Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)
консультация по развитию речи
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_triz.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 32 «Счастливое детство» города Рубцовска
658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61 e-mail: altaidetstvo@mail.ru |
Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологии
(методы: мозговой штурм, системный оператор).
Воспитатель:
Сергеева Лариса Ивановна
первой квалификационной категории
Рубцовск, 2020
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Я и мои коллеги расскажем о методах ТРИЗ, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста.
-Метод «Мозгового штурма»- метод поиска оригинальных идей.
Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о том,как родилась эта идея.
Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной торпедной атаке. Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?
Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна
К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. В будущем Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду.
Осборн задумался - бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно? Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма
У метода есть достоинства и недостатки.
Достоинства метода.
-Метод прост, доступен, эффективен, даже если участники не очень некомпетентны.
-Эффект «коллективного ума».
-Дети учатся не бояться высказывать свои мысли, слушать товарищей, уважать своё и чужое мнение.
-Метод почти не требует предварительной подготовки к занятиям.
Недостатки метода.
-Не пригоден для решения трудных задач и сложных проблем.
-Не имеет критериев оценки силы решений.
-Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.
-Бывают затруднения при определении авторства хороших идей.
Правила мозгового штурма:
-Исключение всякой критики.
- Поощрение самых невероятных идей;
-Большое количество ответов, предложений;
-Чужие идеи можно улучшать.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть:
- как уберечь продукты от мышей;
- как не намокнуть под дождем;
- как потушить пожар, если в доме нет воды;
- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
- как оставить кусочек лета в зиму.
Участники обсуждения высказывают как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных.
Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо – плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо.
Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, тактично оценивать мнения других, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Метод «Мозгового штурма» похож на игру «Что?Где?Когда?»
А сейчас я предлагаю попробовать метод на практике.
Надо решить такую задачу.
Варианты ответов.
Метод «Системный оператор».
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
Его цель –учить анализировать ,обобщать и систематизировать.
Основные задачи- закрепить полученные знания, формировать умение описывать систему связей любого объекта материального мира.
Как же работает системный оператор? По сути — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:
∙ Система.
∙ Подсистема.
∙ Надсистема.
∙ Прошлое.
∙ Настоящее.
∙ Будущее.
Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.
Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то»:
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
В детском саду «системный оператор» получил название «Волшебный экран» («Волшебный телевизор»). Для анализа берутся объекты из ближайшего окружения детей.
Для детей младшего возраста используют «Трёхгранку»
Для детей старшего возраста используют «Девятигранку», которую я предлагаю вам попробовать сейчас на практике.
А что будет за система узнаете из загадки.
В садочке есть плод
Он сладок как мёд
Румян как калач
Но не круглый как мяч
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
Игра «Четвёртый лишний»(помидор)
Из чего состоит груша? (мякоть, кожица, семечко)
Чем груша была раньше?(цветком на ветке)
Где раньше росла?(в саду)
Из каких частей состоял цветок груши ? (лепестки, пестик, рыльце, цветоножка)
Чем груша может стать в будущем?(вареньем, огрызком,)
Чем может стать в будущем? (компотом)
Чем семечко груши может стать в будущем? (молодым деревцем)
Вот что у нас получилось.
Метод «Системный оператор»
- расширяет информационное поле (узнают новое)
-тренирует память,
-концентрирует внимание,
-развивает мыслительную деятельность,
-развивает речь и воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПРОЕКТА: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» вторая младшая группа
План пректной деятельности: "Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы" вторая младшая группа. Для реализации проекта были выбраны произ...
Итоговое занятие по проекту: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» «Волшебный мир сказок В.Г. Сутеева»
quot;Волшебный мир сказок В.Г.Сутеева" Итоговое занятие по пректу: "Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы" вторая младшая груп...
Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).
Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»)....
Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).
Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»)....
Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий «Синквейн» и «Системный оператор»
Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий «Синквейн» и «Системный оператор»...
Развитие речи дошкольников через использование медийных технологий
Из опыта работы......