Примерный план-конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы "Космические приключения"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Колесникова Елена Петровна

Данное занятие было разработано по лексической теме «Космос», относится к образовательной области – речевое развитие, проводится в форме квест – игры путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kosmos.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план-конспект образовательной деятельности

по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы

«Космические приключения».

Пояснительная записка.

Данное занятие было разработано по лексической теме «Космос», относится к образовательной области – речевое развитие, проводится в форме квест – игры путешествия.

Речь – это средство общения и приобретение знаний. Нарушение мотивации к речевой деятельности приводит к нарушению коммуникативной деятельности и общения в целом. Дети с ОНР имеют особые сложности в плане речевого общения. Ребенок, имеющий нарушения в развитии речи, чаще всего усваивает только ту информацию, которая его больше всего заинтересовала, стала для него близкой, знакомой, вызвала приятные чувства. Компьютер – одно из средств мотивации и развития дошкольников с ОВЗ, создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности.

Актуальность занятия в том, что дети выполняют предложенные им задания в занимательной игровой форме и с использованием ИКТ.

Доминирующей образовательной областью занятия является «Речевое развитие». Присутствует интеграция образовательных областей: кроме «речевого развития», представлены задачи на «познавательное» и «социально-коммуникативное развитие».

Тема НОД: «Космические приключения».

Доминирующая область: «Речевое развитие».

Задачи:

«Речевое развитие»:

- уточнить лексическое значение слова «иллюминатор»;

- развивать навык постепенно увеличивать силу голоса на одном выдохе;

- развивать навык дифференцировать на слух ряды слогов по твердости-мягкости и повторять их с заданной эмоциональной окраской

- развивать навык дифференцировать звуки по твердости-мягкости в словах;

- упражнять в дифференциации звуков [с]-[ш] в словах;

- уточнить лексическое значение слова «созвездие»;

- развивать навык согласовывать существительные с числительными;

- развивать навык подбирать слова противоположные по значению;

- развивать навык выполнять звуковой анализ слов;

- развивать навык составлять слово из первых звуков заданных слов;

- развивать навык составлять предложения с предлогами из заданных слов и согласовывать их между собой.

«Познавательное развитие»:

- развивать навык размещать геометрические фигуры в силуэтном изображении

 «Социально-коммуникативное развитие»:

- развивать умение договариваться, поддерживать дружеские взаимоотношения;

- развивать навык адекватно оценивать собственные поступки.

Методы и приемы:        

- практические: накладывание геометрических фигур на силуэт ракеты, раскладывание картинок в зависимости от наличия в названии звука [в] или [в’], звуковой анализ слов, компьютерная игра на дифференциацию звуков [с]-[ш];

- наглядные: рассматривание эмблем, предметных и сюжетных изображений;

- словесные: беседа о космическом полете, роли членов экипажа, дидактические игры «Набираем высоту», «Язык инопланетян», «Скажи наоборот», «Посчитай созвездия», «Неправильные предложения».

Материалы и оборудование: ноутбук (6 шт), силуэтное изображение ракеты, геометрические фигуры, папка с маршрутом, графическое изображение кристалла, кристалл разделенный на части, эмблемы, звуковые дома, картинки со звуками [в] [вꞌ], карточки с созвездиями, игрушка рыба, мягкая игрушка, мяч, книги, букварь, звезды с фишками для звукового анализа слов, шнурки, дом из конструктора, предметные картинки: дыня, мышка, осы, предметные и сюжетные картинки для развивающей среды: инопланетяне, необычные дома, звездное небо.

Виды детской деятельности:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игра малой подвижности «Скажи наоборот»

Игровая

Игровые ситуации: «Письмо из космоса», «Космический экипаж», «Возвращение кристалла»;

Дидактические игры: «Набираем высоту», «Дома звуков».

Компьютерная игра «Метеориты».

Коммуникативная

Беседа при объявлении темы и обсуждении космического полета, членов экипажа.

Дидактические игры «Язык инопланетян», «Посчитай созвездия», «Неправильные предложения».

Продуктивная

Дидактическая игра: «Строительство ракеты», «Бусы и браслеты для принцессы».

Познавательная

Беседа для уточнения значения слов «иллюминатор», «созвездия».

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Игровая ситуация «Письмо из космоса»

Предлагает детям послушать звуковое письмо и помочь инопланетянам: собрать кусочки кристалла.

После каждого выполненного задания дети получают или находят кусочки кристалла с подсказками, где искать следующую часть кристалла.

Слушают, рассуждают, что делать, приходят к выводу, что необходимо построить ракету

Деятельностный

Развивать навык размещать геометрические фигуры в силуэтном изображении («Познавательное развитие»)

Уточнить лексическое значение слова «иллюминатор» («Речевое развитие»)

Дидактическая игра «Строительство ракеты»

Размещают геометрические фигуры в силуэтном изображении ракеты

Понимают значение слова «иллюминатор»

 Предлагает детям построить ракету из геометрических фигур, накладывая их на силуэт ракеты.

Объясняет лексическое значение слова «иллюминатор».

Иллюминатор - плотно закрывающееся окно (на корабле, глубоководном или летательном аппарате) 

 По очереди выбирают геометрическую фигуру, соотносят фигуру с силуэтом, наклеивают её.

Внимательно слушают объяснения педагога, запоминают значение слова.

Развивать умение договариваться, поддерживать дружеские взаимоотношения («Социально-коммуникативное развитие»)

Игровая ситуация «Космический экипаж»

Поддерживают дружеские взаимоотношения, умеют договориться

Предлагает детям выбрать эмблемы, соответствующие ролям.

Выбирают эмблемы, слушают пояснения учителя-логопеда по значению эмблемы

Развивать навык постепенно увеличивать силу голоса на одном выдохе («Речевое развитие»)

Дидактическая игра «Набираем высоту»

Умеют постепенно увеличивать силу голоса на одном выдохе

Предлагает провести обратный отсчет, включить моторы, взлететь

 Проводят обратный отсчет, делают глубокий вдох носом, плавно выдыхая произносят звук [у], увеличивая громкость голоса.

Развивать навык дифференцировать на слух ряды слогов по твердости-мягкости и повторять их с заданной эмоциональной окраской («Речевое развитие»)

Дидактическая игра «Язык инопланетян»

Умеют дифференцировать на слух ряды слогов по твердости-мягкости и повторять их с заданной эмоциональной окраской

Предлагает детям прослушать и повторить ряды слогов с заданной эмоциональной окраской (приветствие, огорчение, радость).

Внимательно слушают, повторяют ряды слогов с заданной эмоциональной окраской

Развивать навык дифференцировать звуки по твердости-мягкости в словах («Речевое развитие»)

Дидактическая игра «Дома звуков»

Дифференцируют звуки по твердости-мягкости в словах

Предлагает найти картинки, в названии которых есть звуки [в] или [в’] и разложить их по своим домам.

Выбирают картинки с заданными звуками и раскладывают по домам

Упражнять в дифференциации звуков [с]-[ш] в словах («Речевое развитие»)

Компьютерная игра «Метеориты»

Дифференцируют звуки [с]-[ш] в словах

Предлагает сесть за столы с компьютерами, сбить метеориты для дальнейшего путешествия.

Рассаживаются за столы, сбивают метеориты с картинками, в названии которых есть звуки [с] или [ш].

Уточнить лексическое значение слова «созвездие»

Развивать навык согласовывать существительные с числительными («Речевое развитие»)

Дидактическая игра «Посчитай созвездия»

Понимают значение слова «созвездие»

Согласуют существительные с числительными

Объясняет/уточняет лексическое значение слова «созвездие»

Созвездие – это группы звезд, образующих в небе условные фигуры. Некоторые созвездия похожи на животных.

Предлагает взять карточку, и посчитать созвездия на ней

Образец: одно созвездие лебедя, два созвездия лебедя.

Слушают объяснения педагога, запоминают значение слова.

Выбирают карточку, считают созвездия, согласуя существительные с числительным

Развивать навык подбирать слова противоположные по значению («Речевое развитие»)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Подбирают  слова противоположные по значению

Предлагает по очереди ловить мяч и называть слово противоположное по значению заданному.

Ракета летит сначала медленно, а потом … (быстро)

На планете Земля тепло, а на планете Плутон ... (холодно)

Некоторые звезды находятся далеко от планеты, а другие … (близко)

Одни звезды яркие, а другие - …(тусклые)

Некоторые планеты обитаемые, а другие …(необитаемые)

Мелкие метеориты опасны, а другие …(безопасны)

Космонавты не слабые, а … (сильные)

Космонавты не трусливые, а …(смелые)

На планетах есть вещества твердые, а есть … (мягкие)

По очереди ловят мяч, называют слово противоположное по значению.

Развивать навык выполнять звуковой анализ слов («Речевое развитие»)

Развивать навык составлять слово из первых звуков заданных слов («Речевое развитие»)

Дидактическая игра «Бусы и браслеты для принцессы»

Выполняют звуковой анализ слов

Составляют слово из первых звуков заданных слов

Предлагает поделиться на пары и выполнить звуковой анализ слов: дыня, мышка, осы.

Предлагает выделить первый звук в словах, составить из них слово.

Рассматривают предметные изображения, выполняют звуковой анализ заданного слова.

Выделяют первый звук в словах, называют слово дом.

Развивать навык составлять предложения с предлогами из заданных слов  и согласовывать их между собой («Речевое развитие»)

Дидактическая игра «Неправильные предложения»

Составляют предложения с предлогами из заданных слов и согласовывать их между собой

Предлагает детям «починить» предложения

- с, ракета, космодрома, улететь.

- опыты, космонавты, в, проводят, космосе;

- в, тарелку, летающую, видели, мы, космосе;

- над, пролетел, метеорит, Землей;

- новое, в, ребята, созвездие, телескоп, увидели;

- в, часть, букварем, кристалла.

Слушают ряды слов, составляют из них предложения с предлогами, согласуя их между собой.

Заключительный

Игровая ситуация «Возвращение кристалла»

Задает вопросы:

- для чего мы собирали кусочки кристалла?

- какая часть кристалла вам досталась легко? Почему?

- а какая сложно? Почему?

Предлагает отправить кристалл обратно инопланетянам.

Благодарит за работу, дарит блокноты для составления творческих рассказов по теме «Космос».

Отвечают на вопросы педагога.

Кладут кристалл в папку.

Получают блокноты для составления интересных историй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится"

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится" направлен на достижение следующих результатов: 1) развитие интереса...

Примерный план – конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематической недели «Вода»

Примерный план – конспект  непосредственно- образовательной  деятельности по познавательному развитию для детей  старшего дошкольного возраста в рамках  проектно-тематической недел...

Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Воздух»

Примерный план-конспект  непосредственно - образовательной деятельности  по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической неде...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «В поисках Зимы».

Игра - путешествие: "В поисках Зимы" с элементами театрализованной деятельности направлена на создание условий для закрепления и расширения знаний детей о зиме и зимних явлениях....