Примерный план-конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы "Космические приключения"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данное занятие было разработано по лексической теме «Космос», относится к образовательной области – речевое развитие, проводится в форме квест – игры путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kosmos.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный план-конспект образовательной деятельности
по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы
«Космические приключения».
Пояснительная записка.
Данное занятие было разработано по лексической теме «Космос», относится к образовательной области – речевое развитие, проводится в форме квест – игры путешествия.
Речь – это средство общения и приобретение знаний. Нарушение мотивации к речевой деятельности приводит к нарушению коммуникативной деятельности и общения в целом. Дети с ОНР имеют особые сложности в плане речевого общения. Ребенок, имеющий нарушения в развитии речи, чаще всего усваивает только ту информацию, которая его больше всего заинтересовала, стала для него близкой, знакомой, вызвала приятные чувства. Компьютер – одно из средств мотивации и развития дошкольников с ОВЗ, создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности.
Актуальность занятия в том, что дети выполняют предложенные им задания в занимательной игровой форме и с использованием ИКТ.
Доминирующей образовательной областью занятия является «Речевое развитие». Присутствует интеграция образовательных областей: кроме «речевого развития», представлены задачи на «познавательное» и «социально-коммуникативное развитие».
Тема НОД: «Космические приключения».
Доминирующая область: «Речевое развитие».
Задачи:
«Речевое развитие»:
- уточнить лексическое значение слова «иллюминатор»;
- развивать навык постепенно увеличивать силу голоса на одном выдохе;
- развивать навык дифференцировать на слух ряды слогов по твердости-мягкости и повторять их с заданной эмоциональной окраской
- развивать навык дифференцировать звуки по твердости-мягкости в словах;
- упражнять в дифференциации звуков [с]-[ш] в словах;
- уточнить лексическое значение слова «созвездие»;
- развивать навык согласовывать существительные с числительными;
- развивать навык подбирать слова противоположные по значению;
- развивать навык выполнять звуковой анализ слов;
- развивать навык составлять слово из первых звуков заданных слов;
- развивать навык составлять предложения с предлогами из заданных слов и согласовывать их между собой.
«Познавательное развитие»:
- развивать навык размещать геометрические фигуры в силуэтном изображении
«Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать умение договариваться, поддерживать дружеские взаимоотношения;
- развивать навык адекватно оценивать собственные поступки.
Методы и приемы:
- практические: накладывание геометрических фигур на силуэт ракеты, раскладывание картинок в зависимости от наличия в названии звука [в] или [в’], звуковой анализ слов, компьютерная игра на дифференциацию звуков [с]-[ш];
- наглядные: рассматривание эмблем, предметных и сюжетных изображений;
- словесные: беседа о космическом полете, роли членов экипажа, дидактические игры «Набираем высоту», «Язык инопланетян», «Скажи наоборот», «Посчитай созвездия», «Неправильные предложения».
Материалы и оборудование: ноутбук (6 шт), силуэтное изображение ракеты, геометрические фигуры, папка с маршрутом, графическое изображение кристалла, кристалл разделенный на части, эмблемы, звуковые дома, картинки со звуками [в] [вꞌ], карточки с созвездиями, игрушка рыба, мягкая игрушка, мяч, книги, букварь, звезды с фишками для звукового анализа слов, шнурки, дом из конструктора, предметные картинки: дыня, мышка, осы, предметные и сюжетные картинки для развивающей среды: инопланетяне, необычные дома, звездное небо.
Виды детской деятельности:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Игра малой подвижности «Скажи наоборот» |
Игровая | Игровые ситуации: «Письмо из космоса», «Космический экипаж», «Возвращение кристалла»; Дидактические игры: «Набираем высоту», «Дома звуков». Компьютерная игра «Метеориты». |
Коммуникативная | Беседа при объявлении темы и обсуждении космического полета, членов экипажа. Дидактические игры «Язык инопланетян», «Посчитай созвездия», «Неправильные предложения». |
Продуктивная | Дидактическая игра: «Строительство ракеты», «Бусы и браслеты для принцессы». |
Познавательная | Беседа для уточнения значения слов «иллюминатор», «созвездия». |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | Игровая ситуация «Письмо из космоса» | |||
Предлагает детям послушать звуковое письмо и помочь инопланетянам: собрать кусочки кристалла. После каждого выполненного задания дети получают или находят кусочки кристалла с подсказками, где искать следующую часть кристалла. | Слушают, рассуждают, что делать, приходят к выводу, что необходимо построить ракету | |||
Деятельностный | Развивать навык размещать геометрические фигуры в силуэтном изображении («Познавательное развитие») Уточнить лексическое значение слова «иллюминатор» («Речевое развитие») | Дидактическая игра «Строительство ракеты» | Размещают геометрические фигуры в силуэтном изображении ракеты Понимают значение слова «иллюминатор» | |
Предлагает детям построить ракету из геометрических фигур, накладывая их на силуэт ракеты. Объясняет лексическое значение слова «иллюминатор». Иллюминатор - плотно закрывающееся окно (на корабле, глубоководном или летательном аппарате) | По очереди выбирают геометрическую фигуру, соотносят фигуру с силуэтом, наклеивают её. Внимательно слушают объяснения педагога, запоминают значение слова. | |||
Развивать умение договариваться, поддерживать дружеские взаимоотношения («Социально-коммуникативное развитие») | Игровая ситуация «Космический экипаж» | Поддерживают дружеские взаимоотношения, умеют договориться | ||
Предлагает детям выбрать эмблемы, соответствующие ролям. | Выбирают эмблемы, слушают пояснения учителя-логопеда по значению эмблемы | |||
