Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ
консультация по развитию речи на тему

Анищенко Лилия Константиновна

В данном материале представлены игры для развития речи детей с использованием технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsi_ya_triz_igry.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

В век компьютеризации угасает живое общение, снижается уровень развития речи у  детей. Сегодня перед тема встаёт проблема уменьшения мотивационной потребности в общении.Недостатки речи проявляются особенно ярко во время обучения ребёнка в школе и могут привести к неуспеваемости, что порождает неуверенность в своих силах.

Обществу нужны людиинтеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решенияи не боящиеся этого.Сформировать эти качества позволяет использование в педагогической деятельности методов и приёмов теории решения изобретательскихзадач (ТРИЗ).

Триз для дошкольников –  система коллективных игр и занятий, признанная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.Дошкольное детство –особый возраст, когда ребёнок открываетдля себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой), которые проявляются  в различных видахдеятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать ребёнку готовые знания, раскрывать перед ним истину, необходимо научить находить её самостоятельно.

Триз недостаточно используется в развитии речи, но на практике я убедилась, что дети с нарушениями речи успешно вовлекаются в данные игры, если они используются систематично.Для детей с ОНР я выбрала наиболее доступные и эффективные приёмы, игры,которые способствуют развитию речи.

Игра «Что хорошо, что плохо?» ( на 7 этапе)

Задача: учить находить в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Почему дождь хорошо, почему плохо?

Почему солнышко хорошо, почему плохо?

Игра «Кто что умеет делать?» (на 7 этапе)

Задача: развивать творческое воображение,

           обогащать и активизировать словарь.

Педагог называет объект или загадвает о нём загадку.Дети должны сказать, что может делать объект или что делается с его помощью.

Что может телевизор? (включаться, выключаться, сломаться, показывать и т.д.)

Что может растение? (пить воду,расти, расцветать, качаться, погибнуть, пахнуть, колоться и т.д.)

Игра «На что похоже?» ( на 7 этапе)

Задача: развивать ассоциативность мышления, обучать сравнению разнообразных систем.

Педагог обозначает объект, а дети называют объекты, похожие на него по самым разнообразным признакам: назначению, цвету, размеру, форме, материалу, запаху, звуку. На этапе ознакомления с игрой можно использовать предметные картинки.

На что похож абажур? (на зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой; на цаплю, потому что стоит на одной ноге.)

На что похожа иголка? (на булавку , на кнопку, на гвоздь – острые, металлические; на колючки у ёжика и кактуса, на застёжку у серёжки – все они острые)

Игра «Где  живёт?» ( на 7 этапе)

Задача: развивать воображение.

Педагог обозначает предмет окружающего мира (живой, неживой, фантастический). Дети называют среду обитания объектов, их место нахождения.

Где живёт собака?

Где живёт подорожник? ( у дороги, в поле, в лесу, в аптеке, когда я его пил, он жил у меня в животике. Когда я его прикладывал  к ране, он жил у меня на ноге.

Игра «Теремок». ( на 2 этапе)

Задача: выделять общие признаки путём сравнения;

              тренировать аналитическое мышление

Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. Один из участников назначается хозяином условного теремка, а идругие подходят к нему и просятся в домик (на примере сказки)

Тук, тук, кто в теремочке живёт?

Я – малина, а ты кто?

А я –смородина.Пусти меня в теремок.

Если скажешь, ч ем ты на меня похожа, то пущу. И т.д. (мячик, рубашка…)

Аналогично:  читаем и соединяем вагончики.

Игра «Загадалки узнавалки»

Задача: развивать логическое мышление,внимание, чувство юмора.

Кто стучит, как в барабан?

На сосне сидит… (дятел).

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая … (лисица).

В чаще голову задрав,

Воет с голоду…(волк).

Ах, какой я молодец,

Красны, круглый… (помидор).

Игра «Маша-растеряша». ( на 7 этапе)

Задача: развивать находчивость , творческое воображение.

Один из игроков назначается Машей-растеряшей.

М-р. Ой!

Дети: Что с тобой?

М-р: Я потеряла нож. Чем я теперь буду хлеб резать?

(предлагаются альтернативные варианты нарезки хлеба: пилой, леской, линейкой, отломить рукой)

Игра «Аукцион».  (  на 1этапе)

Задача: выделять дополнительные ресурсы предмета, развивать воображение.

На аукцион выставляется какой-то предмет. Дети по очереди называют все ресурсы его использования. Тот , кто последним предложит вариант его использования, выигрывает.

Линейка: измерять расстояние, вместо указки, помешать ею что-то, спину почесать, ударить, в цель метать, линию провести и т.д.

Игра «Чем был - чем стал» (на 7, 8 этапе)

Задача: тренировать аналитическое мышление.

Педагог называет материал(стекло, дерево, глина,  ткань), а  дети – объекты, в которых эти материалы присутствуют.

