Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
рабочая программа (младшая группа)

Янова Ирина Александровна

     Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина Александровна

План по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.

«Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  1. Совершенствовать мелкую моторику у детей через пальчиковые игры.
  2. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок.
  3. Развивать внимание, воображение,  творческие способности посредством использования дидактических игр, нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.20.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию во второй младшей группе.

«Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  1. Совершенствовать мелкую моторику у детей через пальчиковые игры.
  2. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок.
  3. Развивать внимание, воображение,  творческие способности посредством использования дидактических игр, нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации.

 С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании словаря дошкольников. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикуляция находятся в прямой зависимости. И чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» - это не просто развлечения для малышей, а инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Предполагаемый результат:

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей.

Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.

Тема

Задачи

Формы

работы

Изменения в предметноразвивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

октябрь

«Мы ждём гостей»

игра с крупой.

Разучивание пальчиковые игры: «Едут гости».

  1. Познакомить детей с видами круп – манная, гречневая, рисовая, пшенная.
  2. Развивать зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения.
  3. Развивать внимание, воображение, усидчивость.
  4. Стимулировать развитие речи.

подгрупповая

Внесение сосудов различной величины, круп.

Сюжетно-ролевая игра «В гостях».

Цель - познакомить детей с правилами гостеприимства.

Чтение художественной литературы «Петушок и бобовое зёрнышко».

Цель - формирование интереса и потребности в чтение книг.

ФМП: дидактическая игра «Выкладываем логические ряды».

Цель - развивать логическое мышление, внимание.

Аппликация из круп.

Цель - формировать умение у детей изготавливать аппликации из различных видов круп.

Лепка: игры с пластилином и крупой.

Цель - развивать интерес к работе с пластилином.

Дидактические игры с крупами:

«Сеем – посеем», «Ищем клад», «Юный сортировщик», «Варим суп».

Цель - развивать мелкую моторику, усидчивость, аккуратность.

Предложить родителям вместе с детьми поиграть с крупой. Консультация для родителей «Игры с крупой».

Тема

Задачи

Формы

работы

Изменения в предметноразвивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

октябрь

«Я – художник» рисование на манной крупе.

 

Разучивание пальчиковой игры «Осень».

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Формировать коммуникативные навыки.
  3. Развивать воображение, внимание, память, мышление.
  4. Развивать усидчивость и аккуратность.
  5. Стимулировать способность к творчеству.

подгрупповая

Внесение манной крупы, сосудов различной величины.

Экспериментирование «Секрет манной крупы».

Цель - сформировать представление о свойствах манной крупы.

Развитие речи «Я художник».

Цель-  знакомство с профессией художник.

Аппликация «Снеговик».

Цель - формировать у детей умение использовать для создания образа снеговика манную крупу.

Дидактические игры с манкой:

«Оставляем следы», «Дуем через соломинку», «Кормим зверей».

Цель - развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, воображение.

Консультация для родителей «Рисование манной крупой», «Игры с манной крупой».

Тема

Задачи

Формы

работы

Изменения в предметноразвивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

ноябрь

«Чудесный мешочек» дидактическая игра

Разучивание пальчиковой игры «Капуста».

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Развивать умение узнавать на ощупь разные предметы, называть их.
  3. Развивать речевую активность, внимание.
  4. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушать собеседника.

подгрупповая

Внесение мелких предметов с различной фактурой: желуди, шишки, камни, бусинки, монетки.

ФМП: «Сравнение предметов по величине».

Цель - формировать умение сравнивать предметы.

Развитие речи «Опиши предмет».

Цель - развивать умение выделять существенные признаки предметов.

Дидактические игры: «Угадай, что спрятано в песке?», «Найди на ощупь», «На что похоже?».

Цель - развивать умение распознавать предметы по их образу.

Рекомендовать поиграть в игру «Чудесный мешочек» вместе с детьми.

«Весёлые ёжики»

лепка.

Разучивание пальчиковой игры: «Ёж»..

