«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»
статья (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Ефимова Валентина Геннадьевна

 

Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystupl_itogovoe.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу

 «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания

и развития «Детский сад  2100»

Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных видах деятельности.

Хочу рассказать, как проходило обучение грамоте, совершенствование и развитие речи в подготовительной группе. Мой многолетний опыт показал, что необходимо проводить дополнительную работу к специально организованной образовательной деятельности детей,  имеющих проблемы в речевом развитии.

Часто встречающиеся трудности: не умение определять на слух звуки речи, дифференцировать их, слабо развитый фонематический слух, слуховое внимание и другие (бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, слабо развитая связная речь). 

 Учитывая данные проблемы, после проведенного анкетирования родителей в старшей группе, я организовала кружок «Речевик». Работу построила по этапам («Звуковая культура речи», «Словарный запас», «Грамматические навыки», «Связная речь»).

В первый год работы кружка больше внимания уделяла формированию у детей общей ориентировки в звуковой системе языка. Как известно, основным при обучении звуковому анализу является «интонирование». Дети учились протяжно произносить звуки слова, или выделять его голосом, различать на слух, находить местоположение звука в слове; рассказывали, в каком положении находится артикуляционный аппарат, используя при этом зеркала. Чтобы ясно излагать свои мысли и понимать других людей, учила правильно использовать слова в речи, синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением. Для развития связной речи придумывали истории, фантастические рассказы и сказки, что особенно увлекало детей.

Мои воспитанники научились приёмам определения количества слогов в слове, а также определения «длинных и коротких» слов. В подготовительной группе кружковую работу я продолжила. Использование такой формы обучения пробудило у детей интерес к новым знаниям. Дети играли в дидактические игры с буквами, со словами;  отгадывали кроссворды, схемы, решали ребусы.  

Занятия детей в кружке, позволили им с наименьшими трудностями обучаться по курсу «По дороге к Азбуке», основной акцент которого ставится на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Исходя из ФГТ («Федеральных  государственных  образовательных требований»), устанавливающих принципиально иной способ взаимодействия, использовала принцип интеграции образовательных областей. Все это способствовало  повышенному интересу, активности моих воспитанников. Конспекты, предложенные в методических рекомендациях, перерабатывала, регулируя объём учебного материала.

На каждом занятии детей ожидали приключения игрушек – персонажей: Ёжика, Лисёнка, Мудрой Совы. В ходе этих событий происходило знакомство с новым звуком, его артикуляторной и акустической характеристикой, и условным звуковым обозначением. Сюжетные картинки использовала для работы над связной речью. Дети пересказывали прослушанную историю или составляли свой рассказ по картинке, или же я рассказывала первую часть истории о приключениях героев, а продолжение истории придумывали самостоятельно.

Известно, что старшие дошкольники тяжело усваивают абстрактные понятия. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение. Поэтому я использовала звуковую символику: каждому звуку соответствует определённая звуковая картинка. Запоминая эти картинки, дети не только чётко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыками соединения звуков в слове.

У каждого звука есть свой хозяин: человечек «звуковичок». С его помощью дети определяют акустическую характеристику звука.

Разнообразные речевые  и дидактические игры способствовали развитию умений у детей звукового и слогового анализа, а игры «Разгадай ребус», «Отгадай загадку», «Реши пример» - развитию логического мышления.

Для подготовки руки ребёнка к письму, неоценимую помощь оказывали прописи по данному курсу. Эту работу планировала в совместной и самостоятельной деятельности утром или после сна.

В группе систематически обновляла и пополняла предметно–развивающую среду. При подборе игр учитывала их направленность на развитие речи детей, а также на развитие высших психических функций. Большую помощь в образовательной деятельности оказывали родители моих воспитанников.

Благодаря правильно спланированной и проведенной работе, 95% моих воспитанников в полном объеме овладели звукослоговым анализом, что является основой для формирования чтения и письма. Научились осознанно употреблять слова и правильно согласовывать их в предложении, составлять рассказы и пересказывать тексты, приобрели навыки учебной деятельности, умение работать в коллективе. Как правило, эти дети не испытывают трудностей в обучении грамоте в школе, что подтверждает просмотр открытых уроков, беседа с учителем начальных классов и родителями выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...

Комплексно-тематическое планирование по Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

Комплексно-тематическое планирование поТеме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»...

Программа психолого-педагогической коррекции развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Представленная здесь программа обеспечивает расширение и активизацию речевого запаса слов, автоматизацию усвоенных навыков  в свободной и самостоятельной речи....

Презентация к НОД по теме "Звуки [ЙА]" для детей старшего дошкольного возраста по курсу "По дороге к азбуке"

Презентация к НОД по теме  "Звуки [ЙА]" для детей старшего дошкольного возраста по курсу "По дороге к азбуке"...

Ознакомление с поэтическими произведениями при реализации программы третьего часа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Основная часть образовательной программы предполагает небольшое количество занятий, связанных с ознакомлением с поэтическими произведениями и их заучиванием (в среднем 4 – 5 занятий в год). Поми...

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности...