План-конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Посиделки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

На данном занятии решаются как речевые задачи, так и задачи личностно-ориентированного взаимодействия, а также приобщения  дошкольников к фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki_u_babushki_varvarushki.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по Речевому развитию (ознакомление с художественной литературой - фольклор)

подготовительная к школе группа

Составила:

 воспитатель МАОУ детский сад № 210 «Ладушки»

 С.М. Чебунина

Тема: Посиделки у бабушки Варварушки

Интеграция: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1. Закреплять интерес к фольклору (загадкам, сказкам, словам).

2. Выявить уровень ориентировки в содержании русских народных сказок.

3. Выявить уровень сформированности пантомимических движений.

4. Продолжать формировать умение составлять загадки.

5. Закреплять умение выделять и оформлять в грамматическую форму признаки объектов, правильно строить сложноподчинённые предложения

6. Воспитывать уважение  к традициям русского народа.

Материал и оборудование:

 русский народный костюм для педагога, оборудование или иллюстрации «русской горницы», на доске или на плакате схема составления загадок по ТРИЗ технологии, карточки с иллюстрациями из сказок  на каждого ребёнка, набор атрибутов для обыгрывания русской народной  сказки «Колобок», бумажный жаворонок (оригами) на каждого ребёнка.

Формы организации совместной деятельности

 Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

- пантомимическая разминка «Герои сказки «Колобок»

Игровая

- дидактическая игра по содержанию русских народных сказок «Сказки перепутались»,

- театрализованное обыгрывание сказки

Изобразительная

- рассматривание иллюстраций

Коммуникативная

- вопросы к детям

- ответы детей

Познавательно-исследовательская

- отгадывание и составление загадок

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

- уборка дидактического материала после выполнения задания

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент:

Входит в группу в русском народном костюме: «Я, бабушка Варварушка». Приветствует детей и приглашает на посиделки.

Обращают внимание на вошедшего воспитателя.  Приветствуют. Принимают приглашение. Рассаживаются на скамеечках. Отвечают на вопрос: «Чем в давние времена на Руси занимались на посиделках?» (На посиделки приходили себя показать, на других посмотреть, отдохнуть, поразвлечься, в игры поиграть)

Сосредоточение внимания, актуализация представлений о русских народных традициях

2.

Отгадывание загадок:

предлагает отгадать загадки, используя иллюстрацию или музей «Русская горница»

(сидя на скамеечках)

 Отгадывают загадки, отгадки которых «притаились» в русской горнице:

- Кто не войдёт, всяк за руку возьмёт (дверь)

- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча (печь)

- Под одной крышей четыре братца спрятались (скамья, стол)

- Рогат, а не бык,

Еду хватает, а не сыт

Другим отдаёт,

Сам в угол идёт (ухват)

Закрепление знаний названий предметов русской народной избы, умения отгадывать загадки.

3.

Составление загадок по схеме ТРИЗ:

предлагает составить загадку про самовар, записывает ответы детей в таблицу

(стоя у доски) 

Заполняют строки в таблице, отвечая на вопросы воспитателя:

- Какой самовар по цвету?

(Блестящий – записывается это слово в левой части таблицы на первой строке)

- Какой самовар по действиям?

(Шипящий - заполняется вторая строка левой части таблицы)

- Какой он по форме?

(Пузатый – заполняется третья строка левой части таблицы)

Называют сравнения по перечисленным признакам и заполняют правые строки таблицы (вместо слов в таблице могут быть символы)

После заполнения таблицы прочитывают загадку построчно, вставляя между правыми и левыми столбцами связки «как» или «но не»

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; пузатый, но не спелый арбуз» (чтение загадки коллективно 2-3 раза)

Закрепление умения  составлять загадки: выделять и оформлять в грамматическую форму признаки объектов, правильно строить сложноподчинённые предложения.

4.

Д/и «Сказки перепутались»:

предлагает каждому ребёнку рассмотреть карточку и выполнить задание

(стоя в кругу)

Каждый ребёнок рассматривает карточку и определяет, «герои каких сказок встретились». Дети называют сказочных героев и сказки, остальные отмечают правильность ответов

Выявление уровня ориентировки в  содержании русских народных сказок

 5.

Обыгрывание русской народной сказки «Колобок»:

приглашает в сказку, предлагает вспомнить присказку и отгадать загадалку. Предлагает провести пантомимическую разминку и показать сказку с помощью иллюстраций и атрибутов.

(сидя на скамеечках)

Принимают приглашение побывать в сказке и вспоминают слова, с которых чаще всего начинаются сказки (жили – были; далеко ли близко ли, высоко ли низко ли…) Отгадывают загадалку о сказке, которую будут показывать: «Главный герой  этой сказки от скуки решил отправиться в путешествие и без спроса и разрешения ушёл из дома. Пострадал он от хитрости и коварства встреченного в пути очередного дикого зверя» («Колобок»)

В ходе пантомимической разминки «Герои сказки «Колобок» все вместе изображают героев сказки. Выбирают артистов с наиболее удавшимися образами и показывают сказку.

Закрепление умения отгадывать загадалки. Проявление интереса к сказкам. Выявление уровня сформированности пантомимических движений.

6.

Рефлексия:

задаёт вопросы, дарит подарки по старой русской традиции гостеприимства, предлагает оформить информационную копилку о «ярмарке»

(стоя рядом с сундучком)

Отвечают на вопрос: «Что больше всего понравилось и запомнилось на посиделках?»

Получают от бабушки Варварушки подарки – бумажные птички, как напоминание о предстоящем празднике «Весенняя ярмарка»

Принимают предложение собрать материалы для информационной копилки «Ярмарка»

Умение анализировать свою деятельность. Проявление интереса к фольклору.

Приложение

Схема составления загадки (ТРИЗ)

КАКОЙ?

ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

блестящий

начищенная монета

шипящий

проснувшийся вулкан

пузатый

спелый арбуз

Литература:

Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Родничок» Лопатина Н.Г., Бусарева В.Г., Бычкова Е.Б (стр.85)

Предварительная работа:

    Изучить лексическое значение слов: посиделки, горница, ухват


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме «Где живут птицы и животные»

План-конспект НОДпо познавательно-речевому развитию в подготовительной группепо теме «Где живут птицы и животные»  Образовательная область: познавательное, речевое развитие.Цель: повышение к...

План-конспект открытого занятия по речевому развитию вторая младшая группа

План-конспект по речевому развитию на тему "Путешествие к бабушке в деревню" вторая младшая группа...

План - конспект НОД образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Мини – викторина по сказкам К. И. Чуковского»

План - конспект НОД образовательная область «Речевое развитие»Тема: «Мини – викторина по сказкам К. И. Чуковского» Цель:Формирование интереса детей к личности и...

примерный план -конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Гномик Кузя. Звук [К]"

Примерный план - конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Гномик Кузя. Звук [К]"...

План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей 4-5 лет на тему: «Путешествие в деревню»

Данный конспект поможет сформировать у детей дошкольного возраста представления о домашних животных и их детенышах....

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Примерный план-конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы "Космические приключения"

Данное занятие было разработано по лексической теме «Космос», относится к образовательной области – речевое развитие, проводится в форме квест – игры путешествия....