый день, всегда, везде

На занятиях в игре

Будем чётко говорить

Не вертеться, не шалить.

1. Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то увидела на столе письмо и волшебный ларец. А волшебный он по тому, что просто так я его открыть не могла. Вы хотите узнать от кого письмо и что находится в волшебном ларце?

Кто прислал письмо не подписано, но есть загадка:

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век,

Морковкой нос, в руке метла

Боится солнца и тепла.

Письмо нам пришло все скажем вместе от СНЕГОВИКА.

Давайте узнаем, что пишет нам снеговик. Письмо, дети испорчено, измято и некоторых слов не видно. Вы по ходу чтения поможете мне, чтобы разобраться в чём тут дело?

Письмо:

Здравствуйте, дети, пишет вам Снеговик. Я очень люблю зиму, мне нравиться играть с ребятами, веселить их, слышать их задорный смех. Однажды художник рисовал картину, как мы зимой с ребятами катаемся на снежной горе. Вот только Серёжу на картине художник не нарисовал, мальчик тогда надул губу. А Таня Серёже сказала: «не надо ворон считать». Но художник велел Серёже не расстраиваться и взялся за краски, и всё быстро исправил. Вот только мы ахнуть не успели, как налетел пронизывающий ветер, началась вьюга. У художника из рук вылетела картина, он пытался её поймать, летел за ней как угорелый, но вдруг он споткнулся о ветку и покатился кубарем. Художник превращался в снежный ком. Дети ринулись его спасать.

Ребята, а что такое вьюга? (сильный ветер) (картинка)

2. Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса.

Старая, седая, с ледяной клюкой

Вьюга ковыляет Бабою – Ягой

Воет вьюга: з – з – з (с усилением голоса)

Застонал весь лес: у- у –у (тихо)

Стонут дубы: м – м –м (низко)

Стонут берёзы: м- м- м (высоко)

Шумят ели: ш –ш –ш

Стихает вьюга: с- с- с

Когда вьюга стихла, то все увидели, что картина испорчена, она разбилась на несколько частей, как зеркало. Злая вьюга заперла все части картины в ларец и только выполняя правильно задания, ларец откроется и появится часть картины. Ребята, пишет Снеговик, скоро весна и мне пора уезжать на Север, в холод, иначе я растаю. А у меня даже ничего не остаётся на память о счастливых днях.

Дети, что произошло у Снеговика? что же нам делать? Вы хотите помочь ему? А как мы можем помочь?

3. Воспитатель: Дети, давайте попробуем вместе рассуждать и собирать картину.

Если в письме Снеговик, описывает ситуацию, которая произошла, значит он на картине нарисован?. Вспомните, о ком ещё писал Снеговик в письме, кого нарисовал художник? Детей (Таню и Серёжу)

Что делали дети? (катались со снежной горы)

4. Воспитатель: Снежную гору мы в группе можем построить? (нет, так как она растает), но вы знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов.

Хотите попробовать построить горку из слов?

Воспитатель: Мы будем называть слова, связанные с зимой и ставить комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая гора получится.

Воспитатель: Начинаем:

ЗИМА  какая?

  • Снежная
  • Суровая
  • Морозная
  • Веселая
  • Красивая
  • Нарядная
  • Холодная
  • Вьюжная и т.д.

СНЕГ какой?

  • Пушистый
  • Белый
  • Легкий
  • Мягкий
  • Холодный
  • Колючий
  • Рассыпчатый
  •  Липкий
  • Искристый
  • Хрустящий
  • Серебристый
  • Мокрый

НАСТРОЕНИЕ какое?

  • Веселое
  • Радостное
  • Праздничное
  • Новогоднее
  • Грустное
  • Шаловливое
  • Хорошее
  • Прекрасное
  • Плохое

Ветер какой бывает зимой?

Порывистый, ледяной, пронизывающий, суровый.

Когда сильный ветер как говорят: вьюга, метель, буран.

 Расскажите, в какую одежду необходимо одеваться зимой. (шуба, валенки, шапка)

Скажите, а шапка, это что такое?

Шапка – головной убор.

- Верно, а какие еще значения слова шапка вы знаете?

Шапка у заснеженной горы.

Шапка из снега на деревьях.

            Шапкой снег лежит на крыше,

 Молодцы, посмотрите какая высокая гора у нас получилась.

5. Итак, мы с вами восстановили некоторые части картины, и я предлагаю вам немножко передохнуть. (физ. минутка под музыку).

6. Чтобы появилась следующая часть картины, нужно её описать методом «Синквейна»

  1. Основное слово, которое отвечает на вопрос кто? или что? Так же необходимо определить живое оно или не живое.
  2. Подобрать слова -  описания, которые отвечают на вопрос Какой? Какая? Какое?
  3. Подобрать слова – действия, которые отвечают на вопрос что делает, что делают?
  4. Составить с этим словом предложение.
  5. Подобрать слова, которые имеют прямое отношение к основному слову.

