Проект по развитию речи детей с использованием технологии Лего-конструирования в старшем дошкольном возрасте
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, сочитающий конструирование и развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi_detey_s_ispolzovaniem_tehnologii_lego-konstruirovaniya.docx | 55.76 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №95 комбинированного вида»
Проект по развитию речи детей с использованием технологии Лего-конструирования
в старшем дошкольном возрасте
Воспитатели:
Бороздина О. В.
Проект «Вместе с Лего» по развитию речи детей с использованием технологии Лего-конструирования в старшем дошкольном возрасте
Актуальность.
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Технология Лего–констрирования одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук, таким образом, воздействуя на речевой центр ребенка. Грамотная речь – это важная составляющая в полноценном формировании личности человека, который тесно связан с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями.
В результате мониторинговых исследований в средней группе были выявлены затруднения в речевом развитии воспитанников. У детей наблюдаются различные речевые расстройства: нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и несформированность связной речи. В связи с этим развитие связной речи у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
Анализируя различные формы и планируя организацию работы с детьми группы, пришли к выводу, что эффективным решением данной проблемы является внедрение в практику метода проекта с применением технологии Лего-конструирования и обучения творческому рассказыванию с помощью сказок.
В процессе конструирования дети рассказывают о своих действиях, активно пополняя словарный запас названиями деталей конструктора, описывают свои модели, придумывают новые сюжеты для игры с готовыми моделями. Кроме того, воспитанники придумывают сказки, используя различные способы. Так они совершенствуют навыки словообразования и словоизменения, формируется умение составлять их из предложенных стихов, пословиц, считалок, потешек, кричалок, из одного слова. Также герои из знакомых сказок попадают в новые обстоятельства. Воспитанники учатся составлять коллаж из сказок, «цветные» сказки, сказки с новым концом.
Таким образом, интеграция конструирования и речевого развития будут способствовать решению поставленных выше задач, что поможет с помощью технологии Лего-конструирования достичь положительных результатов в речевом развитии. Не только в процессе развития мелкой моторики рук детей, но и в момент придумывания сказом с использованием построек из конструктора.
Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, в проекте используются различные формы организации обучения:
- конструирование по образцу,
- конструирование по модели,
- конструирование по условиям,
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
- конструирование по замыслу,
- конструирование по теме.
С помощью проекта у детей развивается познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
С целью развития творческого рассказывания в старшей группе с помощью сказок были использованы:
- сказки из стишков
- сказки из пословиц, считалок
- сказки из потешек, кричалок и других форм малого фольклора
- сказки из одного слова
- сказки по-новому
- сказки из шуточных вопросов
- знакомые герои в новых обстоятельствах
- сказки из загадок
- коллаж сказок
- сказки из фразеологизмов
- сказки из «живых» капель и клякс
- «цветные» сказки
- эксперименты в сказках
- сказки о чудищах
- сказки с новым концом
- сказки о предметах бытовой техники
- сказки о фантастических странах
- сказки о любимых игрушках
- сказки из мусора
- случайные сказки
- «перевирание» сказок
В подготовительной группе добавились:
- аналогии известных сказок
- краткие истории
- сказки-тесты
- моделирование сказок
- решение противоречий в сказках
- частица «не» и новые сказки
- от точек – к сказкам
- сказки про самого себя
- бином фантазии
- сериал в сказках
Цель проекта – создание оптимальных условий для самостоятельной творческой конструкторской и речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Формировать конструктивные способности различным способом, умение преобразовывать постройку в соответствии с заданными условиями. Формировать умение анализировать и называть образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, умение самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданный принцип конструкции. Закреплять умение сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. Обучать умению работать в коллективе, помогать товарищам в трудной ситуации. Учить составлять сказки, соблюдая композицию, использовать в речи распространенные предложения.
- Развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать инициативу и самостоятельность. Развивать творческие способности детей по средствам придумывания сказки, рифмования слов, словообразования, подбора синонимов, антонимов, омонимов, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Развивать фонетический слух, звуковую и интонационную культуру речи.
- Воспитывать желание проявлять инициативу, творчество и самостоятельность, как в конструктивной, так и в речевой деятельности детей. Воспитывать желание сотрудничать с детьми группы в момент распределения ролей и обязанностей.
Планируемый результат:
- умение конструировать по собственному замыслу, с опорой на рисунок, схему конструкции;
- умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;
- умение работать в коллективе, помогать товарищам в трудной ситуации;
- умение составлять сказки о постройке, обыгрывать ее;
-умение самостоятельно распределять обязанности и роли.
Вид проекта: практико-ориентированный, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги ДОУ.
В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструирования выделено несколько основных компонентов:
- Конструирование декораций, а также моделей с последующим их описанием.
Дети часто сами создают декорации – на занятиях по конструированию, в свободное время, дома с родителями. Когда конструирование закончено, начинается работа со всей группой. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
- Воспроизведение действий персонажей с озвучиванием.
Этот вид работы с Лего-конструктором помогает детям более эмоционально проявить свои конструкторские навыки: построение героев сказок, животных, растений, транспорта, зданий. Конструктор приходит на помощь и в тех случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке.
- Работа над сказками.
Работа над сказкой становится более эффективной. Сочинение сказки происходит не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает сочинение сказки более развернутым, увлекательным и интересным.
Механизм реализации (Этапы проекта) | 1. Организационно-подготовительный этап (Аналитико-диагностический ценностно- ориентированный, подготовительно-информационный, подготовительно-документальный) - Изучение возможностей внедрения технологии Лего-конструирования в воспитательно - образовательный процесс группы ДОУ - Создание банка методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием наборов конструктора «Лего» (наглядно-дидактический материал, подбор художественной литературы, дидактических игр, подбор иллюстраций, технологических карт, карт- схем построек, создание картотеки игр, атрибуты для занятий и игр) - Определение конкретных целей, подготовки плана конкретных действий по созданию условий выполнения проекта и способов решения проблемы; - Мониторинг: диагностика исходной ситуации (фиксация проблем), - Анализ предметно-пространственной среды, наличие необходимого оборудования в группе - Разработка перспективного планирования по формированию речевого творчества дошкольников. - Закрепление знаний по конструированию и знакомство с различными наборами конструкторов «Лего». Формирование представлений о приемах и методах конструктивной деятельности - Закрепить знания техники безопасности в работе с различным материалом: Организация рабочего места. Конструкторы необходимые для работы. Закреплять правила работы и техники безопасности при работе с мелкими деталями конструктора. |
2. Основной этап (Организационно- исполнительный, внедренческий: конструктивный этап, организационно – исполнительный) - Организация ПРС (зоны «Конструирования» в группе), организация конкурсов, выставок творческих работ, создание фотоальбома, альбома со сказками, придуманными детьми по собственным постройкам и презентации по проекту. - Организация самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей по замыслу, схемам, чертежам. - Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность, практическое осуществление деятельности по проекту. - Проведение мастер-классов для родителей по применению технологии Лего-конструирования в совместной с детьми деятельности. - Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем. - Конструирование по сказкам. Активное составление сказок по собственным постройкам, создание декораций и героев знакомых сказок с дальнейшим обыгрыванием сюжета. | |
3. Завершающий этап (обобщающий, оценочно-рефлексивный.) - Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка. - Выставка продуктов творческой деятельности детей. Ведение альбома «Сказки устами детей». - Мониторинг; систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка. - Анкетирование родителей по данной теме. - Распространение опыта работы педагогическому сообществу. |
Организация, содержание и методы обучения конструированию
Старшая группа
Первое полугодие:
- закреплять приобретенные в средней группе умения;
- развивать наблюдательность, уточнять представления о форме предметов и их частей, их пространственном расположении. Относительной величине, различии и сходстве;
- развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;
- учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, чертежей, фотографий;
- продолжать знакомить с новыми деталями;
- добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;
- учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.
Второе полугодие:
- учить работать с мелкими деталями;
- создавать более сложные постройки;
- работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;
- учить рассказывать о постройке других воспитанников;
- самостоятельно распределять обязанности;
- учить помогать товарищам в трудную минуту;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;
- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
Перспективное планирование в старшей группе по конструированию
Месяц | Тема | Цели |
Сентябрь | Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Избушка | Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу. | |
Мостик через речку | Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. | |
Колодец | Учить коллективно строить простейшую постройку. | |
Октябрь | Дом лесника | Учить строить большой дом для лесника. |
Разные домики | Учить строить домики разной длины и величины. | |
Кафе | Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Ноябрь | Плывут корабли | Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. |
Катер | Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы). Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обещающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт». | |
Пароход | Закреплять знания о водном транспорте. Закреплять навыки конструирования. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Декабрь | Зоопарк | Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы. |
Слон | Учить строить слона. Развивать творческие навыки и терпение. | |
Верблюд | Учить строить верблюда. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Январь | Домашние животные | Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. |
Дети | Учить строить девочку и мальчика. | |
Дом фермера | Учить находить материал для постройки. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Февраль | Грузовой автомобиль | Учить создавать сложную постройку грузовой машины. Учить правильно соединять детали. |
Пожарная часть | Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. | |
Самолет | Закреплять знания о профессии летчика. Учить строить самолет по схеме. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Март | Поезд мчится | Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу. |
Беседка | Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). Учить строить беседку. | |
Пастбище | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Апрель | Ракета, космонавты | Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету из по карточке. |
Светофор, регулировщик | Закреплять знания о светофоре. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Робот | Показать игрушку робот. Учить строить робота. | |
Речные рыбки | Учить строить рыб. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. | |
Май | Аквариум | Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум. |
Лабиринт | Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук. | |
Попугай | Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Подготовительная к школе группа
Первое-второе полугодие:
- закреплять навыки, полученные в старшей группе;
- обучать конструированию по графической модели;
- учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве;
- учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением).
Перспективное планирование в подготовительной группе по конструированию
Месяц | Тема | Цели |
Октябрь | Грузовик везет кирпичи | Учить строить по карточке, находить различия и сходства в схемах. Учить рассказывать о проделанной работе. |
Корабль | Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. | |
Аэропорт | Учить строить разные самолеты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования. | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Ноябрь | Многоэтажные дома | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенные представления о домах. |
Магазины | Закреплять названия магазинов, их виды. | |
Детский сад | Учить строить детский сад. Развивать память и внимание. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Декабрь | Животные на ферме | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. |
Овечка | Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять знания о домашних животных. Учить строить животных. | |
Дом фермера | Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом фермера из ЛЕГО-конструктора. | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования. | |
Январь | Качели | Учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора. |
Карусели | Продолжать учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора. | |
Беседка для ребят | Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования. | |
Горка | Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения. | |
Февраль | Городской транспорт | Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус. |
Светофор | Закреплять знания о светофоре. | |
Знакомство с дорожными знаками | Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плите. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Март | Играем в зоопарк | Закреплять знания о работниках зоопарка и его обитателях. |
Слон | Учить строить слона с большим хоботом из лего-конструктора. Развивать творческие навыки и терпение. | |
Верблюд | Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно- и двугорбых верблюдов. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Апрель | Ракета, космонавты | Закрепить знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить строить ракеты. |
