Проект по развитию речи детей с использованием технологии Лего-конструирования в старшем дошкольном возрасте
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Бороздина Ольга Владиславовна

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, сочитающий конструирование и развитие речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №95 комбинированного вида»

Проект по развитию речи детей с использованием технологии Лего-конструирования

в старшем дошкольном возрасте

Воспитатели:

Бороздина О. В.

Проект «Вместе с Лего» по развитию речи детей с использованием технологии Лего-конструирования в старшем дошкольном возрасте

Актуальность.

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Технология Лего–констрирования одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук, таким образом, воздействуя на речевой центр ребенка. Грамотная речь – это важная составляющая в полноценном формировании личности человека, который тесно связан с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями.

В результате мониторинговых исследований в средней группе были выявлены затруднения в речевом развитии воспитанников. У детей наблюдаются различные речевые расстройства: нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и несформированность связной речи. В связи с этим развитие связной речи у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

Анализируя различные формы и планируя организацию работы с детьми группы, пришли к выводу, что эффективным решением данной проблемы является внедрение в практику метода проекта с применением технологии Лего-конструирования и обучения творческому рассказыванию с помощью сказок.

В процессе конструирования дети рассказывают о своих действиях, активно пополняя словарный запас названиями деталей конструктора, описывают свои модели, придумывают новые сюжеты для игры с готовыми моделями. Кроме того, воспитанники придумывают сказки, используя различные способы. Так они совершенствуют навыки словообразования и словоизменения, формируется умение составлять их из предложенных стихов, пословиц, считалок, потешек, кричалок, из одного слова. Также герои из знакомых сказок попадают в новые обстоятельства. Воспитанники учатся составлять коллаж из сказок, «цветные» сказки, сказки с новым концом.

Таким образом, интеграция конструирования и речевого развития будут способствовать решению поставленных выше задач, что поможет с помощью технологии Лего-конструирования достичь положительных результатов в речевом развитии. Не только в процессе развития мелкой моторики рук детей, но и в момент придумывания сказом с использованием построек из конструктора.

        Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, в проекте используются различные формы организации обучения:

  • конструирование по образцу,
  • конструирование по модели,
  • конструирование по условиям,
  • конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
  • конструирование по замыслу,
  • конструирование по теме.

С помощью проекта у детей развивается познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. 

С целью развития творческого рассказывания в старшей группе с помощью сказок были использованы:

  • сказки из стишков
  • сказки из пословиц, считалок
  • сказки из потешек, кричалок и других форм малого фольклора
  • сказки из одного слова
  • сказки по-новому
  • сказки из шуточных вопросов
  • знакомые герои в новых обстоятельствах
  • сказки из загадок
  • коллаж сказок
  • сказки из фразеологизмов
  • сказки из «живых» капель и клякс
  • «цветные» сказки
  • эксперименты в сказках
  • сказки о чудищах
  • сказки с новым концом
  • сказки о предметах бытовой техники
  • сказки о фантастических странах
  • сказки о любимых игрушках
  • сказки из мусора
  • случайные сказки
  • «перевирание» сказок

В подготовительной группе добавились:

  • аналогии известных сказок
  • краткие истории
  • сказки-тесты
  • моделирование сказок
  • решение противоречий в сказках
  • частица «не» и новые сказки
  • от точек – к сказкам
  • сказки про самого себя
  • бином фантазии
  • сериал в сказках

Цель проекта – создание оптимальных условий для самостоятельной творческой конструкторской и речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Формировать конструктивные способности различным способом, умение преобразовывать постройку в соответствии с заданными условиями. Формировать умение анализировать и называть образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, умение самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданный принцип конструкции. Закреплять умение сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. Обучать умению работать в коллективе, помогать товарищам в трудной ситуации. Учить составлять сказки, соблюдая композицию, использовать в речи распространенные предложения.
  2. Развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать инициативу и самостоятельность. Развивать творческие способности детей по средствам придумывания сказки, рифмования слов, словообразования, подбора синонимов, антонимов, омонимов, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Развивать фонетический слух, звуковую и интонационную культуру речи.
  3. Воспитывать желание проявлять инициативу, творчество и самостоятельность, как в конструктивной, так и в речевой деятельности детей. Воспитывать желание сотрудничать с детьми группы в момент распределения ролей и обязанностей.

