Интегрированное коррекционное познавательно-речевое занятие по теме « Что нам осень принесла»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Это итоговое занятие по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР.
Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Активизировать и уточнить словарь по теме – Осень.
2.Закрепить обобщающие понятия – Овощи - фрукты, перелётные – зимующие птицы, съедобные – несъедобные грибы.
3.Упражнять в образовании относительных прилагательных
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать динамическую организацию движений.
2.Развивать умение дуть по - середине языка прохладной струёй, не раздувая щёк, не поднимая плеч.
Коррекционно – воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговое занятие в старшей логогруппе по теме "Что нам осень принесла | 191.28 КБ |
осенние листья для сдувания | 199.68 КБ |
Загадки | 24.84 КБ |
Стихи | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Россия, г. Ярославль Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 193
(сокращенное официальное наименование – МДОУ детский сад № 193).
по адресу: Ленинградский проспект д. 63-а, сайт учреждения:http:// mdou193.edu.yar.ru
Итоговое интегрированное коррекционное познавательно-речевое занятие
по теме « Что нам осень принесла?»
Старшая логопедическая группа для детей с ОНР
Авторы: Учитель - логопед - Смирнова Людмила Евгеньевна (Гостья Осень)
Воспитатель - Буланова Людмила Николаевна
Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Активизировать и уточнить словарь по теме – Осень.
2.Закрепить обобщающие понятия – Овощи - фрукты, перелётные – зимующие птицы, съедобные – несъедобные грибы.
3.Упражнять в образовании относительных прилагательных
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать динамическую организацию движений.
2.Развивать умение дуть по - середине языка прохладной струёй, не раздувая щёк, не поднимая плеч.
Коррекционно – воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
2 кастрюли или тарелки-блюда, 2 фартука, 2 корзины с фруктами и овощами, 2 маленькие корзины под грибы, д/и «Дерево» с птицами перелётными и зимующими, мяч, осенние листья (бумажные), загадки на листьях, картинки грибов, корзина с грушами - на каждого, схема- опора для описания примет осени, костюм осени
Предварительная работа: разучивание стихотворений, формирование представлений и знаний, отработка лексико-грамматических категорий по лексическим темам - Овощи-Фрукты, Перелётные птицы, Грибы, Деревья, Золотая осень - Поздняя осень, Откуда к нам хлеб пришёл, Осенняя одежда,
Чтение художественной литературы. Рассматривание картин и иллюстраций об осени. Рассматривание детских работ, нарисованных за осенний период. Наблюдения на прогулке, сбор гербария. Экологические занятия и игры по теме «Осень».
1 часть
- Организационный момент.
Воспитатель - Ребята, вы любите ходить в гости, а принимать гостей? Сегодня к вам придёт одна Гостья, а кто это, догадайтесь сами, отгадайте мою загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я……(осень)
- Пока ждём нашу Гостью, поиграем. Игра с мячом по кругу
« Кто знает, тот продолжает…» Воспитатель начинает, называя время года, а дети у кого оказался мяч в руках, по очереди продолжают называть по одному времени года, который следует за названным.
Воспитатель: осень- зима- весна –лето-осень и т.д.
- Логоритмическая разминка (воспитатель вместе с детьми вспоминает и рассказывает стихотворение, стоя в кругу)
«Времена года»
Мы, конечно, любим лето
Летом всё теплом согрето,
Но за ним приходит осень,
Хоть её мы и не просим.
А потом идёт зима
И бела и холодна.
За зимой идёт весна,
Вновь тепло несёт она.
На первые две строчки - соединяют пальцы с большим пальцем по очереди сначала на правой руке, затем на левой.
На 3-4 строчке шагают в ритм стиха
На 5-6 строчке топают правой ногой в ритм стиха
На 7-8 –хлопают в ладоши.
- Ребята, почему к нам придёт именно осень, как вы думаете? (потому что осень на дворе)
- Какие осенние месяцы вы знаете?
2. Сюрпризный момент - входит Осень с корзинкой (под музыку или стук в дверь)
- Здравствуйте, ребятки! Я пришла к вам не с пустыми руками? Я приготовила для вас много интересного…
- Часть – Основная часть
1. Загадки Осени
- Сядет тот, кто отгадает мои загадки. (см.приложение №1)
2.Стихи об осени
Воспитатель: - Давайте порадуем нашу гостью, расскажем ей стихи
(предварительная работа- « Сапожки», «Если на деревьях…», «Птички полетели», «Стайка», «Листопад») см. приложение №2
3.Дыхательное упражнение « Подуй на осенний листок»
Осень раздаёт детям по осеннему листку с разных деревьев.
- А теперь давайте поиграем. Осенью, ветер какой? – сильный, холодный. Изобразим осенний ветер. Вдох через нос, выдох через рот на кончик языка.
4. Игра с мячом « Какой лист?» С дуба – дубовый, с клёна – …
Осень: - Поиграем, как называются листья, которые у вас в руках.
5. Логоритмическая песенка ( с движениями рук, выполняется стоя)
-Вы много стихов про меня выучили, а теперь все вместе споём песенку
Овощи
Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох! ..
