План-конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Посиделки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
На данном занятии решаются как речевые задачи, так и задачи личностно-ориентированного взаимодействия, а также приобщения дошкольников к фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki_u_babushki_varvarushki.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД по Речевому развитию (ознакомление с художественной литературой - фольклор)
подготовительная к школе группа
Составила:
воспитатель МАОУ детский сад № 210 «Ладушки»
С.М. Чебунина
Тема: Посиделки у бабушки Варварушки
Интеграция: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Закреплять интерес к фольклору (загадкам, сказкам, словам).
2. Выявить уровень ориентировки в содержании русских народных сказок.
3. Выявить уровень сформированности пантомимических движений.
4. Продолжать формировать умение составлять загадки.
5. Закреплять умение выделять и оформлять в грамматическую форму признаки объектов, правильно строить сложноподчинённые предложения
6. Воспитывать уважение к традициям русского народа.
Материал и оборудование:
русский народный костюм для педагога, оборудование или иллюстрации «русской горницы», на доске или на плакате схема составления загадок по ТРИЗ технологии, карточки с иллюстрациями из сказок на каждого ребёнка, набор атрибутов для обыгрывания русской народной сказки «Колобок», бумажный жаворонок (оригами) на каждого ребёнка.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | - пантомимическая разминка «Герои сказки «Колобок» |
Игровая | - дидактическая игра по содержанию русских народных сказок «Сказки перепутались», - театрализованное обыгрывание сказки |
Изобразительная | - рассматривание иллюстраций |
Коммуникативная | - вопросы к детям - ответы детей |
Познавательно-исследовательская | - отгадывание и составление загадок |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | - уборка дидактического материала после выполнения задания |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Организационный момент: Входит в группу в русском народном костюме: «Я, бабушка Варварушка». Приветствует детей и приглашает на посиделки. | Обращают внимание на вошедшего воспитателя. Приветствуют. Принимают приглашение. Рассаживаются на скамеечках. Отвечают на вопрос: «Чем в давние времена на Руси занимались на посиделках?» (На посиделки приходили себя показать, на других посмотреть, отдохнуть, поразвлечься, в игры поиграть) | Сосредоточение внимания, актуализация представлений о русских народных традициях |
2. | Отгадывание загадок: предлагает отгадать загадки, используя иллюстрацию или музей «Русская горница» | (сидя на скамеечках) Отгадывают загадки, отгадки которых «притаились» в русской горнице: - Кто не войдёт, всяк за руку возьмёт (дверь) - Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча (печь) - Под одной крышей четыре братца спрятались (скамья, стол) - Рогат, а не бык, Еду хватает, а не сыт Другим отдаёт, Сам в угол идёт (ухват) | Закрепление знаний названий предметов русской народной избы, умения отгадывать загадки. |
3. | Составление загадок по схеме ТРИЗ: предлагает составить загадку про самовар, записывает ответы детей в таблицу | (стоя у доски) Заполняют строки в таблице, отвечая на вопросы воспитателя: - Какой самовар по цвету? (Блестящий – записывается это слово в левой части таблицы на первой строке) - Какой самовар по действиям? (Шипящий - заполняется вторая строка левой части таблицы) - Какой он по форме? (Пузатый – заполняется третья строка левой части таблицы) Называют сравнения по перечисленным признакам и заполняют правые строки таблицы (вместо слов в таблице могут быть символы) После заполнения таблицы прочитывают загадку построчно, вставляя между правыми и левыми столбцами связки «как» или «но не» Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; пузатый, но не спелый арбуз» (чтение загадки коллективно 2-3 раза) | Закрепление умения составлять загадки: выделять и оформлять в грамматическую форму признаки объектов, правильно строить сложноподчинённые предложения. |
4. | Д/и «Сказки перепутались»: предлагает каждому ребёнку рассмотреть карточку и выполнить задание | (стоя в кругу) Каждый ребёнок рассматривает карточку и определяет, «герои каких сказок встретились». Дети называют сказочных героев и сказки, остальные отмечают правильность ответов | Выявление уровня ориентировки в содержании русских народных сказок |
5. | Обыгрывание русской народной сказки «Колобок»: приглашает в сказку, предлагает вспомнить присказку и отгадать загадалку. Предлагает провести пантомимическую разминку и показать сказку с помощью иллюстраций и атрибутов. | (сидя на скамеечках) Принимают приглашение побывать в сказке и вспоминают слова, с которых чаще всего начинаются сказки (жили – были; далеко ли близко ли, высоко ли низко ли…) Отгадывают загадалку о сказке, которую будут показывать: «Главный герой этой сказки от скуки решил отправиться в путешествие и без спроса и разрешения ушёл из дома. Пострадал он от хитрости и коварства встреченного в пути очередного дикого зверя» («Колобок») В ходе пантомимической разминки «Герои сказки «Колобок» все вместе изображают героев сказки. Выбирают артистов с наиболее удавшимися образами и показывают сказку. | Закрепление умения отгадывать загадалки. Проявление интереса к сказкам. Выявление уровня сформированности пантомимических движений. |
6. | Рефлексия: задаёт вопросы, дарит подарки по старой русской традиции гостеприимства, предлагает оформить информационную копилку о «ярмарке» | (стоя рядом с сундучком) Отвечают на вопрос: «Что больше всего понравилось и запомнилось на посиделках?» Получают от бабушки Варварушки подарки – бумажные птички, как напоминание о предстоящем празднике «Весенняя ярмарка» Принимают предложение собрать материалы для информационной копилки «Ярмарка» | Умение анализировать свою деятельность. Проявление интереса к фольклору. |
Приложение
Схема составления загадки (ТРИЗ)
КАКОЙ? | ЧТО ТАКОЕ ЖЕ? |
блестящий | начищенная монета |
шипящий | проснувшийся вулкан |
пузатый | спелый арбуз |
Литература:
Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Родничок» Лопатина Н.Г., Бусарева В.Г., Бычкова Е.Б (стр.85)
Предварительная работа:
Изучить лексическое значение слов: посиделки, горница, ухват
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме «Где живут птицы и животные»
План-конспект НОДпо познавательно-речевому развитию в подготовительной группепо теме «Где живут птицы и животные» Образовательная область: познавательное, речевое развитие.Цель: повышение к...
План-конспект открытого занятия по речевому развитию вторая младшая группа
План-конспект по речевому развитию на тему "Путешествие к бабушке в деревню" вторая младшая группа...
План - конспект НОД образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Мини – викторина по сказкам К. И. Чуковского»
План - конспект НОД образовательная область «Речевое развитие»Тема: «Мини – викторина по сказкам К. И. Чуковского» Цель:Формирование интереса детей к личности и...
примерный план -конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Гномик Кузя. Звук [К]"
Примерный план - конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Гномик Кузя. Звук [К]"...
План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей 4-5 лет на тему: «Путешествие в деревню»
Данный конспект поможет сформировать у детей дошкольного возраста представления о домашних животных и их детенышах....
План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Программное содержание: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....
Примерный план-конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы "Космические приключения"
Данное занятие было разработано по лексической теме «Космос», относится к образовательной области – речевое развитие, проводится в форме квест – игры путешествия....