Планируемый результат:

- умение конструировать по собственному замыслу, с опорой на рисунок, схему конструкции;

- умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;

- умение работать в коллективе, помогать товарищам в трудной ситуации;

- умение составлять сказки о постройке, обыгрывать ее;

-умение самостоятельно распределять обязанности и роли.

Вид проекта: практико-ориентированный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги ДОУ.

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструирования выделено несколько основных компонентов:

  1. Конструирование декораций, а также моделей с последующим их описанием.

Дети часто сами создают декорации – на занятиях по конструированию, в свободное время, дома с родителями. Когда конструирование закончено, начинается работа со всей группой. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.

  1.  Воспроизведение действий персонажей с озвучиванием.

Этот вид работы с Лего-конструктором помогает детям более эмоционально проявить свои конструкторские навыки: построение героев сказок, животных, растений, транспорта, зданий.  Конструктор приходит на помощь и в тех случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке.

  1.  Работа над сказками.

Работа над сказкой становится более эффективной. Сочинение сказки происходит не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает сочинение сказки более развернутым, увлекательным и интересным.

Механизм реализации

(Этапы проекта)

1. Организационно-подготовительный этап (Аналитико-диагностический ценностно- ориентированный, подготовительно-информационный, подготовительно-документальный)

- Изучение возможностей внедрения технологии Лего-конструирования в воспитательно - образовательный процесс группы ДОУ

- Создание банка методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием наборов конструктора «Лего» (наглядно-дидактический материал, подбор художественной литературы, дидактических игр, подбор иллюстраций, технологических карт, карт- схем построек, создание картотеки игр, атрибуты для занятий и игр)

- Определение конкретных целей, подготовки плана конкретных действий по созданию условий выполнения проекта и способов решения проблемы;

- Мониторинг: диагностика исходной ситуации (фиксация проблем),

- Анализ предметно-пространственной среды, наличие необходимого оборудования в группе

- Разработка перспективного планирования по формированию речевого творчества дошкольников.

Закрепление знаний по конструированию и знакомство с различными наборами конструкторов «Лего». Формирование представлений о приемах и методах конструктивной деятельности

- Закрепить знания техники безопасности в работе с различным материалом: Организация рабочего места. Конструкторы необходимые для работы. Закреплять правила работы и техники безопасности при работе с мелкими деталями конструктора.

2. Основной этап (Организационно- исполнительный, внедренческий: конструктивный этап, организационно – исполнительный)

- Организация ПРС (зоны «Конструирования» в группе), организация конкурсов, выставок творческих работ, создание фотоальбома, альбома со сказками, придуманными детьми по собственным постройкам и презентации по проекту.

- Организация самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей по замыслу, схемам, чертежам.

- Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность, практическое осуществление деятельности по проекту.

- Проведение мастер-классов для родителей по применению технологии Лего-конструирования в совместной с детьми деятельности.

- Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

- Конструирование по сказкам. Активное составление сказок по собственным постройкам, создание декораций и героев знакомых сказок с дальнейшим обыгрыванием сюжета.

3. Завершающий этап (обобщающий, оценочно-рефлексивный.)

- Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка.

- Выставка продуктов творческой деятельности детей. Ведение альбома «Сказки устами детей».

- Мониторинг; систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка.

- Анкетирование родителей по данной теме.

- Распространение опыта работы педагогическому сообществу.

Организация, содержание и методы обучения конструированию

Старшая группа

Первое полугодие:

- закреплять приобретенные в средней группе умения;

- развивать наблюдательность, уточнять представления о форме предметов и их частей, их пространственном расположении. Относительной величине, различии и сходстве;

- развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;

- учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, чертежей, фотографий;

- продолжать знакомить с новыми деталями;

- добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;

- учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.

Второе полугодие:

- учить работать с мелкими деталями;

- создавать более сложные постройки;

- работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;

- учить рассказывать о постройке других воспитанников;

- самостоятельно распределять обязанности;

- учить помогать товарищам в трудную минуту;

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;

- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.