  1. Формировать умение скатывать пластилин между ладонями.
  2. Формировать умение вытягивать отдельные части из целого куска.
  3. Упражнять в использовании приёма вдавливания мелких предметов в поверхность вылепленной фигурки.
  4. Вызвать положительный эмоциональный отклик на результат.

подгрупповая

Внесение пластилина, дощечек, стек, семечек, макарон.

Внесение наглядного материала «Еж в лесу».

Развитие речи «Дикие животные».

Цель - расширить знания детей о диких животных.

Рисование «Колючий ёжик».

Цель - формировать умение наносить длинные и короткие штрихи.

Аппликация «Ёжик».

Цель - развивать умение наклеивать готовые детали, создавая образ ёжика.

Чтение художественной литературы «Хитрый ежик» П. Воронько.

Цель - формирование интереса и потребности чтение книг.

Консультация для родителей «Значение лепки в жизни детей».

Тема

Задачи

Формы

работы

Изменения в предметноразвивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

декабрь

«Веселые шнурочки» дидактическая игра.

Разучивание пальчиковых игр «Снежок», «Замок».

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Воспитывать усидчивость, целеустремленность.
  3. Развивать речевую активность, внимание.
  4. Способствовать развитию логического мышления.

подгрупповая

Внесение шнурков, заготовок из картона с отверстиями для шнуровки.

ФМП: дидактические игры «Счёт», «Цвет», «Форма».

Цель -упражнять детей находить предмет определенного цвета и размера.

Сюжетно-ролевые игры: «Одень куклу на прогулку», «Причёска для куклы».

Цель - формировать умение шнуровать обувь, заплести косичку.

Рисование «Рисуем шнурками».

Цель - подготовка руки к письму.

Оформление папки - передвижки «Игры на развитие мелкой моторики».

«Волшебные бусы» дидактическая игра.

Разучивание пальчиковой игры: «Ёлка».

  1. Закреплять представление детей об основных цветах, умение группировать предметы по цвету.
  2. Развивать сенсорное восприятие.
  3. Формировать зрительно моторную координацию на основе действий с предметами.
  4. Развитие речевой активности.

подгрупповая

Внесение картонных кружков разного цвета и размера.

ФМП: дидактические игры: «Продолжи ряд», «Составь узор», «Собери бусы».

Цель - формировать умение находить закономерности.

Рисование: «Бусы для мамы».

Цель - сформировать умение рисовать одинаковые кружочки по линии.

Лепка: «Бусы для куклы».

Цель - развивать умение отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать и расплющивает их.

Аппликация «Бусы на ёлку».

Цель - упражнять детей в чередовании бусин по цвету.

Предложить родителям поиграть с детьми в игры: «Собери бусы», «Составь узор», «Продолжи ряд»..

Тема

Задачи

Формы

работы

Изменения в предметноразвивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

январь

«Репка» пальчиковый театр.

Разучивание пальчиковых игр: «Медведь», «Апельсин».

  1. Продолжать знакомство детей с фольклорными произведениями.
  2. Развивать мелкую моторику кистей рук с помощью пальчикового театра.
  3. Формировать умение инсценировать сказку.
  4. Стимулировать сопереживание персонажи художественных произведений.

подгрупповая

Внесение атрибутов (героев сказок).

Чтение художественной литературы «Колобок».

Цель - развивать интерес к чтению, пополнять словарный запас.

Сюжетно-ролевая игра «Театр».

Цель - вызвать у детей интерес к театральной деятельности.

Лепка «Репка».

Цель -вызвать интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок.

Рисование «Репка на грядке».

Цель - формировать умение рисовать предмет круглой формы (репка) и овальной формы (листья).

Развитие речи «Овощи».

Цель -  сформировать у детей обобщенное представление об овощах.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчикового театра».

Тема

Задачи

Формы

работы

Изменения в предметноразвивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

февраль

«Пуговичные узоры» дидактическая игра.

Пуговичный массаж.

Разучивание пальчиковых игр «Перчатка», «Человечек».

  1. Развивать мелкую моторику, память, внимание, воображение.
  2. Закреплять основные цвета.
  3. Способствовать развитию логического мышления, речи.
  4. Развивать творческие способности.
  5. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца.

подгрупповая

Внести пластиковые тарелочки, пуговицы разного размера, формы, цвета.

ФМП: дидактические игры «Размер», «Форма», «Цвет», «Счёт».

Цель - закрепить знания цвета, формы, размера; упражнять детей в счёте.

Физическая культура «Ходьба по массажным дорожкам».

Цель - повышение чувствительности стоп.

Дидактические игры с пуговицами: «Найди одинаковые по цвету пуговицы», «Найди все маленькие пуговицы», «Разложи от самой большой пуговицы до самой маленькой».

Цель - развитие мелкой моторики рук, логического мышления, внимания.

Рекомендовать родителям поиграть с детьми дидактические игры с пуговицами, пуговичный массаж.

«Филин» (нетрадицион-ное рисование).

Ладошковая живопись.

Разучивание пальчиковой игры «Птички».

  1. Закреплять знания основных цветов.
  2. Развивать творческое воображение, внимание.
  3. Развивать мелкую моторику кистей рук.
  4. Воспитывать интерес к творчеству.

подгрупповая

Внесение наглядного материала (изображение филина), гуаши, листов бумаги белого цвета, баночек с водой, кисточек.

Экология «Зимующие птицы».

Цель - дать понятие о жизни птиц зимой.

Развитие речи «Птицы».

Цель - обучение составлению короткого описательного рассказа на тему «Птицы».

Аппликация «Мудрый филин».

Цель - формировать умение создавать образ филина в технике аппликации.

Подвижная игра «День, ночь».

Цель - упражнять в беге с выполнением ролевых движений.

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Рисование ладошкой и пальчиками».

Тема

Задачи

Формы

работы

Изменения в предметноразвивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

март

«Чайный сервиз» пластилино- графия с использова- нием крупы.

Разучивание пальчиковой игры

 «Скачет сито по полям...».

  1. Закрепить представление детей о посуде.
  2. Упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения пластилинографии.
  3. Развивать умение располагать элементы узора из круп, семечек на поверхности пластилина.
  4. Развивать чувство композиции, цвета.
  5. Развивать фантазию, воображение, логическое мышление.
  6. Воспитывать бережное отношение к посуде.

подгрупповая

Внесение шаблонов чашек из картона, пластилина, дощечек, стек, круп, семечек.

Чтение художественной литературы

К.Чуковский «Федорино горе».

Цель - познакомить с содержанием произведения, развивать речь.

Развитие речи «Посуда».

Цель - систематизация знаний детей по теме: «Посуда».

Рисование «Украсим чайную чашку».

Цель - развивать умение рисовать тычком.

Лепка «Чашка для мамы».

Цель - формировать умение лепить предметы посуды из нескольких деталей (донышко, стенки чашки, ручка), соединяя их друг с другом.

Аппликация «Красивая чашка в горошек».

Цель - развивать умение украшать чашку кружками, закрепить цвета.

Консультация для родителей «Пластилино- графия увлекательные средство развития мелкой моторики».

Тема

Задачи

Формы

работы

Изменения в предметноразвивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

март

«Теремок» пальчиковый театр.

Разучивание пальчиковые игры

 «На лужок пришли зайчата».

  1. Развивать умение слушать сказку, понимать содержание и соотносить слова с действием пальцев.
  2. Развивать речь, мышление, память, внимание, продолжать развивать у детей мелкую моторику.
  3. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
  4. Воспитывать положительное интерес к театрально-игровой деятельности.

подгрупповая

Внесение пальчиковых игрушек (героев сказок).

Чтение художественной литературы «Теремок».

Цель - развивать интерес к чтению, пополнять словарный запас.

Лепка «Теремок для зверей».

Цель - формировать умение раскатывать кусочек пластилина прямыми движениями. Соединять детали путем прижимания их друг к другу.

Аппликация по сказке «Теремок».

Цель - развивать умение создавать изображение из нескольких частей (стена, крыша, окно), соблюдая последовательность.