Космический корабль | Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль. | |
Луноход | Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Май | Паровоз везет товары | Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. |
Станция | Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков. | |
Дома на нашей улице. | Закреплять умение строить домики. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Формы работы с родителями
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Перспективное планирование по работе с родителями
Месяц | Содержание работы | |
Старшая группа | Подготовительная группа | |
Сентябрь | Консультация для родителей: создание эффективной предметно – развивающей среды по Лего - конструированию в домашних условиях. Оформление стендового материала по конструированию. Пополнение предметно-развивающей среды конструкторами разных видов. Консультация для родителей: особенности развития речи детей. | День открытых дверей для родителей. Консультация для родителей на родительском собрании о проекте «Вместе с Лего». Пополнение предметно-развивающей среды конструкторами разных видов, речевыми играми, книгами. |
Октябрь | Консультация для родителей: развитие способностей к рефлексии, анализу, планированию деятельности посредством Лего - конструктора. Фото - выставка детских конструкций для родителей на сайте группы детского сада. Книга совместно с родителями «Мои первые сказки» | Консультация для родителей «Проведение Лего игротек с дошкольниками». Фотовыставка поделок из конструктора, выполненных детьми дома. Мастер - класс на родительском собрании «Построй свою постройку и презентуй ее». Создание альбома «Сочиним сказки сами». |
Ноябрь | Консультация для родителей: развитие индивидуальных способностей ребенка и его творческой активности с помощью Лего - конструирования. Фотовыставка «Мои достижения». | Консультация на сайте группы детского сада «Развиваем моторику с помощью конструктора». Фотовыставка «Лего в моих руках». |
Декабрь | Консультация для родителей: Консультации: «Как правильно подобрать конструктор для ребенка 5-6 лет». Беседа «Как конструктор помогает в развитии мелкой моторики рук детей». Фото - выставка детских конструкций для родителей на сайте группы детского сада. | Консультация для родителей: Консультации: «Как правильно подобрать конструктор для ребенка 6-7 лет». Консультация для родителей «Познавательное развитие дошкольников посредством Лего - конструирования». Консультация «Развитие связной речи детей с помощью сказки». |
Январь | Информационный стенд; «Конструктивные игры для детей 5-6 года жизни». Анкетирование на тему «Конструктивные способности дошкольников», «Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста». | Информационный стенд; «Конструктивные игры для детей 6-7 лет». Анкетирование на тему «Лего – конструирование в жизни моего ребенка». Создание большой книги группы «Сказки детей подготовительной группы». |
Февраль | Консультации: «Развитие речи с Лего». Фото - выставка детских конструкций для родителей на сайте группы детского сада. Информация на сайте группы по конструированию. | Консультации: «Развитие речи с Лего». Фото - выставка детских конструкций для родителей на сайте группы детского сада. Информация на сайте группы по конструированию и речевому развитию. |
Март | Выставка конкурс «Мы играем в Лего». Фотовыставка «Лего в нашей семье». Информационный стенд с советами об организации игр с конструкторами дома. Папка «Развитие связной речи детей». | Выставка детско-родительских работ из Лего. Фотовыставка на сайте группы. Мастер-класс по постройке различных моделей из конструктора «Простые механизмы», сочинение сказок по постройкам. |
Апрель | Консультация для родителей «Конструирование. Что это такое?». Мастер-класс для родителей «Лего – конструирование и сочинение сказок». | Стендовая информация для родителей «Лего - конструирование в старшем дошкольном возрасте. Выставка «Коллаж из сказок». |
Май | Анкетирование на тему «Конструктивные способности дошкольников как одна из возможностей развития речевой активности детей». Фотоотчеты «Успехи наших детей». | Анкетирование на тему «Конструктивные и речевые способности дошкольников». Фотоотчеты «Успехи наших детей». |
Педагогическая оценка сформированности конструктивных навыков и речевого развития детей
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «Лего -конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Для проведения диагностики уровня знаний и умений по Лего - конструированию детей средней группе использовались следующие критерии:
- называет детали, форму и цвет;
- умеет скреплять детали конструктора;
- строит по схеме;
- строит по образцу;
- строит по замыслу;
- умеет рассказывать о постройке.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год – в декабре и в мае. Технология работы включает 2 этапа:
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов.
Этап 2. Подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса и выделять детей с проблемами в группе. Это позволяет своевременно разрабатывать план индивидуальной работы. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значение менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.
