Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ
консультация по развитию речи на тему
В данном материале представлены игры для развития речи детей с использованием технологии ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
В век компьютеризации угасает живое общение, снижается уровень развития речи у детей. Сегодня перед тема встаёт проблема уменьшения мотивационной потребности в общении.Недостатки речи проявляются особенно ярко во время обучения ребёнка в школе и могут привести к неуспеваемости, что порождает неуверенность в своих силах.
Обществу нужны людиинтеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решенияи не боящиеся этого.Сформировать эти качества позволяет использование в педагогической деятельности методов и приёмов теории решения изобретательскихзадач (ТРИЗ).
Триз для дошкольников – система коллективных игр и занятий, признанная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.Дошкольное детство –особый возраст, когда ребёнок открываетдля себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой), которые проявляются в различных видахдеятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать ребёнку готовые знания, раскрывать перед ним истину, необходимо научить находить её самостоятельно.
Триз недостаточно используется в развитии речи, но на практике я убедилась, что дети с нарушениями речи успешно вовлекаются в данные игры, если они используются систематично.Для детей с ОНР я выбрала наиболее доступные и эффективные приёмы, игры,которые способствуют развитию речи.
Игра «Что хорошо, что плохо?» ( на 7 этапе)
Задача: учить находить в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Почему дождь хорошо, почему плохо?
Почему солнышко хорошо, почему плохо?
Игра «Кто что умеет делать?» (на 7 этапе)
Задача: развивать творческое воображение,
обогащать и активизировать словарь.
Педагог называет объект или загадвает о нём загадку.Дети должны сказать, что может делать объект или что делается с его помощью.
Что может телевизор? (включаться, выключаться, сломаться, показывать и т.д.)
Что может растение? (пить воду,расти, расцветать, качаться, погибнуть, пахнуть, колоться и т.д.)
Игра «На что похоже?» ( на 7 этапе)
Задача: развивать ассоциативность мышления, обучать сравнению разнообразных систем.
Педагог обозначает объект, а дети называют объекты, похожие на него по самым разнообразным признакам: назначению, цвету, размеру, форме, материалу, запаху, звуку. На этапе ознакомления с игрой можно использовать предметные картинки.
На что похож абажур? (на зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой; на цаплю, потому что стоит на одной ноге.)
На что похожа иголка? (на булавку , на кнопку, на гвоздь – острые, металлические; на колючки у ёжика и кактуса, на застёжку у серёжки – все они острые)
Игра «Где живёт?» ( на 7 этапе)
Задача: развивать воображение.
Педагог обозначает предмет окружающего мира (живой, неживой, фантастический). Дети называют среду обитания объектов, их место нахождения.
Где живёт собака?
Где живёт подорожник? ( у дороги, в поле, в лесу, в аптеке, когда я его пил, он жил у меня в животике. Когда я его прикладывал к ране, он жил у меня на ноге.
Игра «Теремок». ( на 2 этапе)
Задача: выделять общие признаки путём сравнения;
тренировать аналитическое мышление
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. Один из участников назначается хозяином условного теремка, а идругие подходят к нему и просятся в домик (на примере сказки)
Тук, тук, кто в теремочке живёт?
Я – малина, а ты кто?
А я –смородина.Пусти меня в теремок.
Если скажешь, ч ем ты на меня похожа, то пущу. И т.д. (мячик, рубашка…)
Аналогично: читаем и соединяем вагончики.
Игра «Загадалки узнавалки»
Задача: развивать логическое мышление,внимание, чувство юмора.
Кто стучит, как в барабан?
На сосне сидит… (дятел).
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая … (лисица).
В чаще голову задрав,
Воет с голоду…(волк).
Ах, какой я молодец,
Красны, круглый… (помидор).
Игра «Маша-растеряша». ( на 7 этапе)
Задача: развивать находчивость , творческое воображение.
Один из игроков назначается Машей-растеряшей.
М-р. Ой!
Дети: Что с тобой?
М-р: Я потеряла нож. Чем я теперь буду хлеб резать?
(предлагаются альтернативные варианты нарезки хлеба: пилой, леской, линейкой, отломить рукой)
Игра «Аукцион». ( на 1этапе)
Задача: выделять дополнительные ресурсы предмета, развивать воображение.
На аукцион выставляется какой-то предмет. Дети по очереди называют все ресурсы его использования. Тот , кто последним предложит вариант его использования, выигрывает.
Линейка: измерять расстояние, вместо указки, помешать ею что-то, спину почесать, ударить, в цель метать, линию провести и т.д.
Игра «Чем был - чем стал» (на 7, 8 этапе)
Задача: тренировать аналитическое мышление.
Педагог называет материал(стекло, дерево, глина, ткань), а дети – объекты, в которых эти материалы присутствуют.
Стекло – стеклянные окна, стеклянный стол, стеклянные бусы, стеклянные витрины)
Игра «Кто кем был – кто кем будет?» (на 8 этапе)
Задача: определять прошлое и будущее предмета, развивать логическое мышление.