1. Солнце (что? Не живое)

2. какое? (яркое, тёплое)

3. что делает? (светит зимой, но не греет)

4. зимой светит низко.

5. Свет, тепло, радость.

1.Птицы: (кто? живое)

2.какие? (беззащитные, жёлтогрудые и красногрудые, голодные)

3.что делают? (клюют у кормушки зёрна, кормятся,

4. Пришла зима и они ищут себе корм.

5.Зимующие птицы.

  1. Спортивное оборудование (лыжи и санки) (что? неживое)
  2. Какие? (длинные с палками и есть сиденье)
  3. Что делают (катают, можно на них соревноваться)
  4. Я люблю зимой на них кататься.
  5. Предмет активного отдыха.

7. Кто догадался, а на чём катался Серёжа? Что у него в руках? (лыжные палки, значит он катался на лыжах)

А на санках?  (Танюша). Давайте прокатим её с горы, но поехать санки смогут если назовёте, как быстро можно скатится с горы.

Предполагаемые ответы детей:

  • Таня с горы едет быстро.
  • Таня с горы катится стремительно.
  • Таня с горы спускается вихрем.
  • Таня едет с горки стрелой.
  • Таня с горы катится лихо.
  • Таня с горы спускается во весь дух.

Вы очень точные слова подобрали, у Тани даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы с вами её прокатили.

8. Александра подготовила стихотворение, про зимние забавы и хочет вам рассказать.

Стихотворение:

Как на горке, на горе

На широком на дворе

Кто на санках, кто на лыжах

Кто повыше, кто пониже

Кто потише, кто с разбегу,

Кто по льду, а кто по снегу.

На горку – ух!

С горки – бух!

Аж, захватывает дух!

9. Вьюга испортила картину, всё перевернула на ней, была зима, а стало лето, давайте проверим правильно ли мы соединили все части, выполним

 Задание «скажи наоборот», за правильные ответы на картине будут появляться снежинки

Жаркое лето – морозная зима

Поздний вечер – раннее утро

Грустное расставание – радостная встреча

Злой враг – добрый друг

Скучная работа – интересный отдых

Тихий плач – громкий смех.

10. Молодцы, справились с заданием, а чтобы картина больше не разбилась на части, проговорим с вами чистоговорку, а поможет нам Трофим.

Чистоговорка:

Озы –озы –озы –за окном морозы

Зи –зи –зи –саночки вези

Оза –оза –оза –не боимся мы мороза

Озе –озе –озе –кормим птичек на морозе.

11. А сейчас зажмурим глаза и скажем: Вьюга больше не крутись, а картина появись.

Рассмотрите её внимательно, все части картины мы собрали?

Мы не собрали часть где сорока и ворона.

А как в народе называют сороку? (сорока – белобока)

А про ворону говорят: «ворона – разбойница».

Посмотрите, о вороне по картине можно сказать, что она разбойница?

Как она выглядит?  (крылья растопырила в разные стороны, клюв открыт, глаза злые)

Как она летит? (стремительно, лихо)

Как вы думаете, что художник хотел рассказать в картине о вороне, почему она так летит?  (Она хотела покормиться у кормушки, но там обедают другие птицы, а Снеговик их охраняет, поэтому ворона летит на Снеговика, чтобы ему напакостить, отобрать у него морковку или веточку.)

Итог.

Ребята, как вы считаете, мы справились с поставленной задачей?

Что мы для этого сделали?

Мы сейчас Анну Владимировну попросим по эл.почте отправить картину Снеговику.

Рефлексия:

У вас в столах лежат солнышки и тучки.

Поднимите солнышко, кто считает, что был активным, внимательным, приложил все усилия чтобы помочь Снеговику, Поднимите тучку, кому сегодня было сложно выполнять задания.

 

Я сегодня вас хвалю, вы старались, были внимательны, активны, и считаю, что вы справились с задачей, молодцы.

Снеговик по почте уже получил картину, говорит вам большое спасибо за помощь и в подарок отправил раскраски, чтобы вы его не забывали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: Рассматривание картины И.И. Левитана "Март"

Программное содержание: Продолжишь знакомство с творчеством И.И. Левитана. Формировать представление детей о пейзажной живописи. Учишь видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе раннего возраста "Рассматривание картины "Дети кормят курицу и цыплят"

Подробный конспект занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Рассматривание кастрюли и составление описательного рассказа "Кастрюля для мишки"

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: Рассматривание кастрюли и составление описательного рассказа "Кастрюля для мишки".Для детей средней группы  В рамках проведения...

Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе №1 Тема: Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Игра: «Домашние птицы и их птенчики».

Цели и задачи:- Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов.- Упражнять в звукоп...

Открытое занятие про развитии речи в старшей группы с элементами синквейна "Дикие животные осенью"

Открытое занятие в старшей группе с элементами синквейна"Дикие животные осенью»провела воспитатель Л.С. Осипова Цель:-формировать знания о диких животных нашего леса.Задачи:-развивать связн...

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе.

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе....