Методическая разработка открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква «Ц»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с буквами и звуками.
Познакомить с согласным твердым согласным звуком «Ц»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)
Согласовано:
Методист __________________
Фрадкина И.В.
Методическая разработка
открытого занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Звук и буква «Ц»»
Автор: воспитатель СП-7 Баринова Лариса Вячеславовна
Москва, апрель 2018
Организационная форма:
Открытый показ занятия для воспитателей.
Реализация образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Цель:
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с буквами и звуками.
Познакомить с согласным твердым согласным звуком «Ц»
Задачи:
- Способствовать развитию звуко – буквенного анализа.
- Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность.
- Закреплять умение определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце).
- Познакомиться с условным обозначением звука «Ц» – синий квадрат.
- Познакомить с печатной буквой «Ц» как письменным знаком звука «Ц».
- Вырабатывать навык написания печатной буквы «Ц».
- Помогать детям осваивать фонетический разбор слов.
- Формировать умение записывать предложение условным обозначением.
Предварительная работа:
Чтение передовой психолого - педагогической литературы в области «Речевого развития», наблюдение и опыт.
Оборудование и материалы:
Слоговые шарики, лепестки с буквами, счетные палочки, карандаш, прямоугольник, синий квадрат, картинки: цапля, цветы, цыпленок, заяц.
Методы и приёмы:
Показ, пояснение, игровые приемы, самостоятельная деятельность детей.
Используемая литература:
1.Е.В. Колесникова «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет», учебно – методическое пособие к рабочей тетради «от А до Я»./ Е.В. Колесникова. – М.:Ювента, 2016.
2. Е.В.Колесникова 2Звуки и буквы», учебно- методическое пособие к демонстративному материалу «Звуки и буквы2. Для занятий с детьми 5-7 лет./ Е.В. Колесникова. – М.:Ювента, 2016.
3.Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова «От А до Я»./Е.В. Колесникова. – М.:Ювента, 2017
4.Демонстрационный материал «Звуки и буквы»./ Е.В. Колесникова. – М.:Ювента, 2016.
Ход занятия:
Воспитатель: я посмотрю, какие вы у меня внимательные и смышлёные, отгадайте загадки
( картинки – отгадки вывешиваются на доску)
Игра: «Загадки и отгадки»
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
Дети: Цапля
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают.
Медом угощают.
Дети: цветы.
Был белый дом,
Чудесны дом,
Вдруг что-то застучало в нем.
Разбился домик – и оттуда
Живое выбежало чудо.
Дети: цыпленок
Воспитатель: Я показываю на картинку, а вы говорите, что на ней нарисовано;
Дети: Цапля, цветы, цыпленок.
Воспитатель: Какой первый звук слышится?
Дети: «Ц»
Воспитатель: Какой это звук: гласный или согласный и почему?
Дети: согласный, имеет преграду – зубки
Воспитатель: как обозначается звук «Ц» на схемах?
Дети: синим квадратом.
Воспитатель: Как произносится этот звук?
Дети: твердо.
Воспитатель: Звук «Ц» бывает только твердым, у него нет мягкой пары.
Ребята, звук «Ц», как и вы очень любит играть и в словах все время прячется то в начало, то в средину, то в конец. Давайте вместе его поищем.
Но прежде давайте вспомним: как обозначаются схемы слов?
Дети: прямоугольником
Воспитатель: Почему у вас на столах синие квадраты?
Дети: «Ц» - согласный, твердый.
Воспитатель называет слова: цветы, огурец, цапля, продавец, крыльцо, дети определяют место звука в слове.
Физкультминутка
Воспитатель: На письме звук «Ц» обозначается письменным знаком, это буква «Ц» (воспитатель прикрепляет на доску букву «Ц»)
Послушайте шуточное стихотворение про букву «Ц»:
Молотком работал Петя
Целых три часа подряд,
Сколотил из трех дощечек
Букву Ц – и очень рад.
А мы с вами попробуем из палочек построить букву «Ц» (дети из счетных палочек строят букву).
А теперь взяли карандаши в руки и напишем в воздухе буку «Ц», подуйте на букву, чтобы все написанные вами буквы прилетели ко мне.
Посмотрите, пока буква «Ц» летела, она нашла себе друзей и ко мне прилетели «Слоговые шарики».
Давайте их прочитаем, сначала я читаю, а вы за мной повторяете (дети повторяют за воспитателем слоги, а затем читают самостоятельно).
Воспитатель: как вы сильно дули, у меня на цветке все лепесточки перемешались
Игра: «Цветок»
Воспитатель предлагает детям отгадать, какое слово спряталось среди лепестков цветка.
На цветок ты посмотри,
Слово там ты отыщи.
Дети: Заяц
Воспитатель вешает картинку веселого зайца на доску и говорит, что заяц их благодарит, предлагает произвести фонетический разбор слова.
Дети: «З» - согласный, твердый, звонкий;
«А» - гласный;
«Я» - гласный;
«Ц» - согласный, твердый
Воспитатель: сколько слогов в этом слове?
Дети: два (две гласные).
Воспитатель: посмотрите на картинку, составьте предложение со словом «заяц»
Дети: заяц весело скачет.
Воспитатель: запишите его в виде схемы (дети записывают предложение в виде схемы).
Воспитатель подводит итог занятию:
- О чем сегодня мы говорили?
- Что мы узнали о звуке и букве «Ц»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Вот так Африка!"
Интеграция образовательных областей:«социально-коммуникативное развитие» - способствовать развитию свободного общения взрослого с детьми, активизировать речевую деятельность, развивать навыки сотрудни...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Моя любимая игрушка"
Цель. Обучение детей составлять рассказы на темы из личного опыта....
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Веселый огород».
Воспитание экологической культуры детей через знакомство с дарами природы и их пользой.Расширить представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, месте их произрастания;Формировать н...
методическая разработка Открытый урок по развитию речи в младшей группе Тема:Сказка репка по картинкам
Развивать внимание детей, активизировать словарный запас, формирование у детей желания рассказывать вместе с воспитателем, побуждать детей внимательно слушать и повторять за воспитателем...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве З и звуках [З] - [З’].Задачи:Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить предста...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит»
1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы2.Задачи: Образовательные: -уточнить и обогатить знания детей о русских наро...
Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: "Ранняя весна"
Представленный в методической разработке материал позволит обобщить знания детей по теме: "Раняя весна", обогатить их словарный запас, помочь усвоить граматические категори...