Интегрированное коррекционное познавательно-речевое занятие по теме « Что нам осень принесла»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Смирнова Людмила Евгеньевна

Это итоговое занятие по лексической теме "Осень" в старшей  логопедической  группе  для детей с ОНР.

Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Активизировать  и уточнить словарь по теме – Осень.

2.Закрепить  обобщающие понятия – Овощи - фрукты, перелётные – зимующие птицы, съедобные – несъедобные грибы.

3.Упражнять в образовании  относительных прилагательных

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать  динамическую  организацию движений.

2.Развивать умение дуть по - середине языка прохладной струёй, не раздувая щёк, не поднимая плеч.

Коррекционно – воспитательные:

1.            Формировать  навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоя­тельности, ответственности.

2.           Воспитывать  любовь  и бережное от­ношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Россия, г. Ярославль Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 193

(сокращенное официальное наименование – МДОУ детский сад № 193).

по адресу: Ленинградский проспект д. 63-а, сайт учреждения:http:// mdou193.edu.yar.ru

Итоговое  интегрированное коррекционное познавательно-речевое  занятие

по теме « Что нам осень принесла?»

Старшая  логопедическая  группа для детей с ОНР

Авторы: Учитель - логопед  - Смирнова Людмила Евгеньевна (Гостья Осень)

Воспитатель - Буланова Людмила Николаевна

Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях

 Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

1.Активизировать  и уточнить словарь по теме – Осень.

2.Закрепить  обобщающие понятия – Овощи - фрукты, перелётные – зимующие птицы, съедобные – несъедобные грибы.

3.Упражнять в образовании  относительных прилагательных

Коррекционно-развивающие: 

1.Развивать  динамическую  организацию движений.

2.Развивать умение дуть по - середине языка прохладной струёй, не раздувая щёк, не поднимая плеч.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Формировать  навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
  2. Воспитывать  любовь  и бережное отношение к природе.

Оборудование:

2 кастрюли  или тарелки-блюда, 2 фартука, 2 корзины с фруктами и овощами, 2 маленькие корзины под грибы, д/и «Дерево» с птицами перелётными и зимующими, мяч, осенние листья (бумажные), загадки на листьях, картинки грибов, корзина с грушами - на каждого, схема- опора для описания примет осени, костюм осени

Предварительная работа: разучивание стихотворений, формирование представлений и знаний, отработка лексико-грамматических категорий по лексическим темам - Овощи-Фрукты, Перелётные птицы, Грибы, Деревья, Золотая осень - Поздняя осень, Откуда к нам хлеб пришёл, Осенняя одежда,

Чтение художественной литературы. Рассматривание картин и иллюстраций об осени. Рассматривание детских работ, нарисованных за осенний период. Наблюдения на прогулке, сбор гербария. Экологические занятия и игры по теме «Осень».

1 часть

  1. Организационный момент.

Воспитатель   - Ребята, вы любите ходить в гости, а принимать гостей? Сегодня к вам придёт одна  Гостья, а кто это, догадайтесь сами, отгадайте мою загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я……(осень)

- Пока ждём нашу Гостью, поиграем. Игра с мячом по кругу

« Кто знает, тот продолжает…» Воспитатель начинает, называя время года, а дети у кого оказался мяч в руках, по очереди продолжают называть по одному времени года, который следует за названным.

Воспитатель: осень- зима- весна –лето-осень и т.д.

- Логоритмическая   разминка (воспитатель вместе с детьми вспоминает и рассказывает стихотворение, стоя в кругу)  

«Времена года»

Мы, конечно, любим лето

Летом  всё теплом согрето,

Но за ним приходит осень,

Хоть её мы и не просим.

А потом идёт зима

И бела  и холодна.

За зимой идёт весна,

Вновь тепло несёт она.

На первые две строчки - соединяют пальцы с большим пальцем по очереди сначала на правой руке, затем на левой.

На 3-4 строчке шагают в ритм стиха

На 5-6 строчке топают правой ногой в ритм стиха

На 7-8 –хлопают в ладоши.

  - Ребята, почему к нам придёт именно осень, как вы думаете? (потому что осень на дворе)

- Какие осенние месяцы вы знаете?