        Перспективное планирование в старшей группе по конструированию        

Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

Конструирование по замыслу

Закреплять навыки, полученные в средней группе.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Избушка

Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу.

Мостик через речку

Учить строить мостик.

Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.

Колодец

Учить коллективно строить простейшую постройку.

Октябрь

Дом лесника

Учить строить большой дом для лесника.

Разные домики

Учить строить домики разной длины и величины.

Кафе

Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ноябрь

Плывут корабли

Рассказать о водном транспорте.

Учить строить корабли.

Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Катер

Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы).

Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части.

Обогащать речь обещающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт».

Пароход

Закреплять знания о водном транспорте.

Закреплять навыки конструирования.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

Зоопарк

Закреплять представления о многообразии животного мира.

Развивать способность анализировать, делать выводы.

Слон

Учить строить слона.

Развивать творческие навыки и терпение.

Верблюд

Учить строить верблюда.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Январь

Домашние животные

Учить строить собаку и кошку.

Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Дети

Учить строить девочку и мальчика.

Дом фермера

Учить находить материал для постройки.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Февраль

Грузовой автомобиль

Учить создавать сложную постройку грузовой машины.

Учить правильно соединять детали.

Пожарная часть

Рассказать о профессии пожарного.

Учить строить пожарную машину и пожарную часть.

Выучить телефон пожарной части.

Самолет

Закреплять знания о профессии летчика.

Учить строить самолет по схеме.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март

Поезд мчится

Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу.

Беседка

Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны).

Учить строить беседку.

Пастбище

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека.

Воспитывать любознательность.

Учить строить загоны для домашних животных разными способами.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Апрель

Ракета, космонавты

Рассказать о первом космонавте нашей страны.

Учить строить ракету из по карточке.

Светофор, регулировщик

Закреплять знания о светофоре.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Робот

Показать игрушку робот.

Учить строить робота.

Речные рыбки

Учить строить рыб.

Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук.

Май

Аквариум

Познакомить с обитателями аквариума.

Учить строить аквариум.

Лабиринт

Познакомить с плоскостным конструированием.

Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.

Попугай

Продолжать знакомить с плоскостным конструированием.

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Подготовительная к школе группа

Первое-второе полугодие:

- закреплять навыки, полученные в старшей группе;

- обучать конструированию по графической модели;

- учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве;

- учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением).

Перспективное планирование в подготовительной группе по конструированию

Месяц

Тема

                Цели

Октябрь

Грузовик везет кирпичи

Учить строить по карточке, находить различия и сходства в схемах.

Учить рассказывать о проделанной работе.

Корабль

Закреплять навыки конструирования.

Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

Аэропорт

Учить строить разные самолеты по схемам.

Развивать глазомер, навыки конструирования.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ноябрь

Многоэтажные дома

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Формировать обобщенные представления о домах.

Магазины

Закреплять названия магазинов, их виды.

Детский сад

Учить строить детский сад.

Развивать память и внимание.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

Животные на ферме

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека.

Овечка

Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка».

Закреплять знания о домашних животных.

Учить строить животных.

Дом фермера

Закреплять навыки строить по схемам.

Учить строить двухэтажный дом фермера из ЛЕГО-конструктора.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить строить по замыслу.

Развивать творчество, навыки конструирования.  

Январь

Качели

Учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора.

Карусели

Продолжать учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора.

Беседка для ребят

Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти.

Развивать память, навыки конструирования.

Горка

Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения.

Февраль

Городской транспорт

Закреплять знания о городском транспорте.

Развивать наблюдательность, внимание, память.

Учить строить автобус.

Светофор

Закреплять знания о светофоре.

Знакомство с дорожными знаками

Познакомить с дорожными знаками.

Учить строить дорожные знаки на плите.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март

Играем в зоопарк

Закреплять знания о работниках зоопарка и его обитателях.

Слон

Учить строить слона с большим хоботом из лего-конструктора.

Развивать творческие навыки и терпение.

Верблюд

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Учить строить одно- и двугорбых верблюдов.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Апрель

Ракета, космонавты

Закрепить знания о первом космонавте Ю. Гагарине.