Стекло – стеклянные окна, стеклянный стол, стеклянные бусы, стеклянные витрины)

Игра «Кто кем был – кто кем будет?» (на 8 этапе)

Задача: определять прошлое и будущее предмета, развивать логическое мышление.

Кто кем (чем) был? Лошадь –жеребёнком, дуб- жёлудем, рыба – икринкой, бабочка – гусеницей и т.д.

Кто кем (чем) будет?

Яйцо – птенцом, черепахой, змеёй, яичницей..

Ребёнок – мужчиной, женщиной, папой, мамой…

Железо – машиной, иголкой, ножом.

 Аналогично игра «Что сначала, что потом?».  (на 8 этапе)

Использовать волшебное зеркальце. Выставляется картинка, ребёнок смотрит в волшебное зеркальце и «видит» прошлое и будущее объекта.

Дом – машины, кирпичи, стройка;  люди, мебель, новоселье, пьют  чай, соседи.

Игра «Что кто это может быть?» ( на 7 этапе)

Задача: обосновывать два противоположных значения предмета.

Что может быть одновременно: горячим и холодным (утюг, чайник, плита);

лёгким и тяжелым(снег, перо); длинным и коротким (волос, путь, пояс); острым и тупым (нож, ножницы, бритва, гвоздь);гладким и шероховатым (лёд, кожа рук, ткань), мягким и твёрдым (пластилин, глина, воск, парафин).

Игра «Проверка памяти» (на 1 этапе)

Задача: развивать зрительную память, наблюдательность.

Детям предлагается внимательно посмотреть на игрушку, картинку в течение одной минуты и постараться запомнить, как она выглядит. Затем игрушка убирается, задаются вопросы.

- Какие у куклы волосы?

-Что у куклы на голове?

- На ногах носки или гольфы?

-Что у куклы в руках?

- Чем украшена сумочка7

- Сколько пуговиц на платье у куклы?

- С какой стороны на платье карман?

После этого вновь показывается игрушка.

Игра « Кто? С кем? Где? Когда?»

Задача: обучение  составлению смешных историй  по условной схеме.

Дети подбирают на каждый вопрос слово и называют его педагогу шёпотом. Педагог записывает слово сверху вниз. По окончании игры озвучивается полученный рассказ.

Вопросы:  Кто?

                   С кем?

                   Где?

                   Когда?

                   Что делали?

                   Кто пришёл?       Что сказал?

 Пример рассказа: « Крокодил  с Бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришёл полицейский и сказал «здравствуйте!»

Игра «Пресс-конференция» (  на этапе итоговой беседы)

Задача: повысить познавательную мотивацию.                                                                  

Выставляется картина, дети сами задают вопросы педагогу, а он на них отвечает

Игра «ДА –нетки»  (на 6этапе)

Задача: развивать логическое мышление, долговременную память.

Ребёнку надевается шапочка с изображением предмета Он задаёт вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Дети хором отвечают. Диалог длится до тех пор, пока ребёнок не догадается, о каком предмете идёт речь.

Другой  вариант: Водящий знаком с тем предметом, который скрыт от детей. Дети по одному задают вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Игра «Узнай меня» ( на 3этапе)

Задача: описывать предмет, не называя его.

Составление описательных загадок  лучше всего проводить по очереди: взрослый – ребёнок. Заранее обговариваются правила игры: нельзя называть задуманный предмет; описывать характерные признаки и свойства предмета.

Светит, но не лампочка.                                Колючая, но не ёж.

Греет, но не печка.                                         Зелёная, но не травка.

Круглое, но не мяч.      (солнце)                    Пахнет, но не духи.      (ёлка)

Вариант: водящий выходит из группы. Педагог показывает и грушку, дети должны водящему назвать характерные признаки предмета.  Водящий должен узнать предмет, не видя игрушку.

Игра «Волшебники  Нос, Глаз, Ухо и  Рука» ( на 4 этапе)

Задача: развивать воображение, представлять ощущения, которые можно получить с помощью анализаторов.

Возьмите любого Волшебника, «войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя  картины. Начинайте речевую  зарисовку с фразы: «Я слышу, как…»,  «Я чувствую запах…»  и т.д.

Игра «Ожившая картинка». (на 6 этапе)

Дети перевоплощаются в найденные объекты, которые «оживают» и находят себе место на сцене (трёхмерное пространство). Задача  каждого ребёнка описать объект по месту на картине, а затем указать его на сцене.

Смоделированная композиция картины наблюдается детьми 5-7 сек. И поощряется аплодисментами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)

      Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.Г. С. ...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы.«Приключения рыбки». Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ.

Развитие речи  детей подготовительной  группы в ходе проблемной ситуации через организацию различных видов деятельности с использованием технологии ТРИЗ....

Развитие речи детей с ТНР посредством ТРИЗ- технологии

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизнош...

Проект по развитию речи детей с использованием технологии Лего-конструирования в старшем дошкольном возрасте

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, сочитающий конструирование и развитие речи....