Вот овощи спор завели на столе √
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
6. Осень :
-Что люди осенью собирают в садах и огородах? (урожай)
- Вы знаете, как называются плоды, которые растут на грядке? ( овощи)
-А плоды, которые растут на деревьях? ( фрукты)
Игра « Хозяюшка» (Сварим компот и овощной суп) Выбирают двух девочек- поварих, им надевают фартуки и шапочки, дают по кастрюле и предлагают сварить одной – суп, другой- компот. Перед ними на подносе лежат муляжи овощей и фруктов вперемешку.
« Пальчиковая игра»
Пока «поварихи готовят» остальные дети вместе с осенью «рассказывают» как заготовить капусту на зиму, выполняя движения руками по тексту:
Мы капустку - рубим, рубим
Мы морковку трём, трём
Мы капустку солим, солим
Мы капустку жмём, жмём
7. Игра « Собери в корзину съедобные грибы» - мальчики
Осень: - Что люди собирают осенью в лесу? ( грибы)
«Самомассаж пальцев» – пока дети отбирают грибы.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот всё съел,
Оттого и потолстел.
8. Дидактическая игра « Дерево» (перелётные и зимующие птицы) проводит воспитатель:
- Что происходит осенью с птицами?
- Все улетают? Как эти птицы называются?
Описание игры: На дереве «сидят» перелётные и зимующие птицы, каждый ребёнок по очереди подходит и называя птицу говорит - зимующая она или перелётная, если перелётная , то птица «улетает» с дерева, если зимующая, то остаётся.
Воспитатель:
«Стих прощальный»
В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
"Осень. Снова осень!"
Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
"Осень. Скоро осень!"
На кустарник иней
Белый плащ набросил.
Шепчет дуб рябине:
"Осень. Скоро осень!"
Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
"Скоро заметелит
И завьюжит скоро!"
(А. Ефимцев)
Осень (уход осени):
Вижу, много вы узнали об осени, молодцы, ребята!
И пришла пора прощаться с вами.
Скоро зима, не забывайте меня.
До следующего года, до свиданья!
3 часть - Итог занятия:
Воспитатель:
- Что про осень вы узнали? Как узнаем, что наступила осень?
-Назовите дети приметы осени.
( Приметы осени дети называют по описательной схеме – опоре Коноваленко)
Воспитатель:
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый –осине,
Зонтик желтый –тополям,
Фрукты осень дарит нам.
(И. Винокуров)
- Посмотрите, осень и нам оставила свои подарки.
Подарок Осени - груши в корзине
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Что за скрип, что за хруст? если я… ( капуста) | Расту в земле на грядке я, сладкая…(морковь) | Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. ( морковь) |
И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом…(картошка) | Сидит дед, в шубу одет, Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. ( лук) | Вверху зелено, Внизу красно. В землю вросло. ( свёкла) |
Летом в огороде- Свежие, зеленые, А зимою в бочке – Желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, Как зовут их..? (Огурцы) | На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков… (горох) | Он большой, как мяч футбольный, Если спелый – все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за шар? … (арбуз) |
Возле леса на опушке, Украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, Ядовитый…..(мухомор) | В лесу под ёлкой крошка- Только шапка да ножка… (гриб) | Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я …. (подосиновик) |
Семьдесят одёжек, и все без застёжек. ( капуста) | |
Круглый бок, жёлтый бок. Сидит на грядках колобок. Врос в землю крепко. Кто же это? ( репка) | |
Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. (яблоко) | |
Кругла да гладка. Откусишь- сладка, Засела крепко На грядке…… (репка) |
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
Сапожки. ( с имитацией движений по тексту стихотворения)
Нарядили ножки
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,
Прямо по дорожке.
Вы шагайте – топайте
По лужам не шлёпайте
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.
***
Осень ( с движениями рук по тексту)
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)
***
«Пальчиковая гимнастика»
Птички полетели, пальцы обеих рук сцеплены между собой « в замке», имитируют полёт стаи птиц
Крыльями махали, одноимённые пальцы по очереди двигаются, изображая полёт птицы в стае
На деревья сели, обе руки соединяются локтями и предплечиями, изображая ствол дерева, ладони
разведены в стороны – изображая крону дерева.
Вместе отдыхали. пальцы обеих рук соединяются в замок
***
« Стайка» Ирина Токмакова
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
Проводится как пальчиковая гимнастика – пальцы по очереди загибают, называя птичек. На последние строчки стиха пальцы прячут в кулачки.
***
Листопад
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
(В. Нирович)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность воспитателя с детьми по теме "Что нам осень принесла".
Данный конспект предлагается как итоговое занятие по темам осени "Деревья", "Лес.Грибы.Ягоды", "Огород Овощи", "Сад.Фрукты"....
конспект интегрированной образовательной деятельности тема: "Что нам осень принесла", аппликация (коллективная работа)
этот конспект поможет воспитателям детского сада провести интегрированную образовательную деятельность по закреплению знаний у детей об овощах и фруктах. развитию речи детей ;умения вырезать круг из ч...
Интегрированное занятие для детей старшей группы План-конспект музыкального занятия. Тема: «Что нам осень принесла».
Конспект НОД, по теме недели "Что нам осень принесла"...
План-конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла».2015г.
План-конспектинтегрированной образовательной деятельностив старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла»....
Интегрированное занятие в старшей группе "Что нам осень принесла"
Материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Интегрированное занятие в средней группе "Что нам осень принесла"
Цель: повторить и закрепить знания детей о времени года – осень, расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, развивать творческие способности ребенка посредством фольклора...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности Тема: «Что нам осень принесла»
Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста....