Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
статья (младшая группа)
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше. Ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей. Соответственно, работая с детьми раннего возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь. Для достижения поставленной цели использую ТРИЗ технологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ “Детский сад №50”
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий
Тема:” Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ”
Воспитатель: Гикошвили М.С.
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше. Ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей. Соответственно, работая с детьми раннего возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь. Для достижения поставленной цели использую ТРИЗ технологию.
Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей.
Формируя активную речь малышей, я использую элементы ТРИЗ во всех видах деятельности. В режимных моментах, на прогулке, при умывании использую прием причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей. Например, спрашиваю детей: «Если накрыли на стол, что из этого следует?» (будем обедать), «Если будем обедать, что необходимо сделать?» (помыть руки) и т.д.
Прием причинно-следственных связей помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему?», «зачем?» и т.д.
Больше всего мои малыши любят играть, поэтому использую игры ТРИЗ-технологии для развития всех сторон речи. Я заметила, что игры ТРИЗ-технологии очень интересны малышам, успешно развивают их речь, логику, мышление, воображение. Играя в них, дети сами не замечают того, что учатся правильно говорить.
При проведении игр стараюсь увлечь каждого ребенка, заинтересовать его, чтобы у малыша не угасал интерес к игре. В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадается им в руки, задают множество вопросов. Поэтому стараюсь им подробно рассказать обо всем, что их интересует. При этом поощряю самостоятельные рассуждения ребенка, подталкиваю их к высказываниям. Так, использую метод мозгового штурма в игре "Маша-Растеряша", который предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения. Перед игрой обязательно заранее рассматриваем какой-либо объект (нож), рассказываю детям о его назначении. Дети говорят, что ножом можно резать и т.д. Уже в процессе игры знакомлю их с историей о невнимательных людях, которые все теряют и путают. Предлагаю детям оказать помощь такой Маше-Растеряше: «Дети, Маша потеряла нож, чем теперь буду резать хлеб?", и дети дают ответы.
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, но и, конечно же, расширяется и активизируется их словарь.
В конце любой игры подвожу итоги в виде краткой беседы для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа. Для этого задаю вопросы «Чем занимались?», «Что нового узнали?». Для подведения итогов использую и игровые упражнения «Доскажи предложение», «Обсуждение планов на будущее» и т.д. Цель таких упражнений – учить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат, но и конечно развивать их активную речь.
Девиз ТРИЗовцев – «Можно говорить все». И этого девиза я придерживаюсь в работе с малышами. Дети не боятся говорить, так как даю им только положительную оценку «Хорошо», «Молодец» и т.д. Использую приемы поправления (все объясняю, но не настаиваю). Задавая ребенку вопрос, не тороплю его с ответом, жду, когда ребенок ответит, при затруднении помогаю ему, подсказываю нужные слова. Выслушиваю каждого ребенка, никто не остается без внимания. Таким образом, дети познают и учатся сопоставлять природные и физические явления в такой форме, когда сами дети не замечают, что учатся, им это интересно, их это увлекает. А все знают, что добиться положительных результатов можно только в том случае, если малышу интересно. Практика показала, что в подобранных мною играх по технологии ТРИЗ ребенка привлекает игровая ситуация, которая стимулирует его активность и стимулирует его речевое общение.
Тесный контакт детского сада и семьи – необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. Поэтому для достижения наилучших результатов провожу работу в данном направлении и с родителями. Вначале провела анкетирование, из которого узнала, как родители относятся к проблеме развития речи посредством технологии ТРИЗ. На основании полученных результатов составила план работы с родителями для повышения их педагогической компетентности по данному вопросу. В соответствии с намеченным планом провожу консультации, индивидуальные беседы, привлекаю родителей к совместным мероприятиям с их детьми по данной теме.
Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ развивают все компоненты устной речи: у детей формируется словарь; звуковая культура речи, грамматический строй речи, происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Анализ моей работы показывает эффективность применения методики ТРИЗ в процессе развития речи детей. Они стали более раскованы, учатся аргументировать простейшие умозаключения, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Речь становится средством общения ребенка со сверстниками. А это значит, что использование технологии ТРИЗ успешно влияет на формирование активной речи у детей. Поэтому начатую работу буду продолжать и в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/23/picture-784890-1461383010.jpg)
Обобщение опыта работы по физической культуре на тему: «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников».
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/06/picture-732270-1452076694.jpg)
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина
Современное общество, предъявляет требование к человеку, умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б.П. Никитина, позв...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/20/picture-1261926-1618922129.jpg)
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/20/picture-1039377-1526834047.jpg)
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина Б.П. в рамках работы инновационной площадки «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина Б.П. в рамках работы инновационной площадки «МИР ГОЛОВОЛОМОК»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/14/picture-387972-1518622548.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Выступление по теме: Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», презентация, текст к презентац...