Диагностическая карта по сформированности конструктивных навыков
в старшей группе
ФИ ребенка | Называет детали конструктора | Работает по схемам | Строит сложные постройки | Строит по творческому замыслу | Строит подгруппами | Строит по образцу | Строит по инструкции | Умение рассказать о постройке |
Диагностическая карта по сформированности конструктивных навыков
в подготовительной группе
ФИ ребенка | Называет все детали конструктора | Строит более сложные постройки | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Строит по творческому замыслу | Работает в команде | Использует предметы заместители | Работа над проектами |
Игры для детей разных возрастных групп
Старшая группа
Роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам.
Название игры | Цель игры | Оборудование | Ход игры |
Чья команда быстрее построит | Учить строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. | Набор Лего-конструктора, образец. | Дети объединяются в две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу. Подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию. |
Найди такую же деталь, как на карточке. | Закреплять названия деталей Лего-конструктора | Карточки, детали Лего-конструктора, плата. | Дети по очереди берут карточку с чертежом детали Лего-конструктора, находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки. |
Таинственный мешочек | Учить отгадывать детали конструктора на ощупь | Наборы деталей конструктора, мешочек | Педагог держит мешочек с деталями конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь. Отгадывают и всем показывают. |
Разложи детали по местам | Закреплять названия деталей Лего-конструктора | Коробочки, детали Лего-конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг) | Детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяют детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл. |
Светофор | Закреплять значения сигналов светофора; развивать внимание, память | Кирпичики ЛЕГО красного, желтого, зеленого цвета. | 1-й вариант Педагог - «светофор», дети - «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый – приготавливаются, зеленый – едут. 2-й вариант На красный свет дети приседают, на желтый – поднимают руки вверх, на зеленый – прыгают на месте. |
Подготовительная к школе группа
Дети этого возраста уже занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр – развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.
Название игры | Цель игры | Оборудование | Ход игры |
Назови и построй | Закреплять названия деталей Лего-конструктора; учить работать в коллективе | Набор Лего-конструктора | Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней. |
Лего-подарки | Развивать интерес к игре и внимание | Игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая – крестик (пропускаем ход)), Лего-подарки | Дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле. Кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут. |
Не бери последний кубик | Развивать внимание, мышление | Плата с башней | Играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл. |
Запомни расположение | Развивать внимание, память | Набор Лего-конструктор, платы у всех игроков | Педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим. |
Построй, не открывая глаз | Учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук, выдержку | Плата, наборы конструктора | Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интереснее получиться постройка, того поощряют. |
Рыба, зверь, птица | Развивать память, внимание | Кирпичик Лего | Педагог держит в руках кирпичик Лего. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «Рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «Птица» или «Зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность «Осеннее дерево» с использованием технологий нетрадиционного рисования для старшего дошкольного возраста
Цель: выполнить рисунок с использованием технологий нетрадиционного рисования (выдувание из трубочки и набрызг).Задачи:обучать передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной длины ...
Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ
В данном материале представлены игры для развития речи детей с использованием технологии ТРИЗ....
План работы по теме самообразования: "Развитие творчества через использование технологии тестопластики с детьми старшего дошкольного возраста"
План работы по тестопластике с детьми старшего дошкольного возрасста....
Календарно-тематическое планирование по лего-конструированию с детьми старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование по лего-конструированию...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы.«Приключения рыбки». Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ.
Развитие речи детей подготовительной группы в ходе проблемной ситуации через организацию различных видов деятельности с использованием технологии ТРИЗ....
опыт работы "Лего - конструирование с детьми старшего дошкольного возраста"
опыт работы "Лего - конструирование с детьми старшего дошкольного возраста"...
План по самообразованию «Развитие связной речи с использованием технологии мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников с нарушением зрения является технология мнемотехники.Мнемотехника – это педагогическая технология в речев...