2. Сюрпризный момент - входит Осень с корзинкой (под музыку или стук в дверь)

- Здравствуйте, ребятки! Я пришла к вам не с пустыми руками? Я приготовила для вас много интересного…

  1. Часть – Основная  часть

1. Загадки Осени

- Сядет тот, кто отгадает мои загадки. (см.приложение №1)

C:\Users\Милочка\Documents\Логопедия\Занятия\Итоговое - старшая группа\Занятие итоговое осень ФОТО\SAM_2623.JPG

 2.Стихи об осени

Воспитатель: - Давайте порадуем нашу гостью, расскажем ей стихи

(предварительная работа- « Сапожки», «Если на деревьях…», «Птички полетели», «Стайка», «Листопад») см. приложение №2

C:\Users\Милочка\Documents\Логопедия\Занятия\Итоговое - старшая группа\Занятие итоговое осень ФОТО\SAM_2630.JPG

 3.Дыхательное упражнение « Подуй на осенний листок»

Осень раздаёт детям по осеннему листку с разных деревьев.

- А теперь давайте поиграем. Осенью, ветер какой? – сильный, холодный. Изобразим осенний ветер. Вдох через нос, выдох через рот на кончик языка.

4. Игра с мячом « Какой лист?» С дуба – дубовый, с клёна – …

Осень: - Поиграем, как называются листья, которые у вас в руках.

 5. Логоритмическая  песенка ( с движениями рук, выполняется стоя)

-Вы много стихов про меня выучили, а теперь все вместе споём песенку

Овощи 
Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

   Капусту,

      Морковку,

         Горох,

            Петрушку и свёклу.

               Ох! ..

Вот овощи спор завели на столе √

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

   Капуста?

       Морковка?

          Горох?

            Петрушка иль свёкла?

               Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

   Капусту,

      Морковку,

         Горох,

           Петрушку и свёклу.

              Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

   Капуста,

      Морковка,

         Горох,

           Петрушка и свёкла.

              Ох!..

                 И суп овощной оказался неплох!

 6. Осень :

-Что люди осенью собирают в садах и огородах? (урожай)

- Вы знаете, как называются плоды, которые растут на грядке? ( овощи)

-А плоды, которые растут на деревьях? ( фрукты)

 Игра « Хозяюшка» (Сварим компот и овощной суп) Выбирают двух девочек- поварих, им надевают фартуки и шапочки, дают по кастрюле и предлагают сварить одной – суп, другой- компот. Перед ними на подносе лежат муляжи овощей и фруктов вперемешку.

C:\Users\Милочка\Documents\Логопедия\Занятия\Итоговое - старшая группа\Занятие итоговое осень ФОТО\SAM_2634.JPG

« Пальчиковая игра»

 Пока «поварихи готовят» остальные дети вместе с осенью «рассказывают» как заготовить капусту на зиму, выполняя движения руками по тексту:

 Мы капустку - рубим, рубим

Мы морковку трём, трём

Мы капустку солим, солим

Мы капустку жмём, жмём

C:\Users\Милочка\Documents\Логопедия\Занятия\Итоговое - старшая группа\Занятие итоговое осень ФОТО\SAM_2633.JPG

  7. Игра « Собери в корзину съедобные грибы» - мальчики

Осень: - Что люди собирают осенью в лесу? ( грибы)

«Самомассаж пальцев»  – пока дети отбирают грибы.

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот всё съел,
Оттого и потолстел.

8. Дидактическая игра « Дерево» (перелётные и зимующие птицы) проводит воспитатель:

 - Что происходит осенью с птицами?

- Все улетают? Как эти птицы называются?

Описание игры: На дереве «сидят» перелётные и зимующие птицы, каждый ребёнок по очереди подходит и называя птицу говорит - зимующая она или перелётная, если перелётная , то птица «улетает» с дерева, если зимующая, то остаётся.

Воспитатель:

«Стих прощальный»

В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
"Осень. Снова осень!"


Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
"Осень. Скоро осень!"


На кустарник иней
Белый плащ набросил.
Шепчет дуб рябине:
"Осень. Скоро осень!"


Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
"Скоро заметелит
И завьюжит скоро!"

(А. Ефимцев)

Осень (уход осени):

Вижу, много вы узнали об осени, молодцы, ребята!

И пришла пора прощаться с вами.

Скоро зима, не забывайте меня.

До следующего года, до свиданья!

3 часть - Итог занятия:

 Воспитатель:

- Что про осень вы узнали? Как узнаем, что наступила осень?     

-Назовите дети приметы осени.  

 ( Приметы осени дети называют по описательной схеме – опоре Коноваленко)

C:\Users\Милочка\Documents\Логопедия\Занятия\Итоговое - старшая группа\Занятие итоговое осень ФОТО\SAM_2635.JPG

Воспитатель:

Ходит осень в  нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый –осине,
Зонтик желтый –тополям,
Фрукты осень дарит нам.