Конструирование по сказке «Теремок».

Цель - сформировать умение сооружать постройку домика.

Памятка для родителей «Наши пальчиковые игры».

Тема

Задачи

Формы

работы

Изменения в предметноразвивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

апрель

«Рыбки в аквариуме» Нетрадицион-ное рисование.

Разучивание пальчиковые игры «Рыбы».

  1. Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы, формировать элементарные представления о рыбах и среде их обитания; продолжать формировать представление о цвете.
  2. Расширять словарный запас.
  3. Поддерживать желание достичь желаемого результата, воспитывать доброту.
  4. Развивать интерес к нетрадиционному рисованию.

подгрупповая

Внесение картинок с изображением разных видов и форм аквариума с рыбками, листов бумаги, гуаши, ватных палочек, салфеток, баночек с водой.

Экология «Кто живет в воде?»

Цель - познакомить детей с обитателями водоёма.

Развитие речи «Рыбы».

Цель - формировать умение составлять рассказ о рыбах.

Аппликация «Рыбки».

Цель - развивать мелкую моторику, чувство композиции.

Лепка «Рыбка».

Цель - развивать умение лепить предметы овальной формы, прищипывать детали и украшать с помощью стеки.

Дидактическая игра «Рыбалка».

Цель -  развитие координации движения, ловкости, внимания, усидчивости.

Консультация для родителей «Нетрадицион- ное рисование в детском саду и дома».

Тема

Задачи

Формы

работы

Изменения в предметноразвивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

апрель

«Одуванчики» аппликация в нетрадицион- ной технике с использова- нием ватных палочек.

Разучивание пальчиковой игры

«Цветы на лугу».

  1. Формировать у детей умение создавать аппликации с использованием нетрадиционных техник, с помощью ватных палочек.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Закрепить знание детей о времени года весна.
  4. Воспитывать у детей любознательность, интерес к аппликации, бережное отношение к природе.

подгрупповая

Внесение цветного картона, цветной бумаги, пластилина, дощечек, ватных палочек, клея, кисточек для клея, баночек для клея, салфеток.

Экология «Зеленая лужайка».

Цель - расширить представления детей о цветах.

Развитие речи «Весенние цветы».

Цель - формировать умение составлять описательный рассказ о растениях.

Рисование «Жёлтый одуванчик».

Цель - развивать умение передавать образ цветка, его строение и форму.

Пластилинография «Цветы».

Цель - формировать умение размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне.

Памятка для родителей «Наши пальчиковые игры».

Тема

Задачи

Формы

работы

Изменения в предметноразвивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

май

«Путешествие в зоопарк» итоговое интегрирова- нное занятие.

  1. Расширить знания детей об обитателях зоопарка.
  2. Развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами.
  3. Развивать мышление, слуховое восприятие и внимание активизировать словарный запас детей.
  4. Развивать диалогическую речь детей.
  5. Развивать интерес к приемам нетрадиционного рисования.
  6. Закреплять элементарные математические представления: форма, цвет предмета.
  7. Совершенствовать координацию движений.

подгрупповая

Внесение фигурок животных, контейнера с кинетическим песком, конструктора, мешочка с овощами, гуаши, листов белой бумаги, баночек с водой, салфеток.

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».

Цель - формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный материал.

Развитие речи «Домашние и дикие животные».

Цель - расширить представления детей о жизни домашних и диких животных.

Конструирование вольеров для животных.

Цель - развивать умение строить ограждение, объединять постройки единым сюжетом.

ФМП: «Форма», «Цвет».

Цель - упражнять детей находить предмет определенной формы и цвета.

Экология: дидактическая игра «Кто где живет, кто что ест».

Цель - закрепить знания детей о животных, их жилище, пище.

Выставка творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространс...

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...

Тема по самообразованию воспитателя второй младшей группы Кузьминых Светланы Ивановны «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Важным условием развития личности ребёнка является хорошая речь. Речевые навыки необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществить использ...

Развитие детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Повышение своего теоритического уровня ,профессионального мастерства и компетентности....