Развитие речи детей с ТНР посредством ТРИЗ- технологии
материал (подготовительная группа)
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи.
"Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.", так говорил Г. С. Альтшуллер.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач - была разработана около 50 лет ученым, писателем- фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:
-расширению словарного запаса;
-развитию связной речи (диалогической и монологической);
-развитие коммуникативных навыков;
-интеллектуального развития;
-творческого развития (фантазирование);
-личностного становления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_s_tnr_posredstvom_triz_tehnologii.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей с ТНР посредством ТРИЗ технологии»
Чтобы судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста, необходимо оценить его речевое развитие. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов дошкольника.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становится молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи.
"Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.", так говорил Г. С. Альтшуллер.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Не надо давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, ребенок должен учиться ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же ребенок не задает вопроса, то нужно указать противоречие. Тем самым ставить ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой - то мере повторить исторический путь познания предмета или явления.
Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, я остановились на применении технологии ТРИЗ, т.к. ее применение позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приемы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач - была разработана около 50 лет ученым, писателем- фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Главные идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определенным законам, которым можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Впервые в дошкольные учреждения ТРИЗ - технологии приходят в 1987 году.
Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у детей. За эти качества ТРИЗ называют технологией.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:
-расширению словарного запаса;
-развитию связной речи (диалогической и монологической);
-развитие коммуникативных навыков;
-интеллектуального развития;
-творческого развития (фантазирование);
-личностного становления.
Работа по развитию речи с использованием ТРИЗ проводится в несколько этапов:
На первом этапе общения с детьми подводим их к проблеме многофункционального использования объекта.
Например: Как можно использовать предмет –стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)
В режимных моментах часто используем игру " Да- нет". Дети отгадывали предмет, который был загадан, с помощью ответов да или нет составляляем о предмете представление. С помощью этой игры мы учимся задавать вопросы, активизируем словарь по темам, которые мы проходили, улучшаем качество связной речи.
Второй этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.
Например: «Хорошо-плохо».
Дождь.
«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, всё чистит и моет, ручьи бегут и можно запускать кораблики, можно бегать по лужам, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.
«Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять, плохая видимость, можно простудиться и т. д.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть, и нескольким, подходящим решениям проблемы.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новую игрушку, новый транспорт и др.
Следующий этап работы по технологии ТРИЗ – это придумывание новых сказок с помощью специальных методов. На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь мы только наблюдаем, а ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.
Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. (Дети отвечали, что можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.)
Одна из интересных игр для детей – «Что получится, то и получится». Смысл игры в составлении предложения из четырех разных коробочек. Первая коробочка: «Что?». Вторая коробочка: «Что делает?». Третья коробочка: «Где?». Четвертая коробочка: «Какая?». Соединяя слова в предложение дети заранее не знают, что получится быль или небылица. Иногда это становилось началом сказки, которую можно продолжить сочинять коллективно.
Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать опорные сигналы, алгоритмы, образцы выполнения задания.
В данной технологии много плюсов. Технологию используем во всех обязательных видах деятельности. Это позволяет испытать чувство успеха у большинства детей, уверенности в своих высказываниях.
Таким образом, ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Совместная деятельность по развитию речи с использованием ТРИЗ – технологий это импровизация, игра. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологию"
Методическое пособие разработано с целью оказания методической помощи в проведении работы по развитию связной речи детей пятого и шестого года жизни через ТРИЗ – технологию. Повышению её к...
Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»
Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»...
Статья "Современные подходы к развитию речи детей c ОВЗ посредством здоровьесберегающих технологий"
Сборник статей региональной конференции по вопросам формирования в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русски...
Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий
Ранний дошкольный возраст очень важен для всего последующего речевого развития ребенка, и я убеждена, что невнимание к формированию речи на ранних возрастных этапах чревато различными речевыми на...
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования технологии друдлы
В статье друдлы рассматривается в качестве одной из приоритетных техник развития речи дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающег...
Развитие речи детей старшего возраста посредством использование технологии Синквейн на музыкальном занятии
В настоящее время одной из основных задач дошкольного образования является развитие у детей познавательно–речевых способностей. Это связано с тем, что образная, богатая синонимами, дополнениями ...
Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий".
Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей раннего возрастапосредством игровых технологий"....