Кто кем (чем) был? Лошадь –жеребёнком, дуб- жёлудем, рыба – икринкой, бабочка – гусеницей и т.д.
Кто кем (чем) будет?
Яйцо – птенцом, черепахой, змеёй, яичницей..
Ребёнок – мужчиной, женщиной, папой, мамой…
Железо – машиной, иголкой, ножом.
Аналогично игра «Что сначала, что потом?». (на 8 этапе)
Использовать волшебное зеркальце. Выставляется картинка, ребёнок смотрит в волшебное зеркальце и «видит» прошлое и будущее объекта.
Дом – машины, кирпичи, стройка; люди, мебель, новоселье, пьют чай, соседи.
Игра «Что кто это может быть?» ( на 7 этапе)
Задача: обосновывать два противоположных значения предмета.
Что может быть одновременно: горячим и холодным (утюг, чайник, плита);
лёгким и тяжелым(снег, перо); длинным и коротким (волос, путь, пояс); острым и тупым (нож, ножницы, бритва, гвоздь);гладким и шероховатым (лёд, кожа рук, ткань), мягким и твёрдым (пластилин, глина, воск, парафин).
Игра «Проверка памяти» (на 1 этапе)
Задача: развивать зрительную память, наблюдательность.
Детям предлагается внимательно посмотреть на игрушку, картинку в течение одной минуты и постараться запомнить, как она выглядит. Затем игрушка убирается, задаются вопросы.
- Какие у куклы волосы?
-Что у куклы на голове?
- На ногах носки или гольфы?
-Что у куклы в руках?
- Чем украшена сумочка7
- Сколько пуговиц на платье у куклы?
- С какой стороны на платье карман?
После этого вновь показывается игрушка.
Игра « Кто? С кем? Где? Когда?»
Задача: обучение составлению смешных историй по условной схеме.
Дети подбирают на каждый вопрос слово и называют его педагогу шёпотом. Педагог записывает слово сверху вниз. По окончании игры озвучивается полученный рассказ.
Вопросы: Кто?
С кем?
Где?
Когда?
Что делали?
Кто пришёл? Что сказал?
Пример рассказа: « Крокодил с Бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришёл полицейский и сказал «здравствуйте!»
Игра «Пресс-конференция» ( на этапе итоговой беседы)
Задача: повысить познавательную мотивацию.
Выставляется картина, дети сами задают вопросы педагогу, а он на них отвечает
Игра «ДА –нетки» (на 6этапе)
Задача: развивать логическое мышление, долговременную память.
Ребёнку надевается шапочка с изображением предмета Он задаёт вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Дети хором отвечают. Диалог длится до тех пор, пока ребёнок не догадается, о каком предмете идёт речь.
Другой вариант: Водящий знаком с тем предметом, который скрыт от детей. Дети по одному задают вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Игра «Узнай меня» ( на 3этапе)
Задача: описывать предмет, не называя его.
Составление описательных загадок лучше всего проводить по очереди: взрослый – ребёнок. Заранее обговариваются правила игры: нельзя называть задуманный предмет; описывать характерные признаки и свойства предмета.
Светит, но не лампочка. Колючая, но не ёж.
Греет, но не печка. Зелёная, но не травка.
Круглое, но не мяч. (солнце) Пахнет, но не духи. (ёлка)
Вариант: водящий выходит из группы. Педагог показывает и грушку, дети должны водящему назвать характерные признаки предмета. Водящий должен узнать предмет, не видя игрушку.
Игра «Волшебники Нос, Глаз, Ухо и Рука» ( на 4 этапе)
Задача: развивать воображение, представлять ощущения, которые можно получить с помощью анализаторов.
Возьмите любого Волшебника, «войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины. Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т.д.
Игра «Ожившая картинка». (на 6 этапе)
Дети перевоплощаются в найденные объекты, которые «оживают» и находят себе место на сцене (трёхмерное пространство). Задача каждого ребёнка описать объект по месту на картине, а затем указать его на сцене.
Смоделированная композиция картины наблюдается детьми 5-7 сек. И поощряется аплодисментами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-878651-1484591560.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей при использовании технологии ТРИЗ».
Материал для воспитателей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-1303521-1610369096.jpg)
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/07/picture-933654-1546861669.jpg)
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/11/picture-1185107-1586588260.jpg)
Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.Г. С. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/16/picture-1190751-1657976176.jpg)
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы.«Приключения рыбки». Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ.
Развитие речи детей подготовительной группы в ходе проблемной ситуации через организацию различных видов деятельности с использованием технологии ТРИЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/08/picture-1267114-1599568641.jpg)
Развитие речи детей с ТНР посредством ТРИЗ- технологии
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизнош...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/22/picture-165621-1677085177.jpg)
Проект по развитию речи детей с использованием технологии Лего-конструирования в старшем дошкольном возрасте
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, сочитающий конструирование и развитие речи....