Развивать навык постепенно увеличивать силу голоса на одном выдохе («Речевое развитие») | Дидактическая игра «Набираем высоту» | Умеют постепенно увеличивать силу голоса на одном выдохе | ||
Предлагает провести обратный отсчет, включить моторы, взлететь | Проводят обратный отсчет, делают глубокий вдох носом, плавно выдыхая произносят звук [у], увеличивая громкость голоса. | |||
Развивать навык дифференцировать на слух ряды слогов по твердости-мягкости и повторять их с заданной эмоциональной окраской («Речевое развитие») | Дидактическая игра «Язык инопланетян» | Умеют дифференцировать на слух ряды слогов по твердости-мягкости и повторять их с заданной эмоциональной окраской | ||
Предлагает детям прослушать и повторить ряды слогов с заданной эмоциональной окраской (приветствие, огорчение, радость). | Внимательно слушают, повторяют ряды слогов с заданной эмоциональной окраской | |||
Развивать навык дифференцировать звуки по твердости-мягкости в словах («Речевое развитие») | Дидактическая игра «Дома звуков» | Дифференцируют звуки по твердости-мягкости в словах | ||
Предлагает найти картинки, в названии которых есть звуки [в] или [в’] и разложить их по своим домам. | Выбирают картинки с заданными звуками и раскладывают по домам | |||
Упражнять в дифференциации звуков [с]-[ш] в словах («Речевое развитие») | Компьютерная игра «Метеориты» | Дифференцируют звуки [с]-[ш] в словах | ||
Предлагает сесть за столы с компьютерами, сбить метеориты для дальнейшего путешествия. | Рассаживаются за столы, сбивают метеориты с картинками, в названии которых есть звуки [с] или [ш]. | |||
Уточнить лексическое значение слова «созвездие» Развивать навык согласовывать существительные с числительными («Речевое развитие») | Дидактическая игра «Посчитай созвездия» | Понимают значение слова «созвездие» Согласуют существительные с числительными | ||
Объясняет/уточняет лексическое значение слова «созвездие» Созвездие – это группы звезд, образующих в небе условные фигуры. Некоторые созвездия похожи на животных. Предлагает взять карточку, и посчитать созвездия на ней Образец: одно созвездие лебедя, два созвездия лебедя. | Слушают объяснения педагога, запоминают значение слова. Выбирают карточку, считают созвездия, согласуя существительные с числительным | |||
Развивать навык подбирать слова противоположные по значению («Речевое развитие») | Дидактическая игра «Скажи наоборот» | Подбирают слова противоположные по значению | ||
Предлагает по очереди ловить мяч и называть слово противоположное по значению заданному. Ракета летит сначала медленно, а потом … (быстро) На планете Земля тепло, а на планете Плутон ... (холодно) Некоторые звезды находятся далеко от планеты, а другие … (близко) Одни звезды яркие, а другие - …(тусклые) Некоторые планеты обитаемые, а другие …(необитаемые) Мелкие метеориты опасны, а другие …(безопасны) Космонавты не слабые, а … (сильные) Космонавты не трусливые, а …(смелые) На планетах есть вещества твердые, а есть … (мягкие) | По очереди ловят мяч, называют слово противоположное по значению. | |||
Развивать навык выполнять звуковой анализ слов («Речевое развитие») Развивать навык составлять слово из первых звуков заданных слов («Речевое развитие») | Дидактическая игра «Бусы и браслеты для принцессы» | Выполняют звуковой анализ слов Составляют слово из первых звуков заданных слов | ||
Предлагает поделиться на пары и выполнить звуковой анализ слов: дыня, мышка, осы. Предлагает выделить первый звук в словах, составить из них слово. | Рассматривают предметные изображения, выполняют звуковой анализ заданного слова. Выделяют первый звук в словах, называют слово дом. | |||
Развивать навык составлять предложения с предлогами из заданных слов и согласовывать их между собой («Речевое развитие») | Дидактическая игра «Неправильные предложения» | Составляют предложения с предлогами из заданных слов и согласовывать их между собой | ||
Предлагает детям «починить» предложения - с, ракета, космодрома, улететь. - опыты, космонавты, в, проводят, космосе; - в, тарелку, летающую, видели, мы, космосе; - над, пролетел, метеорит, Землей; - новое, в, ребята, созвездие, телескоп, увидели; - в, часть, букварем, кристалла. | Слушают ряды слов, составляют из них предложения с предлогами, согласуя их между собой. | |||
Заключительный | Игровая ситуация «Возвращение кристалла» | |||
Задает вопросы: - для чего мы собирали кусочки кристалла? - какая часть кристалла вам досталась легко? Почему? - а какая сложно? Почему? Предлагает отправить кристалл обратно инопланетянам. Благодарит за работу, дарит блокноты для составления творческих рассказов по теме «Космос». | Отвечают на вопросы педагога. Кладут кристалл в папку. Получают блокноты для составления интересных историй. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится"
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится" направлен на достижение следующих результатов: 1) развитие интереса...
Примерный план – конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематической недели «Вода»
Примерный план – конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематической недел...
Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Воздух»
Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической неде...
Конспект-образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе "Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака"
Литературная викторина, где дети вспоминают все рассказы С.Я. Маршака....
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема: «Веселые космонавты»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе «Переполох в осеннем лесу»
В ходе НОД дети помогают персоонажу и с помощью речевых игр развивают грамматический строй речи....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «В поисках Зимы».
Игра - путешествие: "В поисках Зимы" с элементами театрализованной деятельности направлена на создание условий для закрепления и расширения знаний детей о зиме и зимних явлениях....