Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Трохинина Инна Юрьевна

Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (применение резиновых массажных мячиков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

с использованием резиновых массажных мячей

в старшей группе.

 Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.

Учителя-логопеда МБДОУ ЦРР д/с № 2 «Сказка»

Трохининой Инны Юрьевны

2012 год

Цель: формирование правильной артикуляции звука Ж, фонематического восприятия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные (образовательная область «Коммуникация»)

  1. уточнение и активизация словаря по теме «Фрукты и ягоды»
  2. совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных  с существительными в единственном и множественном числе, согласование прилагательных  с существительными в роде, согласование числительных с существительными в единственном и множественном числе).

Коррекционно-развивающие (образовательные области «Здоровье», «Социализация», «Познание»)

  1. Развитие цветовосприятия и закрепление знаний основных цветов.
  2. Развитие артикуляционного праксиса, тактильных ощущений.
  3. Совершенствование речевого слуха, зрительного восприятия, внимания и мышления.

Коррекционно-воспитательные (образовательная область «Социализация»)

  1. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности
  2. Воспитание вежливости, доброжелательности, отзывчивости.

Оборудование:

Зеркало, салфетка, массажный резиновый мячик, игрушка ёжика (желательно резиновая), предметные картинки, в названии которых, есть звук «Ж».

Ход занятия:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 «Игра с мячом»

 Здравствуй, проходи. Давай с тобой поиграем. Я называю разные предметы, а ты ловишь мяч только тогда, когда я назову фрукты. Молодец!

А теперь, посмотри на доску (на доске висят картинки с фруктами).Мы будем по очереди называть фрукты и их цвет. (ребёнок и логопед называют по очереди картинки и бросают друг другу мяч).

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Развитие мелкой моторики, обучение приёмам самомассажа рук резиновым массажным мячом.

Логопед: посмотри, к нам из леса пришёл маленький ёжик, он принёс нам в подарок корзинку с фруктами.

Ёжик живёт в лесу, у него много друзей: белка с бельчатами, заяц с зайчатами. Но есть у ёжика и враги, которые могут его обидеть: лиса, филин. Когда ёжик сердится, он фыркает и пытается уколоть обидчика своими иголками.

Давай покатаем ёжика по ладошкам и по ручкам и почувствуем, острые у него иголки или нет? (сначала логопед сам делает ребёнку массаж ладоней и предплечий, затем отдаёт ребёнку резиновый мячик и ребёнок сам катает по ладошкам и предплечиям своих рук).

2.Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Логопед: наш ёжик дышит очень смешно и интересно, давай повторим за ним:

- вдох и выдох через рот ( повтор 3-5 раз)

- вдох через нос, выдох через рот толчками двумя  равными порциями (повтор 3-5 раз)

- вдох через нос, выдох через рот толчками двумя неравными порциями (повтор 3-5 раз)

Логопед: ёжик приглашает нас в гости . Пойдём!

Артикуляционная гимнастика.

- Домик открывается (упражнение «Окошко»)

- вокруг домика забор (упражнение «Заборчик»)

-на крыше домика ёжика труба (упражнение»Трубочка»)

- ёжик улыбается , он рад , что мы пришли к нему в гости (упражнение «Улыбочка»),

Чередовать упражнения «заборчик» -«трубочка»,

Чередовать упражнения «улыбочка» - «трубочка»

- домик открылся и мы встали на порожек (упражнение «лопаточка»)

- ёжик пригласил нас к столу и накормил вкусным вареньем ( упражнение «вкусное варенье»)

- Ёжик налил нам чашечку чая (упражнение «Чашечка»)

- В своей кладовке ежик показал нам много грибов, он запасает их на зиму ( упражнение «грибочек»

3. Уточнение артикуляции звука «Ж»

Логопед: ёжик хочет посмотреть научиться говорить звук «Ж». Посмотри сначала на меня (логопед показывает правильную артикуляцию звука «Ж») давай сделаем вместе…. А теперь ты один.

- губы слегка округлены

- зубы либо сжаты, либо сближены

- широкий кончик языка приподнят к переднему краю твёрдого нёба и образует с ним щель.

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают струю воздуха по бокам.

- посередине языка идёт тёплая воздушная струя воздуха, которая ощущается ладонью руки

4. Автоматизация звука «Ж» в слогах.

Игра «Повтори слоги»

Ёжик:  проговори слоги, чётко произнося звук «Ж»

ЖА-ЖА-ЖА

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ

ЖИ-ЖИ-ЖИ

ЖА-ЖЕ-ЖИ

ЖИ-ЖЕ-ЖА

Игра  «Добавь слог «ЖИ»

Чи – ЖИ

Па- ЖИ

Е – ЖИ

Эта- ЖИ

Но – ЖИ

Гара-ЖИ

Стра- ЖИ

Игра «Посчитайка»

Ёжик: Посмотри, какие у меня интересные картинки,  давай с тобой посчитаем ёжиков (ужей, ножи, жёлуди) до десяти

Один ёжик, два ёжика,………..десять ёжиков

(так же с другими словами)

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук»

Логопед: ёжик хочет поиграть с тобой (игры проводим от лица героя – Ёжика)

Ёжик: я буду называть звуки, и как только ты услышишь звук «Ж» - хлопни в ладоши

Ж Д П Ж М В  Н Ж А Б Ж К Ж И Ж

Молодец !, справился.

  1. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Логопед: ёжику очень понравилось с нами играть, но ему пора домой. Ты молодец!

Давай попрощаемся с ним. (Ёжик уходит домой). А дома расскажи маме, что к нам приходил ёжик, какие упражнения мы делали вместе с ним  и в какие игры мы с ним играли.

До свидания!

Литература:

  1. Арбекова  Н.Е. Развиваем связную речь у детей с ОНР. – М.:ГНОМ, 2011.
  2. Буйко В.Н. Чудо-обучайка. – Екатеринбург: «Литур», 2006.
  3. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб. :Дельта, 1998.
  4. Нищева Н. В. Картотека упражнений для автоматизиции правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  5. Рыбина. А.Ф. коррекция звукопроизношения у детей. – Волгоград: «Учитель», 2001.
  6. Суздальницкая. Т.Р. Речевой материал по автоматизации звукопроизношения. – М.: Айрис-прес, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы "Дифференциация звуков З - Ж в слогах и словах"

Задачи: уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развива...

Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р]. Автоматизация в слогах и словах.”

Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р].  Автоматизация в слогах и словах” для воспитанников старшего возраста.Автор:  Карташова Евгения Олеговна,  учитель-логопед МАДОУ ЦРР-дет...

Конспект фонетического логопедического занятия с детьми с ОВЗ в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков [д] – [т]»

Фонетическое логопедическое занятие включает в себя игры на развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ, фонетическую и фонематическую работу со слогами, словами, предложениями по теме, работу с &quo...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ по развитию элементарных математических представлений в старшей группе. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

ЦЕЛЬ: Закрепить представления о геометрических фигурах.ЗАДАЧИ: Образовательные: закрепить умение соотносить геометрические фигуры по цвету, сформировать умение находить предметы, обладающие ...