Конспект открытого занятия «По дороге к Азбуке» Комплексная программа «Школа 2100» Занятие № 45 (старшая группа) Тема: Звук [С']
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа) по теме
За основу взят конспект из методички "По дороге к Азбуке", но я добавила свои разработки, игры, задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_myag_s.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия «По дороге к Азбуке»
Комплексная программа «Школа 2100»
Занятие № 45 (старшая группа)
Тема: Звук [С']
Цели: закрепление представления о букве С и звуках [С], [С'], умения различать их по твёрдости-мягкости, способу произнесения; активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов, способности сравнивать слова по звуковому составу; закрепление представления о смыслоразличителъной роли фонем; совершенствование умений производить сложные виды звукового и слогового анализа, при-
менять мыслительные операции к звуковому и слоговому составу слов; развитие грамматического строя, связной речи; обогащение опыта чтения; развитие памяти, мышления, воображения, тонкой моторики. Наглядность:
- иллюстрации в пособиях;
- обозначение звуков [С], [С'] и гласных звуков;
- картинки на звуки [С] и [С'] в словах;
- кассы звуковые.
Ход занятия.
- ПОВТОРЕНИЕ (развитие связной речи)
Упражнение : «Пересказ»
Цель: дети учатся связно, последовательно выстраивать текст с помощью взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. Добиваться полных ответов от детей.
Приходит в гости Незнайка (он был на прошлом занятии), напоминает детям историю прошлого занятия, но всё путает. Дети исправляют ошибки в рассказе Незнайки и рассказывают, как было на самом деле.
- Расскажите о звуке [С].
- Назовите слова с этим звуком.
- Какое участие принял насос в проведении соревнования воздухоплавателей?
- В каком месте проводилось это соревнование?
- 1) История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.
Упражнение: «Составление рассказа по сюжетной картинке» (развитие связной речи) Цель: учить детей связно, последовательно составлять рассказ с помощью взрослого, опираясь на картинку. Добиваться полных предложений от детей.
Сначала дети рассматривают рисунок и рассказывают, что на нём изображено; выявляют узловые моменты сюжета; далее дети пытаются логически определить, что этому предшествовало; затем рассуждают, что произошло бы впоследствии.
После анализа изображённого на рисунке сюжета составляем план рассказа. Далее дети
составляют рассказ самостоятельно. Чтение оригинала, проверяем правильно ли дети составили сюжет
РАССКАЗ
После окончания соревнования воздухоплавателей все его участники разбрелись по парку. Игрушки тоже последовали их примеру.
Когда они подошли к аттракционам, то выяснилось, что все места уже оказались занятыми и освободятся ещё не скоро. Игрушки уже приготовились к долгому и утомительному ожиданию в очереди для желающих покататься, как вдруг увидели в сторонке одиноко стоящую нарядную карусель.
Наши друзья с радостью устремились к ней и поспешили занять места.
И тут выяснилось, что карусель не работает. Не желая сдаваться, игрушки попытались её подтолкнуть (см. рис. на с. 28). Под воздействием их невероятных усилий большая и тяжёлая карусель наконец-то сдвинулась с места, издавая при этом неприятный скрип: «Сь-сь-сь«. Но вскоре вновь остановилась. «Всё! Я больше не могу её толкать», - устало сказал Лисёнок и в изнеможении повалился на траву, а вслед за ним и Мудрая Сова. «Кажется, я понял, как можно заставить эту карусель кружиться!» - воскликнул Ёжик и куда-то ушёл. Через некоторое время он вернулся с маслёнкой. Этим маслом он смазал все детали карусели. И после этого стоило Ёжику
лишь слегка её подтолкнуть, карусель тут же завертелась как новенькая, приглашая всех желающих прокатиться с ветерком.
- Какие фигурки установлены на этой карусели?
- Какой звук есть в каждом слове?(звуковая культура речи)
- Сегодня мы поговорим о звуке [С'].
II. 1) Работа с рисунком (с. 28).
- Картинка, где изображено, как скрипит карусель, обозначает звук [С']. Найдите на рисунке звук [С'] и расскажите, какой он. (Согласный, глухой, мягкий.)
Объясните, почему вы так решили.(Согласный – звук встречает преграду.
Глухой – произносим шёпотом, горлышко не дрожит, мягкий – произносим мягко).
- Назовите слова, в которых слышится звук [С'].
- Выложите слоги: [С'А]-[АС']-[ОС']-[С'О]-[С'У]-[УС']-[ЭС']-
- 2) Работа с рисунком (с. 29).(звуковая культура речи) - Чем отличаются звуки [С] и [С']?Каким цветом они обозначаются?Определите, какой из этих звуков слышится в названии каждой картинки, и закрасьте синим или зелёным цветом соответствующие клеточки.(синий – твёрдый, зелёный – мягкий)В каком слове есть оба этих звука? (Сосиски.)
3) Замена звуков [С] и [С'] в слогах.- Скажите со звуком [С] вместо [С'], а [С'] вместо [С]: СЯ (СА), СИ(СЫ), СЮ, СО, АСУ, УСЯ, ЭСО, ИСЫ, ЭСЕ и т.д.
4) Различение слов по звуковому составу.(звуковая культура речи)
V - Чем отличаются слова: вес - весь, носы - носи, ко-си - ко-сы, скучать-стучать, сладость-слабость, слой-слон, сова-слова, свет-совет, сон-соль, свечка-овечка, ясли-если, осень-ясень"?
5) Физкультминутка.
Мы подуем высоко: - с-с-с.(Произнося звуки, дети встают на носочки поднимают вверх руки.)Мы подуем низко: - с’-с’-с’.(Приседают.)Мы подуем далеко: - с-с-с.(Выпрямляются, наклоняются вперёд, вытянув руки.)Мы подуем близко.- с’-с’-с’(Стоят прямо, руки подносят ко рту.)
6) Упражнение «Лесник» (формирование грамматического строяи звуковая культура речи) Для начала проанализировать слово ЛЕС. (положение звука и твёрдость звука)
Дети подводятся к образованию однокоренных слов и учатся разным способам глагольного словообразования. В ситуации рассматривания картинок или просто введения в воображаемую картину дети учатся подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Лес.) Кто следит за порядком в лесу, охраняет его? Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая)
7) Упражнение «Скажи, какой?» (обогащение словаря) Цель: называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
- Послушайте стихотворение М.Щеловановой «Утро». Запомните слова со звуками [ С, С’], которые встретятся вам в стихотворении.
- Какое сегодня утро?
- Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь. - Почему же плохое утро?
- Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день. - Почему же не будет солнца?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце! И прохладная синяя тень.
- О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами об этом
дне? Подберите слова, близкие по смыслу слову хмурый. (Дождливый, грустный, скучный, неприветливый.) А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова,
близкие по смыслу к слову «солнечное». (Веселое, радостное, голубое, безоблачное.) Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным? - Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому?(Грустит, печалится, расстроился, рассердился.)
- А есть такие слова и выражения, которые выражают смыслне совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа,иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?
IV.Знакомство с буквой С (рис. на с. 29).
- Это буква «эс». Какие два звука согласных она обозначает?
- Как вы заштрихуете эту букву?
- На что похожа буква С?
Полумесяц в небе тёмном Буквой С повис над домом. (В. Степанов)
- При наличии времени можно нарисовать на доске букву С и предложить детям превратить С в месяц.
8) Упражнение на отработку дикции
Са – са – са – в лесу бегает лиса. Со – со – со – у Вовы колесо. Су – су – су – было холодно в лесу. | Слоны умны, Слоны смирны, Спокойны и сильны. |
V. - Какую букву вы сегодня узнали?
- Какие звуки она обозначает?
- Чем отличаются звуки [С] и [С']?
- Что у них общего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.
Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»
Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных вид...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звук Ж.
Знакомство со звуком Ж, с характеристикой звука. Определение позиции звука в слове. Воспитание стремления говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка....
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы
Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...
Методическая разработка открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква «Ц»»
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с буквами и звуками.Познакомить с согласным твердым согласным звуком «Ц»...
25.03.2023г. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [В] и [В] буква В.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группеТема: Звук [В] и [В'] буква В.Цель: знакомство со звуками [В и В'], буквой В.Задачи:Образовательные: определять на слух звук [В и...
Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».
Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...