Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы.«Приключения рыбки». Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Развитие речи детей подготовительной группы в ходе проблемной ситуации через организацию различных видов деятельности с использованием технологии ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
по ОО «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы.
Разработала: Червинская Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ «Теремок», I к.к.
Тема занятия | «Приключения рыбки». Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ. |
Культурная практика | Игровая деятельность (И), коммуникативная деятельность (К), двигательная деятельность (Д). |
Культурно смысловой контекст | Помочь золотой рыбке спастись из сундука Морского царя. |
Цель: | Развитие речи детей подготовительной группы в ходе проблемной ситуации через организацию различных видов деятельности с использованием технологии ТРИЗ. |
Задачи | Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. |
Развивать творческое мышление, память, внимание. | |
Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками. | |
Оборудование | Игрушка Золотая Рыбка, рыбки; каблучок от туфельки Золушки; помпон от шапки Незнайки, шпора от сапог Кота в сапогах, страница из букваря Буратино, краник от самовара из сказки «Муха-цокотуха» карточки с заданиями; сундучок; колокольчик. |
Этапы занятия, методы и приёмы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемые результаты | |
1 этап. | ||||
Мотивационно-побудительный: организационный момент. Сюрпризный момент. Игровой прием. | Воспитатель звонит в колокольчик. Сообщает, что у нас в гостях сегодня сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Проводит игру «Да-Нет-ка» ( Прилож.1) | Обращают внимание на воспитателя, подходят к нему. Слушают. Задают вопросы, отгадывают сказочного героя. | Организация и настрой детей на игровую деятельность. | |
Проблемно – ориентировочный. Проблемная ситуация Помощь рыбке. | Обобщает ответы детей. Показывает гостью. Предлагает с ней поздороваться. Интересуется у детей, каким образом рыбка здесь появилась и на чем она могла приплыть. Объясняет детям, в какую трудную ситуацию попала Золотая Рыбка и предлагает ей помочь. ( Прилож.2) | Отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения. Слушают воспитателя. Предлагают помощь. | Соглашаются оказать помощь. | |
2 этап. | ||||
Аналитико – практический. Словесный прием. Игровой прием. | Проводит задание №1 «В стране Котляндии» ( Прилож.3) Благодарит детей за выполненную работу, возвращает рыбку. Воспитатель достает из сундучка второе задание. Задание №2 «Паровозик». ( Прилож.4) Воспитатель благодарит детей. Проводит физкультурную минутку. Физкультурная минутка «Сказка даст нам отдохнуть» ( Прилож.5) Проводит задание №3 «Потеряшки» ( Прилож.6) Благодарит детей за выполненную работу, возвращает рыбку. Задание №4 «Сказка – наизнанку». ( Прилож.7) Благодарит детей за выполненную работу, возвращает рыбку. | Слушают. Берут карточку, составляют предложение. Берут карточку и составляют цепочку слов: «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем». Выполняют движения в соответствии со словами физминутки. Дети рассматривают предметы, картинки из сказок и определяют, чьи они, и в какую сказку отправятся предметы. Вспоминают сказку, меняют характер героев. | Составляют рассказ. Составляют «паровозик»слов. Отдых, переключение внимания. Определяют, из какой сказки предмет. Определяют характер сказочного героя, изменяют его на противоположный. | |
Информационный. | Благодарит детей за помощь. Напоминает правила безопасного поведения с незнакомыми людьми и об опасностях, с которыми они могут столкнуться, если не слушать и убегать от взрослых | Слушают воспитателя. | Прощаются с рыбками. | |
3 этап. Заключительный | ||||
Рефлексивно- оценочный. | Интересуется у детей, какие задания понравились или были трудными. Благодарит детей за спасение рыбок. | Отвечают на вопрос. Радуются. | Дети получили радость, что помогли спасти рыбок. |
Приложение.
- Игра «Да-нет-ка»
Правила игры: на заданный вопрос ребенок получает один из вариантов ответов: «Да», «Нет». Можно играть командами, подгруппами. Вопросы может задавать один ребенок или вся команда поочередно.
- Золотая Рыбка говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что наша Золотая Рыбка плавала в море со своими подружками и случайно заплыли слишком далеко. Туда, куда запрещает заплывать Морской Царь, обитают большие и хищные рыбы. За непослушание, Морской Царь запер рыбок в своем сундуке.
И теперь, чтобы освободить рыбок, нужно выполнить все задания Морского Царя. Но задания не простые, а сказочные, так как он очень любит сказки.
Ребята, вы готовы помочь?
- «В стране Котляндии»
На столе разложены наборы карточек, рубашки которых, разные по цвету. Желтый цвет обозначает то, кем является кот, оранжевый цвет – его увлечение, голубой цвет – друзья кота, фиолетовый цвет – страна. Необходимо взять по одной карточки с каждого набора и составить рассказ.
- «Паровозик».
Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».
- Физкультурная минутка «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам..
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
- «Потеряшки»
Ребята рассматривают предметы, картинки из сказок и определяют, чьи они, и в какую сказку отправятся предметы.
В сундуке лежат: каблучок от туфельки Золушки; помпон от шапки Незнайки, шпора от сапог Кота в сапогах, страница из букваря Буратино, краник от самовара из сказки «Муха-цокотуха».
- «Сказка – наизнанку».
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы.
Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.
Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749840-1454608363.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по речевому развитию в средней группе
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАНЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИв средней группе по речевому развитию «Незнайка и его друзья"МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Солнышко»воспитателя Повалих...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/25/picture-908987-1490455339.jpg)
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Волшебница Весна»
Цель: способствовать развитию речи и обогащению словаря через познавательную деятельность младших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-670403-1547478931.jpg)
Технологические карты непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию.
Комплекс технологических карт поможет развить детям речевые способности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-1042240-1585129452.jpg)
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Репка»
Технологическая картанепосредственно образовательной деятельности по речевому развитиюна тему: «Репка»...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с окружающим» «Развитие речи». во 2-й группе раннего возраста
quot;Игрушки в гостях"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/04/picture-212492-1630766686.jpg)
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему" Заучивание стихотворения А. Плещеева "Сельская песенка"
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень.Каждое произ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/13/picture-1469321-1681370773.jpg)
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» на тему «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)
Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев; продолжать формировать навыки рассматривания книги; учить детей пересказывать сказку полно, п...
- Мне нравится (1)