Учить строить ракеты.

Космический корабль

Рассказать о космическом корабле.

Учить строить космический корабль.

Луноход

Рассказать о луноходе.

Учить строить луноход из деталей конструктора.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Май

Паровоз везет товары

Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда.

Развивать фантазию, воображение.

Станция

Продолжать знакомить с железной дорогой.

Учить строить станцию для паровозиков.

Дома на нашей улице.

Закреплять умение строить домики.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Формы работы с родителями

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Перспективное планирование по работе с родителями

Месяц

Содержание работы

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

Консультация для родителей: создание эффективной предметно – развивающей среды по Лего - конструированию в домашних условиях. Оформление стендового материала по конструированию. Пополнение предметно-развивающей среды конструкторами разных видов. Консультация для родителей: особенности развития речи детей.

День открытых дверей для родителей. Консультация для родителей на родительском собрании о проекте «Вместе с Лего».  Пополнение предметно-развивающей среды конструкторами разных видов, речевыми играми, книгами.

Октябрь

Консультация для родителей: развитие способностей к рефлексии, анализу, планированию деятельности посредством Лего - конструктора. Фото - выставка детских конструкций для родителей на сайте группы детского сада. Книга совместно с родителями «Мои первые сказки»

Консультация для родителей «Проведение Лего игротек с дошкольниками». Фотовыставка поделок из конструктора, выполненных детьми дома. Мастер - класс на родительском собрании «Построй свою постройку и презентуй ее». Создание альбома «Сочиним сказки сами».

Ноябрь

Консультация для родителей: развитие индивидуальных способностей ребенка и его творческой активности с помощью Лего - конструирования. Фотовыставка «Мои достижения».

Консультация на сайте группы детского сада «Развиваем моторику с помощью конструктора». Фотовыставка «Лего в моих руках».

Декабрь

Консультация для родителей: Консультации: «Как правильно подобрать конструктор для ребенка 5-6 лет». Беседа «Как конструктор помогает в развитии мелкой моторики рук детей». Фото - выставка детских конструкций для родителей на сайте группы детского сада.

Консультация для родителей: Консультации: «Как правильно подобрать конструктор для ребенка 6-7 лет». Консультация для родителей «Познавательное развитие дошкольников посредством Лего - конструирования». Консультация «Развитие связной речи детей с помощью сказки».

Январь

Информационный стенд; «Конструктивные игры для детей 5-6 года жизни». Анкетирование на тему «Конструктивные способности дошкольников», «Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста».

Информационный стенд; «Конструктивные игры для детей 6-7 лет». Анкетирование на тему «Лего – конструирование в жизни моего ребенка». Создание большой книги группы «Сказки детей подготовительной группы».

Февраль

Консультации: «Развитие речи с Лего». Фото - выставка детских конструкций для родителей на сайте группы детского сада. Информация на сайте группы по конструированию.

Консультации: «Развитие речи с Лего». Фото - выставка детских конструкций для родителей на сайте группы детского сада. Информация на сайте группы по конструированию и речевому развитию.

Март

Выставка конкурс «Мы играем в Лего». Фотовыставка «Лего в нашей семье». Информационный стенд с советами об организации игр с конструкторами дома. Папка «Развитие связной речи детей».

Выставка детско-родительских работ из Лего. Фотовыставка на сайте группы.  Мастер-класс по постройке различных моделей из конструктора «Простые механизмы», сочинение сказок по постройкам.

Апрель

Консультация для родителей «Конструирование. Что это такое?». Мастер-класс для родителей «Лего – конструирование и сочинение сказок».

Стендовая информация для родителей «Лего - конструирование в старшем дошкольном возрасте. Выставка «Коллаж из сказок».

Май

Анкетирование на тему «Конструктивные способности дошкольников как одна из возможностей развития речевой активности детей». Фотоотчеты «Успехи наших детей».

Анкетирование на тему «Конструктивные и речевые способности дошкольников». Фотоотчеты «Успехи наших детей».

Педагогическая оценка сформированности конструктивных навыков и речевого развития детей

В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «Лего -конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).

Для проведения диагностики уровня знаний и умений по Лего - конструированию детей средней группе использовались следующие критерии:

  • называет детали, форму и цвет;
  • умеет скреплять детали конструктора;
  • строит по схеме;
  • строит по образцу;
  • строит по замыслу;
  • умеет рассказывать о постройке.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год – в декабре и в мае. Технология работы включает 2 этапа:

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов.

Этап 2. Подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса и выделять детей с проблемами в группе. Это позволяет своевременно разрабатывать план индивидуальной работы. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значение менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса.

Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.

Диагностическая карта по сформированности конструктивных навыков

в старшей группе

ФИ ребенка

Называет детали конструктора

Работает по схемам

Строит сложные постройки

Строит по творческому замыслу

Строит подгруппами

Строит по образцу

Строит по инструкции

Умение рассказать о постройке

Диагностическая карта по сформированности конструктивных навыков

в подготовительной группе

ФИ ребенка

Называет все детали конструктора

Строит более сложные постройки

Строит по образцу

Строит по инструкции

педагога

Строит по творческому замыслу

Работает в команде

Использует предметы заместители

Работа над проектами

Игры для детей разных возрастных групп

Старшая группа

Роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам.

Название игры

Цель игры

Оборудование

Ход игры

Чья команда быстрее построит

Учить строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Набор Лего-конструктора, образец.

Дети объединяются в две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу. Подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

Найди такую же деталь, как на карточке.

Закреплять названия деталей Лего-конструктора

Карточки, детали Лего-конструктора, плата.

Дети по очереди берут карточку с чертежом детали Лего-конструктора, находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки.

Таинственный мешочек

Учить отгадывать детали конструктора на ощупь

Наборы деталей конструктора, мешочек

Педагог держит мешочек с деталями конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь. Отгадывают и всем показывают.

Разложи детали по местам

Закреплять названия деталей Лего-конструктора

Коробочки, детали Лего-конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг)

Детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяют детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

Светофор

Закреплять значения сигналов светофора; развивать внимание, память

Кирпичики ЛЕГО красного, желтого, зеленого цвета.

1-й вариант

Педагог - «светофор», дети -  «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый – приготавливаются, зеленый – едут.

2-й вариант

На красный свет дети приседают, на желтый – поднимают руки вверх, на зеленый – прыгают на месте.

Подготовительная к школе группа

Дети этого возраста уже занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр – развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.

Название игры

Цель игры

Оборудование

Ход игры

Назови и построй

Закреплять названия деталей Лего-конструктора; учить работать в коллективе

Набор Лего-конструктора

Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

Лего-подарки

Развивать интерес к игре и внимание

Игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая – крестик (пропускаем ход)), Лего-подарки

Дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле. Кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.

Не бери последний кубик

Развивать внимание, мышление

Плата с башней

Играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.

Запомни расположение

Развивать внимание, память

Набор Лего-конструктор, платы у всех игроков

Педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

Построй, не открывая глаз

Учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук, выдержку

Плата, наборы конструктора

Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интереснее получиться постройка, того поощряют.

Рыба, зверь, птица

Развивать память, внимание

Кирпичик Лего

Педагог держит в руках кирпичик Лего. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «Рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «Птица» или «Зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность «Осеннее дерево» с использованием технологий нетрадиционного рисования для старшего дошкольного возраста

Цель: выполнить рисунок с использованием технологий нетрадиционного рисования (выдувание из трубочки и набрызг).Задачи:обучать передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной длины ...

Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ

В данном материале представлены игры для развития речи детей с использованием технологии ТРИЗ....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы.«Приключения рыбки». Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ.

Развитие речи  детей подготовительной  группы в ходе проблемной ситуации через организацию различных видов деятельности с использованием технологии ТРИЗ....

опыт работы "Лего - конструирование с детьми старшего дошкольного возраста"

опыт работы "Лего - конструирование  с детьми старшего дошкольного возраста"...

План по самообразованию «Развитие связной речи с использованием технологии мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников с нарушением зрения является технология мнемотехники.Мнемотехника – это педагогическая технология в речев...