(И. Винокуров)

- Посмотрите, осень и нам оставила свои подарки.

Подарок Осени - груши в корзине



Предварительный просмотр:

C:\Users\Милочка\Downloads\List_berezy.jpgC:\Users\Милочка\Downloads\List_berezy.jpgC:\Users\Милочка\Downloads\list_duba.jpgC:\Users\Милочка\Downloads\list_duba.jpg

C:\Users\Милочка\Downloads\list_klena1.jpgC:\Users\Милочка\Downloads\List_topolya.jpg.gif

C:\Users\Милочка\Downloads\list_klena1.jpgC:\Users\Милочка\Downloads\List_topolya.jpg.gif

C:\Users\Милочка\Downloads\raskraski-dlya-malyshey--derevya--19.jpgC:\Users\Милочка\Downloads\raskraski-dlya-malyshey--derevya--19.jpg

C:\Users\Милочка\Downloads\raskraski-dlya-malyshey--derevya--27.jpgC:\Users\Милочка\Downloads\raskraski-dlya-malyshey--derevya--27.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,

если я… ( капуста)

Расту в земле на грядке я,
красная, длинная,

сладкая…(морковь)

Сидит красная девица в темнице,

 а коса на улице.

 ( морковь)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом…(картошка)

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

                                        ( лук)

Вверху зелено,

Внизу красно.

В землю вросло.

                                  ( свёкла)

Летом в огороде-

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут  их..? (Огурцы)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков…

                                  (горох)

Он большой,

как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? …

                                   (арбуз)

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый,

как Петрушка,

Ядовитый…..(мухомор)

В лесу под ёлкой крошка-

Только шапка да ножка…

                                   (гриб)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я ….   (подосиновик)

Семьдесят одёжек,

 и все без застёжек.

                               ( капуста)

Круглый бок, жёлтый бок.

Сидит на грядках колобок.

Врос в землю крепко.

Кто же это?           ( репка)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

                            (яблоко)

Кругла да гладка.

Откусишь- сладка,

Засела крепко

На грядке……    (репка)



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

     Сапожки.                     ( с имитацией  движений по тексту стихотворения)

Нарядили ножки
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,

Прямо по дорожке.


Вы шагайте – топайте

По лужам не шлёпайте

В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.

***

       Осень                           ( с движениями рук по тексту)

Если на деревьях

листья пожелтели,
Если в край далекий

птицы улетели,
Если небо хмурое,

если дождик льется,
Это время года

осенью зовется.

(М. Ходякова)

***

 «Пальчиковая гимнастика»

Птички полетели,       пальцы обеих рук сцеплены между собой « в замке», имитируют полёт стаи птиц

Крыльями махали,   одноимённые пальцы по очереди двигаются, изображая полёт птицы в стае

На деревья сели,      обе руки соединяются локтями и предплечиями, изображая ствол дерева, ладони                

                                            разведены в стороны – изображая крону дерева.

Вместе отдыхали.    пальцы обеих рук соединяются в замок

***

« Стайка»  Ирина Токмакова      

 Пой-ка, подпевай-ка: 
Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей, 
Эта птичка – воробей. 
Эта птичка – совушка, 
Сонная головушка. 
Эта птичка – свиристель, 
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, 
Серенькое перышко. 
Эта – зяблик. 
Эта – стриж. 
Эта – развесёлый чиж. 
Ну, а эта – злой орлан. 
Птички, птички – по домам!

Проводится как пальчиковая гимнастика – пальцы по очереди загибают, называя птичек. На последние строчки стиха пальцы прячут в кулачки.

***

Листопад 

 

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
(В. Нирович)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми по теме "Что нам осень принесла".

Данный  конспект  предлагается как итоговое занятие по темам осени  "Деревья",  "Лес.Грибы.Ягоды", "Огород Овощи", "Сад.Фрукты"....

конспект интегрированной образовательной деятельности тема: "Что нам осень принесла", аппликация (коллективная работа)

этот конспект поможет воспитателям детского сада провести интегрированную образовательную деятельность по закреплению знаний у детей об овощах и фруктах. развитию речи детей ;умения вырезать круг из ч...

План-конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла».2015г.

План-конспектинтегрированной образовательной деятельностив старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла»....

Интегрированное занятие в старшей группе "Что нам осень принесла"

Материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Интегрированное занятие в средней группе "Что нам осень принесла"

Цель: повторить и закрепить знания детей о времени года – осень, расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, развивать творческие способности ребенка посредством фольклора...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности Тема: «Что нам осень принесла»

Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста....