Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
статья (младшая группа)
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше. Ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей. Соответственно, работая с детьми раннего возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь. Для достижения поставленной цели использую ТРИЗ технологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_tehnologii.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ “Детский сад №50”
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий
Тема:” Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ”
Воспитатель: Гикошвили М.С.
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше. Ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей. Соответственно, работая с детьми раннего возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь. Для достижения поставленной цели использую ТРИЗ технологию.
Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей.
Формируя активную речь малышей, я использую элементы ТРИЗ во всех видах деятельности. В режимных моментах, на прогулке, при умывании использую прием причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей. Например, спрашиваю детей: «Если накрыли на стол, что из этого следует?» (будем обедать), «Если будем обедать, что необходимо сделать?» (помыть руки) и т.д.
Прием причинно-следственных связей помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему?», «зачем?» и т.д.
Больше всего мои малыши любят играть, поэтому использую игры ТРИЗ-технологии для развития всех сторон речи. Я заметила, что игры ТРИЗ-технологии очень интересны малышам, успешно развивают их речь, логику, мышление, воображение. Играя в них, дети сами не замечают того, что учатся правильно говорить.
При проведении игр стараюсь увлечь каждого ребенка, заинтересовать его, чтобы у малыша не угасал интерес к игре. В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадается им в руки, задают множество вопросов. Поэтому стараюсь им подробно рассказать обо всем, что их интересует. При этом поощряю самостоятельные рассуждения ребенка, подталкиваю их к высказываниям. Так, использую метод мозгового штурма в игре "Маша-Растеряша", который предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения. Перед игрой обязательно заранее рассматриваем какой-либо объект (нож), рассказываю детям о его назначении. Дети говорят, что ножом можно резать и т.д. Уже в процессе игры знакомлю их с историей о невнимательных людях, которые все теряют и путают. Предлагаю детям оказать помощь такой Маше-Растеряше: «Дети, Маша потеряла нож, чем теперь буду резать хлеб?", и дети дают ответы.
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, но и, конечно же, расширяется и активизируется их словарь.
В конце любой игры подвожу итоги в виде краткой беседы для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа. Для этого задаю вопросы «Чем занимались?», «Что нового узнали?». Для подведения итогов использую и игровые упражнения «Доскажи предложение», «Обсуждение планов на будущее» и т.д. Цель таких упражнений – учить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат, но и конечно развивать их активную речь.
Девиз ТРИЗовцев – «Можно говорить все». И этого девиза я придерживаюсь в работе с малышами. Дети не боятся говорить, так как даю им только положительную оценку «Хорошо», «Молодец» и т.д. Использую приемы поправления (все объясняю, но не настаиваю). Задавая ребенку вопрос, не тороплю его с ответом, жду, когда ребенок ответит, при затруднении помогаю ему, подсказываю нужные слова. Выслушиваю каждого ребенка, никто не остается без внимания. Таким образом, дети познают и учатся сопоставлять природные и физические явления в такой форме, когда сами дети не замечают, что учатся, им это интересно, их это увлекает. А все знают, что добиться положительных результатов можно только в том случае, если малышу интересно. Практика показала, что в подобранных мною играх по технологии ТРИЗ ребенка привлекает игровая ситуация, которая стимулирует его активность и стимулирует его речевое общение.
Тесный контакт детского сада и семьи – необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. Поэтому для достижения наилучших результатов провожу работу в данном направлении и с родителями. Вначале провела анкетирование, из которого узнала, как родители относятся к проблеме развития речи посредством технологии ТРИЗ. На основании полученных результатов составила план работы с родителями для повышения их педагогической компетентности по данному вопросу. В соответствии с намеченным планом провожу консультации, индивидуальные беседы, привлекаю родителей к совместным мероприятиям с их детьми по данной теме.
Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ развивают все компоненты устной речи: у детей формируется словарь; звуковая культура речи, грамматический строй речи, происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Анализ моей работы показывает эффективность применения методики ТРИЗ в процессе развития речи детей. Они стали более раскованы, учатся аргументировать простейшие умозаключения, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Речь становится средством общения ребенка со сверстниками. А это значит, что использование технологии ТРИЗ успешно влияет на формирование активной речи у детей. Поэтому начатую работу буду продолжать и в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
Обобщение опыта работы по физической культуре на тему: «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников».
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической ...
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина
Современное общество, предъявляет требование к человеку, умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б.П. Никитина, позв...
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина...
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина Б.П. в рамках работы инновационной площадки «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина Б.П. в рамках работы инновационной площадки «МИР ГОЛОВОЛОМОК»...
Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Выступление по теме: Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», презентация, текст к презентац...