Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Золотая осень".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Соболь Любовь Владимировна

Загадка об осени, беседа  об изменениях в природе, беседа  о деревьях, игра "Какой лист",  физминутка "Деревья", беседа о грибах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zolotaya_osen_oktyabr.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект непосредственно – образовательной деятельности

                по  развитию речи    «Золотая осень»

Программное содержание:  закрепить и уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в природе ранней осенью; способствовать развитию познавательного интереса, учить выслушивать ответы детей и давать обоснованные дополнения. Упражнять в употреблении глаголов и прилагательных; учить логически мыслить, четко формулировать свои ответы и составлять сложные предложения.

Материал. Презентация по теме ранней осени, букет осенних листьев.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И ёлочек. Я  … (Осень).

Дети: Осень.

Слайд № 1 (Осень).

Воспитатель. Правильно, осень. Ребята, я хочу вас пригласить  в осеннее путешествие! Скажите, какое время года было перед осенью?

Дети.  Лето.

Слайд № 2 (Лето) 

Воспитатель. Как изменилась погода?

Дети.  Летом было тепло, а теперь прохладно.

Воспитатель. Скажите, как изменилось небо осенью?  Вспомните летние дожди и скажите, чем отличается летний дождь от осеннего?

Ответы детей.

Воспитатель. А что делает дождь?

Дети. Моросит, шумит, идет, сеет.

Слайд № 3  (Дождь)

Воспитатель. Каким был ветер летом  и каким стал осенью?

(Ответы детей).

Воспитатель. Какой ветер дует осенью?

Дети. Прохладный, холодный. 

Воспитатель. Что делает ветер?

Дети. Воет, рвет, гудит, стонет. 

Воспитатель.  Какого цвета листья осенью?

Дети.  Желтые, красные, оранжевые, коричневые.

Слайд № 4 (Листья)

Воспитатель. Что выглядывает из-за тучи?

Дети.  Солнце. 

Слайд № 5  (Солнце)

Воспитатель. Молодцы, вы готовы к путешествию. Послушайте, какое красивое произведение написал композитор П. Чайковский про осень!

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»  «Октябрь».

Воспитатель показывает на слайде листья и семена деревьев.

Воспитатель.  Я буду вам задавать вопросы, а вы должны отгадать, о каких  деревьях я говорю.

Воспитатель. У каких деревьев семена прячутся в вертолётики?

Дети.  У клена, ясеня.

Слайд № 6  (Семена клена и ясеня)

Воспитатель. Как называются семена дуба?

Дети.  Желуди.

Слайд № 7 (Желуди)

Воспитатель. Про какое дерево говорят:  «Зимой и летом одним цветом?»

Дети. Ель, сосна.

Слайд № 8 (Сосна)

Слайд № 9  (Ель)

Воспитатель. Какое дерево больше всех любят пчелы?

Дети. Липу.

Слайд № 10 (Липа)

 

Воспитатель. Посмотрите на букет и скажите эти листья, каких деревьев?

(Педагог показывает лист, а дети угадывают дерево).

Игра «Какой лист?»     

Лист клёна (какой лист?) – кленовый;

рябины – рябиновый;  

осины – осиновый;

берёзы – берёзовый;

дуба – дубовый;

каштана – каштановый;

липы – липовый.

Жёлтый цвет – это цвет, какого дорогого металла?

Дети. Золота.

Значит, осень можно назвать какой?

Дети. Золотой.

Слайд № 11 (Золотая осень).

Воспитатель. А ещё, какая осень?

Дети. Багряная, поздняя, ранняя и т. д. 

Физминутка.  

                                      Деревья.

Листья осенние тихо кружатся,

    Листья нам под ноги тихо ложатся.

 И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево - вправо.

  Снова кружатся на носочках.

Н. Нищева

Воспитатель. Наше путешествие продолжается. И мы попадаем с вами в лес. Послушайте загадку.

Кто растет в лесу у дорожки? 
Есть у них шляпки и ножки. 
Дети.  Грибы.

Воспитатель. Как вы думаете где они живут?

Дети. В  лесах.

Воспитатель. А вот гриб с красной шляпкой живет под осинами. Как его называют?

Дети. Подосиновик.

Слайд № 12 (Подосиновик)

Воспитатель. А этот гриб живет под березой значит он…?

Дети. Подберезовик.

Слайд № 13  (Подберезовик)

Воспитатель. Какого цвета этот гриб?

Дети. Рыжего.

Воспитатель. Верно! Значит, он и зовется рыжик.

Воспитатель. Посмотрите, какое большое семейство мы нашли. Это опята. Они растут большими семьями на пнях.

Слайд №  14  (Опята)

Воспитатель. А какой гриб называют царем всех грибов?

Ответы детей.

Слайд №  15  (Белый гриб)

Белый гриб растет в борах березовых, сосновых, и называют его еще боровиком. Что делают ваши бабушки и мамы с грибами?

Дети. Варят, жарят, сушат, маринуют.

Воспитатель. Мы все эти грибы употребляем в пищу, значит, их как можно одним словом назвать?

Дети. Съедобные.

Воспитатель. А есть еще и несъедобные грибы. Какие несъедобные грибы вы знаете?

Дети. Мухомор, поганка.

Слайды  № 16, 17  (Ядовитые грибы)

Воспитатель. Очень красивые грибы, но, давайте оставим их там где они растут. Ведь мухоморы тоже необходимы в природе. Мухоморы приносят пользу лосям, они ими лечатся. Мухи боятся мухоморов, поэтому и назвали этот гриб – мухомор.

Итог занятия.

Воспитатель. Я надеюсь, что теперь вы будете знать съедобные и несъедобные грибы, не будете зря их срывать.

Воспитатель. А теперь мы отправимся на прогулку и полюбуемся красотой осенних деревьев, соберем красивый букет из листьев, приготовим семена и листья для поделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Осенний лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Осенний лес"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе по областям «Физическая культура» и «Коммуникация»

Цель. Приобщение детей к здоровому образу жизни. Обучение игровым упражнениям для профилактики осанки и плоскостопия. Развитие компонентов устной речи детей в сочетании движения и слова.Задачи:Образов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Осенний пейзаж"

Закреплять представления детей о новом для них понятии – пластилинография...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Осень"

Автором разработан план-конспект НОД по теме "Осень" для детей второй младшей группы....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Осень – милая пора» в старшей группе.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности«Осень – милая пора»в старшей группе....

конспект непосредственно образовательной деятельности "Осень и её помощники" 3-4 года

Конспект совместной деятельности с детьми интеграция образовательных областей познавательное развитие (природное окружение), физическое развитие, речевое развитие. «Осень и её помощни...